Общие правила и установки консультанта
Прежде чем перейти к специфическим правилам и требованиям к работе консультанта, мы посчитали целесообразным изложить наиболее общие из них, обычно опускаемые в специальной литературе. 1. Проводя сессию, консультант должен быть сыт, так как в противном случае мысли о еде, к которым приводит неудовлетворение одной из базовых потребностей, будут сильнее мыслей о клиенте. 2. Консультант должен быть сексуально удовлетворен, иначе увеличивается вероятность появления контрпереноса либо проецирования собственных проблем на клиента (в более широком контексте следует говорить об умении консультанта работать со своими сексуальными проблемами). 3. Консультант должен находиться в ясном состоянии сознания. Недопустима сонливость, прием транквилизаторов, алкоголя, наркотиков. В процессе консультирования особую важность приобретают профессиональная компетентность, личностные качества и установки консультанта. Следующие общие правила делают процесс консультирования более эффективным. 1. Правило уникальности: все люди отличаются друг от друга, поэтому каждая ситуация консультирования уникальна и неповторима. 2. Правило динамичности: консультирование — не статичный, а динамический процесс, поэтому клиент и консультант постоянно изменяются в соответствии с их отношениями. 3. Правило ответственности: лучший эксперт проблемы — сам клиент, поэтому необходимо помочь ему принять ответственность за решение его проблем. 4. Правило безопасности: чувство безопасности клиента важнее, чем представления консультанта о необходимости прояснить те или иные аспекть!~ситуации, т.е. неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
5. Правило профессиональной компетентности и включенности: помогая клиенту, консультант должен использовать все свои профессиональные и личностные возможности.
6. Правило нестабильности: в процессе консультирования улучшения часто сменяются ухудшениями, поэтому не следует ожидать успеха от каждой отдельно взятой встречи. 7. Правило профессиональных ограничений: компетентный консультант осознает уровень своей профессиональной квалификации и собственные ограничения, отвечает за соблюдение этических норм и оказание необходимой помощи клиентам. 8. Правило мультипарадигмальности: для решения каждой проблемы можно использовать различные теоретические подходы, поэтому психолог должен развивать обобщенную теорию. 9. Правило безоценочности: консультант не должен оценивать клиента или давать ему советы; его задача — дойти с клиентом до уровня осознания им своей проблемы. 10. Правило принятия неразрешимых проблем: некоторые про Эффективное консультирование — это процесс, который осуществляется вместе с клиентом, но не вместо него. Существуют также определенные ролевые функции консультанта, к которым относятся: S построение отношений консультанта с клиентом на взаимном доверии; S выявление того, как сами клиенты себя понимают, опора на их интуицию, опыт и ресурсы; S фокусирование внимания консультанта на реальных обстоятельствах жизни клиентов, выявление позитивных ресурсов и сильных сторон клиентов; * создание вокруг клиентов доброжелательной и принимающей психологической атмосферы; S отслеживание и минимизация консультантом собственных попыток манипулирования клиентом;
S постоянное совершенствование консультантом своей профессиональной деятельности в области консультирования (овладение новыми знаниями, умениями, техниками; рефлексия; прохождение супервизии и др.). И, наконец, самое важное правило, о котором часто забывают психологи — консультант не должен знать больше клиента. Это значит, что «наивный» консультант пытается понять клиента, его представления о проблеме, о нем самом и об окружающем мире в противовес «всезнающему» консультанту, который может определить проблемы клиента уже по тому, как последний входит в дверь. Вопросы для самоконтроля 1. Расскажите о специфике профессиональной деятельности психолога-консультанта. 2. Перечислите ролевые функции психолога-консультанта. 3. Перечислите требования к личности консультанта. 4. Какие личностные качества психолога-консультанта способствуют эффективности процесса консультирования? 5. Перечислите цели и задачи деятельности психолога-консультанта. 6. Как ценности консультанта проявляются в процессе консультирования? 7. На каких этических нормах строится психологическое консультирование? Литература Гринсон P.P. Техника и практика психоанализа. М., 2003. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. М., 2002 Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб., 2001 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000. Глава 3 ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 3.1. Подготовка психологов-консультантов 3.2. Супервизорство в профессиональном становлении психолога-консультанта 3.3. Развитие профессиональной идентичности психолога-консультанта 3.4. Влияние профессиональной деятельности на личность психолога 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|