Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система профессиональных ценностей консультанта




Система ценностей чаще всего определяется как важнейший фактор организации жизнедеятельности, механизм регуляции активности и показатель зрелости личности. Под ценностью обычно понимается явное или неявное характерное для человека (группы) представление «о должном»1, влияющее на выбор воз­можных средств, вариантов, типов и целей действия. Социальные ценности, преломляясь через внутренний мир и жизненный опыт человека, образуют индивидуальные ценностные ориентации. Проблема последних особенно важна для профессий типа «человек-человек», к которому относится и профессия психолога-консуль­танта.

Профессиональная деятельность психолога направлена на по­знание, понимание личности другого человека. Очевидно, что каждый человек имеет собственную уникальную систему ценност­ных ориентации, которая определяет его представления об окру­жающем мире и принимаемые им решения относительно каждой проблемы. Таким образом, от психолога требуется не только глу­бокая профессиональная подготовка, но и особое «профессио­нальное видение мира», предполагающее наличие специфической системы ценностей.

Явно или неявно профессиональные ценности включаются в любую психологическую теорию консультирования и психотера­пии. Важность ценностей подтверждает исследование М.А. Ту­линой, показавшей, что в создании системной теории профессио­нальной деятельности (систематической эклектики) психолог

Как известно, ценности не могут быть отождествлены со знаниями, так как «суждения о должном» нельзя вывести из «суждений о сущем» (Д. Юм).


может использовать самые разнообразные теоретические построе­ния, гипотезы, понятия, конструкты, модели, метафоры и анало­гии, если соблюдается подчиненность разработок общеопределяе­мым профессиональным ценностям. Содержание ценностей реа­лизуется в профессиональной этике психолога.

В работе психолога тесно переплетаются личные и профессио­нальные ценности.

Пример. За консультацией обращается женщина 27 лет, имею­щая двоих детей. Она беременна в третий раз. Свою проблему жен­щина формулирует следующим образом: «Муж хочет третьего ребен­ка, а я не знаю, что делать. Яфилолог, окончила университет, но ни дня не работала. Боюсь, что вся жизнь уйдет, а я ничего не успею сделать. Скажите, рожать мне третьего ребенка или нет?» Консуль­тантженщина, не состоящая в браке и очень высоко ценящая возможность профессиональной самореализации. В данном конкрет­ном случае личные и профессиональные ценности консультанта вхо­дят в противоречие.

Для психолога особую важность приобретают следующие воп­росы: в какой степени консультирование должно носить характер ценностной дискуссии, а также в какой степени личные ценности консультанта должны быть представлены в процессе консульти­рования? На этот счет существуют две противоположные точки зрения:

1. Консультант должен быть объективным, ценностно-нейтраль­ным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему.

2. Консультант должен открыто и ясно демонстрировать кли­енту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть ней­тральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает оправданным пагубное с социальной, мо­ральной и правовой точек зрения поведение.

Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, то невозможно полностью исключить личные ценности из консуль­тативного процесса. Основываясь на своих предпочтениях, убеж­дениях, ценностях, консультант имеет собственные представления о том, что полезно для его клиента. Каждый раз ему приходится решать дилемму: работать исходя из собственных ценностей или из предпочтений клиента.

В повседневном общении мы свободно высказываем свою точ­ку зрения на ряд вопросов. В консультативном процессе такое по^ ведение может нанести вред клиенту. Например, когда клиент просит конкретный совет по жизненно важному вопросу, психо-


лог может попасть в следующую ловушку. Если данный психологом совет не помог, клиент перекладывает всю ответственность на кон­сультанта и чувствует разочарование в консультировании. В слу­чае, когда совет оказался эффективным, клиент получает позитив­ное подкрепление и в следующей сложной ситуации опять отпра­вится за помощью к психологу, не пытаясь решить проблему са­мостоятельно.

Иллюстрацией может послужить следующая притча из ЭСТа. в изложении Л. Рейнхарда.

«Если мы посадим крысу в лабиринт с четырьмя тоннелями и всегда будем класть сыр в четвертый тоннель, крыса через некоторое время научится искать сыр в четвертом тоннеле. Хочешь сыр? Зип-зип-зип в четвертый тоннель — вот и сыр. Опять хочешь сыр? Зип-зип-зип в четвертый тоннельвот и сыр.

Но через некоторое время великий бог в белом халате кладет сыр в другой тоннель. Крыса зип-зип-зип в четвертый тоннель — сыра нет. Крыса выбегает. Опять в четвертый тоннель. Сыра нет. Выбе­гает. Через некоторое время крыса перестает бегать в четвертый тоннель и поищет где-нибудь еще.

Разница между крысой и человеком проста — ЧЕЛОВЕК БУДЕТ БЕГАТЬ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ ВЕЧНО! ВЕЧНО! ЧЕЛОВЕК ПОВЕРИЛ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ. Крысы ни во что не верят, их интересует сыр. А человек начинает верить в четвертый тоннель и СЧИТАЕТ, ЧТО ПРАВИЛЬНО БЕГАТЬ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ЕСТЬ ТАМ СЫР ИЛИ НЕТ. Человеку боль­ше нужна правота, чем сыр»-.

Консультант должен учитывать последствия своего влияния на выбор клиента. Для этого необходимо осознание собственных ценностей и умение не предъявлять их клиенту в виде образца для подражания. Важным критерием уровня развития профессио­нализма является степень интегрированности профессиональных и личных ценностей консультанта в непротиворечивую форму.

Ценностная позиция консультанта не подразумевает нраво­учений или морализаторства. Ценностная нейтральность психоло­га — ключевой момент терапевтических отношений. Быть ценност­но-нейтральным не означает прятать свои истинные чувства от кли­ента под профессиональной маской. В отдельных случаях предъ­явление консультантом собственной ценностной позиции может оказать огромный психотерапевтический эффект.

По мнению Дж. Корри, консультант, желая избежать ценност­ных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам, в частности, вопросам семьи, секса, абортов, религии, наркотиков, службы в армии. Консуль-


танту важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и в то же время избежать навязывания собственных установок клиентам. В про­цессе консультирования важно помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностных ориентации и принять самостоя­тельное решение. Иногда в процессе консультирования изменяет­ся не только поведение клиента, но и его ценности. Консультант не дает готовых советов — он только расширяет зону осознавания клиента, а последний ищет решения и делает выбор на основе собственных ценностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...