Классификация пластичных смазок по ГОСТ 23258-78
Продолжение табл. 5.1
Антифрикционные смазки (около 70 марок, самая большая группа). Применяются для смазывания грубых и высоконагруженных узлов трения транспортных средств (подвесок ходовых частей, рессор), горнодобывающего оборудования, различных узлов индустриальных механизмов (конвейеров, сельскохозяйственных машин), подшипников, электродвигателей и т.д. К ним относятся солидол, Литол-24, Фиол-1, ЦИАТИМ-221 и др.
Защитные и консервационные смазки. Служат для предохранения металлических поверхностей от коррозии, кожаных изделий от высыхания и гниения. Эти смазки наносят на металлические поверхности в нагретом до 100-110оС состоянии, а при расконсервации смывают органическим растворителем или горячей водой. Наиболее известные представители - Мовиль, Мольвин-МЛ, используемые для защиты от коррозии внутренних труднодоступных поверхностей кузовов автомобилей. Уплотнительные смазки (14 марок) применяют в качестве уплотнительной среды в резьбовых соединениях, трубопроводной и запорной аппаратуре, в узлах соединения вакуумных систем и т.д. Канатные смазки - влагостойкие и низкозастывающие, рассчитанные для работы при -50оС, используют для пропитки сердечников при изготовлении силовых стальных канатов при их эксплуатации в горнодобывающем и подъемно-транспортном оборудовании. Также среди антифрикционных рассматриваются: - автомобильные смазки (Литин-2; АМ-карданная; Литол 459/5; ЛСЦ-15 и пр.); - железнодорожные смазки (ЛЗ-ЦНИИ; ЖРО; Кулисная ЖК; ЦНИИ-КЗ; ЖТ-72 и пр.); - морские смазки (АМС-1; АМС-3; МС-70; МУС-3А; МЗ); - авиационные смазки (Эра; АТЛАНТА; Сапфир; СЭДА; Свинцоль-01; НК-50; № 9); - индустриальные смазки (Униол-2М/2; ИП-1(Л, З); ЛКС-2 и т.п.); - буровые смазки (Долотол Н; Долотол АУ; Долотол НУ; Геол-1; Пластол); - электроконтактные смазки (ВНИИНП-248, 502; Электра). Большая часть смазок как по ассортименту, так и по объемам производства относится к первым двум группам. Для приготовления антифрикционных смазок применяют в основном мыльные загустители, для консервационных - углеводородные. С точки зрения применения пластичные смазки наиболее эффективны при высоких температурах и контактных нагрузках, в узлах трения, работающих периодически или с частым изменением направления движения. Смазки хорошо герметизируют узлы трения, при их использовании снижаются затраты на смазочные материалы и обслуживание механизмов. Также существует классификация по консистенции. По консистенции смазки разделяют на пластичные, полужидкие и твердые. Пластичные и полужидкие смазки представляют собой коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды, дисперсной фазы, а также присадок и добавок. Твердые смазки до отвердения являются суспензиями, дисперсионной средой в которых служит смола или другое связующее вещество и растворитель, а загустителем - дисульфид молибдена, графит, технический углерод и т.п. После отвердения (испарения растворителя) твердые смазки представляют собой золи, обладающие всеми свойствами твердых тел и характеризующиеся низким коэффициентом сухого трения.
За рубежом широко используют классификацию смазок по пенетрации. Выбор мыла: при прочих равных условиях наиболее крупные волокна характерны для натриевых смазок (до 80 мкм), короткие - для литиевых (2- мкм) и кальциевых (1-3 мкм). Дисперсная фаза алюминиевых смазок образована аморфными микросферическими частицами менее 0,1 мкм. Для мицелло- и структурообразования важным фактором является температура: коллоидно-химические процессы в производстве смазок происходят при непрерывно изменяющейся температуре и полностью не заканчиваются по завершению их приготовления (при охлаждении до 30-40оС). Поэтому необходимо осуществлять "дозревание" смазок в течение 1-2 дней при покое и комнатной температуре. однако для многих смазок равновесное состояние не достигается и они меняют со временем свойства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|