Во время консультативной сессии
На сегодняшней сессии я применил следующие приемы: 1. Активное слушание клиента __________________________ 2. Прояснение потребностей и желаний клиента __________________ 3. Поддержка клиента _______________________________________
4. Интерпретация проблемы клиента ___________________________ 5. Конфронтация с клиентом __________________________________ 6. Директивные указания _____________________________________ 7. Дыхательные упражнения __________________________________ 8. Выявление искажений в схемах мышления клиента ______________ 9. Концентрация на проблеме _________________________________
10. Упражнения, направленные на осознание клиентом своего тела ___________ 11. Активное воображение ____________________________________ 12. Предоставление клиенту важной для него информации __________ 13. Проработка сновидения клиента ____________________________ 14. Установление связи между теперешней проблемой и собы- тиями прошлого 15. Проработка отношений «клиент-психолог» ___________________
16. Облегчение выражения клиентом испытываемых им чувств словами ('вербализация') 17. Упражнения, направленные на повышение «социальной компетентности» клиента; 18. Упражнения на расслабление ______________________________ 19. Упражнения на десенсибилизацию __________________________ 20. Создание атмосферы, облегчающей клиенту проявление эмоций __ 21. Обсуждение иррациональных мыслей и установок _____________ 22. Обсуждение домашних заданий ____________________________ 23. Целенаправленное стимулирование активности клиента _________ 24. Ролевая игра ____________________________________________ 25. Психодраматизация с участием значимых для клиента людей ____
26. Проработка сопротивления, оказываемого клиентом проис- ходящим в нем изменениям 27. Проработка ситуаций, которые могут вызвать рецидивы ________ 28. Прочие приемы ___________________________________ ]_____ Приложение 3 ЭТАПЫ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ Установление консультативного контакта: S установите доверительные отношения; S дайте краткое определение целей и задач консультирования; ■S выявите и скорректируйте ожидания клиента от консультирования; S замотивируйте клиента на сотрудничество с вами; S оговорите и заключите контракт. Мультимодальное определение проблемы:
■S стимулируйте клиента на подробный рассказ о ситуации, которая привела его к вам: ■S выслушайте изложение проблемы клиентом; S определите локус жалобы клиента (на что, на кого жалуется); ■S уточните, как долго существует данная проблема; •/ выявите, какое влияние оказывает данная проблема на жизнь клиента; S спросите, как он относится к данной проблеме; */ помогите клиенту понять собственный вклад в проблему; •'помогите клиенту скорректировать проблему, если в его изложении она является неразрешимой или ее решение целиком зависит от других людей; S помогите клиенту ясно сформулировать его затруднения; S придите с клиентом к взаимопониманию относительно того, в чем именно заключается его проблема. Желаемые изменения: S помогите клиенту понять, что именно его не устраивает в сложившейся ситуации и что конкретно он хочет изменить; S скорректируйте ожидания клиента, если они нереалистичны и касаются изменений не себя или собственных отношений к кому-либо или чему-либо, а связаны с другими людьми; ■S определите маркеры, по которым клиент поймет, что желаемые изменения произошли. Альтернативные пути решения проблемы: «'помогите клиенту сформулировать различные пути решения проблемы; S выясните, какой способ является наиболее приемлемым; «'создайте экспериментальную ситуацию, в которой клиент мог бы апробировать новые формы поведения. Поиск ресурсов: S расспросите клиента о его сильных сторонах, возможностях и потенциях; S выясните у клиента, как он преодолевал сходные ситуации и на какие собственные ресурсы опирался; S обсудите с клиентом способы, при помощи которых он может получить поддержку. Экологическая проверка: S выясните, что нового было для клиента в консультации; S уточните (если это не первая консультация), изменилось ли что-нибудь в жизни клиента после вашей работы; ■S спросите, стал ли клиент вести себя по-другому в результате консультирования; ■S выясните, что именно он собирается делать сегодня (завтра), чтобы реализовать намеченное в ходе консультации; ■S выясните на повторных встречах, что сделал клиент из намеченной программы действий, и поддержите его в тех областях, где наблюдаются позитивные изменения.
ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1996. 2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М, 1996. 3. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: Практ. руководство. М., 1999. 4. Айзенк ГДж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии // Психолог, журн. 1994. Т. 15. № 4. 5. Айламазян A.M. Метод беседы в психологии. М., 1999. 6. Александров АЛ. Современная психотерапия: Курс лекций. СПб., 1997. 7. Алешина Ю.Е. Консультативная беседа // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М., 1996. 8. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999. 9. Аллен Е. Консультирование и психотерапия: сочетание методов, теории и практики. Новосибирск, 1987.
10. Атватер И. Я вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника // Психология влияния: Хрестоматия / Сост. А.В. Морозов. СПб., 2000. 11. Бачманова Н.В., Стафурина НА. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1985. Вып. 5. 12. Блайзер А. и др. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегра-тивный подход. М., 1998. 13. Бондаретсо А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000. 14. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб., 2001. 15. Бурлачук Л.Ф., Грабская ИЛ., Кочарян А.С. Основы психотерапии. Киев; М., 1999. 16. Бурлачук Л. Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб., 1999. 17. Бурцева ЕЛ. Размышляя о супервизии // Гештальт-2000: Сб. материалов Москов. Гештальт Института за 1999 г. 18. Васъковская О.В., Горностай П.П. Психологическое консультирование: Ситуационные задачи. Киев, 1996.
19. Ветер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. В 2 ч. М., 2001. 20. Вопросы практической психологии и психологического консультирования в ВУЗе. Л., 1984. 21. Горин СЛ. НЛП: Техники россыпью. М., 1999.
22. Горноа.шй П.П., Васъковская О.В. Теория и практика психологического консультирования. Киев, 1995. 23. Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа. М., 2003. 24. Гулина МЛ. Терапевтическая и консультативная психология. СПб., 2001. 25. Джейкобе Д., Дэвид П., Мейер ДД. Супервизорство: Техника и методы корректирующих консультаций. СПб., 1997. 26. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. М., 2002. 27. Доброе В.В. Консультативная работа: Опыт и проблемы // Конструктивная психология: Опыт и перспективы / Под ред. Б.И. Хасана. Красноярск, 1990. 28. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991. 29. Желязны Р. Мастер снов // Бог света. М., 1992. 30. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. М.; Киев, 1997.
31. Калмыкова Е.С. Исследования психотерапии за рубежом: некоторые методологические проблемы // Психолог, журн. 1992. № 6. 32. Кейсмент П. Обучаясь у пациента. Воронеж, 1995. 33. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. М., 2000. 34. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Москов. психотерапевт, журн. 1992. № 1. 35. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1990. № 3. 36. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб., 2001. 37. Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт: Работа с трудными клиентами. СПб., 2002. 38. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. 39. Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему..: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. М., 1995. 40. Лысюк Л.Г. Психологическое консультирование в Беларуси: проблемы профессиональной идентификации // Развитие психологии в Беларуси: История и современность: Сб. ст. респ. науч. конф. Мн., 2001. Ч. 2. 41. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. М., 1999. 42. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М., 1998. 43. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2000. 44. Метод беседы в психологии / Под ред. А.М. Айламазьян. М., 1999. 45. Минигалиева М.Р. Проблема понимания психологом клиента. Калуга, 1999. 46. Михал В. Диагностическое интервью // Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978. 47. Моховиков АН. Телефонное консультирование. М., 1999. 48. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2001. 49. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. Спб., 2000.
50. Немое Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студентов педвузов. М., 1999. 51. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование: Метод, пособие. СПб., 1993.
52. Огинская М.М., Розин М.В. Мифы психотерапии и их функции // Вопросы психологии. 1991. № 4. 53. Олифирович Н.И. Психологическое консультирование: Курс лекций. Мн., 2001. 54. Олифирович Н.И. Психологическое консультирование: Программно-методический комплекс. Мн., 2000. 55. Папуш М. Практическая психотехника. М., 1997.
56. Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия. Т. 1. Теория и методология. М., 1999. 57. Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997. 58. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1999. 59. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1995. 60. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.; Киев, 1997. 61. Сальникова Л.С. Телефон доверия. М., 1990. 62. Свободное тело / Ред.-сост. В.Ю. Баскаков. М., 2001. 63. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989. 64. Спиркина ЕЛ. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психолог, журн. 1994. № 15. 65. Техники консультирования и психотерапии: Тексты. М., 2000. 66. Уилбер К. Никаких границ. М., 1998. 67. Уолен С, ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия. М., 1997. 68. Уоллес В., Холл Д. Психологическая консультация. СПб., 2003. 69. Фэйдимен Дж, Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентиро-ванной психологии. М., 1996. 70. Хамитова И.Ю. Развитие профессиональной идентичности психотерапевта: Шесть стадий процесса супервизии // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 3. 71. Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса, 1992. 72. Цапкин ВЛ. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Москов. психотерапевт, журн. 1992. № 2. 73. Чуркин АЛ., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М., 2000. 74. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
75. Шекеди И., Кехели X., Дрейвер К. Супервизия — сложный инструмент психоаналитической подготовки // Москов. психотерапевт, журн. 1994. № 4. 76. Энрайт Дж. Заметки о гештальт-терапии (Избранные материалы) // Методические материалы к семинарам. СПб., 2000. 77. Янчук ВЛ. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. Мн., 2000. 78. Bergin A.E., Lamber M.J. The Evolution of Therapeutic Outcomes // Handbook of psychotherapy and behaviour change: An empirical and analysis / Eols S.Garfield, ABergin. N.-Y., 1978. 79. Brammer L.M., Shostrom EL. Therapeutic Psychology. 2nd ed. New Jersey, 1968. 80. Lasarus АЛ. Multimodal behavior therapy: Treating the «Basic Id» // J. of Nervous and Mental Disease. 1973.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|