Занятие 4. Профессиональные страхи
Цель: осознавание и проработка участниками собственных профессиональных страхов. Содержание: диагностика, обсуждение и коррекция профессиональных страхов. Ход занятия Процедура 1. Мое состояние Назначение: диагностика эмоционального состояния членов группы. Инструкция. Поделитесь своим настроением, состоянием. Что произошло после последней встречи в вашей жизни? С какими мыслями вы пришли сегодня на группу? Процедура 2. Диагностика представлений участников тренинга о профессиональных страхах Назначение: выявление представления о страхах, связанных с профессиональной деятельностью; очертить «проблемное поле» профессиональных страхов. Инструкция. В каждой профессии есть свои «плюсы» и «минусы», свои светлые и темные стороны. Профессия психолога-консультанта — не исключение. Попробуйте сейчас несколько минут подумать: что Вас пугает в профессии психолога-консультанта? Что есть в ней страшного для Вас? Подумайте об этом, запишите свои страхи на листе бумаги и возвращайтесь в круг. В ходе рассказа участников о своих страхах ведущий группы отмечает, о каких страхах говорит каждый участник, и фиксирует эту информацию. Процедура 3. Присвоение проекции профессионального страха Назначение: присвоение себе своего собственного страха. Инструкция. Для выполнения этого упражнения в группе должно быть достаточное количество энергии. Ведущему необходимо спросить, готова ли группа поддержать достаточно энергоемкое подвижное действие. Если группа согласна, ведущий дает инструкцию каждому из членов группы. «Вы — пациенты палаты № 6 психиатрической клиники имени Ф. Перлза. Сейчас я расскажу, кто из вас и чем болеет. Затем в течение 10 мин вы — больные, а я — главврач. Я буду следить за тем, чтобы вы все остались целыми и невредимыми». Далее ведущий зачитывает каждому его страх (записанный ведущим при выполнении предыдущего упражнения) и предлагает делать те действия, которых он боится, по отношению к другим людям. (Если ведущий группы владеет клинической психологией, он может ставить «диагнозы» на основании страхов).
Например, если участник боится негативной оценки со стороны клиента, он должен подходить к каждому и давать негативную оценку всему, что видит: внешности, походке, одежде. Участник, который страшится начала профессиональной деятельности, должен пугать каждого и заставлять ничего не делать. Участник, счи- тающий себя профессионально некомпетентным, говорит каждому: «Ты ничего не умеешь. Ты ничего не знаешь. Ты полный ноль». Участник, который боится обесценивания, должен сам обесценивать каждого. Этот эксперимент требует от ведущего определенных артистических навыков, эмоциональности при демонстрации предлагаемых способов поведения. Он несколько раз подчеркивает, что важно выполнить действие до конца, раскрепоститься, подойти к каждому члену группы и совершить то действие, которого сам опасается от других. Этот эксперимент базируется на следующей идее. В основе страха лежит некоторый интроект. Развернув его, спроецировав во внешний мир, можно высвободить ту энергию, которая направлена на слияние со страхом. Исследование своего страха путем его проигрывания позволяет встретиться со своей ресурсной частью: «Мне не нужно бояться негативной оценки, так как я сам могу дать оценку своей деятельности. Мне не нужны указания, так как я сам способен определить, что мне нужно делать». В случае, если эксперимент позволил исследовать свой страх, участники группы получают позитивный опыт обращения с ним и обнаруживают ресурсные составляющие своих страхов.
При обсуждении полученного опыта можно предложить дополнительное действие: сказать, какую позитивную функцию выполняет страх. Процедура 4. Работа с представлениями о «страшном» клиенте Назначение: фасилитировать диалог между внутренними феноменами участников тренинга: «пугающим» клиентом и испуганным терапевтом. Инструкция. Возьмите один или несколько кусков пластилина, положите их перед собой. А теперь закройте глаза и слепите «страшного» клиента. Не открывайте глаз до конца упражнения. Когда закончите лепить, можете открыть глаза, но при этом ничего не переделывайте. После того, как все завершили процесс лепки, ведущий предлагает каждому по очереди взять в руки свой персонаж и произнести от его имени: «Я — страшный клиент X. Я пугаю X тем, что...» Важно стимулировать рассказ о том, какие именно действия совершает клиент, что он говорит, как себя ведет, После того, как X из роли страшного клиента рассказал о нем, происходит обмен ролями. X ставит фигурку на стол, на пол, перед собой и от своего имени говорит что-то страшному клиенту. Возможно, «страшный» клиент захочет что-то ответить. Диалог продолжает- ся, пока есть интерес, или пока не прояснится ресурс для взаимодействия. Например, X может сказать: «Я тебя боюсь, и одновременно ты мне интересен. Я хочу с тобой работать». Или: «Я хочу тебя раздавить, потому что ты злой и агрессивный. Я тоже не умею обращаться со своей внутренней агрессией. Я попробую научиться выражать собственную агрессию и взаимодействовать с агрессивными людьми». Если группа небольшая — до 7-8 человек — целесообразно проделать это действие с каждым участником в общем круге. В большой группе можно разбиться на пары или тройки и проделать те же действия. Главная задача ведущего или того, кто играет роль психолога в паре (тройке) — не навязывать свою точку зрения, а просто поддерживать диалог между «пугающим» клиентом и испуганным терапевтом. Ведущий обращает внимание, пытается ли участник переделать клиента, чего именно он боится, готов ли к диалогу со «страшным» клиентом. Желание «переделать» клиента из-за того, что он «некрасивый», «ущербный», «не такой, как все», должно быть обсуждено с участником, который его слепил. Важно удерживать участника от действий и привести к осознава-нию того, что мы переделываем другого по своему «образу и подобию», в то время как задача психолога — помочь клиенту найти себя. Если участник настаивает, нужно дать ему возможность «перелепить» страшного клиента, однако потом обсудить данное действие в группе. В обсуждении можно поднимать темы принятия, стыда и др.
В конце предлагается рефлексия: что я понял о себе в ходе выполнения этого упражнения. Процедура 5. SWOT-анализ Назначение: провести стратегический и тактический анализ деятельности психолога-консультанта в современных условиях. Инструкция. SWOT — это аббревиатура четырех английских слов: S — Strengths — сильные стороны; W — Weaknesses — слабые стороны; О — Opportunities — возможности; Т — Threats — угрозы. Разбейтесь на две подгруппы. Одна подгруппа будет представлять собой организацию по оказанию консультативных услуг. Все члены организации — это психологи-консультанты, работающие в команде, например, кадровое агентство, центр по оказанию психо- логических услуг и т.п. Вторая подгруппа — общее собрание частнопрактикующих психологов-консультантов. Каждая из подгрупп должна заполнить табл. 1. Она заполняется в два этапа. Вначале заполняются квадранты, относящиеся к внешнему окружению: сперва — «Возможности», а затем — «Угрозы». На втором этапе заполняются квадранты, относящиеся к внутренним позициям организации (частнопрактикующего консультанта): «Сильные стороны» и «Слабые стороны». Важно строго соблюдать указанную последовательность, т.е. первым должен быть анализ «возможности/угрозы». Анализ сильных и слабых сторон организации психологов-консультантов (деятельности частнопрактикующего психолога) на втором этапе желательно увязывать с соответствующими результатами, которые были выявлены и зафиксированы на первом этапе, а также при работе с профессиональными страхами. Зафиксированные в таблице позиции должны быть прочитаны вслух каждым участником анализа. При этом те позиции, с которыми согласны все или большинство участников, можно выделить как уже достигнутый результат анализа. Позиции, по которым возникли разногласия, противоречия, нужно подвергнуть дополнительному аналитическому обсуждению.
Таблица I SWOT-анализ — первичный стратегический анализ на период...
Возможности ____________ Сильные стороны _______________ Угрозы ________________ Слабые стороны _______________ Внешнее окружение Организация (частнопрактикующий психолог) Процедура 6. Подведение итогов дня Назначение: рефлексия полученного опыта. Инструкция. «Давайте каждый поделится полученным опытом. Что удалось понять о себе и своей профессии в ходе сегодняшней работы?» Ритуал прощания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|