Занятие 7. Профессиональное взаимодействие
Цель: актуализировать представления участников о профессиональном взаимодействии психолога с клиентом. Содержание: выявление моделей профессионального взаимодействия психолога с клиентом. Обсуждение предпочитаемых стратегий взаимодействия психолога с клиентом. Ход занятия Рефлексия предыдущего занятия. Процедура 1. Я как клиент Назначение: работа с проекциями. Инструкция. Каждый по очереди садится на «горячий» стул. Задача остальных — посмотреть на участника, находящегося на «горячем» стуле, и представить, что он пришел к ним на прием. Поделитесь теми мыслями, чувствами, фантазиями, которые возникают у вас относительно данного потенциального клиента. Например: «Если бы ты был моим клиентом, я бы очень тревожился. Мне кажется, что ты очень требовательный»; «Если бы ты был моим клиентом, я думаю, мы бы поладили. Иногда я бы чувствовала себя твоей мамой»; «Ты — самый худший клиент, которого я могу себе представить. Ты бы постоянно спорил и конкурировал со мной». Обсуждение: какие проекции «попали в точку», какие явились неожиданными, какие огорчили, какие Вы не принимаете? Процедура 2. Профессиональное взаимодействие Назначение: осознание участниками тренинга моделей, лежащих в основе представлений о профессиональном взаимодействии с клиентом. Инструкция. Упражнение проводится в несколько этапов. Для его проведения необходимы карандаши, мелки, фломастеры и бумага разных форматов. На первом этапе тренер предлагает: «Нарисуйте картинку, которая бы отражала суть взаимодействия психолога с клиентом». Данная процедура позволяет актуализировать представления психологов о своем профессиональном взаимодействии в образной форме, а также создает условия для дальнейшей рефлексии. После завершения работы рекомендуется провести групповое обсуждение картинок с опорой на образы, предложенные каждым автором, в направлении выявления функциональной взаимозависимости психолога и клиента.
Например, участница А нарисовала следующую картинку: человек под зонтом в дождь, где человек — клиент, дождь — проблема, а зонт — психолог. Участнице были заданы следующие вопросы: S Хочет ли сам зонт оказаться мокрым, в то время как человек совсем сухой? S Что чувствует зонт, зная, что им пользуются только в дождливую погоду? V Что будет с человеком, если зонт поломается или не откроется? S Чувствует ли зонт, что он «над» человеком? S Как быть, если дождь настолько силен, что зонт не может помочь? •S Может ли человек научиться сам не мокнуть под дождем? s Что делать зонту, если его постоянно носят с собой даже в хорошую погоду? и т.п. Ознакомление с картинками друг друга в форме такого обсуждения позволяет членам группы проанализировать свои представления о профессиональном взаимодействии и соотнести их с представлениями других членов группы, а, кроме того, потренироваться в важном консультативном навыке — навыке задавать вопросы. На втором этапе участникам тренинга со сходными представлениями предлагается объединиться в подгруппы с целью создания общеподгруппового рисунка. С помощью данной процедуры можно создать синтезирующие образы. На третьем этапе участники других подгрупп разгадывают картинки друг друга. В ходе такой деятельности появляется возможность глубоко проанализировать и осмыслить каждый образ, так как в обсуждении принимают участие и авторы рисунков, и члены других подгрупп. На данном этапе роль руководителя сводится к организации и активизации групповой дискуссии, фасилитации группового процесса, а также в помощи участникам в осознании тех смыслов, которые они вкладывали в свои рисунки.
Четвертый этап направлен на интенсификацию представлений о профессиональных взаимоотношениях с клиентом. Его следует начать общегрупповой рефлексии по итогам предыдущего этапа. Для этого группу нужно разделить на три новых подгруппы (например, предложив рассчитаться на первый-третий). Каждой из подгрупп предлагается сделать доклад по одной из трех случайно выбранных общеподгрупповых картинок. При этом можно предложить следующие вопросы: Психолог: какой он? Каковы цели деятельности психолога? Клиент: кто он — больной, требующий лечения, или человек, которому нужна помощь? Как распределяется ответственность за результаты консультирования между психологом и клиентом? Опишите взаимоотношения между психологом и клиентом, и т.п. При этом внимание членов группы акцентируется на ключевых моментах их собственных представлений о работе с клиентом, что предполагает владение основными положениями психотерапевтических теорий относительно характера взаимоотношений в системе психолог—клиент. Главная цель данного этапа заключается в том, чтобы члены группы смогли прояснить и осмыслить свое собственное отношение к клиенту. При этом участникам тренинга не стоит навязывать какую-либо психотерапевтическую ориентацию. Основной упор необходимо направить на их собственные переживания, возникавшие в процессе работы в группе, и отрефлексирование предыдущего опыта, актуализировавшегося здесь и теперь. Критерием эффективного выполнения упражнения является осознание каждым членом группы своей собственной модели построения отношений с клиентом, ее сильных и слабых сторон. Процедура 3. Я и другие: грани взаимодействия Назначение: осознание предпочитаемых стратегий взаимодействия с другими людьми. Инструкция. Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга в парах. Дайте возможность рукам встретиться. Не разводя ладоней, попробуйте несколько стратегий взаимодействия (контакта): Вы активны, ваш партнер совершенно пассивен, не уклоняется от контакта, не проявляет инициативы, самостоятельных движений не делает (как воск).
Вы активны, партнер активен, но не проявляет инициативы, и делает только движения, следующие за вашими движениями. Вы активны, партнер проявляет активность, делает движения, противоборствуя любому вашему движению. Обмен ролями: партнер активен, вы противодействуете любому его движению. Партнер активен, вы активны, но не проявляете инициативы, и делаете только движения, следующие за движениями партнера. Вы пассивны, не проявляете инициативы, партнер активен. Теперь объединитесь в четверки и обсудите, какая из ролей была наиболее сложной, какая роль показалась привычной. Какие чувства возникали? Спроецируйте данное упражнение на ваше профессиональное взаимодействие с клиентом. Реальный клиент может поддаваться, может сопротивляться. С каким клиентом вам проще, привычнее? Какие чувства могут возникнуть при встрече с клиентом, ведущим себя неприятным для вас образом? Интеграция полученного опыта. Ритуал прощания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|