Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов
Стр 1 из 105Следующая ⇒ УДК 373. 167. 1: 159. 9 ББК 88. 3 Э41 Авторы заданий: Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко, Н. И. Евсикова, Б. В. Зейгарник, С. А. Капустин, А. П. Корнилов, Т. В. Корнилова, Ю. В. Котелова, А. Р. Лурия, М. В. Мельникова, М. Б. Михалевская, В. В. Николаева, В. В. Петухов, А. А. Пузырей, В. Я. Романов, С. Д. Смирнов, Е. В. Субботский, Э. Д. Телегина, В. А. Терехов, Л. Б. Филонов, Е. Д. Хомская, В. А. Штроо Рецензенты: доктор психологических наук, академик РАО Е. А. Климов; доктор психологических наук, профессор А. И. Подольский Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др.; Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 383 с. ISBN 5-7567-0174-5. Учебное пособие включает задания по практикуму, который в рамках университетского психологического образования сопровождает прохождение курсов общей и экспериментальной психологии. Впервые издание практикума представляет разные методические подходы к организации заданий, а именно сочетание предметного и исследовательского принципов, и дополняет теоретический курс экспериментальной психологии (Корнилова, 2002). Издание будет полезно не только студентам, получающим базовое психологическое образование, но и всем тем специалистам в области науки и практики, которые ориентированы на использование современных методов организации психологических исследований. Для студентов, обучающихся на факультетах психологии университетов и педагогических институтов. «Аспект Пресс», 2002 Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www. aspectpress. ru
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.................................................................................. 6
Часть I * ПРЕДМЕТНЫЙ ПРАКТИКУМ: ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СВОЙСТВ Раздел 1. Ощущения........................................................................ 9 § 1. Задание 1. Измерение абсолютной слуховой чувствительности Раздел 2. Восприятие..................................................................... 17 § 2. Задание 2. Метод кратковременных экспозиций и объем восприятия........................................................................... 17 Раздел 3. Внимание......................................................................... 29 § 3. Задание 3. Исследование закономерностей распределения внимания............................................................................ 29 § 4. Задание 4. Исследование процесса переключения внимания....... 35 Раздел 4. Память........................................................................... 40 § 5. Общие методические указания к Заданиям 5-8.............. 43 § 6. Задание 5. Исследование кратковременной памяти.................... 47 § 7. Задание 6. Исследование процесса заучивания.......................... 57 § 8. Задание 7. Исследование процессов воспроизведения и узнавания........................................................................ 60 § 9. Задание 8. Исследование опосредствованного запоминания....... 62 Раздел 5. Мышление....................................................................... 66 § 10. Задание 9. Использование методики «рассуждения вслух» для анализа процесса решения задач.............................. 66 § 11. Задание 10. Предотвращение автоматизации умственной деятельности при решении однотипных задач......................... 72 § 12. Задание 11. Исследование процессов творческого мышления.... 78 § 13. Изучение мышления с помощью методики образования искусственных понятий......................................................... 83 § 14. Задание 12. Использование теории информации в модифицированном варианте методики образования искусственных понятий........................................................ 92
Раздел 6. Личность § 15. Введение к Заданиям 13-14..................... :........................................... 102
§ 16. Задание 13. Методика «Уровень притязаний»................................ 104 § 17. Задание 14. Методика исследования процесса «пресыщения».. 113 Часть II ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ: НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ Раздел 1. Метод наблюдения.............................................................................. 123 § 19. Задание 1. Диагностика реактивности студентов путем полевого включенного наблюдения................................................... 123 ^ § 20. Задание 2. «Поведенческий портрет» поданным наблюдения.... 136 у § 21. Задание 3. Наблюдение за поведением ребенка в ситуации морального конфликта..................................................... 144 § 22. Задание 4. Метод наблюдения процесса взаимодействия людей в дискуссии (методика Р. Бейлза)........................................... 156 § 23. Наблюдение и эксперимент.................................................................. 169 Раздел 2. Экспериментальный метод.............................................................. 171 § 24. Задание 5. Влияние распределения внимания на продуктивность деятельности........................................................ 171 § 25. Задание 6. Влияние способа слухового восприятия на продуктивность воспроизведения................................................. 177 § 26. Задание 7. Влияние семантических признаков . на избирательность восприятия речевых сообщений................... 185 § 27. Задание 8. Константность восприятия величины. Зависимость от условий наблюдения и установки наблюдателя............................................................................................. 190 § 28. Задание 9. Эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации..................................... 197 § 29. Задание 10. Принятие решений в зависимости от целевого контекста............................................................................. 207 § 30. Задание 11. Влияние ограничений условий на образование искусственных понятий........................................... 217 Раздел 3. Типы эмпирических исследований, примыкающие к экспериментальному методу............................................................. 223 § 31. Задание 12. Использование методики измерения § 32. Компьютеризованный психологический эксперимент.................. 258
§ 33. Задание 13. Специфика патопсихологического эксперимента как метода «анализ единичного случая»............... 273
Часть III ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ § 34. Задание 1. Исследование работоспособности с помощью таблицы Е. Крепелина..................................................... 302 § 35. Задание 2. Исследование концентрации и устойчивости внимания..................................................................... 305 § 36. Задание 3. Методика установления объема внимания................ 306 § 37. Задание 4. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т. Е. Рыбакова)................................................. 308 § 38. Задание 5. Методика изучения устойчивости внимания............. 310 § 39. Задание 6. Методика «узнавание фигур»......................................... 315 § 40. Задание 7. Выделение закономерностей (методика Б. И. Пинского)..................................................................... 317 § 41. Задание 8. Методика шифровки цифровых символов.................. 319 § 42. Задание 9. Заполнение пропущенных слов в тексте..................... 322 §43. Задание 10. Методика «ответные ассоциации».............................. 323 § 44. Задание 11. Методика «простые аналогии»................................... 325 § 45. Задание 12. Методика «сравнение понятий».................................. 328 Часть IV МЕТОДИКИ ОПРОСА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ § 46. Метод опроса........................................................................................... 331 § 47. Опрос как этап, включенный в психологическое исследование при использовании разных методических схем.................................................................................. 343 Часть V ПРИЛОЖЕНИЕ § 48. Как оформлять дипломные работы по психологии...................... 358 § 49. Об эксперименте в школе К. Левина.................................................. 374 Литература............................................................................................................. 381 ■ ИМИЁП
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|