Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образец сводной таблицы показателей Е и А по сериям




Образец сводной таблицы показателей Е и А по сериям

 

 

Показатель

Серия

Е    
А    

4. Начертить сравнительную диаграмму показателей Е и А по сериям.

Обсуждение результатов

На основании сравнительного анализа количественных показате­лей обеих серий (по графику динамики и сравнительной диаграмме), а также словесного отчета испытуемого показать:

а) характер динамики работы испытуемого в каждой серии опы­
та;

б) какое влияние на производительность, точность и качество
основной деятельности (вычеркивание букв) оказывает одновремен­
ное выполнение другой деятельности (счет звуков);

в) наблюдалось ли упражнение (тренировка) или утомление ис­
пытуемого в каждой серии эксперимента.

Контрольные вопросы

1. В чем суть методов, применяемых при исследовании распределения внимания?

2. Каковы способы обработки экспериментальных данных, получае­мых в корректурном тесте?

3. В чем состоит смысл показателей точности и чистой производитель­ности работы?

4. Чем характеризуются факт распределения внимания и качество ра­боты при одновременном выполнении двух или нескольких деятельнос-тей?

5. В каких случаях влияние одной деятельности на другую оказывается наименьшим?

Литература: 5.


 

           

 

               

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Сводная таблица результатов по сериям (поминутно)

Серия

1-я мин

2-я мин

3-я мин

4-я мин

5-я мин

  s, А о, *2 *2 о2 S, 2, 03 S, *4 о4 Ss 25 05
                             
                             

ПРИЛОЖЕНИЕ I

 

График динамики продуктивности работы (поминутно)

   


ПРИЛОЖЕНИЕ Ш

Материал к корректурной пробе

Испытуемый: _____________________ Дата: ______________

НКЕЛЫСНЛСАКЕКХЕВСКХДРКМБЭГКЗРУЦНКЕ

ИХЕИСТЛВКЛШЮЮГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛЯБЖ

СНАУХСРКЛМВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛНМЧКЛСН

РТКСВХЕИВЛКТЧКЛХДБВНЛАСВИДЗГВКЛТРТК

КТВЕСНАИСЕКНУХНАСНИВПЕИТХДБЮЖЪЛЩ

ГОШЛОГРИНПМАЕКСВЦФПКМИНОРТЛЗЮХТЭ

РНМУНГШЗДЛХОБРМПСКВФАУМСНКТИЛДЗХ

БТКВУЗНАЛИДИМРАНКВДШБТСВФХБЭКЛАИС

ШОВХКОЛБАНОВСПЛОЙШРАЛГОСТДИБКПВСБ

ГЛКРПРИКОВЛТМНУДХБСРЛГДКУФСТМНЛНОЛ

КСВХЕМВАИМСКАЛДГТЕВДХДБИТХГКУКЛМКС

НКЕЛЫСНЛСАКЕКХЕВСКХДРКМБЭГКЗРУЦНК

ВХЕИСТЛВКЛЩЮГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛЯБЖВХ

СНАУХСРКЛМВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛНМЧКЛСИ

РТКСВХЕИВЛКТЧКЛХДБРНКАСВИДЗГВКЛТРТК

КШВЕСНАИСЕКНУХНАСНИВПЕИТХДБЮЖЪЛЩ

ГОШЛОГРИНПМАЕКСВЦФПКМИНОРТЛЗЮХТЭ

РНМУНГШЗДЛХОБРМПСКВФАУМСНКТИЛДЗХ

БТКВУЗНАЛИДИМРАНКВДШБТСВФХБЭКЛАИС

ШОВХКОЛБАНОВСПЛОЙШРАЛГОСТДИБКПВСБ

ГЛКРПРИКОВЛТМНУДХБСРЛГДКУФСТМЛНОЛ

КСВХЕМВАИМСКАЛДГТЕВДХДБИТХГКУКЛМКС

НКЕЛЫСНЛСАКЕКХЕВСКХДРКМБЭГКЗРУЦНЫ

ВХЕИСТЛВКЛЩЮГГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛЯБЖ

СНАУХСРКЛМВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛНМЧКЛСН

РТКСВХЕИВЛКТЧКЛХДБРНКАСВИДЗГВКЛТРУЧ

КШВЕСНАИСЕКНУХНАСНИВПЕИТХДБЮЖЪЛЩ

ГОШЛОГРИНПМАЕКСВЦФПКМИНОРТЛЗЮХТЭ

РНМУНГШЗДЛХОБРМПСХВФАУМСНКТИЛДЗХР

БТКВУЗНАЛИДИМРАНКВДШБТСВФХБЭКЛАИС

ШОВХКОЛБАНОВСПЛИШРАЛГОСТДИБКПВСБК

ГЛКРПРИКОВЛТМНУДХБСРЛГДКУФСТМЛНОЛ

КСВХЕМВАИМСКАЛДГТЕВДХДБИТКГКУКЛМВИ


Задание 4. Исследование процесса

§

4 переключения внимания

Тема задания

Проследить процесс переключения внимания, выявить особенно­сти поиска при переключении внимания.

Введение

Под переключением внимания понимается способность человека быстро переключаться с одной деятельности на другую. Переключае-мость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одних качеств или свойств на дру­гие. Очевидно, что переключаемость внимания в сложных и быстро меняющихся условиях означает способность быстро в них ориенти­роваться. Легкость переключения внимания различна у разных инди­видуумов: одни легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других этот переход оказывается трудным, требующим более или менее длительного времени и затраты определенных уси­лий. Степень переключаемое™ внимания зависит от целого ряда ус­ловий. К числу их относится, прежде всего, соотношение между со­держанием предшествующей и последующей деятельностеи, а также отношение субъекта к ним: чем интереснее предшествующая и ме­нее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение, и наоборот.

Экспериментальное исследование переключения внимания — раскрытие закономерностей и организации этого процесса — при­обретает весьма большое значение, так как многие современные профессии требуют от человека не только широкого распределе­ния, концентрации, устойчивости внимания, но и быстрого его переключения.

Существует несколько методов исследования переключения вни­мания. Прежде всего следует отметить методику Шульте. Суть ее зак­лючается в том, что испытуемому предъявляется квадрат, разделен­ный на определенное число мелких квадратиков, в которых могут быть помещены в случайном порядке различные знаки: например, арабские или римские цифры. Испытуемый должен последовательно осуществлять поиск то арабской, то римской цифры, при этом по­иск арабских цифр может осуществляться в восходящем порядке (на­пример, от 1 до 25), а римских — в нисходящем. Таким образом, испытуемый в ходе поиска оказывается перед необходимостью пере­ключать внимание с одной деятельности на другую. По времени, зат­раченному на выполнение задания, щ характеру поиска судят о ско­рости переключения внимания. В целях исследования процессов пе-


 


 


з*


реключения внимания нашли широкое применение черно-красные цифровые таблицы [Горбов, 1964]. Эти таблицы по существу пред­ставляют собой модифицированный квадрат Шульте — они также разделены на несколько мелких квадратов, в которых в случайном порядке размещены черные и красные цифры (см. Приложение).

Испытуемый должен попеременно и в определенном порядке на­ходить и показывать указкой черные и красные цифры. Хотя цифры на таблице неизменны, возникающая всякий раз после нахождения оче­редной цифры ситуация меняется: когда испытуемый нашел очеред­ную цифру, она уже есть не то, что подлежит поиску, а становится лишним материалом, помехой. Поэтому испытуемый оказывается пе­ред необходимостью не только быстро переключать внимание с одно­го раздражителя на другой, но и абстрагироваться, отвлекаться от помех. В обычном варианте таблицы содержится натуральный ряд чер­ных чисел от 1 до 25 и натуральный ряд красных чисел от 1 до 24. Испытуемый ищет числа в следующем порядке: 1 черное — 24 крас­ное, 2 черное — 23 красное, 3 черное — 22 красное и т. д. Таким образом, сумма пар черных и красных оказывается постоянной, рав­ной 25, и испытуемый может руководствоваться этим правилом, что существенно облегчает переключение и поиск. Можно, однако, пред­ложить более сложный вариант той же таблицы. Она по внешнему виду аналогична первой: разделена на 49 квадратов-клеток, в которых также размещены в случайном порядке числа красного и черного цве­та. Однако ряды черных и красных чисел здесь не одинаковы: цифры красного цвета даны от 1 до 24 по порядку, а черного — от 1 до 49 по нечетному ряду (1, 3, 5, 7... 49). Такая таблица исключает возмож­ность работы по принципу дополнения, так как сумма пар из «восхо­дящих» черных и «нисходящих» красных цифр в ней непостоянна. За­дача в этом случае оказывается более трудной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...