Образец сводной таблицы показателей Е и А по сериям
Образец сводной таблицы показателей Е и А по сериям
4. Начертить сравнительную диаграмму показателей Е и А по сериям. Обсуждение результатов На основании сравнительного анализа количественных показателей обеих серий (по графику динамики и сравнительной диаграмме), а также словесного отчета испытуемого показать: а) характер динамики работы испытуемого в каждой серии опы б) какое влияние на производительность, точность и качество в) наблюдалось ли упражнение (тренировка) или утомление ис Контрольные вопросы 1. В чем суть методов, применяемых при исследовании распределения внимания? 2. Каковы способы обработки экспериментальных данных, получаемых в корректурном тесте? 3. В чем состоит смысл показателей точности и чистой производительности работы? 4. Чем характеризуются факт распределения внимания и качество работы при одновременном выполнении двух или нескольких деятельнос-тей? 5. В каких случаях влияние одной деятельности на другую оказывается наименьшим? Литература: 5.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ш Материал к корректурной пробе Испытуемый: _____________________ Дата: ______________ НКЕЛЫСНЛСАКЕКХЕВСКХДРКМБЭГКЗРУЦНКЕ ИХЕИСТЛВКЛШЮЮГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛЯБЖ СНАУХСРКЛМВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛНМЧКЛСН РТКСВХЕИВЛКТЧКЛХДБВНЛАСВИДЗГВКЛТРТК КТВЕСНАИСЕКНУХНАСНИВПЕИТХДБЮЖЪЛЩ ГОШЛОГРИНПМАЕКСВЦФПКМИНОРТЛЗЮХТЭ РНМУНГШЗДЛХОБРМПСКВФАУМСНКТИЛДЗХ БТКВУЗНАЛИДИМРАНКВДШБТСВФХБЭКЛАИС ШОВХКОЛБАНОВСПЛОЙШРАЛГОСТДИБКПВСБ ГЛКРПРИКОВЛТМНУДХБСРЛГДКУФСТМНЛНОЛ КСВХЕМВАИМСКАЛДГТЕВДХДБИТХГКУКЛМКС НКЕЛЫСНЛСАКЕКХЕВСКХДРКМБЭГКЗРУЦНК ВХЕИСТЛВКЛЩЮГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛЯБЖВХ СНАУХСРКЛМВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛНМЧКЛСИ РТКСВХЕИВЛКТЧКЛХДБРНКАСВИДЗГВКЛТРТК КШВЕСНАИСЕКНУХНАСНИВПЕИТХДБЮЖЪЛЩ ГОШЛОГРИНПМАЕКСВЦФПКМИНОРТЛЗЮХТЭ РНМУНГШЗДЛХОБРМПСКВФАУМСНКТИЛДЗХ БТКВУЗНАЛИДИМРАНКВДШБТСВФХБЭКЛАИС ШОВХКОЛБАНОВСПЛОЙШРАЛГОСТДИБКПВСБ ГЛКРПРИКОВЛТМНУДХБСРЛГДКУФСТМЛНОЛ КСВХЕМВАИМСКАЛДГТЕВДХДБИТХГКУКЛМКС НКЕЛЫСНЛСАКЕКХЕВСКХДРКМБЭГКЗРУЦНЫ ВХЕИСТЛВКЛЩЮГГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛЯБЖ СНАУХСРКЛМВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛНМЧКЛСН РТКСВХЕИВЛКТЧКЛХДБРНКАСВИДЗГВКЛТРУЧ КШВЕСНАИСЕКНУХНАСНИВПЕИТХДБЮЖЪЛЩ ГОШЛОГРИНПМАЕКСВЦФПКМИНОРТЛЗЮХТЭ РНМУНГШЗДЛХОБРМПСХВФАУМСНКТИЛДЗХР БТКВУЗНАЛИДИМРАНКВДШБТСВФХБЭКЛАИС ШОВХКОЛБАНОВСПЛИШРАЛГОСТДИБКПВСБК ГЛКРПРИКОВЛТМНУДХБСРЛГДКУФСТМЛНОЛ КСВХЕМВАИМСКАЛДГТЕВДХДБИТКГКУКЛМВИ Задание 4. Исследование процесса
4 переключения внимания Тема задания Проследить процесс переключения внимания, выявить особенности поиска при переключении внимания. Введение Под переключением внимания понимается способность человека быстро переключаться с одной деятельности на другую. Переключае-мость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одних качеств или свойств на другие. Очевидно, что переключаемость внимания в сложных и быстро меняющихся условиях означает способность быстро в них ориентироваться. Легкость переключения внимания различна у разных индивидуумов: одни легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других этот переход оказывается трудным, требующим более или менее длительного времени и затраты определенных усилий. Степень переключаемое™ внимания зависит от целого ряда условий. К числу их относится, прежде всего, соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельностеи, а также отношение субъекта к ним: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение, и наоборот.
Экспериментальное исследование переключения внимания — раскрытие закономерностей и организации этого процесса — приобретает весьма большое значение, так как многие современные профессии требуют от человека не только широкого распределения, концентрации, устойчивости внимания, но и быстрого его переключения. Существует несколько методов исследования переключения внимания. Прежде всего следует отметить методику Шульте. Суть ее заключается в том, что испытуемому предъявляется квадрат, разделенный на определенное число мелких квадратиков, в которых могут быть помещены в случайном порядке различные знаки: например, арабские или римские цифры. Испытуемый должен последовательно осуществлять поиск то арабской, то римской цифры, при этом поиск арабских цифр может осуществляться в восходящем порядке (например, от 1 до 25), а римских — в нисходящем. Таким образом, испытуемый в ходе поиска оказывается перед необходимостью переключать внимание с одной деятельности на другую. По времени, затраченному на выполнение задания, щ характеру поиска судят о скорости переключения внимания. В целях исследования процессов пе-
з* реключения внимания нашли широкое применение черно-красные цифровые таблицы [Горбов, 1964]. Эти таблицы по существу представляют собой модифицированный квадрат Шульте — они также разделены на несколько мелких квадратов, в которых в случайном порядке размещены черные и красные цифры (см. Приложение).
Испытуемый должен попеременно и в определенном порядке находить и показывать указкой черные и красные цифры. Хотя цифры на таблице неизменны, возникающая всякий раз после нахождения очередной цифры ситуация меняется: когда испытуемый нашел очередную цифру, она уже есть не то, что подлежит поиску, а становится лишним материалом, помехой. Поэтому испытуемый оказывается перед необходимостью не только быстро переключать внимание с одного раздражителя на другой, но и абстрагироваться, отвлекаться от помех. В обычном варианте таблицы содержится натуральный ряд черных чисел от 1 до 25 и натуральный ряд красных чисел от 1 до 24. Испытуемый ищет числа в следующем порядке: 1 черное — 24 красное, 2 черное — 23 красное, 3 черное — 22 красное и т. д. Таким образом, сумма пар черных и красных оказывается постоянной, равной 25, и испытуемый может руководствоваться этим правилом, что существенно облегчает переключение и поиск. Можно, однако, предложить более сложный вариант той же таблицы. Она по внешнему виду аналогична первой: разделена на 49 квадратов-клеток, в которых также размещены в случайном порядке числа красного и черного цвета. Однако ряды черных и красных чисел здесь не одинаковы: цифры красного цвета даны от 1 до 24 по порядку, а черного — от 1 до 49 по нечетному ряду (1, 3, 5, 7... 49). Такая таблица исключает возможность работы по принципу дополнения, так как сумма пар из «восходящих» черных и «нисходящих» красных цифр в ней непостоянна. Задача в этом случае оказывается более трудной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|