Обсуждение результатов. Контрольные вопросы. Программа случайной последовательности звуковых тонов-инструкций. Экспериментальный матепиалк опыту 1
Обсуждение результатов При сравнении показателей объема восприятия, полученных по методикам полного и частичного отчета, обнаруживается, какой объем материала «стирается» в кратковременной памяти испытуемых при попытке дать полный отчет. В выводах студенты должны указать, свидетельствует ли полученное различие в пользу гипотезы о преимуществах методики частичного отчета. Контрольные вопросы 1. Что такое тахистоскоп? Каковы были его назначения в психологических исследованиях? 2. Каковы основные условия проведения тахистоскопических опытов? 3. Что обозначает понятие объем восприятия? 4. В чем заключается зависимость объема восприятия от характера объектов, пространственной организации экспонируемого материала, перцептивного опыта наблюдателя и т. п.? 5. Как зависит качество восприятия от длительности экспозиции? 6. В чем заключается методика частичного отчета? Литература: 13, с. 232-245; 290-301; 58; 71, с. 484-488. ПРИЛОЖЕНИЕ I Образцы протоколов к опыту 1 Дата: _______________ Испытуемый: __________________ Экспериментатор (он же протоколист): __________________ Фразы
Результаты подсчета средних арифметических: объем восприятия при предъявлении бессмысленных сочетаний букв М{ =. Объем восприятия при предъявлении фраз М2 =.
Продолжение варианта А
Раздел 3 ВНИМАНИЕ Задание 3. Исследование закономерностей распределения внимания > гж*ч' Тема задания Проследить особенности деятельности в ситуации распределения внимания, познакомиться с процедурой определения свойств внимания.
Введение В данном задании мы кратко остановимся на характеристике одного из свойств внимания — его распределении. Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности. Человек часто вынужден распределять свое внимание между двумя или несколькими видами деятельности или быстро переключать его с одной деятельности на другую. Этого требуют многие современные профессии. Например, оператор, управляющий движущимся объектом, должен одновременно наблюдать за показаниями приборов, изменяющейся окружающей обстановкой, осуществлять управление и т. п. Первые эксперименты по изучению распределения внимания относятся к 1887 г., когда французский психолог Ф. Полан обнаружил у себя способность, декламируя знакомое стихотворение, писать одновременно другие стихи. Он мог декламировать поэму, производя также простое умножение чисел, и, по его словам, ни одна из операций при этом не замедлялась. Естественно, выполнение одновременно двух дея-тельностей может приводить и нередко приводит к частичному, а иногда и к полному нарушению одной из них. Так, если испытуемый выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его воспроизвести, то продуктивность его работы снижается до 57—60%. Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предлагается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задачи могут быть либо однородными, либо разнородными и иметь различную степень сложности. Необходимо подбирать задачи, допускающие численное выражение степени успешности их выполнения. В эксперименте сравнивается эффективность одновременного и раздельного выполнения задач, на основании чего делается вывод об особенностях распределения внимания.
Обычно используется корректурный тест, предложенный в 1895 г. французским психологом Б. Бурдоном. Результаты, получаемые с его помощью, легко поддаются количественной обработке. В данном задании для изучения распределения внимания применяется другой вариант корректурной пробы (Приложение III). Корректурная таблица Б. Бурдона содержит 30 строк по 30 букв в каждой. В таблице восемь наименований букв: а, в, е, и, к, н, с, х. В каждой серии испытуемый, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должен в течение 5 мин как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы 0и^, а букву (X) обводить кружком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|