S 5 Общие методические указания к Заданиям 5—8
Контрольные вопросы 1. Что такое переключение внимания? 2. Каковы методы его исследования? 3. В чем заключается техника проведения данного опыта? Литература: 19. ПРИЛОЖЕНИЕ Вариант таблицы Горбова*
__________. * Числа, которые имеют в таблице красный цвет, набраны здесь курсивом. Раздел 4 ПАМЯТЬ S 5 Общие методические указания к Заданиям 5—8 Тема заданий Знакомство с классическими методиками изучения памяти человека. Введение Начало применения экспериментальных методов для исследования процессов памяти относится к концу XIX в. Основоположником экспериментального изучения памяти является немецкий психолог Г. Эббингауз, который в 1885 г. опубликовал первое экспериментальное исследование памяти (tiber das Gedachtnis). Ему принадлежит разработка ряда методов (точнее, методик) количественного учета процессов заучивания и сохранения. Основной задачей, которую ставили перед собой психологи, изучавшие память, является измерение памяти — выражение в количественных величинах ее объема, процессов заучивания, процессов забывания, и таким образом приблизиться к изучению механизмов, лежащих в основе запоминания материала, фиксации и воспроизведения следов. Уже с самого начала психологам-экспериментаторам (Г. Эббинга-узу, Г. Мюллеру, Ф. Шуману и др. ) было понятно, что процесс запоминания существенно зависит от мышления человека, смысловой организации материала. Поэтому основная задача исследователей сводилась к тому, чтобы разработать приемы, позволяющие изучить память в возможно «чистом» виде, устранив влияние всяких дополнительных факторов (смысловая организация материала, включение ассоциаций и т. п. ). В связи с этим Г. Эббингауз предложил специальные приемы, сделав предметом своего исследования запоминание изолированных (не связанных между собой) слов, цифр или бессмысленных слогов.
Предлагая для запоминания этот материал, классики психологии ставили перед собой следующие конкретные задачи: ♦ выяснить объем доступного для запоминания материала; ♦ описать те законы, которые влияют на то, что отдельные элементы, включенные в ряд, воспроизводятся с различной частотой, и объяснить, почему одни элементы запоминаются легче и прочнее, а другие — труднее;
♦ установить, запоминается ли различный материал (зрительный, слуховой, двигательный) с одинаковой или разной степенью легкости; ♦ выяснить основные законы постепенного заучивания материала и, в частности, установить, как влияет на процесс заучивания объем запоминаемого материала, частота повторения и т. д.; ♦ установить основные законы, по которым происходит забывание материала, и описать характерные черты постепенного угасания запечатленных следов. Естественно, что все эти вопросы стоят в тесной связи с тем, в какую деятельность включается запоминание, является ли оно результатом специально поставленной задачи запомнить материал (мне-стическая задача) или протекает непреднамеренно, без задачи запоминать материал. Описание законов запоминания стоит в тесной связи с организацией условий процесса запоминания и зависит от того, какие приемы применяет субъект и какую систему смысловых связей он использует для запоминания. Исследование процессов запоминания в наиболее простых («чистых») формах требует того, чтобы оно протекало по возможности без всяких вспомогательных средств, без организации материала в сложные смысловые системы. Поэтому первые опыты, посвященные изучению памяти, были направлены на измерение возможно более простой, механической памяти.
Г. Эббингауз стремился подобрать для своих исследований такой материал, который по трудности был бы однороден для всех испытуемых, минимально связан с их прежним опытом, почти не вызывал никаких ассоциаций. В качестве такого материала исследователь выбрал бессмысленные слоги из трех букв. Техника составления слогов была следующей: из двух ящичков, в один из которых помещались все гласные, а в другой — все согласные буквы, вынимались наудачу одна гласная и две согласные буквы. Согласные буквы приставлялись по одной с той и другой стороны гласной. Полученные таким образом слоги считались подходящими, если они не имели никакого смысла, например: пяг, моб, таф и т. п. В своих экспериментах Эббингауз пользовался рядами таких слогов разной длины, т. е. содержащих различное количество бессмысленных слогов. Бессмысленные слоги могли служить, по мнению Г. Эббингауза, единицами измерения процессов механической памяти. Два ряда, состоящие из одинакового количества бессмысленных слогов, можно было считать тождественными с точки зрения трудности запоминания; постепенное же увеличение числа слогов в предъявляемых рядах позволило усложнить процесс усвоения экспериментального материала и тем самым изучить основные закономерности механической памяти (заучивания, сохранения и забывания, воспроизведения и узнавания). Этого нельзя было столь четко проследить на осмысленном материале, например на строчках стихотворений или фразах с одинаковым или постепенно увеличивающимся количеством слов, так как подобный материал мог бы вызвать различные ассоциации, быть более или менее знакомым для испытуемого и оказался бы в силу этого различным с точки зрения трудности заучивания. В начале XX в. К. Рупп в Германии, а затем и В. Экзеплярский в России составили специальные книжки, содержащие все слоги, которые могут употребляться для экспериментального исследования памяти. Такие специальные требования к подбору экспериментального материала на первом этапе изучения закономерностей памяти были вполне оправданы.
Г. Мюнстерберг в качестве однородного, бессмысленного материала для экспериментального исследования механической памяти предложил цифры. Располагая их в случайном порядке в ряды различной длины, он выбрасывал такие сочетания цифр, которые были связаны с широко известными хронологическими датами, например: 1812, 1848, 1917 гг. и т. д. Для исследования закономерностей механической памяти в качестве экспериментального материала использовались также ряды геометрических фигур и ряды не связанных между собой по смыслу слов, например: бор, шаг, сын, вор и т. д. При исследовании памяти экспериментальный материал предъявлялся двумя способами: зрительно и на слух. При зрительном способе испытуемому дается инструкция воспринимать предъявляемый материал только зрительным путем, не производя никаких артикуляционных движений. При слуховом способе экспериментатор отчетливо, полным голосом читает материал. Испытуемому указывается, что он должен внимательно слушать экспериментатора и, как при зрительном способе, не прибегать к артикуляционным движениям. В зависимости от целей исследования эти два способа могут модифицироваться. Так, при зрительном способе испытуемому можно предложить одновременно вслух или про себя читать воспринимаемый материал. В первом случае способ предъявления материала можно назвать зрительно-слухо-моторным, во втором — зрительно-моторным. Модификация зрительного способа может заключаться в том, что одновременно со зрительным предъявлением материала его читает экспериментатор, а испытуемому дается инструкция либо сопровождать зрительное восприятие материала беззвучными артикуляционными движениями, либо полностью воздерживаться от подобных движений. Модификация слухового способа может состоять в том, что испытуемый сопровождает слушание экспериментатора беззвучными движениями артикуляционного аппарата, т. е. повторяет материал про себя. Подобный способ обычно называют слухо-моторным.
Необходимость строгого однообразия условий опыта, являющаяся основным положением экспериментальной техники в любой облас- ти знания, потребовала создания ряда технических приемов и специальной аппаратуры, позволяющих ставить всех испытуемых в процессе данного исследования в одинаковое положение. При экспериментальном исследовании памяти большое значение имеет строгая дозировка экспозиции материала или его отдельных частей и интервалов между экспозициями. Так, например, при изучении процесса запоминания текстов необходимо всем испытуемым давать одинаковое время, за исключением случаев, когда само время является количественной характеристикой этого процесса. При предъявлении ряда слогов, цифр, слов время экспозиции каждого элемента ряда и промежутки между экспозициями должны быть строго постоянными. В связи с этим еще со времен Эббингауза стали создаваться специальные аппараты для зрительного предъявления экспериментального материала, названные мнемометрами (от греческого слова «мне-мо> > _ память), которые позволяют предъявлять каждый элемент ряда и на определенное число секунд, и через определенные промежутки времени (например, на 1 с через 1 с; на 2 с через 1 с; на 2 с через 2 с и т. д. ). Современный уровень экспериментальной техники позволяет значительно совершенствовать технические приемы подачи экспериментального материала. Как для индивидуальных, так и для коллективных опытов, при зрительных предъявлениях используются фото- и киноустановки, а для предъявления материала на слух — магнитофонные записи. Все чаще используются компьютерные процедуры предъявления стимулов. Вместе с тем следует указать, что даже в современных исследованиях памяти, особенно в диагностических целях (в детской психологии, медицинской психологии и психологии труда), можно пользоваться так называемыми безаппаратурными методиками, соблюдая строгие условия эксперимента и четкую подборку экспериментального материала. Методические приемы исследования памяти Методические приемы могут быть разбиты на две основные группы. Первую группу составляют методики исследования непосредственной памяти; их задача заключается в том, чтобы определить число элементов, которые испытуемый может удержать без применения каких-либо специальных приемов смысловой организации ряда. Изучение непосредственного запоминания имеет свое специальное значение: оно позволяет установить, как происходит запоминание материала в зависимости от различного строения деятельности, какую роль в запоминании играет отношение запоминаемого материала к основной цели деятельности и какие факторы определяют запоминание материала в тех случаях, когда заучивание материала не является предметом специальной задачи.
Вторую группу составляют методики исследования опосредствованного запоминания; они ставят перед собой задачу изучения того, насколько объем и прочность запоминания могут повыситься в результате использования специальных (мнемотехнических) средств, вводящих запоминаемые элементы в систему логических связей, или использования смысловой организации запоминаемого материала. Как правило, переход к изучению опосредствованного запоминания является вместе с тем переходом к изучению сложных форм памяти, логической по своему строению и долговременной по своим возможностям. Исследование обеих форм памяти составляет основные разделы психологического изучения памяти, которое имеет большое значение для определения как индивидуальных особенностей памяти, так и тех изменений в памяти, которые имеют место в процессе умственного развития ребенка. Обе названные группы методов относятся к методам изучения произвольного запоминания, или, иначе говоря, к методам исследования целенаправленных мнестических процессов. Особое место занимают методики исследования непроизвольного, или непреднамеренного, запоминания. Их целью является изучение законов, которые лежат в основе того, как процесс образования следов может протекать в тех случаях, когда перед испытуемым не ставится задача запоминать предлагаемый материал, иначе говоря, когда запоминание материала происходит в процессе какой-нибудь другой деятельности, не включающей соответствующей мнестической задачи. Исследование непроизвольного (непреднамеренного) запоминания было развито рядом отечественных психологов (П. И. Зинченко, А. А. Смирновым) и имеет большое значение для психологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|