Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

S 5  Общие методические указания к Заданиям 5—8




Контрольные вопросы

1. Что такое переключение внимания?

2. Каковы методы его исследования?

3. В чем заключается техника проведения данного опыта?

Литература: 19.

ПРИЛОЖЕНИЕ Вариант таблицы Горбова*

 

и

__________.

* Числа, которые имеют в таблице красный цвет, набраны здесь курсивом.



Раздел 4 ПАМЯТЬ

S 5  Общие методические указания к Заданиям 5—8

Тема заданий

Знакомство с классическими методиками изучения памяти чело­века.

Введение

Начало применения экспериментальных методов для исследова­ния процессов памяти относится к концу XIX в. Основоположником экспериментального изучения памяти является немецкий психолог Г. Эббингауз, который в 1885 г. опубликовал первое эксперименталь­ное исследование памяти (tiber das Gedachtnis). Ему принадлежит раз­работка ряда методов (точнее, методик) количественного учета про­цессов заучивания и сохранения.

Основной задачей, которую ставили перед собой психологи, изу­чавшие память, является измерение памяти — выражение в количе­ственных величинах ее объема, процессов заучивания, процессов за­бывания, и таким образом приблизиться к изучению механизмов, ле­жащих в основе запоминания материала, фиксации и воспроизведения следов.

Уже с самого начала психологам-экспериментаторам (Г. Эббинга-узу, Г. Мюллеру, Ф. Шуману и др. ) было понятно, что процесс запо­минания существенно зависит от мышления человека, смысловой организации материала. Поэтому основная задача исследователей сво­дилась к тому, чтобы разработать приемы, позволяющие изучить па­мять в возможно «чистом» виде, устранив влияние всяких дополни­тельных факторов (смысловая организация материала, включение ас­социаций и т. п. ). В связи с этим Г. Эббингауз предложил специальные приемы, сделав предметом своего исследования запоминание изоли­рованных (не связанных между собой) слов, цифр или бессмыслен­ных слогов.

Предлагая для запоминания этот материал, классики психологии ставили перед собой следующие конкретные задачи:

♦ выяснить объем доступного для запоминания материала;

♦ описать те законы, которые влияют на то, что отдельные эле­менты, включенные в ряд, воспроизводятся с различной частотой, и объяснить, почему одни элементы запоминаются легче и прочнее, а другие — труднее;


 

♦ установить, запоминается ли различный материал (зрительный, слуховой, двигательный) с одинаковой или разной степенью легкости;

♦ выяснить основные законы постепенного заучивания материала и, в частности, установить, как влияет на процесс заучивания объем запоминаемого материала, частота повторения и т. д.;

♦ установить основные законы, по которым происходит забыва­ние материала, и описать характерные черты постепенного угасания запечатленных следов.

Естественно, что все эти вопросы стоят в тесной связи с тем, в какую деятельность включается запоминание, является ли оно ре­зультатом специально поставленной задачи запомнить материал (мне-стическая задача) или протекает непреднамеренно, без задачи запо­минать материал. Описание законов запоминания стоит в тесной свя­зи с организацией условий процесса запоминания и зависит от того, какие приемы применяет субъект и какую систему смысловых связей он использует для запоминания.

Исследование процессов запоминания в наиболее простых («чис­тых») формах требует того, чтобы оно протекало по возможности без всяких вспомогательных средств, без организации материала в слож­ные смысловые системы. Поэтому первые опыты, посвященные изу­чению памяти, были направлены на измерение возможно более про­стой, механической памяти.

Г. Эббингауз стремился подобрать для своих исследований такой материал, который по трудности был бы однороден для всех испыту­емых, минимально связан с их прежним опытом, почти не вызывал никаких ассоциаций. В качестве такого материала исследователь выб­рал бессмысленные слоги из трех букв. Техника составления слогов была следующей: из двух ящичков, в один из которых помещались все гласные, а в другой — все согласные буквы, вынимались наудачу одна гласная и две согласные буквы. Согласные буквы приставлялись по одной с той и другой стороны гласной. Полученные таким образом слоги считались подходящими, если они не имели никакого смысла, например: пяг, моб, таф и т. п. В своих экспериментах Эббингауз пользо­вался рядами таких слогов разной длины, т. е. содержащих различное количество бессмысленных слогов.

Бессмысленные слоги могли служить, по мнению Г. Эббингауза, единицами измерения процессов механической памяти. Два ряда, со­стоящие из одинакового количества бессмысленных слогов, можно было считать тождественными с точки зрения трудности запомина­ния; постепенное же увеличение числа слогов в предъявляемых рядах позволило усложнить процесс усвоения экспериментального матери­ала и тем самым изучить основные закономерности механической памяти (заучивания, сохранения и забывания, воспроизведения и уз­навания). Этого нельзя было столь четко проследить на осмысленном


материале, например на строчках стихотворений или фразах с одина­ковым или постепенно увеличивающимся количеством слов, так как подобный материал мог бы вызвать различные ассоциации, быть бо­лее или менее знакомым для испытуемого и оказался бы в силу этого различным с точки зрения трудности заучивания.

В начале XX в. К. Рупп в Германии, а затем и В. Экзеплярский в России составили специальные книжки, содержащие все слоги, ко­торые могут употребляться для экспериментального исследования памяти. Такие специальные требования к подбору экспериментально­го материала на первом этапе изучения закономерностей памяти были вполне оправданы.

Г. Мюнстерберг в качестве однородного, бессмысленного матери­ала для экспериментального исследования механической памяти пред­ложил цифры. Располагая их в случайном порядке в ряды различной длины, он выбрасывал такие сочетания цифр, которые были связаны с широко известными хронологическими датами, например: 1812, 1848, 1917 гг. и т. д.

Для исследования закономерностей механической памяти в каче­стве экспериментального материала использовались также ряды геомет­рических фигур и ряды не связанных между собой по смыслу слов, например: бор, шаг, сын, вор и т. д. При исследовании памяти эксперимен­тальный материал предъявлялся двумя способами: зрительно и на слух. При зрительном способе испытуемому дается инструкция воспри­нимать предъявляемый материал только зрительным путем, не про­изводя никаких артикуляционных движений. При слуховом способе экспериментатор отчетливо, полным голосом читает материал. Испы­туемому указывается, что он должен внимательно слушать экспери­ментатора и, как при зрительном способе, не прибегать к артикуля­ционным движениям. В зависимости от целей исследования эти два способа могут модифицироваться. Так, при зрительном способе ис­пытуемому можно предложить одновременно вслух или про себя чи­тать воспринимаемый материал. В первом случае способ предъявления материала можно назвать зрительно-слухо-моторным, во втором — зрительно-моторным. Модификация зрительного способа может зак­лючаться в том, что одновременно со зрительным предъявлением материала его читает экспериментатор, а испытуемому дается инст­рукция либо сопровождать зрительное восприятие материала беззвуч­ными артикуляционными движениями, либо полностью воздержи­ваться от подобных движений.

Модификация слухового способа может состоять в том, что испы­туемый сопровождает слушание экспериментатора беззвучными дви­жениями артикуляционного аппарата, т. е. повторяет материал про себя. Подобный способ обычно называют слухо-моторным.

Необходимость строгого однообразия условий опыта, являющая­ся основным положением экспериментальной техники в любой облас-


ти знания, потребовала создания ряда технических приемов и специ­альной аппаратуры, позволяющих ставить всех испытуемых в процессе данного исследования в одинаковое положение. При эксперименталь­ном исследовании памяти большое значение имеет строгая дозировка экспозиции материала или его отдельных частей и интервалов между экспозициями. Так, например, при изучении процесса запоминания текстов необходимо всем испытуемым давать одинаковое время, за исключением случаев, когда само время является количественной характеристикой этого процесса. При предъявлении ряда слогов, цифр, слов время экспозиции каждого элемента ряда и промежутки между экспозициями должны быть строго постоянными.

В связи с этим еще со времен Эббингауза стали создаваться спе­циальные аппараты для зрительного предъявления эксперименталь­ного материала, названные мнемометрами (от греческого слова «мне-мо> > _ память), которые позволяют предъявлять каждый элемент ряда и на определенное число секунд, и через определенные промежутки времени (например, на 1 с через 1 с; на 2 с через 1 с; на 2 с через 2 с и т. д. ).

Современный уровень экспериментальной техники позволяет зна­чительно совершенствовать технические приемы подачи эксперимен­тального материала. Как для индивидуальных, так и для коллективных опытов, при зрительных предъявлениях используются фото- и кино­установки, а для предъявления материала на слух — магнитофонные записи. Все чаще используются компьютерные процедуры предъявле­ния стимулов. Вместе с тем следует указать, что даже в современных исследованиях памяти, особенно в диагностических целях (в детской психологии, медицинской психологии и психологии труда), можно пользоваться так называемыми безаппаратурными методиками, со­блюдая строгие условия эксперимента и четкую подборку экспери­ментального материала.

Методические приемы исследования памяти

Методические приемы могут быть разбиты на две основные группы.

Первую группу составляют методики исследования непосредствен­ной памяти; их задача заключается в том, чтобы определить число элементов, которые испытуемый может удержать без применения ка­ких-либо специальных приемов смысловой организации ряда. Изуче­ние непосредственного запоминания имеет свое специальное значе­ние: оно позволяет установить, как происходит запоминание матери­ала в зависимости от различного строения деятельности, какую роль в запоминании играет отношение запоминаемого материала к основ­ной цели деятельности и какие факторы определяют запоминание материала в тех случаях, когда заучивание материала не является пред­метом специальной задачи.


Вторую группу составляют методики исследования опосредство­ванного запоминания; они ставят перед собой задачу изучения того, насколько объем и прочность запоминания могут повыситься в ре­зультате использования специальных (мнемотехнических) средств, вводящих запоминаемые элементы в систему логических связей, или использования смысловой организации запоминаемого материала. Как правило, переход к изучению опосредствованного запоминания яв­ляется вместе с тем переходом к изучению сложных форм памяти, логической по своему строению и долговременной по своим возмож­ностям.

Исследование обеих форм памяти составляет основные разделы психологического изучения памяти, которое имеет большое значение для определения как индивидуальных особенностей памяти, так и тех изменений в памяти, которые имеют место в процессе умственного развития ребенка.

Обе названные группы методов относятся к методам изучения про­извольного запоминания, или, иначе говоря, к методам исследования целенаправленных мнестических процессов.

Особое место занимают методики исследования непроизвольного, или непреднамеренного, запоминания. Их целью является изучение за­конов, которые лежат в основе того, как процесс образования следов может протекать в тех случаях, когда перед испытуемым не ставится задача запоминать предлагаемый материал, иначе говоря, когда запо­минание материала происходит в процессе какой-нибудь другой дея­тельности, не включающей соответствующей мнестической задачи. Исследование непроизвольного (непреднамеренного) запоминания было развито рядом отечественных психологов (П. И. Зинченко, А. А. Смирновым) и имеет большое значение для психологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...