Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Власть и общество во второй половине 50-х – начале 80-х годов




Первое десятилетие после смерти Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. В отечественной и зарубежной литературе они оцениваются как период «оттепели» (1953–1964). Характерной чертой этого периода стало расширение прав и свобод граждан. Происходит отказ от политики самоизоляции. Событием, которое принято считать открытием «железного занавеса», стал Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957 г.).

На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. В открытой печати появилась публицистическая и художественная литература в антисталинском духе. Впервые за долгие годы был поставлен вопрос о губительности для интеллигенции той атмосферы, которая сложилась в стране. После ХХ съезда партии значительно выросли количество и тиражи литературных журналов и издательств. Были созданы журналы «Москва», «Нева», «Юность», «Иностранная литература», «Наш современник», «Дружба народов» и др. В это же время в ходе реабилитации жертв политических репрессий 30 – 40-х гг. были возвращены читателю книги М. Кольцова, И. Бабеля, А. Весёлого, И. Катаева и др. Было несколько ослаблено идеологическое давление в области не только литературы, но и музыкального искусства, живописи, кинематографии. В 1956–1964 гг. активизировались международные культурные связи.

Однако идеологический контроль партийного руководства в сфере культуры и искусства, отрицание всего, что не вписывается в официальную идеологию режима, сохранялись. Подобное вмешательство не встречало поддержки ни у интеллигенции в целом, ни у самых широких слоев населения. Действовавшие в сферах культуры официальные «ограничители» привели к возникновению в конце 50-х гг. «самиздата». Так в СССР называлась запрещенная властями литература, размноженная кустарным способом. В машинописных журналах публиковались не прошедшие официальной цензуры произведения молодых поэтов, писателей, историков, философов (Б. Ахмадулиной, Е. Гинзбурга, В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова и др.). Именно на этой основе в СССР начало зарождаться диссидентское движение, участники которого выступали против тоталитарного режима.

После прихода к власти Л.И. Брежнева под лозунгом борьбы с субъективизмом и волюнтаризмом Хрущёва началась борьба против ряда принципиальных направлений его курса, осуществлялось свертывание демократических импульсов «великого десятилетия» 1953–1964 гг. Началась полоса негласной «реабилитации» Сталина и сталинизма. В конце 60-х гг. началось свертывание экономической реформы и окончательное оформление консервативного курса. Уже на XXIII съезде КПСС (1966 г.) были отменены все новации в партийной жизни, принятые при Хрущёве. Курс на «стабильность кадров», получивший официальное закрепление в решениях партийных съездов, означал, по сути, не только резервирование мест за номенклатурными работниками, но и консервацию существующих порядков. Этот подход вел к безнаказанности руководителей, расцвету коррупции, злоупотреблений служебным положением, разрыву между словом и делом. Брежнев стал наиболее последовательным выразителем интересов партийно-государственной номенклатуры, а его правление явилось для нее «золотым веком».

В 1964–1985 гг. усилился партийный контроль над всеми сторонами жизни общества. Под лозунгом «борьбы за единство партии» глушилась любая точка зрения, не совпадающая с «генеральной линией», свертывалась критика и самокритика, вводилась жесткая регламентация, цензура. Обычным явлением стало запрещение публикаций, кинофильмов, концертов тех авторов, которые высказывали свое мнение о существовавших в стране порядках. Это относилось в полной мере как к отечественным, так и к зарубежным авторам и исполнителям. Многие из тех, кто открыто выступил против советского тоталитаризма, были высланы из СССР или вынуждены были эмигрировать. Конституция 1977 г. впервые в истории страны закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив её в качестве «ядра политической системы». Принятие важнейших для страны решений, как и при Сталине, стало осуществляться узким кругом лиц. Вместе с тем создавалась видимость участия всего народа в управлении государством.

Власть, казалось, не учитывала изменений, происходивших в обществе. Между тем они были весьма значительными. Главным противоречием между властью и обществом, сложившимся в эти годы, стало противоречие между существующей политической системой и новыми потребностями и запросами стремительно выросшего в интеллектуальном и культурном отношении населения страны. Серьезным фактором в эти годы стал глубокий нравственный кризис, формировавшийся по мере углубления разрыва между декларациями и лозунгами официальной пропаганды и реалиями жизни. По мере нарастания нравственной эрозии в обществе в нем возникали и ростки «антисистемы». Сопротивление тоталитарному режиму было довольно сильным. В СССР действовали различные направления диссидентского движения: национальное движение, независимое профсоюзное движение, правозащитное движение.

Власть откликнулась на инакомыслие совершенствованием репрессивного аппарата. Механизм устрашения стал более конкретным по своей направленности, репрессии утратили массовый характер и наиболее откровенные крайние формы. Прямые политические обвинения практиковались не часто, в большинстве случаев диссидентов судили не за их политическую деятельность, а как нарушителей уголовного законодательства. Репрессивные меры получили обоснование в выводе официальных идеологов об обострении идеологической борьбы двух систем в условиях мирного сосуществования.

Итак, эволюция тоталитарной системы во второй половине 60-х – начале 80-х гг. привела к углублению противоречий между властью и обществом. Все попытки даже умеренного политического реформирования, предпринятые при Хрущёве, были надолго прерваны Брежневым и его окружением.

СССР в системе международных отношений
в 1953–1985 гг.

Перемены, происходившие внутри страны, не могли не отразиться на внешней политике советского руководства. После смерти Сталина во внешнеполитической доктрине проявился подход, основывающийся на принципе мирного сосуществования государств с различным общественным строем. После Второй мировой войны расстановка сил сложилась в пользу СССР и стран социализма, на стороне которых выступали народы колониальных стран и рабочий класс западных стран. Исходя из этого, а также учитывая наличие термоядерного оружия у США и СССР, советские лидеры (Маленков, а позже Хрущёв) не только признавали возможным мирное сосуществование, но и считали его основой межгосударственных отношений в послевоенном мире. Постепенно по инициативе советской стороны происходило смягчение международной обстановки.

Летом 1953 г. был достигнут компромисс с США, результатом которого стало подписание перемирия в Корее. В том же году СССР отказался от выдвинутых Сталиным требований к Турции о «совместной обороне» черноморских проливов. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений с Грецией и Югославией. В 1954 г. было достигнуто важное соглашение о прекращении войны в Индокитае. В 1956 г. была заключена Совместная декларация между СССР и Японией о прекращении состояния войны, о восстановлении мира, дипломатических и консульских отношений. В Декларации 1956 г. Советский Союз также пообещал передать Японии острова Хабомаи и Шикотан по заключении мирного договора; предстояли переговоры о Кунашире и Итурупе (но в 1960 г. советская сторона в одностороннем порядке отказалась от данного обещания, а решение территориальной проблемы и подписание мирного договора не достигнуты до сих пор).

Курс на разрядку во многом оказался под угрозой в связи с венгерским кризисом 1956 г., когда состоялись ввод советских войск на территорию Венгрии и подавление выступления против коммунистического режима. После венгерских событий акценты политики мирного сосуществования несколько изменились: опираясь на приоритет в ракетном вооружении, советское руководство всё чаще стало перемежать проводившуюся им до сих пор тактику компромиссов силовыми приемами. Выступив в 1953 г. с инициативой о проведении четырёхсторонней встречи о статусе Берлина (эта идея была одобрена Эйзенхауэром во время визита Хрущёва в США в сентябре 1959 г.), советский руководитель стал и инициатором её срыва в мае 1960 г., когда новыми советскими ракетами был сбит американский разведывательный самолет. В июле 1961 г. из-за жесткой позиции советского премьера провалом закончилась его встреча в Вене с новым президентом США Дж. Кеннеди. Отношения обострились с новой силой, когда в августе 1961 г. по решению политического руководства стран Варшавского Договора была возведена Берлинская стена – полоса укреплений, изолировавшая Западный Берлин. В сентябре 1961 г. Советский Союз отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию испытаний мощных ядерных устройств.

В глобальном противостоянии Западу СССР отводил особое место странам «третьего мира». Кризис и распад колониальных империй, сопровождавшиеся ослаблением позиций стран-метрополий (прежде всего Великобритании и Франции), вели к усилению борьбы США и СССР за сферы влияния в постколониальном мире. Результатом этого было усиление регионального противостояния США и СССР. Самым острым оказался карибский кризис1962 г., когда на Кубе были размещены советские ядерные ракеты средней дальности. Мир оказался на пороге ядерной войны. Её удалось избежать лишь благодаря своевременно достигнутому секретному компромиссу между Кеннеди и Хрущёвым, по которому советские ракеты были выведены с Кубы в обмен на демонтаж американских ядерных ракет в Турции и обещание США отказаться от агрессии против Кубы.

После карибского кризиса началась относительная разрядка в советско-американских отношениях и международных отношениях в целом, в основе которой лежало наметившееся взаимное доверие между Хрущёвым и Кеннеди. Была установлена линия прямой связи между Кремлём и Белым Домом. В августе 1963 г. был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над стратегическими вооружениями. Но после убийства Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущёва (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

В то же время карибский кризис привел не только к падению авторитета Хрущёва, но и к размежеванию внутри социалистического лагеря. Против политики разрядки, мирного сосуществования выступали лидеры Китая, КНДР, Албании, отчасти Румынии. Китайский вождь Мао Цзэдун, оценивая политику разрядки, обвинял «советский ревизионизм» и «американский империализм» в преступном сговоре. Расхождение стратегических интересов Советского Союза и Китая привело к обострению советско-китайских отношений в 50–60-е гг. С 1963–1964 гг. Китай постоянно выдвигал территориальные претензии к СССР, что привело к перерастанию политического противостояния в вооруженные столкновения. Попытки Хрущёва апеллировать в этом споре к коммунистическим и рабочим партиям мира привели к открытому противостоянию КПСС и КПК.

Во второй половине 60-х – начале 80-х гг. главной чертой советской внешней политики стала ещё большая её идеологизация, а основными задачами оставались укрепление мировой социалистической системы, недопущение её распада, поддержка «дружественных» движений и режимов в странах «третьего мира». В основу внешнеполитического курса была положена идеология конфронтации, согласно которой мирное сосуществование социалистического лагеря и капиталистических стран не могло носить длительного характера в силу самой природы капитализма.

Тем не менее в начале 70-х гг. брежневским руководством была выдвинута внешнеполитическая концепция, получившая название «разрядки международной напряженности». В 1971 г. была принята советская внешнеполитическая доктрина «Программа мира», цель которой состояла в достижении политического урегулирования в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. В начале 70-х гг. были подписаны договоры между ФРГ и СССР, Польшей, Чехословакией, по которым стороны отказывались от применения силы и признавали окончательными послевоенные границы в Европе. Было заключено соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города. Состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР. В ходе состоявшегося в мае 1972 г. первого в истории советско-американских отношений визита в Москву американского президента Р. Никсона были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений, а также «Основы взаимоотношений». В ходе ответного визита Л.И. Брежнева в США в 1973 г. было заключено Соглашение о предотвращении ядерной войны. Развивалось сотрудничество между СССР и США в различных областях: вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и химического оружия и об их уничтожении (1975 г.); был подписан советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях (1976 г.); состоялся совместный космический полет двух кораблей – «Союза» и «Аполлона» (1975 г.); увеличился в 1971–1976 гг. в восемь раз товарооборот между СССР и США. Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание в августе 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Однако период разрядки оказался недолгим. Окончательный крах разрядки произошёл в 1979 г. после ввода советских войск в Афганистан.

Начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику СССР и других социалистических стран в очень тяжёлые условия, что объективно способствовало нарастанию глобального кризиса в этих странах. Да и политика разрядки породила или усилила антитоталитарные процессы в странах Восточной Европы. В 1968 г. попытка демократизировать общество при помощи экономической и политической либерализации, эволюции правящей партии, развития реального народного самоуправления была предпринята чехословацкими лидерами. «Пражская весна» закончилась вводом войск стран Варшавского Договора и силовым подавлением тенденции обновления социализма. В дальнейшем советское руководство уже не решалось на открытое военное вмешательство в дела союзных стран. Для влияния на них предпринимались другие меры, получившие на Западе название «доктрины Брежнева»: серией межгосударственных договоров и соглашений, а также путем создания межгосударственных учреждений была обеспечена экономическая и военная интеграция стран СЭВ и Варшавского Договора, значительно ограничившая суверенитет этих стран и усиливавшая роль и значение СССР в социалистическом содружестве. Тем не менее ситуация постепенно выходила из-под полного контроля Москвы. С одной стороны, усиливались антикоммунистические настроения в странах социалистического содружества, с другой – правительства этих стран стремились к самостоятельности. Окончательно дистанцировались от СССР в эти годы Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР, сложность отношений с которыми в основном была обусловлена именно их самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики.

Итак, советская внешняя политика в 1965–1985 гг. прошла непростой путь от жёсткой конфронтации с Западом (во второй половине 60-х гг.) к разрядке международной напряженности (в 70-е гг.) и от неё – к новому обострению международных отношений (в конце 70-х – начале 80-х гг.), поставившему человечество на грань новой мировой войны. В результате наметившееся к середине 70-х гг. органичное вхождение СССР и других социалистических стран в мировое сообщество не состоялось. Как и во внутренней политике, главным тормозом здесь выступал тоталитарный политический режим.

Кризис советской системы.
Современная Россия

Перестройка в СССР: от попыток модернизации системы
к смене модели общественного развития

В марте 1985 г. руководителем партии и страны стал М.С. Горбачёв. К этому времени было ясно, что как внешняя, так и внутренняя политика страны зашла в тупик, необходимы перемены. Начиная перестройку, Горбачёв и его окружение основной задачей ставили обновление социализма при сохранении власти КПСС.

В основу нового внешнеполитического курса легла философско-политическая концепция, получившая название «нового политического мышления». Новая доктрина исходила из тезиса о многообразном, но взаимосвязанном и целостном мире. Отсюда провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Вместо баланса сил универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений между Востоком и Западом через разоружение; разблокирование региональных конфликтов; установление тесных взаимовыгодных экономических и политических контактов с различными странами, без предпочтения странам «социалистического содружества». Странам социалистического блока предоставлялась самостоятельность во внутренней и внешней политике. Новый внешнеполитический курс создавал благоприятные условия для внутренних реформ.

Комплекс преобразований 1985–1990 гг. касался всех сфер общественной жизни и, прежде всего, сферы экономики, переживавшей глубокий кризис. В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главным его движителем виделись научно-технический прогресс и активизация «человеческого фактора». В целях поощрения личной экономической инициативы были приняты законы «Об индивидуальной трудовой деятельности (1986 г.) и «О кооперации» (1988 г.).

С 1987 г. руководство заговорило о консерватизме, о торможении реформ. Январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС выдвинул на первый план уже не «ускорение», а задачу демократизации общественной жизни. Следствием этого стало усиление процесса общественно-политического обновления. Проводилась политика «гласности», характерной чертой которой стало допущение идеологического плюрализма. Летом 1988 г. на XIX партконференции была сделана первая серьезная попытка реформирования политической системы. Были декларированы передача власти Советам, разграничение функций партийных и советских органов, проведение демократических выборов народных депутатов. В декабре 1988 г. в соответствии с установками партконференции в Конституцию были внесены изменения, согласно которым высшим органом власти в СССР становился Съезд народных депутатов. Созванный в марте 1990 г. внеочередной III Съезд народных депутатов СССР учредил пост президента СССР и избрал таковым М.С. Горбачёва, за которого было подано почти 60% голосов депутатов. Съезд также отменил шестую статью Конституции и тем самым признал существование многопартийности в стране.

Реформы управления промышленностью и сельским хозяйством имели половинчатый, непоследовательный характер. Вместо перехода к рыночным методам руководства осуществлялось лишь некоторое ограничение администрирования, внедрение хозрасчёта и самофинансирования. В условиях государственной собственности на средства производства и монополии производителей такая политика привела лишь к росту цен и отказу от производства «невыгодной» продукции. Положение усложнил и ряд субъективных моментов. Падение мировых цен на нефть, составляющую основную статью экспорта, привело к сокращению валютных поступлений и к сокращению импорта. Это ещё более осложнило положение на потребительском рынке. Значительных средств потребовала ликвидация последствий землетрясения в Армении и Чернобыльской катастрофы.

На руках населения стали скапливаться значительные денежные средства. С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер. Предприятия во взаимоотношениях друг с другом стали переходить к безденежному товарообмену, отказывались от госзаказа, стремились продавать продукцию не внутри страны, а по любой цене отправить за рубеж. Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях стал ощущаться недостаток продовольствия. Всё это вело к недовольству, к росту забастовочного движения в стране, первым массовым политическим акциям, «параду суверенитетов» союзных республик, попытавшихся самостоятельно найти выход из углубляющегося кризиса. Это ещё более усугубило положение.

Стало ясно, что политика ускорения социально-экономического развития потерпела крах, окончательно разбалансировала экономику. Единственный выход был в переходе от административной экономики к рыночным отношениям, в ограничении роли центра в планировании и управлении экономикой. Программа такого перехода, рассчитанная на 1,5 года и получившая название «500 дней», была разработана осенью 1990 г. группой С. Шаталина и Г. Яв-линского.

Тем временем утрата инициативы КПСС, нерешительность преобразований вели к падению её авторитета, к политическому плюрализму внутри партии и к переходу инициативы от партаппарата к Советам, обновленным в ходе относительно демократических выборов 1989 и 1990 гг., а также к зарождавшимся новым политическим партиям и движениям. Народными депутатами были избраны не только традиционные представители номенклатуры, но и реформаторы-демократы А.Д. Сахаров, Г.Х. Попов, Б.Н. Ельцин, А.А. Собчак, Ю.Н. Афанасьев и другие, выступавшие за радикальное обновление общества.

Предпринималась попытки реформировать федеративные отношения в СССР. Переговоры с республиканскими лидерами велись в президентской резиденции в Новоогорёво. Поэтому политика советского руководства 1990–1991 гг., направленная на обновление и сохранение СССР в условиях начавшейся суверенизации республик, получила название «новоогорёвского процесса».

Однако в обстановке острейшей политической борьбы, развернувшейся в стране, осуществление любых преобразований блокировалось противоборствующими силами. Время для реформы было упущено. Шёл распад единого экономического пространства в результате конфронтации союзных и республиканских органов власти. Продолжалось нарастание хаоса и безвластия. Правительство В.С. Павлова не решалось на кардинальные шаги, провело лишь ряд конфискационных мер (замораживание вкладов в сберкассах, введение 5% налога с продажи, повышение цен на 50–70% и т.д.). Эти меры не остановили инфляцию и не могли привести к экономической стабилизации. К лету 1991 г. в стране сложилась переломная ситуация. Назревал политический взрыв как средство разрешения накопившихся противоречий.

Неудачная попытка путча 19–21 августа 1991 г. была попыткой выйти из создавшейся ситуации путём возврата к чрезвычайным методам управления. Августовский политический кризис 1991 г. означал конец «перестройки». Руководство России воспользовалось им для разгрома руководящих и местных структур КПСС, деятельность которой на территории России была приостановлена. Имущество партии было национализировано, на её денежные средства был наложен арест. Пришедшие к власти реформаторы-демократы перехватили у руководства КПСС рычаги управления армией, КГБ, МВД, средствами массовой информации. Президент СССР М.С. Горбачёв, по сути, стал декоративной фигурой. Большинство республик после августовских событий отказались от намечавшегося подписания нового союзного договора.

25 декабря1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.Ю. Шушкевич) заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и подписали договор о ликвидации СССР. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные органы, подал в отставку президент М.С. Горбачёв. Вместо СССР было создано Содружество независимых государств (СНГ) в целях создания механизма политических, экономических, гуманитарных и культурных связей между бывшими советскими республиками. 8 декабря 1991 г. в Минске Соглашение о создании СНГ подписали Белоруссия, Россия и Украина. 21 декабря 1991 г. к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. Позднее к СНГ присоединилась Грузия.

Россия в условиях системной трансформации

Выбор политического курса. Как и в начале XX в., новая российская государственность рождалась в атмосфере хаоса и безвластия. К концу 1991 г. в стране складывается весьма сложная социально-экономическая ситуация. Осенью 1991 г. государственные органы СССР фактически перестают функционировать как органы власти. Попытка создать новый союзный государственный аппарат заканчивается провалом. Бывшие союзные республики отказываются выполнять экономические обязательства перед Союзом. Часть из них решительно выбирают путь радикальных социально-экономических реформ. Другие всеми силами и средствами стремятся их избежать или максимально отсрочить. Ситуация в стране осложнялась бездействием демократических сил, не имевших ясной, проработанной программы системной трансформации. Исчезновение врага в лице КПСС вызвало в их рядах раскол и апатию.

Нарастающий хаос и социальное напряжение требовали от российского руководства срочно осознать новую реальность, сформировать национальные государственные институты, определить цели и задачи внешней и внутренней политики Российской Федерации, решить наиболее острые социально-экономические вопросы, наконец, запустить конкурентно-рыночные механизмы. Совпадение во времени задач, которые в других странах решались в разное время, неимоверно осложнило деятельность правительства Б.Н. Ельцина. Создание основ нового социально-экономического строя происходило в обстановке острого дефицита предпосылок для него. В силу исторических причин советские люди имели лишь крайне негативные представления о капитализме и рынке, а потому не испытывали желания участвовать в их создании.

Неясность экономических перспектив, дискуссии о предстоящей денежной реформе и повышении розничных цен толкнули население России на скупку товаров, создание запаса предметов первой необходимости. В результате из магазинов исчезли и те немногие, ещё остававшиеся с Горбачёвских времен товары. Введение принципа распределения товаров среди населения по карточкам и талонам, организация распродаж на предприятиях не смогли улучшить ситуацию. Тяготы, вызванные развалом СССР, серьезно затруднили обеспечение легитимности реформаторской власти и политики. В свою очередь, формирующиеся демократические институты, транслируя и усиливая социальное напряжение, вызываемое реформами, во многом осложняют их развитие. В этой обстановке начинают постепенно возвращаться к активной политической жизни коммунисты, создавшие несколько партий. В итоге уже на начальном этапе посткоммунистической трансформации опора политического режима резко сузилась. Положение осложнялось также нарастающей угрозой распада самой России, созданной в свое время на тех же принципах, что и Советский Союз.

Сохранение целостности Российского государства. Судьба российской государственности в 1991–1993 гг. во многом определялась противостоянием республиканских региональных властей и федеральной власти. Причины, приведшие к распаду СССР, сказались на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. В их основе лежало желание регионов самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 г. К лету этого года десятки субъектов Федерации – Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская и Тюменская области задерживали отчисление налогов в федеральный бюджет. Претензии республик и других национальных образований в России на особый статус, а тем более на выход из нее, грозили полным распадом страны и междоусобицей. Лишь в конце октября 1992 г. после начала столкновения между осетинами и ингушами президент России впервые не исключил возможности использования силовых методов для защиты территориальной целостности страны и государственных интересов.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, работа над которым началась ещё в 1990 г. Подписанный 31 марта 1992 г. большинством субъектов Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, Федеративный договор разграничил в общих чертах полномочия общефедеральных органов и органов субъектов Федерации. Тем самым внутриполитическое напряжение в стране резко снизилось.

Законодательное оформление новой российской государственности в первые годы реформ было серьезно осложнено противостоянием внутри самой власти, между двумя её ветвями – законодательной и исполнительной. Их конфликт в условиях сосуществования в государственном организме двух несовместимых начал (президентской власти и системы Советов) был неизбежен. Многие поправки к действующей Конституции и другие законодательные акты принимались в обостряющейся борьбе этих двух политических сил. Целью оппозиции становится полный захват власти через ослабление президентских структур и жесткий контроль над правительством. В свою очередь сторонники жесткой линии в окружении Б.Н. Ельцина настаивали на роспуске Верховного Совета и ликвидации Съезда народных депутатов. Фактическое двоевластие, а точнее безвластие, провоцировало оппозицию на дальнейшее перераспределение власти в свою пользу. Борьба вокруг основ конституционного строя России шла с переменным успехом до весны 1993 г. Верховный Совет РФ во главе с Р.И. Хасбулатовым все более активно вмешивался в дела исполнительной власти, требуя отставки президента. В апреле 1993 г. по настоянию Б.Н. Ельцина был проведен референдум о доверии президенту. За доверие высказалось 58% из числа принимавших участие в голосовании. Тем не менее борьба за отстранение Ельцина от власти продолжилась и после референдума. Конституционный кризис преодолен не был.

Октябрьские события 1993 г. К осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубокого политического кризиса. Его разрастание – результат отсутствия у России реального опыта, устойчивых традиций демократии и парламентаризма. Начиная с весны 1992 г. большинство депутатского корпуса было нацелено на постепенное ограничение власти и полномочий президента, на изменение курса реформ.

Б.Н. Ельцин 21 сентября 1993 г. издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе». В нём президент объявил о роспуске съезда, Верховного Совета, а также проведении 12 декабря референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). К этому же сроку предполагалось завершить работу по подготовке новой Конституции. Но так как указ в некотором смысле противоречил действовавшей Конституции, оппозиция перешла к активным действиям. В октябре 1993 г. в столице прошли крупные выступления противников Ельцина, была предпринята попытка захватить телецентр в Останкино. Оплотом оппозиции стал Верховный Совет. В Москву были введены верные президенту войска, в том числе танковые части. В результате штурма здания Верховного Совета с обеих сторон имелись жертвы, в числе которых ни депутатов, ни лидеров мятежа не было. Мятежники были арестованы. Вне зависимости от правовых и иных оценок действий сторон «черный октябрь» окончательно разрушил систему Советов и Советской власти.

Возрождение российского парламентаризма. В соответствии с принятым решением президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу. Одновременно с выборами проводился референдум по проекту новой Конституции. Выборы проводились на многопартийной основе, в атмосфере напряженности в обществе, вызванной распадом СССР и октябрьскими событиями. Избиратели продемонстрировали свое разочарование ходом радикальных реформ. В итоге ни одна из политических партий, поддерживавших курс президента, не набрала более 15% голосов от общего числа избирателей, в силу чего изначально Госдума оказалась оппозиционной президенту. Совет Федерации (как верхняя палата парламента), согласно Конституции РФ, представлял и защищал интересы 89 субъектов Федерации. Поэтому главной его функцией являлось рассмотрение федеральных законов, принимаемых нижней палатой. Состав депутатского корпуса Госдумы первого созыва в основном отражал реальное соотношение сил и настроений в российском обществе. Ни одна из фракций в Госдуме не имела решающего перевеса.

Осенью 1994 г. в стране стартовала новая избирательная кампания по выборам в Государственную Думу, конституционные полномочия которой истекли в 1995 г. Политический кризис дал мощный импульс к становлению в России реальной многопартийности. Для партий, прошедших на выборах в Государственную Думу («Выбор России», ЛДПР, ДПР, КПРФ, АПР, ПРЕСС), парламентская деятельность становится главной. В первой половине 1994 г. в России было зарегистрировано около 100 общественно-политических объединений и 50 политических партий.

Новая Конституция России. 12 декабря вместе с выборами в Госдуму состоялся также и референдум по Конституции. За проект нового основного закона страны проголосовали чуть больше 50% участвовавших в голосовании. Принятие Конституции явилось важнейшим шагом в демократическом обновлении России. Конституция 1993 г. впервые в истории Российского государства утвердила основополагающий принцип современного парламентаризма – принцип разделения властей. Конституция несла в себе черты переходного периода, определенных компромиссов. Наиболее очевидный из них – заметный дисбаланс сил между президентом и парламентом. Согласно новому основному закону, президент имеет чрезвычайно широкие полномочия. Его трудно подвергнуть импичменту (отрешить от должности), хотя такая процедура заложена (ст. 93) в новой Конституции. При всех своих недостатках впервые в истории России был принят документ, в котором уровень гарантируемых прав и свобод человека, механизм их защиты соответствовали общепризнанным принципам и нормам международного права. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода средств массовой информации, запрещается цензура.

Становление рыночной экономики. 1992 г. стал для России годом экономических реформ, началом перехода к рынку, к легитимной частной собственности. В ноябре 1991 г. Б.Н. Ельцин сформировал новое правительство, ключевые посты в котором заняли молодые экономисты-рыночники: П. Авен, А. Нечаев, А. Шохин, А. Чубайс. Вице-премьером этого правительства был назначен 35-летний экономист Е. Гайдар.

Правительственная программа содержала набор мер, широко известных в мировой практике: сначала отпуск цен, затем введение свободной торговли и затем приватизация. Свободные цены должны были определить реальную цену товаров и включить механизм конкуренции, заставить людей «зарабатывать деньги», а приватизация (передача государственной собственности в частные руки), сделав людей собственниками, – создать мощные стимулы к труду.

Правительство приняло ряд важных мер по слому командно-администра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...