Общая характеристика внимания
Стр 1 из 7Следующая ⇒ И. С. Морозова
Учебно-методическое пособие по курсу «Психология учебной и познавательной деятельности»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЕМЕРОВО 2001 Составитель: к. психол. н. И. С. Морозова. Учебно-методическое пособие по курсу «Психология учебной и познавательной деятельности»: Познавательные процессы в учебной деятельности. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2001. - 80 с.
Учебно-методическое пособие дополняет и развивает темы курса «Психология учебной и познавательной деятельности». В нем представлены позиции отечественных психологов по проблемам изучения познавательных процессов, даны характеристики видов интеллектуальных способностей. В пособии предлагаются рекомендации по анализу урока с точки зрения развития каждого познавательного процесса. Материалы предназначены для студентов психологических факультетов 4-5 курсов дневного отделения и ОЗО, слушателей курсов ФППК, школьных психологов.
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО методической комиссией на заседании кафедры социально-психологического психологии и социальной факультета работы «___»_______________2001 г. «___»_____________2001 г. Председатель методической Зав. кафедрой д. психол. н., комиссии к. психол н., И. С. Морозова М. С. Яницкий
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………..…………………4 Глава 1. Внимание 1.1. Общая характеристика внимания………………………….…………….……….5 1.2. Учет общих закономерностей внимания в педагогическом процессе…………6 1.3. Учет особенностей внимания при организации учебной деятельности……….11 Глава 2. Восприятие 2.1. Общая характеристика восприятия…………………………….…….……………20
2.2. Учет общих закономерностей восприятия в педагогическом процессе…………..21 2.3. Учет особенностей восприятия при организации учебной деятельности……...35 Глава 3. Память 3.1. Общая характеристика памяти…………………………….…….…………………..42 3.2. Учет общих закономерностей памяти в педагогическом процессе……………..43 3.3. Учет особенностей памяти при организации учебной деятельности…………..50 Глава 4. Представление и воображение 4.1. Общая характеристика представлений и воображения…….…….………………..52 4.2. Учет общих закономерностей процессов представления и воображения в педагогическом процессе……………………….……….………………………………53 4.3. Учет особенностей восприятия при организации учебной деятельности………...60 Глава 5. Мышление 5.1. Общая характеристика мышления…………………………….…….………………62 5.2. Учет общих закономерностей мышления в педагогическом процессе…………..62 5.3. Учет особенностей мышления при организации учебной деятельности……...70 Заключение …..…………………………………………………………………………...71 Литература …..……………………………………………...…………………………….72 Приложения ………..………………………………………..…………………………...74
ВВЕДЕНИЕ Психологический анализ учения в школе—это проблема понимания природы способности человека к обучению. И этот ее широкий научный теоретический смысл делает проблему все более актуальной в условиях современной культуры. Она актуальна для решения вопросов о том, как противостоять растущему отчуждению человека от лавины усложняющихся знаний, как предупредить отставание темпов индивидуальной социализации и обучения на фоне ускорения роста научных и технических знаний. Эта проблема включена в решение одной из центральных теоретических проблем — взаимосвязи обучения и развития человека.
Основная цель пособия – структурировать основные положения теории развития познавательных процессов, рассмотреть их с точки зрения использования в практической деятельности. В каждой главе пособия дается краткое изложение основных понятий и закономерностей познавательного процесса и рассматриваются вопросы, связанные с учетом отдельных психических процессов в организации учебной деятельности и урока в целом. Определенное внимание уделяется проблемам мотивации учебной деятельности ученика и ее влиянию на продуктивность отдельных психических функций. Глава 1. ВНИМАНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ 1.1.1. Сущность внимания. Мир, в котором мы живем, непрестанно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания (мы различаем слова собеседника, хотя рядом говорят другие люди, замечаем в толпе человека, машущего нам рукой). Одновременно мы стараемся сосредоточиться на чем-то важном для нас, всматриваемся, вслушиваемся. В указанных двух свойствах и видят обычно сущность внимания, понимая его как направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности. Объектами внимания могут стать предметы, явления, их свойства и отношения, а также действия, мысли и чувства других людей и наши собственные. Направленность, или избирательность, внимания как поиск, выбор объектов познания проявляется в различных формах. Изначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно идущего из внешнего мира. Эта ориентировочно - исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Выделение в сознании каких-либо объектов обусловлено их объективными характеристиками или субъективными особенностями их восприятия. Так, привлекает внимание и необычный вид привычного предмета, и наше имя, произнесенное кем-то. Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности. Примером могут служить как повышенная тревожность, ожидание чего-то необычного, опасного, так и сложные формы поведения: обостренное внимание к словам и действиям незнакомых и не вызывающих доверия людей.
Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой: ведение эксперимента, проверочное чтение корректора или учителя, выявление контролером нестандартных изделий. В других случаях четкая программа не обязательна, например, чтение книги, слушание лекции. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, точность и ясность отображения в сознании объектов познания. Сосредоточенность—необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации. Студент, замечтавшийся на лекции, слышит слова, но их смысл ускользает от него. Не зря говорят, что можно глядеть, но не видеть, слушать, но не слышать. В жизни и практической деятельности мы встречаемся с разными уровнями сосредоточенности: от поверхностного внимания до глубочайшей поглощенности и одержимости. Такая поглощенность объектом, «неотступное думание» о нем (И. П. Павлов)—обязательное условие серьезных достижений в любой области деятельности, важный показатель интеллектуальной одаренности. Внимание—необходимое условие успешного осуществления любой практической деятельности человека. Особенно важна его роль в процессе обучения. Часто недопонимание учеником нового материала, плохое запоминание, ошибки при выполнении домашнего задания связаны прежде всего с недостатками внимания.
1.2. УЧЕТ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВНИМАНИЯ 1.2.1. Роль мотивации. Избирательное отношение личности к окружающему определяется прежде всего особенностями ее мотивационной сферы. Соответствующую направленность вниманию придает напряжение той или иной потребности. Голодный обращает внимание на все, имеющее отношение к пище, усталый—на место, где можно отдохнуть. Динамика потребностных состояний в немалой степени определяет и динамику внимания. Крайне напряженная потребность замыкает мир на себя. Любовные переживания подростка или юноши могут оттеснить на время буквально все, включая учебу. Особую роль в жизни человека занимает познавательная потребность, на которой основан прогресс науки, увлеченное познание нового. Она проявляется в виде любознательности, любопытства, исследовательской деятельности. Важный фактор внимания—отношение к объекту познания, практической деятельности. Интересное, увлекательное дело захватывает человека даже помимо его желания. Неинтересное, нелюбимое дело вынуждает быть внимательным. Ученик, выполняющий домашнее задание по нелюбимому предмету, будет искать любой повод, чтобы отвлечься от работы.
Создание заинтересованного отношения к учению—проблема, проходящая через всю историю педагогики, вплоть до сегодняшнего дня. Начавшаяся перестройка средней и высшей школы упирается в тяжелейшую проблему—снижение интереса к учению, престижности и авторитета образования. Правда, оптимизм вселяют поиски учителей-новаторов, которые решают также и проблему коренного изменения отношения к учению. Своеобразный фактор внимания— установка, т. е. неосознаваемая готовность воспринимать предметы и явления действительности и (или) действовать с ними определенным образом. Личностные установки –это своего рода субъективные фильтры, пропускающие в сознание одни факты и задерживающие другие. Отрицательные установки, связанные с личностью учителя, могут заметно снизить действенность его слов и указаний. Примером влияния установки на направленность внимания может служить предвзятость или идеализация в отношении других людей. В одном случае отрицательная установка ведет к непроизвольному фиксированию внимания на недостатках, тогда как даже бесспорные положительные качества могут просто не замечаться. В другом—картина обратная: чрезмерная фиксация внимания на достоинствах приводит к их переоценке, мешает увидеть недостатки и слабости человека. Поразительным примером служит слепая материнская любовь. На избирательность внимания оказывают влияние и некоторые другие факторы, например, профессиональные привычки: войдя в учительскую мы привычно бросаем взгляд на доску объявлений, машинально поправляем речевые ошибки собеседника, хотя это и не всегда уместно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|