Остойчивость формы и остойчивость нагрузки
Рассмотрение этого вопроса позволяет установить природу остойчивости, выяснить физические причины возникновения восстанавливающего момента при наклонениях судна. В соответствии с метацентрическими формулами остойчивости (углы Θ и Ψ выражены в радианах): mΘ = γV h Θ = γV (r – α) Θ = γV r Θ – γV α Θ; МΨ = γV Н Ψ = γV (R – α) Ψ = γV R Ψ – γV α Ψ. Таким образом, восстанавливающие моменты mΘ, МΨ и плечи статической остойчивости lΘ, l Ψ представляют собой алгебраическую сумму их составляющих: mΘ = mф + mн; МΨ = Мф + Мн; lΘ = lфΘ + lнΘ; l Ψ = l фΨ + l нΨ, где моменты mф = γV r Θ; Мф= γV R Ψ, принято называть моментами остойчивости формы, моменты mн = – γV α Θ; Мн = – γV α Ψ, моментами остойчивости нагрузки, а плечи
lфΘ = mф / γV; lфΨ = Мф / γV, поперечными и продольными плечами остойчивости формы, плечи lнΘ = – mн / γV; lнΨ = – Мн / γV, поперечными и продольными плечами остойчивости нагрузки. Так как: r = ; R = ; α = zg – zc, где Jx и Jyf – момент инерции площади ватерлинии относительно поперечной и продольной центральной оси соответственно, то моменты формы и нагрузки можно представить в виде: mф = γ Jx Θ, Мф= γ Jyf Ψ; mн = – γV (zg – zc) Θ, Мн = – γV(zg – zc) Ψ. По своей физической природе момент остойчивости формы всегда действует в сторону, противоположную наклонению судна, и, следовательно, всегда обеспечивает остойчивость. Он вычисляется через момент инерции площади ватерлинии относительно оси наклонения. Именно остойчивость формы предопределяет значительно большую продольную остойчивость по сравнению с поперечной т.к. Jyf» Jx. Момент остойчивости нагрузки из-за положения ЦТ выше ЦВ α = (zg – zc) > 0, всегда уменьшает остойчивость судна и по существу она обеспечивается только остойчивостью формы.
Можно предположить, что в случае отсутствия ватерлинии, например, у подводной лодки в подводном положении, момент формы отсутствует (Jx = 0). В подводном положении подводная лодка за счет балластировки специальных цистерн, имеет положение ЦТ ниже ЦВ, в результате ее остойчивость обеспечивается остойчивостью нагрузки.
Определение мер начальной остойчивости Судна
5.7.1. Посадка судна прямо и на ровный киль. В случаях, когда судно плавает с незначительными углами крена и дифферент, меры начальной остойчивости могут быть определены с помощью метацентрических диаграмм. При заданной массе судна, определение мер начальной остойчивости сводится к определению аппликат метацентров (или метацентрических радиусов и аппликаты ЦВ) и аппликаты ЦТ.
Аппликата ЦВ zc и метацентрические радиусы r, R являются характеристиками погруженного объема судна и зависят от осадки. Эти зависимости представлены на метацентрической диаграмме входящей в состав кривых элементов теоретического чертежа (рис.21). По метацентрической диаграмме (рис.42) можно не только определить zc и r, но при известной аппликате ЦТ, найти поперечную метацентрическую высоту судна. На рис.42 представлена последовательность расчета поперечной метацентрической высоты судна при приеме груза. Зная массу принятого груза m и аппликату его центра тяжести z, можно определить новую аппликату ЦТ судна zg1 по формуле: zg1 = zg + (z– zg), где zg – аппликата ЦТ судна до приема груза. 5.7.2. Посадка судна с дифферентом. При плавании судна с дифферентом в воду входят более полные участки корпуса, что приводит к увеличению площади ватерлинии (остойчивости формы) и соответственно поперечной метацентрической высоты. У промысловых судов кормовые обводы полнее носовых, поэтому следует ожидать при дифференте на корму увеличение, а при дифференте на нос уменьшение поперечной остойчивости судна.
Рис.42. Метацентрическая Рис.43. Диаграмма Фирсова – Гундобина диаграмма
Для вычисления поперечной метацентрической высоты судна с учетом дифферента используют диаграммы Фирсова – Гундобина, начальной остойчивости КТИРПиХ и интерполяционные кривые. Диаграмма Фирсова – Гундобина (рис.43), отличается от диаграммы Фирсова тем, что содержит кривые zm и zc, значения которых определяются по известным осадкам судна носом и кормой. Диаграмма начальной остойчивости КТИРПиХ (рис.44) позволяет определить аппликату метацентра судна zm по известной массе Δ и абсциссе его центра тяжести xg. По диаграмме интерполяционных кривых (рис.45) можно при известных осадках судна носом и кормой найти поперечный метацентрический радиус r и аппликату центра величины судна zc. Диаграммы, показанные на рис. 43 – 45, позволяют найти zm при любой посадке судна, в том числе и на ровный киль. Следовательно, они дают возможность проанализировать влияние дифферента на начальную поперечную остойчивость судна. остойчивости траулера типа “Карелия“
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|