Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основы деятельности СМИ.

 

Сегодня, пожалуй, ни одно государство в мире не может быть уверено в том, что оно успешно решило проблему правового регулирования деятельности СМИ, несмотря на то, что для достижения этой цели затрачивается всё больше усилий. Основная трудность, естественно заключается в сложности самой проблемы, а также в том, что общественно-политическое развитие всё время дополняет её новыми аспектами, которые ещё не подверглись основательному научному анализу. Этот факт констатируют многие специалисты. Один из наиболее известных, профессор Э. Парашос, пишет: «Многие исследования последних двух десятилетий дают общее представление о законах, регулирующих деятельность средств массовой информации в конкретных регионах мира, но очень немногие представляют возможность всесторонне ознакомиться с этими законами».

В России, где идёт процесс формирования гражданского общества и государственно-правовой системы, проблема СМИ, правового регулирования их деятельности стоит особенно остро.

В основе права СМИ, как и в основе других отраслей права, лежит Конституция России. Её анализ свидетельствует, что эта основа достаточно фундаментальна и главное состоит в том, что Конституция предусмотрела надёжные гарантии прав и свобод человека, относящихся к СМИ.

Принципиальное значение для деятельности СМИ имеет признание идеологического и политического многообразия (ч.1-3 ст.13), а также положения о том, что каждому гарантирована свобода слова и мысли. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется, а цензура запрещается (ст.29).

Одновременно Конституция установила и определённые ограничения свободы массовой информации. Запрещены пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, а также пропаганда социального, национального, расового, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29)[3].

Анализ приведённых положений Конституции даёт основание для вывода о том, что они соответствуют мировым стандартам, закреплённым нормами международного права. Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности СМИ, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством.

Закон «О средствах массовой информации», принятый парла­ментом Российской Федерации 27 декабря 1991 г. и вступивший в силу 8 февраля 1992 г., подтверждает недопустимость цензуры (ст. 3). В нем содержатся базовые положения о свободе информации как деятельности по поиску, получению, производству и распростра­нению массовой информации; о возможности учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также изготавливать, приобретать и эксплуатировать тех­нические устройства, предназначенные для производства и рас­пространения продукции средств массовой информации (ст. 1). Более того, законом разрешается частная собственность на средства мас­совой информации и запрещается владение (учреждение) СМИ иностранными гражданами — но не иностранными компаниями (ст. 7). В ст. 18 закона говорится, что учредители не могут вмеши­ваться в деятельность редакции средств массовой информации. Исключение может быть сделано только в том случае, если в дого­воре о регулировании взаимоотношений, который обязаны зак­лючить учредитель и редакция, имеется явное указание на допус­тимость подобного вмешательства.

В современной практике, однако (в отличие от времени, когда принимался закон), учредители являются также главными спон­сорами печатного издания, что влечет за собой нарушения данно­го положения. Лишь в некоторых случаях главный редактор, учре­дитель (соучредитель) и владелец основного пакета акций пред­стают одним и тем же лицом. В большинстве случаев финансовая зависимость средств массовой информации от их спонсора пре­вращает редакционную независимость в далекую мечту. Наконец, государственные органы активно вмешиваются в деятельность тех СМИ, учредителями или соучредителями которых они являются.

Со времени принятия данного закона Верховным Советом Рос­сийской Федерации вступили в силу около тридцати других и не­сколько десятков указов Президента РФ, касающихся средств мас­совой информации. Далее следует краткое перечисление соответ­ствующих федеральных законов.

Уголовный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997 г. и заменил прежний (1962), определяет клеве­ту как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репута­цию» (ст. 129). Кодекс впервые в истории российского законода­тельства вводит уголовную ответственность за правонарушения, связанные с аудиовизуальным сектором и новыми информацион­ными технологиями.

Ст. 151 Гражданского кодекса 1995 г. и ст. 43 закона о средствах массовой информации возлагают ответственность за правильность информации на ответчика (на журналиста или редакцию СМИ).

Закон «О государственной тайне» принят парламентом 21 июля 1993 г. Государственная тайна определяется в нем как «защищае­мые государством сведения в области его военной, внешнеполи­тической, экономической, разведывательной, контрразведыватель­ной и оперативно-розыскной деятельности, распространение ко­торых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Раскрытие государственных тайн влечет за собой наказание[4].

Закон «О порядке освещения деятельности органов государствен­ной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. имеет большое значение, поскольку большая часть СМИ в России принадлежит государственным учреждениям разных уровней. За­кон предусматривает ряд событий, связанных с деятельностью государственных органов, подробную информацию о которых дол­жны сообщать соответствующие государственные СМИ. В их число входят обращения и заявления, сделанные Президентом Российс­кой Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой и Правительством РФ; открытие первых официальных сессий палат парламента и нового правительства; а также инаугурация Прези­дента.

Закон «О связи» принят Государственной Думой 20 января 1995 г. Он устанавливает правовые основы для деятельности в области связи, наделяет органы государственной власти полномочиями по регулированию подобной деятельности, определяет права и обя­занности физических и юридических лиц, участвующих в предос­тавлении услуг связи или пользующихся такими услугами. В нем регулируется порядок получения вещательными станциями лицен­зий на передачу их сигналов. Закон предусматривает, что «государ­ственные органы имеют право приоритетного использования лю­бых сетей и средств связи независимо от ведомственной принад­лежности и форм собственности».

Закон «Об информации, информатизации и защите информа­ции» принят Государственной Думой 25 января 1995 г. и вступил в силу 20 февраля того же года. Разработан он только что созданным тогда Комитетом по политике информатизации (сокращенно: Роскоминформ) при Президенте Российской Федерации — ведущим правительственным органом, занимающимся проблемами инфор­мационного общества и информационных технологий. Закон оп­ределяет большое число понятий и задач, связанных с информа­цией. В нем рассматриваются вопросы прав на информацию, име­ются также положения о доступе к информации[5].

Закон «О рекламе» принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. и вступил в силу в июле 1995 г. Он определяет рекламу и правовых субъектов в этой области. В нем делается акцент на таких терминах, как «достоверность», «добросовестность» и «этичность» в рекламе. Закон определяет особенности различных форм рекла­мы и предлагает методы государственного и общественного конт­роля за рекламой. Этим законом введен полный запрет на телеви­зионную рекламу алкогольных напитков и табака с 1 января 1996 г.

Закон «Об экономической поддержке районных (городских) га­зет», принятый Государственной Думой 24 ноября 1995 г., предус­матривает выделение из федерального бюджета дотаций газетам, издаваемым органами местного самоуправления, по рекоменда­ции общественных объединений при представлении финансово-экономического обоснования. Такие издания включаются в Феде­ральный реестр и могут получать дотации на покрытие части зат­рат по оплате бумаги, полиграфических услуг и федеральной почтовой связи.

Закон «О государственной поддержке средств массовой инфор­мации и книгоиздания Российской Федерации» принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. и вступил в силу 1 января 1996 г. — одновременно с рядом поправок в действующее налоговое и тамо­женное законодательство. Они предусматривают налоговые и иные льготы средствам массовой информации. При этом не делается различий между государственными и частными изданиями, изда­телями, агентствами новостей или вещательными организациями. Издания и программы эротического и рекламного характера ис­ключены из числа пользующихся льготами. Организации СМИ, которые выпускают и распространяют издания, книги и другую продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, ос­вобождаются от НДС и налогообложения прибыли в части, зачис­ляемой в федеральный бюджет. В законе предусмотрены другие федеральные налоговые и таможенные льготы, льготные расцен­ки на аренду помещений в зданиях (если они находятся в феде­ральной собственности) и льготные тарифы на услуги связи[6].

В 1998 г. Государственная Дума приняла пакет законов, продле­вающих до января 2002 г. государственную поддержку СМИ в Рос­сии. Эти законы были поддержаны всеми думскими фракциями и приняты подавляющим большинством голосов. Данными закона­ми еще на три года продлевается действие закона о государствен­ной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации, который должен был утратить силу 1 ян­варя 1999 г. Несмотря на острый экономический кризис в России, Президент РФ подписал и тем самым ввел закон в действие сразу после того, как он был принят парламентом.

С ослаблением финансовой инфраструктуры и резким сокра­щением рекламного рынка вещатели и издатели еще более, чем прежде, зависят от предоставляемых правительством унифициро­ванных налоговых и таможенных льгот, льготных тарифов на элек­тричество и услуги связи, низких расценок на аренду помещений, находящихся в государственной собственности — все это предос­тавляется по действующим в настоящее время законам. Согласно пояснительной записке, которая сопровождает законопроекты, они замедлили процесс снижения доли информационных изданий и программ в СМИ и снизили темпы падения в книгопечатании.

Закон «Об участии в международном информационном обмене», принятый Государственной Думой 5 июня 1996 г. и подписанный Президентом России 4 июля 1996 г., представляет собой основной документ, регламентирующий вопросы международного информа­ционного обмена, в том числе средств массовой информации. Закон нацелен на обеспечение эффективного участия и сильных пози­ций России в международной информационной инфраструктуре. В нем обязанностями органов государственной власти называются такие задачи, как обеспечение субъектов Федерации иностранны­ми информационными продуктами и услугами, пополнение и за­щита информационных ресурсов (банков данных, архивов и т.п.), внедрение современных технологий и содействие информацион­ному обмену через государственные границы. Согласно закону, нельзя ограничивать вывоз из Российской Федерации массовой информации, документированной в материальной и идентифици­руемой форме. Закон дает некоторым правительственным учреж­дениям право контролировать различные аспекты международно­го, обмена информацией. В двух случаях вводится лицензирование деятельности по международному информационному обмену: когда информационные ресурсы вывозятся из России или государство платит за информацию, ввозимую в Россию для пополнения на­циональных банков данных.

5 сентября 1997 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан Российской Федерации». Он был под­писан Президентом РФ Б. Ельциным 19 сентября 1997 г. и вступил в силу 30 сентября 1997 г. Предвыборная агитация определяется в нем как «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, из­бирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избира­телей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них». Закон регламен­тирует агитацию во время проведения избирательных кампаний и референдумов, гарантирует всем зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам равные ус­ловия доступа к средствам массовой информации в той форме и таким образом, какие они выберут самостоятельно. В законе уста­навливаются единообразные временные рамки предвыборной аги­тации: она должна начинаться в день регистрации кандидата и прекращаться за 24 часа до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в самый этот день не допускается опуб­ликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами и референдумом. Закон ус­танавливает специальные правила для средств массовой информации, учредителями которых являются государственные и муници­пальные органы, и для СМИ, субсидируемых государством либо пользующихся предоставленными государством преимуществами или налоговыми льготами, которых нет у других средств массовой информации. В ст. 40 закона оговаривается, что такие общероссий­ские вещательные компании обязаны выделять всем зарегистри­рованным кандидатам и партиям не менее одного часа бесплатно­го эфирного времени по будням в то время, когда телепрограммы собирают наибольшую аудиторию. Соответствующие региональные станции должны предоставлять по 30 минут бесплатного эфирного времени в рабочие дни. Все другие средства массовой информации имеют право участвовать в избирательной кампании, но обязаны назначить единые условия для всех кандидатов. Как в случае бес­платного, так и платного эфирного времени, каждый кандидат или партия должны иметь право на получение равной доли време­ни, выделенного для предвыборной агитации.

16 сентября 1998 г. российский парламент принял Федераль­ный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». С момента вступления его в силу все принимаемые парламентом или правительством нормативные акты, касающиеся лицензиро­вания любых видов деятельности, должны соответствовать этому закону. В нем перечислены виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В этот список входят телевизионное вещание и радиовещание; вещание дополнительной информации; предоставление услуг в области шифрования информации. Закон принят в новой редакции в 2001 г., которая вступает в силу в фев­рале 2002 г.

Основные положения действующего закона таковы:

· максимальный размер лицензионного сбора за выдачу ли­цензии не должен превышать десятикратного минимального раз­мера оплаты труда;

· срок действия лицензии не может быть менее чем 3 года, если только соискатель лицензии не просит о более коротком сроке;

· заявление на получение лицензии должно быть рассмотрено в течение 30 дней (или ранее) с момента официальной подачи заявления;

· лицензирующие органы должны вести единые реестры вы­данных лицензий, и эти реестры должны быть открыты для обще­ственности;

· лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если были нарушены лицензионные требования и ус­ловия, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а так­же обороне страны и безопасности государства;

· лицензия может быть аннулирована решением суда на осно­вании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компе­тенцией; основаниями для аннулирования лицензии являются: 1) обнаружение недостоверных или искаженных данных в доку­ментах, представленных для получения лицензии; 2) неоднократ­ное или грубое нарушение лицензионных требований и условий; 3) незаконность решения о выдаче лицензии.

Российские эксперты отмечают, что данный закон необходим для эффективного осуществления бизнеса в России, так как мно­гие действующие правительственные акты относительно лицензи­рования противоречат федеральным нормативным актам и друг другу.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в отношении СМИ право призвано решать две основные задачи. Во-первых, оно должно создавать оптимальные условия для деятельности СМИ, прежде всего, обеспечить их независимость, разумеется, в социально допустимых пределах. Во-вторых, максимально ограничить возможности злоупотребления СМИ, использования их в антиобщественных целях. Задачи, как видно, не из простых. Едва ли какое-либо государство может быть уверено в том, что ему удалось их решить на достаточно удовлетворительном уровне[7].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...