Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование лексических навыков с использованием системного подхода




В первую очередь, касаясь презентации лексического материала и при системном подходе, следует отметить, что она строится, как было указано выше, по частеречному принципу. В то же время изучение лексических единиц начинается с ядерной лексики, и в первую очередь вводятся глаголы при презентации данного материала. Следует отметить, что презентация глаголов тогда будет корректной, когда они изначально представлены с предлогом в связующей функции. Если же значение глагола с предлогом варьируется, то нужно ориентироваться при их предъявлении на уровень знаний учащихся. На базисном этапе овладения языком изучение и тренировка употребления глагола to look сразу в сочетаниях с несколькими предлогами невозможны. Более целесообразным будет ограничиться значением to look at, а затем, по мере формирования лексических навыков, можно рассматривать и другие сочетания этого же глагола. Если же мы говорим о 2 и 3 уровне овладения языком, то здесь рекомендуется давать глагол в нескольких значениях. Например, to remind of/ to remind about/ to remind to do smth. Напоминать кого-либо, что-либо/ напоминать о ком-либо, о чем-либо/ напоминать сделать что-либо.

Как было упомянуто в первой главе моей курсовой работы, введение и автоматизация лексики неразрывно связанны с презентацией и тренировкой грамматического материала. В связи с этим, уже на первых уроках тренировка предъявленных глаголов осуществляется в подстановочных предложениях, в которых требуется поставить тот или иной глагол в определенную временную структуру. Так, например, в 5 уроке вводятся глаголы to live, to play, to watch, и объясняется время Present Simple. В упражнениях на формирование грамматических навыков требуется поставить данные глаголы в Present Simple или задать вопросы к предложению, использую эти глаголы. Выполнение такого вида упражнений, с одной стороны, тренирует употребление грамматических структур, с другой стороны, помогает запомнить их значение и сочетаемость. Также для формирования навыков употребления глаголов используются переводные упражнения 2 типов. В упражнениях первого типа ученику дается часть предложения на английском, а другая часть на русском, которую ему и нужно перевести. Например, я смотрю телевизор every day. Выполнив упражнение первого типа, ученик может перейти ко 2 типу переводных упражнений, где ему предстоит сделать перевод с русского на английский целого предложения. Трансформационные упражнения тоже играют большую роль в формировании лексических навыков. К таким упражнениям можно отнести ответы на вопросы или постановку вопроса к исходному предложению. Для совершенствования сформированных навыков употребления глаголов Т.Г. Камянова предлагает включать изученные глаголы в упражнения, направленные на тренировку других частей речи.

В формирование лексических навыков важную роль играют системные связи слов. Для того чтобы их упрочить, необходимо подбирать антонимические и синонимические пары изучаемых слов. Уже на первых этапах обучения можно подобрать антонимические пары глаголам, например, to leave – to return, to give – to take и т.д. Но для образования синонимических рядов требуется овладение большим числом глаголов. Не последнюю роль в установлении синонимических связей играют упражнения на подбор дефиниций к данным глаголам, например, to start – to begin, to receive – to get и т.д. Формирование синонимических и антонимических связей не менее важно для использования в речи прилагательных, выражающих свойства и качества предметов. Большого внимания при освоении прилагательных требует их семантизация и тренировка в сочетаниях с существительными, т.к. возникающие семантические значения часто не совпадают с русскоязычными, например, strong coffee – крепкий кофе, a poor idea – плохая идея. Тренировку прилагательных следует осуществлять посредством подбора сочетаний с данными существительными. Таким образом достигается конкретизация и дифференциация значений многозначных прилагательных, значения которых могут варьироваться в зависимости от их употребления с разными существительными, например, hard life, hard work, hard apple. В зависимости от значений, устанавливаемых при подборе словосочетаний, образуются семантические поля, исходя из которых, формируются антонимические пары и синонимические ряды. Так, к рассматриваемому выше прилагательному hard могут быть подобраны следующие антонимы: hard – easy, hard – simple, hard – soft. Еще одним способом построения антонимических пар является использование префиксов un-, in-, ir- и т.д [6].

Еще один вопрос, которого следует коснуться в связи с презентацией и автоматизацией употребления прилагательных в речи, это их использование в сравнительной и превосходной степени. Сначала в упражнениях практикуется использование односложных прилагательных. Ученики образуют сравнительную и превосходную степень прилагательных, затем выполняют подстановочные упражнения, в которые им нужно подставить прилагательное в сравнительной и превосходной степени, и только после этого ученики выполняют переводные упражнения. По этой же схеме происходит автоматизация сравнительной и превосходной степени сравнение многосложных прилагательных и прилагательных, которые образуют степени сравнения особым способом.   

Что касается существительных, то на первом этапе они тренируются в качестве подлежащего и именной части сказуемого в простых предложениях, но уже на следующем этапе овладения языком приоритетным становится их использование в функции обстоятельства места. Такая форма презентации существительных связана с одним из приемов системного подхода, согласно которому необходимо намечать ориентиры. Следует отметить, что введение и тренировка существительных может осуществляться в двух и более значениях: a leg (нога и ножка), a hand (рука и стрелка).

Порядок презентации наречий обусловлен взаимосвязями со структурными компонентами языка, т.к. в функции обстоятельства времени наречия являются ориентирами для указания времени и характера совершенствования действий. При этом их запоминание и закрепление происходит в ходе выполнения тренировочных упражнений на освоение грамматических структур. В то же время, роль наречий в функции обстоятельства места не мене важна, поскольку в этом случае наречия также играют роль ориентировочных маркеров, выражая пространственные отношения. Следует подчеркнуть, что в функции обстоятельства времени наречия always, usually, often ставятся перед знаменательным глаголом. Формирование навыка употребления этих наречий происходит посредством подстановочных упражнений.

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что для успешного формирования системных лексических навыков необходимо соблюдать следующие условия презентации и тренировки лексического материала:

1) Введение лексических единиц по частям речи;

2) Презентация лексических единиц на базе освоенного грамматического материала и во взаимосвязи с учебным текстом;

3) Семантизация лексических единиц в словосочетаниях и предложениях;

4) Первоочередное введение глаголов и их семантизация (в том числе с предлогами в связующей функции);

5) Направленность системы лексических упражнений, их типов и последовательности на максимальную повторяемость рассматриваемых лексических единиц с целью формирования автоматизированных навыков их употребления в речи;

6) Обязательное использование упражнений для формирования антонимических, синонимических и тематических связей лексики изучаемого языка в сознании учащихся;

7) Рассмотрение полисемических языковых единиц в диапазоне из лексико-семантического варьирования с отталкиванием от родного языка с целью дифференциации и осознания значений, тренировки и практического использования в речевой деятельности;

8) Использование в упражнениях фразеологический и идиоматических оборотов;

9) Выполнение упражнений на словообразование [6].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...