Дизайн и промышленная революция
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Понятие «дизайн». История становления профессии.
«Дизайн» в переводе с английского означает «замысел», «проект», «узор»(«замышлять проектировать»). В профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды - жилой, производственной, социально-культурной. Центральной проблемой дизайна является создание гармоничного и целостного предметного мира. Дизайн с момента своего возникновения был ориентирован на эстетические и утилитарные запросы массового покупателя. Функциональность и рациональность одна из основных позиции философии дизайна – достижение максимального эффекта при минимальных затратах. Сегодня трудно представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой не трудился бы дизайнер: дизайн одежды и прически, графический и ланшафтный дизайн, фото- и фито-дизайн, веб-дизайн, арт-дизайн, дизайн архитектурной среды.. История дизайна неразрывно связанна с эволюцией предметного окружения человека, в особенности с историей развития техники и технологии. Предметное окружение берет свое начало на заре человечества, в каменном веке, когда первобытный человек изготовил первое орудие для труда,: ручное рубило, скребло, позднее - каменный топор, лук и стрелы. В конце каменного века (5-3 тыс. лет до н.э.) человек создает первые искусственные материалы, это текстиль и керамика. Появление гончарного искусства повлекло за собой создание первых предметов быта из керамики. Гончарная печь в процессе ее усовершенствования позволила освоить температуру свыше 500 градусов и открыла людям металлы; сначала бронзу, затем железо. Литье с использованием разъемных каменных форм позволявшее изготавливать тиражи, можно рассматривать как первое массовое производство орудий.
Огромное влияние на развитие техники оказало общественное разделение труда и появление ремесел как обособленного вида деятельности. Развитие ремесла и торговли привело к образованию городов, а образование крупных городов в свою очередь, к специализации внутри ремесла. Кардинальную роль в развитии средневековой техники, науки и культуры сыграло книгопечатанье, сделав накопленные веками разными народами знания общедоступными. Первые печатные книги Западной Европы относятся к концу 14 нач. 15 в.Изобретателем печати с подвижных наборных литер стал немецкий мастер Иоганн Гутенберг. Цеховые объединения впервые возникли в Византии (9 в.) и Италии (10 в.), несколько позднее во всех странах Европы, а том числе и на Руси. Цех объединял городских ремесленников одного или нескольких близких промыслов. Начиная с 14 в. происходит укрупнение цехового производства посредством кооперации цехов в мануфактуры («рука», «изготовление»). Оно позволило провести еще большее разделение труда внутри предприятия, увеличить производительность и заработки рабочих, и уменьшить себестоимость изделий. Сужение видов деятельности каждого рабочего внутри мануфактуры привела к появлению специализированных орудий труда, наиболее полно отвечающих требованиям тех или иных операций.
Дизайн и промышленная революция Началом технической революции 18 в. стало изобретение механического челнока для ткацкого станка Джона Клея и механической прядильной машины Джеймса Харгривса. Новые открытия, технические достижения, индустриальное производство требовало новых принципов формообразования. Применение машин в мануфактурный период наталкивалось на мощное сопротивление рабочих и ремесленников. Чтобы решить возникшую угрозу, в Англии стали создавать специальные комитеты поощрения связи искусства, повседневной жизни и техники.
В период перехода от мануфактурного производства к машинному, начинает возрастать роль выставок. С 60-х годов 18 в. Проходят общенациональные выставки торгово-промышленного характера. Первая всемирная промышленная выставка получила название «великая» состоялась в Англии в 1851 году. Специально для выставки было сооружено грандиозное по тем временам архитектурное сооружение из стекла и металла «хрустальный дворец». Со второй половины 19 в. крупнейшим выставочным центром становиться Париж. Первая выставка состоялась в 1855г. Для всемирной выставки 1867г. На Марсовом поле возводиться грандиозное здание – «дворец промышленности». В 1889г. состоялась выставка, посвященная 100-летию Французской буржуазной революции. К ее открытию сооружаются Дворец машин и башня Густава Эйфеля. Эйфелева башня стала олицетворением промышленной революции 19 в., главным символом Парижа. Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий. Практика раннего дизайна была весьма примитивной, функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. В таких рукотворных «инженерных» формах присутствовала своя красота, правда особой простоты и наивности. Это рациональное «инженерное» направление в формообразовании на рубеже 19-20в. превратилось в стиль «функционализм», оказавший решающее влияние на формообразование в дизайне 20в. Дизайн имеет много общего с изобретательством. Основное заключается в соединении несоединимых ранее деталей, устройств, эффектов для создания целостного организма.19в. обогнал 18 по числу изобретений (консервы, спички, фотография, велосипед, лифт, телефон..), которыми мы пользуемся до сих пор. Томас Эдисон - американский изобретатель, создавший многоканальный телеграф, системы электрического освещения, микрофон, аппарат для записи и воспроизведения человеческого голоса и музыки – фонограф. Фердинант Цеппелин – Выдающийся немецкий конструктор дирижаблей жесткой конструкции «цеппелин» После военной службы занялся строительством воздушных кораблей. Франк Ллойд Райт – патриарх американской архитектуры. Его мебель отличается изысканными пропорциями и подчеркнутой геометрией. Выпушенная вновь серийно в середине 80-х., оказалась совершенно современной.
Инженерный стиль - форма полностью подчинена функциональным требованиям. Изделие выглядит тяжеловесным кустарно-брутальным. Автором такого изделия являлся, как правило, сам изобретатель, занимавшийся сутью изделия, отодвигая его формально-эстетические качества на второй план. Архитектурный стиль - использовался на начальном этапе индустриального формообразовании для крупных, тяжеловесных форм: механизмов; мебели; транспортных средств. Хорошо для монументальных статичных архитектурных объемов, такой стиль, однако, не всегда отвечал условиям эксплуатации таких динамических элементов предметной среды, как механические станки, транспорт. Михаэль Тонет – выдающийся художник по мебели, создатель уникальной комплексной программы производства мебели из гнутой древесины, открывший новые приемы конструирования, которые произвели переворот в формообразовании мебели. Лауреат многих промышленных выставок, в том числе Всемирных выставок в Лондоне, Париже. Его «венский стул» 1859 г. производится, и с успехом продается по сей день.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|