Художественный авангард в России
можно выделить два десятилетия развития русского авангарда. Первое (начало 1910-х — начало 1920-х годов), когда основную роль стилеобразующих тенденций играли течения изобразительного искусства, и второе (начало 1920-х — начало 1930-х годов), когда новаторские течения архитектуры приняли эстафету от изобразительного искусства завершили процесс становления нового стиля. На протяжении 10-х годов и даже в самом начале 20-х живопись как бы подстраховала запаздывавших в своем развитии архитектуру и дизайн, создавая заделы для нового стиля и в этих областях художественного творчества. Особенно наглядно это проявилось на рубеже 10-х и 20-х годов, когда многие лидеры и сторонники течений изобразительного искусства с успехом работали сразу в нескольких областях художественного творчества (книжная графика, театральные декорации, текстиль, бытовое оборудование, агитационное искусство и др. В начале 20-х годов в ходе творческого взаимодействия различных видов искусства происходили сложные процессы передачи эстафеты от изобразительного искусства архитектуре, которая брала на себя роль лидера в дальнейшем формировании и развитии нового стиля.
В отличие от рационалистов конструктивисты имели свой периодический печатный – журнал «Современная архитектура», который выходил на протяжение пяти лет (1926-1930) раз в два месяца. Борьба конструктивистов за утверждение творческих принципов этого течения уже к середине 20-х годов привела к тому, что конструктивизм стал фактически наиболее влиятельным направлением в отечественной архитектуре того периода. Одним из наиболее мощных генераторов творческих идей на этапе становления новой архитектуры был талант К.Мельникова. Основной вклад Мельникова в расширение формообразующих возможностей архитектуры состоял в том, что художник пошел по пути органической «игры» пространства и простой объемной формы. Главное в своеобразии творчества Мельникова – это мышление в процессе проектирования одновременно пространством интерьера и объемной композицией. Мельников моделирует оригинальный внешний объем здания путем организации оригинального внутреннего пространства. Наиболее характерные примеры такого подхода – клубы им.Русакова, «Свобода», «Буревестник», собственный дом архитектора в московском Кривоарбатском переулке, Дворец народов, где органично слиты воедино интерьер и внешний облик сооружения. В нашей стране авангард в области архитектуры — это конец 10-х — начало 30-х годов, т. е. это всего 15 лет (1919—1934). Причем начиная с 1932 года в отечественной архитектуре под воздействием руководства страны стала быстро и резко меняться вся творческая направленность художественных поисков. Быстро набирала силу тенденция использования в современных сооружениях архитектурных форм прошлого. Сторонники авангарда ряд лет вели, что называется, арьергардные бои за сохранение достижений нового стиля, но уже к середине 30-х годов архитектурный авангард практически прекратил свое существование в проектной практике, хотя еще до 1937 года продолжали вступать в действие сооружения, которые были запроектированы сторонниками авангардных течений в начале 30-х годов. В последующую четверть века, когда в советской архитектуре господствовала ориентация на освоение наследия, этап архитектурного авангарда оценивался резко отрицательно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|