Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественный авангард в России




можно выделить два десятилетия развития русского авангарда. Первое (начало 1910-х — начало 1920-х годов), когда основную роль стилеобразующих тенденций играли течения изобразительного искусства, и второе (начало 1920-х — начало 1930-х годов), когда новаторские течения архитектуры приняли эстафету от изобразительного искусства завершили процесс становления нового стиля. На протяжении 10-х годов и даже в самом начале 20-х живопись как бы подстраховала запаздывавших в своем развитии архитектуру и дизайн, создавая заделы для нового стиля и в этих областях художественного творчества. Особенно наглядно это проявилось на рубеже 10-х и 20-х годов, когда многие лидеры и сторонники течений изобразительного искусства с успехом работали сразу в нескольких областях художественного творчества (книжная графика, театральные декорации, текстиль, бытовое оборудование, агитационное искусство и др.

В начале 20-х годов в ходе творческого взаимодействия различных видов искусства происходили сложные процессы передачи эстафеты от изобразительного искусства архитектуре, которая брала на себя роль лидера в дальнейшем формировании и развитии нового стиля.
В изобразительном искусстве начала XX века можно выделить два главных направления: одно шло от Матисса, другое — от Сезанна и кубизма. Ярким представителем первого течения был В.Кандинский, который ориентировался на выявление средствами искусства эмоционального состояния человека и выяснение роли подсознания в творческом процессе.
Сторонники второго направления искали средства выражения не в эмоциональных переживаниях человека, а в реальной действительности, не в особенностях субъективного восприятия мира, а самом мире - объективном. Но и в таком подходе выявились два полярных, отрицающих друг друга метода ведения творческих поисков. Одна линия была связана с супрематизмом К.Малевича, другая – с конструктивистскими экспериментами В.Татлина.
Малевич и Татлин занимались творческими поисками на стыке живописи и архитектуры, но Малевича интересовали прежде всего художественные возможности простой эстетической формы и сложных объемно-пространственных композиций, а Татлин искал эстетическую выразительность в фактуре материала, в контрастном сочетании различных материалов, в новых конструктивных формах.
В архитектурном авангарде было и еще одно творческое течение – рационализм, -последователи которого не разрабатывали стилевую систему, а вносили свой вклад в такие уровни творческих процессов, которые внешне были как бы далеки от художественно-композиционной системы, но на самом деле составляли ее функционально-конструктивную основу или объемно-пространственную структуру. Лидером рационалистов стал Н.Ладовский. Он не только сам создавал первоклассные произведения, но и так влиял на своих учеников, что и они проектировали оригинальные композиции очень высокого уровня.
Ладовский, разрабатывая свою концепцию. Выступая на дискуссиях, говорил, что пространство играет решает решающую роль в вопросах формообразования.
На рубеже 1922-1923 годов объединившаяся вокруг Ладовского группа единомышленников фактически уже сложилась в творческую организацию. Эта архитектурная группа была названа Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА).
Второго важнейшее течение архитектурного авангарда – конструктивизм – сформировалось несколькими годами позднее рационализма. Лидер конструктивистов А.Веснин так определял кредо возглавленного им течения:
«Я считаю, - писал он, - что художник… должен делать новые вещи… Безразлично, будет ли данная вещь целесообразна и утилитарна (инженерное строительство, вещи обихода) или только целесообразна (лабораторная работа с задачей разрешения проблемы новой современной формы), каждая данная вещь, созданная современным художником, должна войти в жизнь как активная сила, организующая сознание человека, действующая на него, психофизиологически, вызывая в нем подъем энергетической активности…».

В отличие от рационалистов конструктивисты имели свой периодический печатный – журнал «Современная архитектура», который выходил на протяжение пяти лет (1926-1930) раз в два месяца.

Борьба конструктивистов за утверждение творческих принципов этого течения уже к середине 20-х годов привела к тому, что конструктивизм стал фактически наиболее влиятельным направлением в отечественной архитектуре того периода.

Одним из наиболее мощных генераторов творческих идей на этапе становления новой архитектуры был талант К.Мельникова. Основной вклад Мельникова в расширение формообразующих возможностей архитектуры состоял в том, что художник пошел по пути органической «игры» пространства и простой объемной формы. Главное в своеобразии творчества Мельникова – это мышление в процессе проектирования одновременно пространством интерьера и объемной композицией. Мельников моделирует оригинальный внешний объем здания путем организации оригинального внутреннего пространства. Наиболее характерные примеры такого подхода – клубы им.Русакова, «Свобода», «Буревестник», собственный дом архитектора в московском Кривоарбатском переулке, Дворец народов, где органично слиты воедино интерьер и внешний облик сооружения.

В нашей стране авангард в области архитектуры — это конец 10-х — начало 30-х годов, т. е. это всего 15 лет (1919—1934). Причем начиная с 1932 года в отечественной архитектуре под воздействием руководства страны стала быстро и резко меняться вся творческая направленность художественных поисков. Быстро набирала силу тенденция использования в современных сооружениях архитектурных форм прошлого. Сторонники авангарда ряд лет вели, что называется, арьергардные бои за сохранение достижений нового стиля, но уже к середине 30-х годов архитектурный авангард практически прекратил свое существование в проектной практике, хотя еще до 1937 года продолжали вступать в действие сооружения, которые были запроектированы сторонниками авангардных течений в начале 30-х годов.

В последующую четверть века, когда в советской архитектуре господствовала ориентация на освоение наследия, этап архитектурного авангарда оценивался резко отрицательно.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...