Е г. 20 в. в Европейском дизайне (стримлайн, ар-деко) и особенности советского дизайна в предвоенный период.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 20-30-е годы были в Европе и в США временем, полным противоречием. На первый план в эргономике стало быстро выдвигаться машинное производство, а первая мировая война изменило структуру общества и обще- человеческих ценностей. Война принесла с собой в Европу массовую безработицу, бедность и жилищные проблемы. Не смотря на это, финансовая элита продолжала вести привычный образ жизни, купаясь в роскоши. Ар -деко Элитный стиль дизайна получил название ар-деко – это стиль образа жизни атмосферы 20-х годах, стиль фешенебельных салонов, роскошных дорогих интерьеров, созданных французскими дизайнерами. В этом стиле сплелись две противоположные тенденции, с одной стороны связанные с геометрической абстракцией кубизмом и стилистики Баухауза. На междунар.выставке современ.декор-го и промыш-ного искусства в Париже 1925 г была представлена самая консервативная часть арт- деко. Среди экспонатов невозможно было отыскать ни одного проекта квартиры для рабочих или хотя бы для человека, занятого интеллектуальным трудом. Во всем доминировало фальшивая роскошь. Единичные примеры выбивались из этой массы. Например павильон Ле Корбюзье «ЭСПРИ ново». Это небольшое двух этажное здание внутри имело двух ярусный интерьер. Белые стены, картина самого Корбюзье в стиле посткубизма, кресло «тонет» удачно вписывалось в образ пространство. Оригинальность Ле Корбюзье в том, что в его проектах архитектура становиться в ряд с объектами дизайна, здания проектируется как законченная дизайнерская вещь. Творчество Френка Ллойда Райда – крупнейшего архитектора в истории США – оказало огромное влияние на рационалистическое направлении в архитектуре начало 20-го века, которое начинает формировать в западной Европе. Творчество Гропиуса, Миса Ван дер Роэ,Мендельсона, Галандской группы «стиль» обнаруживает очевидные следа этого влияния. С энтузиазмом были восприняты идеи Райта о целостности внутреннего прост-тва здания, а роли новой техники, машины для современной архитектуры.
Людвиг Мисс Ван Дер Рой – немецкий архитектор и дизайнер, один из основоположников «современного движения», последний директор Баухауза. Основа теоретической концепции – универсальность формы. Истоки прекрасного – в целостности, внутренней уравновешенности формы, математической чистоте ее пропорции и абстрактности элементарных геометрических фигур. Стримлайн Для него характерны плавные,каплевидные, аэродинамические формы. Возникло в 20-х годах в таких видах транспорта, как автомобильный, железнодорожный, авиация. В 30-е годы промышленные дизайнеры следовали не только функциональным основам образованием формы, сколько стремились придать предметам домашнего потребления элегантный внешний вид, придав формам динамику нового века и сделать их в итоге более привлекательными для потребителя. Развитие советского дизайна в 30-е г. шло в 3 направлениях: конструирование новой техники, оформительское искусство и самодеятельное техническое творчество и изобретательство. В это время в СССР вводились первые общесоюзные стандарты на комплектующие изделия, широко внедрялась технология штамповки и объемного формования. Советский дизайн 1-ым крупным достижением советского дизайна в сфере общественного транспорта был Московский метрополитен. Его строительство носило ярко выраженный политический характер – строился самый лучший в мире метрополитен. Кроме того, в нем должно было быть преодолено ощущение подземелья. К новинкам 30-х относятся и эскалаторы. 1935 – самолет «Максим Горький».
В органическом слиянии скульптуры и архитектуры Б. Иофаном был создан шедевр синтетического искусства. Советский павильон на всемирной выставке в Париже с венчающей группой «Рабочий и колхозница» Мухиной, выполненная из нового материала – нержавеющей стали. Политически важными темами как в живописи, скульптуре, графике, фотографии, кино.. считались спорт, Красная Армия, авиация, индустриализация, изображения Сталина и Ленина. Дизайн начинает использоваться в качестве политического и идеологического инструмента. Публикации работ, близких по духу к конструктивизму или функционализму после 1934г. фактически прекратились.
25. Дизайн послевоенной эпохи в Европе (органические дизайн, Ульмская школа и неофункционализм. Стиль «Оливетти»). Государства – победители, и в первую очередь США, захватили лидерство в экономике и стали с 50-х годов ведущей нацией дизайна. После второй мировой войны из США в Европу реимпортировалось «современное движение» и распространилось американское понимание дизайна, как инструмента торговли. Американский образ жизни оказал влияние не только на музыку, изобразительное искусство, но и на повседневную жизнь европейцев. Американские фильмы и реклама принесли с собой новые понимания красоты и моду. «Кока-кола» и «Лаки-страйт» стали символами нового жизнеощущения. Музей современного искусства в Нью–Йорке устроил в 1940г. конкурс под названием «Органический дизайн в домашней фурнитуре». Органические формы, в противовес четким функциональным были восприняты как «свободные», как новое понимание предающие всему свежий вид. В послевоенной Америке сложились 2 тенденции формообразования в дизайне. Одни из них подчеркивали, что моральный долг дизайнеров – способствовать эстетическому развитию публики. Представители другого направления стремились дать публике то, что она, скорее всего, желала получить и что определялось коммерческим успехом. В 50 в США развился биоморфичный стайлинг (антирационализм), он внедрялся для то чтобы сделать изделие более привлекательным и ускорить цикличность смены внешнего вида продукта. В послевоенной Европе на первый план в области дизайна выдвигается Италия, она становиться дизайн нацией. Склонность итальянской художественной культуры к современным и авангардным формам наблюдается уже в начале 20в. в движении футуристов. Переход от ремесленного производства к промышленному произошел во многих отраслях только после войны. Популярными экспортными продуктами вскоре стала итальянская мебель и мода. В Европе и США носили итальянские костюмы, ездили на Веспе, пили эспрессо. Итальянский дизайн был образован благодаря импровизации в рамках старых традиций культуры, искусства и экономики. Абстрактные формы современного искусства стали образцами дизайна кресел и столов. Специального дизайн -образования в до- и послевоенной Италии не было, большинство дизайнеров были по образованию архитекторами. Выдающиеся примеры синтеза искусств являли работы Карло Молино. Со своей экспрессивно волнообразной мебелью из гнутой фанеры он стал экстравагантным представителем органического стиля в Италии.
Особенности Итальянского дизайна: 1. Предметы понимались как индивидуальные личности и могли символизировать определенный статус. 2. Понимание дизайна как области культуры. Идея фирменного стиля получила в Италии широкий размах. Образцовым примером была политика фирмы «Оливетти» 3. «Радость эксперимента» - связанная с появившимся в середине 60-х пластмассами, предлагавшими новые возможности формообразования. Фирма «Оливетти» особое внимание уделяла формированию ярко выраженного фирменного стиля, она стала одним из немногих представителей в мире с современным имиджем. Тогда же возникло выражение «стиль Оливетти». Его особенность в том что выпускаемый продукт должен быть обязательно красивым и первосортным. 1949г. была основана Максом Биллом Ульмская высшая школа формообразования. С одной стороны она являлась продолжателем идей Баухауза, с другой - образцом по которому строились многие центры дизайнерского образования. В основе образования лежал новый метод обучения – проектирование должно вестись на основе тщательного сбора фактического материала, его анализа с позиции научных, технических и технологических знаний. Более четверти времени студенты тратили на изучение эргономики, социологии, экономики и психологии. Школа включала 2 проектно конструкторских института: институт дизайна промышленных изделий и институт индустриальных методов строительства.
В немецком дизайне 60-х стилевым принципом стал функционализм. В 1921г. Максом Брауном основана фирма «Браун» во Франкфурте-на-Майне для производства научной аппаратуры. Стиль Браун – это отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материала. Это скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета. Стиль Брауна это экономичный стиль.
26. Дизайн и поп-культура В конце 50-х в обстановке процветающего «американского общества потребления» возникло новое течение в искусстве - поп-арт. Сторонники поп-арта стремились создать антиискусство, возвышая ее самые обыденные, ординарные предметы, которые фабрикуются миллионы. Они черпали вдохновение из так называемого «низменного искусства». Тщательно изучая рекламу, мир средств массовой информации, они вдохновлялись комиксами, представляя в своих работах машины, электронику, консервные банки, страницы журналов, Фотографии. Самыми известными представителями поп-арта были Роберт Рашенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Джеймс Розенквист. Бесспорным отцом поп-арта остается Энди Уорхол с его знаменитыми шелкографиями, прославляющими как Мерлин Монро. Стиль «поп» был стилем для молодых. К 60-м годам идея производства добротных и долговечных товаров уходит на второй план, уступая место лозунгу «сегодня использовал - завтра выбросил». Это был настоящий прорыв в философии промышленного производства и дизайна. Среди дизайнеров, работающих в стиле «поп», особой популярностью пользовался пластик. Яркие радужные цвета и необычные и смелые формы стиля «поп». В связи с тем, что поп-дизайн ориентировался, главным образом, на молодежный рынок, товары были дешевыми и, как следствие, часто посредственного качества. Художники 60-х стремились сократить дистанцию между своими произведениями и зрителем. Для этого художники создавали трехмерные конструкции, которые зритель должен пройти. Иллюзия третьего изменения создавалась так же оптическими и световыми эффектами. Так возникли новые направления в искусстве «оптическое искусство», «кинетическое искусство». Новым в подходе оп-арта было то, что это искусство являлось строго беспредметным. Оно развилось частично из геометрической абстракции. Значительное место в оп – арте занимают конструкции, воздействие которых зависит от света и движения и не может быть достаточно передано в альбомной репродукции.
Главным теоретиком стиля оп-арт был французский художник Виктор Вазарели. Он разрабатывал концепции кинетизма и двухмерности картинной плоскости. Применив аксонометрическую проекцию, он имитировал движение самого зрителя и тем самым достигал особой динамики. Поп-дизайн вместе с другими течениями антидизайнерской направленности противостоял «современному движению», заявлявшему «меньше – значит лучше», и привел к радикальному дизайну 70-х. Средства массовой информации способствовали популяризации поп-дизайна. Поп- дизайн сменили возрождающееся ремесла, с одной стороны. Стиль «хай-тек», с другой, тем самым был положен фундамент ля нарождающегося стиля «постмодерн». «Радикальный дизайн» возник в конце 60-х как своеобразная реакция протеста на господствующий в это время «хороший дизайн». Возникший одновременно и близкий ему по понятию «Антидизайн» отличался несколько большей экспериментальной направленностью и политизацией. Он старался изменить общественное восприятие модернизма посредством утопических предложений и проектов. Историю возникновения и развития движения «антидизайн» обычно тесным образом связывают итальянским дизайном. Здесь в конце 60-х гг. новое поколение архитекторов и дизайнеров было недовольно уровнем образования и условиям работы, а так же ориентированным на потребителя «бел-дизайном» промышленных изделий. Желание проектировать элегантные изделия больше не было, старались думать концептуальнее и глобальнее, по новому смотреть на процесс предметного формообразования. Основными центрами «Радикального дизайна» в Италии были Милан, Флоренция, Турин, где объединенные в группы дизайнеры занимались развитием кардинально нового направления в поисках «человеческого я». Конкретные объекты создавались все реже, а если и создавались, то с политическим, ироничным, провокационным смысловым содержанием, так как философия «радикального дизайна» была полностью антикоммерческой. Формы заимствовались из поп-арта и дизайн утопии, а руководящие принципы – из «хепенинг», «перфоманс» и др.
Советский дизайн 1950 –1970 –х.г. Форма организации дизайнерской профессии – это тоже история: от художников – конструкторов на предприятиях – к современным дизайн студиям рекламным агентствам. Экспериментальный дизайн В 1950г. была разработана серия экспериментальных моделей: 2 варианта микролитражек «Белка», а также автомобиль высшего класса «НАМИ-13», заново создана система службы Аэрофлота – со всеми графическими атрибутами, реконструированы аэропорты в Москве и Ленинграде. Экспериментальные модели явились стимулом к созданию самодельных конструкций микролитражных автомобилей., появилась масса талантливых самодельных конструкций, собранных из разнообразных материалов. Все эти новинки демонстрировались на выставке советского дизайна в Варшаве, подготовленной ВНИИТЭ. В 1962г. специальным постановлением Совета Министров ССР был создан всесоюзный научно – исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). (Директором ВНИИТЭ был российский дизайнер Лев Кузьмичев). На Институт возлагалась разработка и внедрение методов художественного конструирования, координация научно – исследовательских работ в этой области, обобщение и распространение лучшего отечественного и зарубежного опыта в дизайне., а также разработка массовых изделий машиностроения и товаров культурно –бытового назначения. Вслед за ВНИИТЭ в течении 5 лет было создано более полутора десятка крупных дизайнерских организаций. ВНИИТЭ занимался пропагандой дизайна, дизайнерским образованием и проектированием. В 1976г. во ВНИИТЭ был разработан проект детского конструктора для сюжетно – ролевых игр. Это был первый конструктор, с помощью которого можно было моделировать осмысленные ситуации. Реальная работа многих дизайнеров в Советском Союзе в 70-е годы зачастую представляло собой дизайнерское проектирование в строгих рамках отраслевых конструкторских бюро. Дизайнер превращался в простого служащего. Как своеобразный выход, а отчасти и протест сложившейся ситуации стало движение «Бумажное проектирование», «Бумажная архитектура», «Бумажный дизайн». Лидеры «Бумажной архитектуры» завоевали ряд наград на концептуальных международных конкурсах, как архитекторы, не имевшие возможности реализовать себя на практике. В дизайне это нашло выражение в работах Сенежской студии. В 60 -70 годы в условиях учебно – экспериментальной студии, расположенной под Москвой на озере Сенеж, художники моделировали различные типы и группы потребителей, подразумевая их постоянное присутствие в своих проектах. За более чем 2 десятилетия существования студии было выполнено множество перспективных проектов – это большие макеты городской среды из бумаги. Синежской студией демонстрировался синтез предметного творчества с архитектурой. Широкую известность в 70 –е г. получили эксперименты советских дизайнеров, связанные с художественным осмыслением научно –технических достижений. Одно из таких направлений – создание кинетических композиций. Ярким представителем является архитектор Вячеслав Колейчук, член группы кинетического искусства «Движение», автор оригинальных вантово – стержневых конструкций. Кинетизм – вид художественного творчества, в основе которой лежит идея движения формы, любого его изменения, трансформации – любой формы «жизни»произведения, как его созерцает зритель. На рубеже 19-20-го века, на этапе становления и формирования дизайна как новой сферы творчества внимание акцентировалось на активном внедрением в различной области жизни продуктов индустриального производства, отказы от традиции в пользу нового, отказе от декоративности в пользу функциональности. В целом такой радикализм играл на этом этапе развития дизайна положительную роль. Возникшие в 70-х годах экологический подход в дизайне явился реакцией на стихию научно техническую революцию. С этой точки зрения экологический дизайн – одно из направлений всемирного экологического движения, задача которого входит охрана и восстановление окружающей среды. Основные принципы экологического дизайна: максимальная экономия природных ресурсов, использование энергетических ресурсов, достижения долговечности изделия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|