Русская неоклассика. Ведущие мастера, проекты, постройки.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Эклектика конца 19 века. Стилевые особенности. Эклектика - соединение разнородных художественных элементов. Использовала формы различных стилей - готики, ренессанса, барокко, рококо и др. Оказала влияние на модерн. Тяготела к созданию больших городских ансамблей (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий и выразительности их силуэта. Характерная особенность - монументальные, нередко перегруженные декором здания, органично "вошедшие" в структуру города. постройки: Государственный банк на Неглинной улице (К.М. Быковский 1893-95); Международный торговый банк на Кузнецком мосту (С.С. Эйбушитц, 1898); Сандуновские бани (Б.В. Фрейденберг, 1894-95)
Ведущие мастера эклектики в России. Работы, проекты. 1. переходный этап от классицизма к эклектике 1830-е – нач 1860-х Е.Д.Тюрин (1832-1870). Постройки: Университетская (Татьянинская) церковь в Москве, Елоховский собор в Москве. А.Монферран - проект Исаакиевского собора в Питере 2. начальный этап развития эклектики (усиленное подражательство, точная передача исторического прообраза) К.А.Тон - Храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883). Большой Кремлевский дворец в ансамбле Соборной площади (1839-1849). А.П.Брюллов —Лютеранская церковь св.Петра(1832-1838). М.Д.Быковский —ансамбль подмосковной усадьбы Марфино (1837-39). В СПб А.И.Штакеншнейдер - Мариинский (1839-1844), Ново-Михайловский (1857-1861), Николаевский дворцы (1853-1861) 3. второй этап развития эклектики ( сочетание различных стилистических направлений с использованием новым материалов в ней — чугуна, железа, ж/б) Продолжалось строительство Исаакиевского собора в Петербурге (О.Монферран).
4. третий этап позднего эклектизма конца XIX века (достоверный историзм архитектурного языка и форм). Ведущий мастер – Н.Л.Бенуа (ученик К.А.Тона) - перестроенный Мариинский театр, вокзал в Стрельне, Красном селе. Р.И.Клейн - музей ИИ им. А.С.Пушкина, Универсальный магазин «Мюр и Мюрилиз” (ЦУМ) К.М.Быковского – здания Государственного банка (1893-1906) и Зоологического музея (1896-1897) А.Парланд - храм Воскресения Христова (Спас на Крови) Неорусский стиль как национальное выражение в эклектике и модерне. последняя треть 19 века. Развиваясь в духе эклектизма, он стал характеризоваться пристрастием к обильной и дробной декорации, воспроизводившей мотивы московского и ярославского зодчества 16 и 17 веков. Организация пространства - на основе использования принципа свободной планировки. к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Ф.О. Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 1902-04), И.Е. Бондаренко (старообрядческие церкви). Представители позднего неорусского стиля воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908-12, Щусев) либо "накладывают" русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 1914-16, В.А. Покровский).
4. К.Тон (1794 - 1881) русский архитектор, представитель романтического историзма в русской архитектуре. Проектировал в духе классицизма, но затем в его творчестве возобладал «русский стиль», ориентирующийся на русско-византийское Средневековье. церковь св. Екатерины у Калинкина моста в Петербурге (1831) храм Христа Спасителя в Москве ====================================> Большой Кремлевский дворец (1839–1849) серебряный иконостас Казанского собора в Петербурге (1831–1833), вокзалы (ныне Ленинградский в Москве и Московский в Петербурге)
Русская неоклассика. Ведущие мастера, проекты, постройки.
20 в. Возник в недрах стиля модерн. Основные черты - отношение к античному и ренессансному наследию, стремление сделать классическое античное наследие критерием для современного искусства. Московский неоклассицизм имеет различные проявления - некоторые сооружения органично сочетают элементы неоклассицизма и модерна (И.А. Иванова-Шица здание Купеческого клуба на Малой Дмитровке), другим образцом служила архитектура Ренессанса (торговый дом Товарищества «Треугольник» на Маросейке,М.С.Лялевич) Постройки: особняк Шехтеля на Б.Садовой улице, Киевский вокзал (И.И. Рерберг, В.К. Олтаржевский); постройки В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, Л.В. Руднева, И.В.Жолтовского
6. Город-сад в России как отражение западных теорий и практик. Город-сад - тип образцового города, разработанный в конце 19 — нач 20 вв. в Англии. Причины строительства Г.-с. - ухудшение санитарно-гигиенических условий жизни в крупных городах. Основные принципы организации -(в трудах английского соц и арх Э.Говарда) небольшие города около 400 га, окруженной садово-парковым поясом площадью около 2 тыс. га, и с ограниченным числом жителей (30—35 тыс.) Более крупные центры должны были формироваться из «созвездий» малых городов. в России - 1910-х гг. первая попытка в 40 км от Москвы в Кратове Г.-с. - не получила значительного развития. В 1915 году в Барнауле (после пожара) арх И.Носович, в целом не был осуществлён, но некоторые идеи сказались на облике городка (парк Изумрудный и расположение некоторых улиц). Идеи сада-города овладевали также жителями города Бийска, Рубцовска и Горно-Алтайска. Но и там проект так и остался не законченным.
7. Русский модерн, особенности, направления. Модерн – направлен против историзма, отрицал атрибуты прежнего языка архитектуры: скатные крыши, портики, колонны, фронтоны и пр., полностью отрицал подражательство; характерен разнообразный рисунок оконных проемов, вычурность, изломанность и переплетения форм и линий, перенесение пластических характеристик с декоративно-прикладного искусства на объемно пространственные формы, полукруглые эркеры, особое внимание декоративному оформлению. Использовались новые конструкции, применялись новые материалы.
ранний (1895-1905 гг.) поздний (1900-1910 гг.). романтический и рационалистический В москве: Шехтель, Кекушев. Питер: Лидваль, фон Гоген.
Л.Кекушев(1862-1919) Российский архитектор, первый и крупнейший мастер стиля модерн в Москве. Отличительные особенности его творчества - разнообразие элементов внешнего и внутреннего убранства, обилие скульптурной декорации - настенных рельефов и круглых скульптур, причудливые формы оконных проемов и рам, а также непременное использование фигур львов или львиных масок - своеобразная авторская подпись. Доходный дом наследниц Хлудовых (1894-1896) собственный особняк Кекушева (1898-1899) в Глазовском переулке особняк А. И. Кекушевой, (1900-1903) на Остоженке гостиница "Метрополь" Особняк И. А. Миндовского (1903) на Поварской улице
9. А.Щусев. Ранний этап творчества мастера. (1873–1949) русский архитектор, освоивший самые различные, как традиционные, так и авангардные, стили. Он стал лидером неорусского стиля. Для него характерны: вольная интерпретация мотивов древнерусского зодчества, динамика форм, часто асимметрично скомпонованных, крупные, доведенные до гротеска детали декора. реставрация храма Св.Василия в Овруче (1900гг) иконостас для Успенского собора Киево-Печерской лавры. церковь «Спас Нерукотворный и Князья Святые» Казанский вокзал в Москве (крытый остекленный дебаркадер вокзала, состоящий из трех цилиндрических сводов (Шухов) осуществить не удалось).
Творчество Ф.Шехтеля (1859 - 1926). Шехтель воплотил в своем творчестве закономерности эклектики и модерна. Первые его проекты носили подражательный характер работ в русском стиле. Источниками архитектурных образов была для него готика и русские национальные мотивы. Особняк купца С.Т.Морозова и З.Г.Морозовой на Спиридоновке, 17 (1893-1898) ренессансно-готический стиль. здание типографии А.А.Левенсона (1899) - переходным творением от готики к модерну особняк П.Рябушинского на М.Никитской (1900-1902) здание типографии П.П.Рябушинского «Утро России» (1907-1909). Ярославский вокзал (1902).
11. Развитие инженерной мысли в России начала 20 века. Работы Шухова, Кузнецова. В России в конце XIX века сложилась ситуация, вызвавшая к жизни функциональное проектирование, ориентированное не на моделирование процессов жизнедеятельности и вычленение в них функций, которые должны быть предложены и с помощью конструирования оформлены. Вычленение этих функций стимулировалось потоком изобретений в науке и технике. если бы деятельность в области инженерного дизайна не была прервана первой мировой войной и Октябрьской революцией, Россия стала одним из ведущих мировых центров в области инженерного дизайна и эстетики новых форм. Шухов - Киевский вокзал (арх. И. И. Рерберг), покрытие ГМИИ им.Пушкина, арки, перекрывающие свод ГУМа, 1896г водонапорная башня Кузнецов - основатель отечественной школы промышленной архитектуры, применял новаторские технические достижения - жб, металлические конструкции, стекло и кафельную плитку. здание женской гимназии и новоткацкая фабрика в Богородске (Ногинск), здание мастерских Строгановского училища на Рождественке в 1912-1914
12. Генеральный план реконструкции Москвы «Новая Москва». В организованной в 1918 г. архитектурной мастерской Моссовета под рук. А.Щусева и И.Жолтовского был разработан генеральный план столицы "Новая Москва" (1918-1924 гг). план проектировался в пределах окружной железной дороги. Общая идея планировки основывалась на исторически сложившейся радиально-кольцевой структуре с сохранением существующей системы улиц и большого числа памятников старины. В местах пересечения радиальных магистралей с кольцевыми намечалось создание площадей и транспортных развязок. Были разработаны проекты отдельных городских районов, намечены работы по благоустройству окраин. Центром Москвы оставался Кремль с системой прилегающих к нему площадей. предполагалось создать новое кольцо протяженностью 60 км в виде полосы, застроенной по принципу «города-сада». От зеленой зоны к центру города должны были пройти три зеленых клина. Промышленная зона отводилась в юго-восточную часть города. Бережное отношение авторов к исторически сложившейся системе города было главным достоинством проекта. Впоследствии этот принцип был положен в основу утвержденного в 1935 г. генерального плана реконструкции Москвы.
13. И.В. Жолтовский (1867-1959). Русский архитектор, мастер русского неоклассицизма. Изучал архитектуру в Италии. Особенно близок А.Палладио, чьи Четыре книги об архитектуре он перевел на русский язык. дом Скакового общества, 1903 особняк Тарасова на Спиридоновке, 1909–1912
жилые дома завода АМО в Москве, 1915 Предложил план перепланировки Москвы (1918–1923) – с новым центром столицы на юго-западе дома на Смоленской площади и Большой Калужской улице (оба закончены в 1949; за проект последнего зодчий получил Сталинскую премию 1950). Среди поздних работ Жолтовского особенно известен московский ипподром (1951–1955). педагог (ВХУТЕМАСе и других вузах) В.Щуко (1878 - 1939) Архитектор, живописец, сценограф, скульптор. Обучался в мастерской Л.Н. Бенуа, занимался изобразительным искусством и исследованием памятников древнерусской архитектуры. В петербургских работах Щуко 1907—11 сказалось влияние модерна и художественных установок объединения «Мир искусства». В 1928 победил в конкурсе на здание Библиотеки имени В.И.Ленина В 1932 Щуко и Гельфрейх были привлечены к проектированию Дворца Советов (совместно с Б.М. Иофаном). участвовал в разработке проекта реконструкции центра Москвы (1935—36), возведении Большого Каменного моста через Москву-реку (окончено в 1937), главного павильона ВСХВ станции метро «Электрозаводская»
15. И.Фомин (1872 - 1936) Cоветский архитектор. Был помощником архитектора Л. Н. Кекушева, затем Ф. О. Шехтеля. В ранний период творчества испытал влияние модерна. С начала 1900-х гг. Фомин изучал наследие отечественного зодчества; участвовал в издании "Истории русского искусства", организовал "Историческую выставку архитектуры" в 1911 в Петербурге. Фомин - создатель стиля неоклассицизма в рус.архитектуре. планировка и озеленение Марсова поля в Петрограде (1920-23) Химико-технологический институт в Иванове (1929) бывший дом общества "Динамо" (1928-30), новый корпус Моссовета (1929-30) станция метрополитена "Красные ворота" (ныне "Лермонтовская", 1935) здание Совета Министров УССР в Киеве, 1934-1938.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|