Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема личности философии.




Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки, в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о взаимоотношении этих двух основных форм рациональ­ности.

А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:

1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания;

2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперимен­те) неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа);

3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую систему.

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии.

Эти претензии к философии имеют место в силу того, что филосо­фия не противоположна науке, но и полностью не сводима к ней.

Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает нау­ку и философию.

 

Общее и различное в философии и науке.

 

1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании.

Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества. Наука - только на часть опыта.

Т.е., а) Для философии отличительным признаком является ос­мысление мировогоцелого, единства окружающего ми­ра, что крайне важно для специалиста в любой от­расли народного хозяйства и культурной науки. Частное всегда может быть правильно понято лишь в контексте общего и целого.

б) В науке: качественное разнообразие реальных про­цессов оборачивается в общественном сознании набо­ром научных дисциплин, каждая из которых создается для исследования особого фрагмента действительнос­ти.

 

2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества, создают развивающуюся систему знаний.

Различие:

а) В науке: Научные знания как бы безотносительны к человеку. Например, для физика- ядерщика совершенно безразлично, живут ли в мире физических величин и скоростей некие существа, которым нравятся или не нравятся элементарные частицы, то есть математика, физика, химия, биология и др. науки стремятся изобразить действительность такой, какова она вне человека, без вмешательства его сознания, его страхов и предпочтений.

б) А философия, опираясь на достижения науки, от име­ни человека оценивает научные открытия и даёт им мировоззренческую и целостную оценки, насколько они согласуются с потребностями и интересами об­щества, насколько они вписываются в гуманистичес­кие идеалы и делают человека более счастливым.

3) Общее: Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются научным освоением мира.

Различие: Путь их развития при этом различен. Они как бы идут навстречу друг другу.

а) Научное освоение мира идёт от низших, простых форм движения материального мира к формам всё более сложным и высшим, история науки такова: сначала возникает механика, затем физика, за ними химия, биология, позже других - социология.

б) Философия неизбежно антропоцентрична - это её ес­тественное состояние, позволяющее на весь окружаю­щий мир перенести проекцию человеческих отношений. Философ не довольствуется объективной картиной ми­ра. Он обязательно " вписывает " в неё человека. От­ношение человека к миру - вечный предмет филосо­фии. Ницше сказал о философском знании, что оно "человеческое, слишком человеческое".

 

4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством преемственности.

Различие:

а) В науке: Научное знание развивается как бы линейно

Т.е. на базе старого знания развивается новое, на нём следующее новое и т.д.

Учёные по образному выражению И. Ньютона, стоят " на плечах " своих предшественников: все они продолжают, развивают одно общее дело.

б) В философии: преемственность имеет два аспекта:

1. Теоретическая составляющая философского знания наследуется более сложным путём, т.к. философская идея многозначна, она может быть развита, продол­жена в разные, даже противоположные направления. Это происходит потому, что решающая роль в рожде­нии нового философского знания принадлежит твор­ческому гению критики.

Девиз К. Маркса - " Подвергай всё сомнению ".

2. Как ценностно-личностное проявление духа, фило­софские учения сохраняют свою значимость во време­ни. Этим философия сродни искусству. Великий фило­соф как и великий художник - это выразители своего времени, и именно в этом их творчество их твор­чество имеет вечное, непреходящее значение для лю­дей.

 

5) Общее: Философия существуют и развиваются как мировое знание, хотя создаются конкретными предшественниками тех или иных народов.

а) Но в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской) математики (физики, биологии и т.д.).

б) В философии - в относительной самостоятельности к мировой философии существуют национальные филосо­фии. Русская, немецкая, французская философии - понятия не только допустимые, но и совершенно не­обходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи философии (в первую очередь со стороны их социального содержания и ге­незиса) глубочайшим образом выражают " душу " наро­да, его внутренний духовный опыт.

 

6) Отличительной чертой философского творчества является то, что оноглубоко личностно (в отличие от науки, где к одним и тем же результатам приходят разные учёные).

Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли.

В этом философия опять сродни искусству. Подлинный философ как и подлинный поэт, музыкант, художник - уникален. Творимый им мир никто иной сотворить не может ("Феноменальность духа" за Гегеля никто написать бы не смог).

Т.е. всё вышеперечисленное указывает на своеобразность философии как системы научных знаний. И связано это прежде всего с опреде­лением предмета исследования философии. О чём мы будем говорить далее.

Б) Философия как наука.

Распространена и противоположна позиция, согласно которой фи­лософия является наукой.

В истории философии сменили друг друга три подхода к понима­нию философии как науки: староантичное, традиционное, современ­ное.

1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще. Его можно квалифицировать как "протознание (первоз­нание)","преднаука","пронаука". Предмет нерасчленённой науки - вся действительность. В античности философии как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

2) Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что философия как наука о пер­вых началах (учение о всеобщем) - это безраздельно господс­твующая и руководящая наука. Философия - наука наук. Устано­вившееся за ней название " метафизика " (то, что "после физи­ки") стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем.

3) Современное понимание философии складывалось:

    -по мере накопления специальных научных знаний;

-выработки конкретных приёмов исследования;

-развития представлений о закономерностях отдельных облас­тей природы;

-в ходе процесса дифференциации теоретического знания.

Становление философии как самостоятельной науки связано с окон­чательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания.

В сферу философии входит исследование общенаучных, мировоззрен­ческих вопросов, которые имеют место с частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специ­альных методов.

 

В общем смысле:

Наука - это развивающаяся система знаний, связанная с отк­рытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности. Каждая наука имеет свой объект, предмет и аппа­рат методов исследования (о философских методах исследования будем говорить в следующих лекциях).

 

1) Объект науки - та область окружающего нас мира, которую изучает данная наука (неживая природа, живая природа, об­щество). Философия своим объектом имеет весь окружающий мир, включая самого человека.

2) Предмет науки - это законы функционирования и развития какой-то одной сферы объекта (например: ботаника и зооло­гия имеют своим объектом живую природу, но:

- у ботаники предмет - растительный мир

- у зоологии - животный мир).

Для философии же существует несколько подходов определения её предмета.

1) Определения онтологического типа:

-Философия - это наука о всеобщих законах движения и раз­вития природы, общества, мышления;

-Философия - это наука о всеобщем в отношении человека и мира;

-Философия - это наука о всеобщих началах сущего;

-Философия - это наука о причинах или о "почему" (Т. Гоббс)

2) Определения антропологического типа:

-Философия - это наука о духе, т.к. наука о духе есть

прежде всего наука о человеческом существо­вании.

"Культура ума есть философия" - (Цецерон)

Мы же остановимся на первом определении

Философия - это наука о всеобщих законах движения и разви­тия природы, общества, мышления.

3) Как и всякая наука философия имеет свою структуру, порож­дённую её проблемным полем.

1. Онтология или теория бытия.

Онтологические проблемы - это проблемы устройства мира, бытия:

-существует ли субстанция бытия и какова она;

-что есть движение, пространство, время;

-что такое сознание и как оно возникло;

-какое место занимает в мире человек, какова его природа;

-существует ли цель мирового развития;

-существуют ли законы природы и т.д.

Для обозначения источника существования, того начала, которое даёт любой вещи возможность БЫТЬ, наличество­вать, являться и возникло понятие БЫТИЯ.

Само понятие БЫТИЯ в разные эпохи времени было неод­нозначным:

-Древняя Греция - это поиск первовещества, из кото­рого всё создано

-Средневековье - бытие равно Богу (Бог всё творит и во всё вдыхает жизнь)

- с 16-17 в.в. - проблема бытия рассматривается как проблема материи с такими её проявлениями как пространство, время, причинность.

- в 20 веке - возникла идея о том, что мировое бытие может быть понято только через бытие человека, и поэтому бессмысленно искать его в сфере естествен­ных наук.

2. Теория познания (или гносеология) - учение о познава­тельной деятельности человека.

Гносеология - очень древняя дисциплина и она тесно связана с онтологией.

 

Основные проблемы гносеологии:

-познаваем ли мир в принципе

-безгранично ли человеческое познание в своих воз­можностях или оно имеет границы

-как получается знание о мире

-правдивы или ложны наши знания, можно ли вообще познать истину.4

 

3. Аксиология - теория ценностей.

Ценность - это то, что получает устойчивую положитель­ную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь).

 

Основные проблемы:

-что есть благо;

-какова природа ценностей;

-как они связаны между собой;

-как соотносятся ценности и "факты" реальности и т.д.

4. Праксиология - учение о практике.

 

Основные проблемы:

-способен ли человек преобразовать мир;

-где граница допустимого вмешательства в естествен­ное развитие природы и общественных процессов;

-каковы принципы оптимальной деятельности и т.д.

5. Кроме того в современной философии выкристаллизировались самостоятельные дисциплины:

- феноменология - теория сознания, рассматривающая сознание как особую действительность, специфический регион бытия, обладающий иными законами, нежели природная реальность;

- социальная философия, рассматривающая внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношения, существующие между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме;

- философия истории, исследует проблемы:

1. Движущих сил истории, её источники, цели

2. Начало и конец истории

3. О субъективном и объективном в историческом процессе;

                    -философская антропология:

1. Выясняет место человека в мире

                           2. Устанавливает его особое качество, отличающее его от животных

3. Обнаруживает родовую сущность человека.  -этика и эстетика

1. этика - философская наука о нравственности которая изучает, что такое человеческие нравы и как они соотносятся с представлением о должном.

2. эстетика - это теория прекрасного, она анализирует прекрасное и в жизни и в искусстве, задаётся вопросом, где обитает красота, в мире самом по себе или же в нашем сознании и воображении, стремится выявить внутренние законы эстетического.

-а также:

-философия природы (натурфилософия)

-философия науки и техники

-философия права

-философия религии

Все эти теоретические построения - это продукт взаимодействия философии с другими формами общественного сознания. Они не за­нимаются собственно философскими вопросами, а являют собой ис­пользование логико-гносеологических средств для решения миро­воззренческих и методологических проблем науки, религии, ис­кусства и т.д.

Такое использование небесполезно и для самой философской нау­ки. Здесь проверяется эффективность и надёжность философских понятий и принципов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...