Проблема личности философии.
Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки, в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о взаимоотношении этих двух основных форм рациональности. А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: 1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания; 2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте) неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа); 3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую систему. Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии. Эти претензии к философии имеют место в силу того, что философия не противоположна науке, но и полностью не сводима к ней. Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает науку и философию.
Общее и различное в философии и науке.
1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании. Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества. Наука - только на часть опыта. Т.е., а) Для философии отличительным признаком является осмысление мировогоцелого, единства окружающего мира, что крайне важно для специалиста в любой отрасли народного хозяйства и культурной науки. Частное всегда может быть правильно понято лишь в контексте общего и целого.
б) В науке: качественное разнообразие реальных процессов оборачивается в общественном сознании набором научных дисциплин, каждая из которых создается для исследования особого фрагмента действительности.
2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества, создают развивающуюся систему знаний. Различие: а) В науке: Научные знания как бы безотносительны к человеку. Например, для физика- ядерщика совершенно безразлично, живут ли в мире физических величин и скоростей некие существа, которым нравятся или не нравятся элементарные частицы, то есть математика, физика, химия, биология и др. науки стремятся изобразить действительность такой, какова она вне человека, без вмешательства его сознания, его страхов и предпочтений. б) А философия, опираясь на достижения науки, от имени человека оценивает научные открытия и даёт им мировоззренческую и целостную оценки, насколько они согласуются с потребностями и интересами общества, насколько они вписываются в гуманистические идеалы и делают человека более счастливым. 3) Общее: Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются научным освоением мира. Различие: Путь их развития при этом различен. Они как бы идут навстречу друг другу. а) Научное освоение мира идёт от низших, простых форм движения материального мира к формам всё более сложным и высшим, история науки такова: сначала возникает механика, затем физика, за ними химия, биология, позже других - социология. б) Философия неизбежно антропоцентрична - это её естественное состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести проекцию человеческих отношений. Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно " вписывает " в неё человека. Отношение человека к миру - вечный предмет философии. Ницше сказал о философском знании, что оно "человеческое, слишком человеческое".
4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством преемственности. Различие: а) В науке: Научное знание развивается как бы линейно Т.е. на базе старого знания развивается новое, на нём следующее новое и т.д. Учёные по образному выражению И. Ньютона, стоят " на плечах " своих предшественников: все они продолжают, развивают одно общее дело. б) В философии: преемственность имеет два аспекта: 1. Теоретическая составляющая философского знания наследуется более сложным путём, т.к. философская идея многозначна, она может быть развита, продолжена в разные, даже противоположные направления. Это происходит потому, что решающая роль в рождении нового философского знания принадлежит творческому гению критики. Девиз К. Маркса - " Подвергай всё сомнению ". 2. Как ценностно-личностное проявление духа, философские учения сохраняют свою значимость во времени. Этим философия сродни искусству. Великий философ как и великий художник - это выразители своего времени, и именно в этом их творчество их творчество имеет вечное, непреходящее значение для людей.
5) Общее: Философия существуют и развиваются как мировое знание, хотя создаются конкретными предшественниками тех или иных народов. а) Но в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской) математики (физики, биологии и т.д.). б) В философии - в относительной самостоятельности к мировой философии существуют национальные философии. Русская, немецкая, французская философии - понятия не только допустимые, но и совершенно необходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи философии (в первую очередь со стороны их социального содержания и генезиса) глубочайшим образом выражают " душу " народа, его внутренний духовный опыт.
6) Отличительной чертой философского творчества является то, что оноглубоко личностно (в отличие от науки, где к одним и тем же результатам приходят разные учёные). Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли. В этом философия опять сродни искусству. Подлинный философ как и подлинный поэт, музыкант, художник - уникален. Творимый им мир никто иной сотворить не может ("Феноменальность духа" за Гегеля никто написать бы не смог).
Т.е. всё вышеперечисленное указывает на своеобразность философии как системы научных знаний. И связано это прежде всего с определением предмета исследования философии. О чём мы будем говорить далее. Б) Философия как наука. Распространена и противоположна позиция, согласно которой философия является наукой. В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию философии как науки: староантичное, традиционное, современное. 1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще. Его можно квалифицировать как "протознание (первознание)","преднаука","пронаука". Предмет нерасчленённой науки - вся действительность. В античности философии как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук. 2) Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что философия как наука о первых началах (учение о всеобщем) - это безраздельно господствующая и руководящая наука. Философия - наука наук. Установившееся за ней название " метафизика " (то, что "после физики") стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем. 3) Современное понимание философии складывалось: -по мере накопления специальных научных знаний; -выработки конкретных приёмов исследования; -развития представлений о закономерностях отдельных областей природы; -в ходе процесса дифференциации теоретического знания. Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания. В сферу философии входит исследование общенаучных, мировоззренческих вопросов, которые имеют место с частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов.
В общем смысле: Наука - это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности. Каждая наука имеет свой объект, предмет и аппарат методов исследования (о философских методах исследования будем говорить в следующих лекциях).
1) Объект науки - та область окружающего нас мира, которую изучает данная наука (неживая природа, живая природа, общество). Философия своим объектом имеет весь окружающий мир, включая самого человека. 2) Предмет науки - это законы функционирования и развития какой-то одной сферы объекта (например: ботаника и зоология имеют своим объектом живую природу, но: - у ботаники предмет - растительный мир - у зоологии - животный мир). Для философии же существует несколько подходов определения её предмета. 1) Определения онтологического типа: -Философия - это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления; -Философия - это наука о всеобщем в отношении человека и мира; -Философия - это наука о всеобщих началах сущего; -Философия - это наука о причинах или о "почему" (Т. Гоббс) 2) Определения антропологического типа: -Философия - это наука о духе, т.к. наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании. "Культура ума есть философия" - (Цецерон) Мы же остановимся на первом определении Философия - это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления. 3) Как и всякая наука философия имеет свою структуру, порождённую её проблемным полем. 1. Онтология или теория бытия. Онтологические проблемы - это проблемы устройства мира, бытия: -существует ли субстанция бытия и какова она; -что есть движение, пространство, время; -что такое сознание и как оно возникло; -какое место занимает в мире человек, какова его природа; -существует ли цель мирового развития; -существуют ли законы природы и т.д. Для обозначения источника существования, того начала, которое даёт любой вещи возможность БЫТЬ, наличествовать, являться и возникло понятие БЫТИЯ. Само понятие БЫТИЯ в разные эпохи времени было неоднозначным: -Древняя Греция - это поиск первовещества, из которого всё создано -Средневековье - бытие равно Богу (Бог всё творит и во всё вдыхает жизнь) - с 16-17 в.в. - проблема бытия рассматривается как проблема материи с такими её проявлениями как пространство, время, причинность. - в 20 веке - возникла идея о том, что мировое бытие может быть понято только через бытие человека, и поэтому бессмысленно искать его в сфере естественных наук. 2. Теория познания (или гносеология) - учение о познавательной деятельности человека.
Гносеология - очень древняя дисциплина и она тесно связана с онтологией.
Основные проблемы гносеологии: -познаваем ли мир в принципе -безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы -как получается знание о мире -правдивы или ложны наши знания, можно ли вообще познать истину.4
3. Аксиология - теория ценностей. Ценность - это то, что получает устойчивую положительную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь).
Основные проблемы: -что есть благо; -какова природа ценностей; -как они связаны между собой; -как соотносятся ценности и "факты" реальности и т.д. 4. Праксиология - учение о практике.
Основные проблемы: -способен ли человек преобразовать мир; -где граница допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; -каковы принципы оптимальной деятельности и т.д. 5. Кроме того в современной философии выкристаллизировались самостоятельные дисциплины: - феноменология - теория сознания, рассматривающая сознание как особую действительность, специфический регион бытия, обладающий иными законами, нежели природная реальность; - социальная философия, рассматривающая внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношения, существующие между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме; - философия истории, исследует проблемы: 1. Движущих сил истории, её источники, цели 2. Начало и конец истории 3. О субъективном и объективном в историческом процессе; -философская антропология: 1. Выясняет место человека в мире 2. Устанавливает его особое качество, отличающее его от животных 3. Обнаруживает родовую сущность человека. -этика и эстетика 1. этика - философская наука о нравственности которая изучает, что такое человеческие нравы и как они соотносятся с представлением о должном. 2. эстетика - это теория прекрасного, она анализирует прекрасное и в жизни и в искусстве, задаётся вопросом, где обитает красота, в мире самом по себе или же в нашем сознании и воображении, стремится выявить внутренние законы эстетического. -а также: -философия природы (натурфилософия) -философия науки и техники -философия права -философия религии Все эти теоретические построения - это продукт взаимодействия философии с другими формами общественного сознания. Они не занимаются собственно философскими вопросами, а являют собой использование логико-гносеологических средств для решения мировоззренческих и методологических проблем науки, религии, искусства и т.д. Такое использование небесполезно и для самой философской науки. Здесь проверяется эффективность и надёжность философских понятий и принципов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|