Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории ОМ в Новом Времени (Т. Мор Т. Кампанелла, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк).




ОМ как объект социологического исследования (объект, предмет, методы).

ОМ- отношение социальных общностей к проблемам социальной жизни проявляющееся сначала в эмоциях, потом в суждениях и действиях.

- спецефическое проявление общественного сознания, сложное соц. духовное образование, выражающееся в оценках, которые характеризуют явное отношение к актуальным проблемам общества.

- состояние массового сознания закдючающее в себе отношение к общественным событиям, деятельности различных групп, организаций.

Функции: информационная, регулятивная, управленческая (ом = источник информации для принятия решения), экспрессивная, консультативная, дерективная (ом может само выносить решение), побудительная.

Признаки ом: - отражает не все точки зрения, а главное по отношению к обществу, - не бывает внеисторического и внесоциального ом, - ом дб актуализированно в сми или др коммуникативных системах, - направленно на общ группу, - может функционировать при доступе граждан к инф, - принцип динамичности, -эмержентность (не сводится к сумме составных элементов)

Условия формирования ОМ: предметом ом становятся вопросы востребованные, дб спорным, уровень компетенции.

ОМ – это состояние массового сознания; оценочные суждения по социально значимым проблемам.

Объект ОМ – это то, по поводу чего складывается ОМ.

Выделяют: О-факты; О-события; О-явления (самый сложный)

Субъект ОМ – социальная общность, обладающая совместимым интересом и стремящаяся к его защите.

Методы исследования общественного мнения традиционно делятся на две группы: качественные и количественные методы.

Качественные исследования направлены на обнаружение тенденций и факторов, на выяснение того, что имеет место быть, что происходит, если или нет некое явление.

Количественные методы направлены на измерение и соотношение выявленных в процессе качественных исследований факторов и характеристик.

К качественным методам относятся наблюдение, личное интервью, store-check (проверка продукции в магазине), фокус-группы.

Основной метод количественного исследования общественного мнения - анкетирование (в том числе, в форме телефонного интервью, после которого анкета заполняется социологом).

 

Древнегреческие теории (предпосылки) изучения ОМ.

В древнегреческом сообществе впервые появляется понимание ОМ. К 5 веку до н.э. появляется необходимость строго научного понимания ОМ.

Протогор - ОМ- мнение большинства ввел понятие дихотомии ОМ (идея ОМ разделяет людей на тех кто ЗА и кто ПРОТИВ).

Ксенофан из Колофона: ОМ – то, что ему необходимо (зависит от потребности человека)

Сократ и Платон: публичное мнение – мнение аристократии, более объективное, чем мнение большинства, так как за генераторами ОМ кроется образовательная ценность.

Меритократия – власть избранных, аристократии.

звестный философ античности - Сократ (470-399 гг. до н. э.) -в своих работах

провозгласил общественное мнение "неписаным законом", который действует без

вмешательства государственной власти. Именно благодаря общественному мнению

младшие в присутствии старших держат себя скромно, а дети с благоговением относятся к

своим родителям; благодаря ему люди носят определенные одежды и прически.

Уже в античности философы не просто описывали феномен общественного мнения, но

и пытались объяснить его. При этом достаточно четко наметилось несколько основных

проблем. Одна из них - кто является субъектом этого феномена. Так, философ Протагор

(480-410 гг. до н. э.) считал, что публичное мнение - это мнение большинства народа. Тем

самым он провозглашал принцип демократии, как власти народа, что проявлялось, в

частности, в возможности формировании "своего" мнения,.

Однако существовали и противоположные представления: Так, философ-идеалист

Платон Афинский (427-347 гг. до н. э.), подчеркивая исключительную роль аристократии,

утверждал, что именно ее мнение является правильным.

Крупнейшей мыслитель древнего мира Аристотель (384-322 гг. до н. э.) допускал в

трактовке общественного (публичного) мнения колебания между материализмом и

идеализмом. Так, он утверждал, что совокупное мнение большинства более истинно, чем

мнение отдельных лиц. И в этом суждении проявляется его демократическая

направленность. Однако в других работах он призывал не допускать неимущих граждан к

верховной власти и не считать их мнение истинным, что противоречило демократии.

Сократ и Платон - идея публичного мнения, но это мнение аристократии, оно более объективно чем мнение большинства, тк за носителями кроется определенное образование.

Аристотель- мнение имеет дело с чувственно воспринимаемыми фактами, оно может познавать случайные, единичные факты. В ОМ заложена диалектика перехода из истинного в ложное и наоборот.

Особенности функционирования ОМ в Средневековой Европе.

Ом средневековой европы на первый план выдвигает идею самосовершенствования. Спор Тартумана и Татиана. Средневековая церковь против язычников (многобожия, жертвоприношений).

Проблемы, которые выделяет ОМ средневековья: 1) проблема креационизма (создана ли земля Богом или существовала вечно?)

2) проблема веры и разума а) разум в подчинении у веры, период патристики, защита церкви от критики, б) знакомство с другими цивилизациями, вера и разум самостоятельно познают истину(теория 2х истин), в)институализация разума в университетах, следовательно разум господствует над верой.

Этапы:

1. разум в подчиненности у веры (до Тертуллиана) – «верую, ибо это абсурдно»; Средневековье погубили специи – добавка к тому, что имелось

2. двойственная истина (Сигер Брабанский, Ансельм Кентерберийский, Аверроис) – возникает алхимия (Рабинович, М.М.Бахтин), мистика

= > институционализация разума – институты, университеты

3. разум над верой (Скотт, Бэкон)

Характерные черты ОМ: - теоцентризм (идею Бога)

-Идея стабильности, - институализированность в газетах, в церкви,- стуктурированность, - дифференцированность

 

Теории ОМ в Новом Времени (Т. Мор Т. Кампанелла, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк).

Сам термин "общественное мнение" был введен в научный обиход в XVII в. английским писателем и государственным деятелем Д. Солсбери в качестве показателя поддержки парламента со стороны населения. Субъектом общественного мнения считался, таким образом, народ, а само общественное мнение исполняло роль регулятора взаимоотношений между народом и парламентом.

Представители итальянского гуманизма Т. Мор и Т. Кампанелла считали, что общественное мнение выражает мнения и желания, с которыми должно считаться правительство.

В эпоху феодализма особенно активно анализировалась проблема взаимоотношения общественного мнения и государства. Так, Э. Роттердамский писал, что ни одно правительство не удержится у власти, если оно не пользуется поддержкой общественного мнения. 200 лет спустя эту мысль повторил философ Д. Юм, заявивший, что только мнения утверждают государственную власть.

Об общественном мнении можно найти интересные мысли у Д. Локка. Он писал, что "закон мнений" имеет большую силу, чем божественные законы, хотя бы потому, что нарушитель последних надеется на всепрощение. Закон мнения сильнее государственных законов потому, что, преступая последние, можно надеяться, что никто не заметит их нарушения. Но от закона мнений нет спасения. Вот почему так действенна мода, мнение окружающих.

 

Весьма радикальные взгляды высказал в свое время Ж.-Ж. Руссо. В своем знаменитом произведении " Общественный договор" (1762 г.) он высказал суждение, что взаимоотношение общества и граждан будет бесконфликтным, если государство станет считаться с общественным мнением, выражающим мнение народа. Тем самым Руссо с большой заостренностью ставил вопрос о роли общественного мнения в общественной жизни.

Утопия Томаса Мора. Книга написана в популярном в то время жанре “рассказа путешественника”. Мореплаватель рассказывает автору и другим лицам о различных народах и странах, в том числе об острове Утопии.

 

В первой части сочинения Мор резко критикует огораживания кровавое законодательство современной ему Англии. Порицая бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор ставит вопрос о причинах преступности. Основная причина всех пороков и бедствий, считал Мор, – частная собственность, из-за которой возникают противоречия интересов личности и общества, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты; она порождает преступления.

 

Автор “Утопии” одним из первых подчеркнул и то, что сложность и запутанность законодательства отвечают интересам богачей и направлены против трудящихся. Уже сами условия жизни простого народа, его положение не дают возможности разобраться в сложном законодательстве, истолковать и понять его запутанные положения.

Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова

Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопии общее имущество и всеобщая обязательность труда; это коренным образом отличает их общественный и политический строй от других государств.

 

Утопия – своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат обсуждает общие дела острова – перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и др.

 

Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются

“деревенские семьи” - от 40 взрослых, в которых житель города обязан проработать не менее двух лет.

 

Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха; во главе 10 филархов стоит протофиларх. Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом.

Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании.

Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

 

Описывая государственные учреждения Утопии Мор во многом следовал античным образцам, привнося свои некоторые изменения. Органы власти Утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием.

Должностные лица избираются из среды ученых; создаются специальные учреждения для координации производства и потребления.

 

В Утопии существует терпимость к различным религиозным течениям. Там много сект и религий. Но запрещено возбуждать религиозный фанатизм, осуждать верования других.

 

Государство стремится обойтись без запретов, ограничивающих свободу граждан. Есть общественные столовые, но можно готовить пищу дома. Широко используются поощрения тех, кто делает что-то полезное для общества. Вместе с тем обязанность сифогрантов – наблюдать, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом.

 

Оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между жителями редки и преступления немногочисленны; поэтому им не нужно сложное законодательство.

 

Также автор своеобразно решает проблему наказания. За кражу не казнят, а обращают в “рабство”, то есть принуждают к общественным работам

 

Это рабство – совсем не то рабство, которое было известно Античному миру, – оно не пожизненно и не наследственно. Рабами становятся также военнопленные, взятые с оружием в руках, и осужденные на казнь преступники, купленные в других странах. Рабы закованы в золотые цепи и выполняют неприятные работы. Однако рядом с ними трудятся свободные утопийцы, добровольно выполняющие грязные работы. Основная мысль Мора в том, что принудительные работы – более гуманная мера наказания, чем широко распространенная в его время смертная казнь.

 

К войнам Мор относился резко отрицательно. Политике монархов, помышлявших в основном о завоеваниях, он противопоставлял миролюбие.

 

Основным препятствием на пути учреждения нового строя Т. Мор считал жадность и гордость богачей. Он рассчитывал на разум и случай.

Утопия ”Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог” была написана на латыни в тюрьме, в 1602 году, а опубликована впервые в

1623 году. И на этой утопии лежит отпечаток своего времени, его мучений и проблем.

 

На мрачном горизонте драматической жизни тогдашней Италии Государство

Солнца появляется как светлое видение. Где-то в Индийском океане, в некоей неизвестной земле возвышается гора, на которой построен прекрасный лучезарный город. Стены его украшены чудесной и поучительной живописью, здания светлы и поместительны. Там воплотились заветные мечты о человеческом счастье, ибо там нет частной собственности и все построено на основе естественных законов природы. Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Он изображает совершенно новую организацию государственной власти, не имеющую аналогии в истории.

 

Город Солнца — теократическая республика, организованная по образцу монашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков. Во главе его стоит мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчинены три соправителя: Мощь, ведающий военным делом, Мудрость — познанием, науками, и Любовь — продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием. Они выбирают низших должностных лиц, носителей истинного знания, презирающих схоластику — ”мертвые знаки вещей”.

 

В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На

Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.

 

Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден. В Большом Совете каждый может высказаться за или против избрания. Решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц. Должностным лицам в свою очередь помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями.

 

В этом государстве существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Этот процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения в преступлении необходимо пять свидетелей. Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

 

Источник человеческих зол — эгоизм. Автор видит возможность его искоренения, когда все члены общества равны во всех отношениях. Общие столовые, одинаковая одежда, общие украшения, общие дома, спальни и кровати... И если уж все общее, то должны быть и общие мужья и жены, общие дети. С невероятной дотошностью Кампанелла описывает деторождение и половые отношения и обнаруживает почти нескрываемое презрение к парной любви. Она для него скорее допустимая забава, чем серьезное чувство.

 

Женщины Города Солнца имеют те же права, что и мужчины, они могут заниматься и науками, и чем угодно. Они только освобождены от тяжелых форм труда. “Общности жен” соответствует ”общность мужей” на основе взаимного равенства.

 

В ”Городе Солнца” есть отличие экономического и социального бытия по сравнению с ”Утопией”. Рабочий день сокращен до четырех часов, и все же изобилие налицо, ибо труд, как об этом впервые в истории человеческой мысли догадывается Кампанелла, есть первая потребность человека. Кампанеллу интересует проблема выявления способностей человека, хотя решает он ее в фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть разгаданы через тот же гороскоп.

Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает на религию, но надеется на религию далеко не во всем. Он разработал ряд правовых и моральных санкций нерелигиозного характера, иногда весьма жестоких, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие от Мора, показывает обитателей своего государства способными взять в руки оружие не только для защиты от внешних нападений. Убить тирана — почетно. Изгнать вздорного и ничтожного монарха — человечно.

 

Макиавелли. Феномен ”общественное мнение” принадлежит к числу таких социальных явлений которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем "Государе " особо указывал на исключительную важность этого феномена. Если свести воедино все "моральные" и "аморальные" части его доктрины, то получается примерно следующее:

 

В мире существует ряд политических благ, из которых особенно важны три: национальная независимость, безопасность и благоустроенная конституция. Лучшей конституцией является та, которая распределяет юридические права между государем, знатью и народом пропорционально их реальной власти, ибо при такой конституции трудно осуществить успешные революции, и потому возможен устойчивый порядок; если бы не соображения устойчивого порядка, было бы благоразумно дать больше власти народу. До сих пор речь шла о целях.

 

Однако политика включает в себя также вопрос о средствах. Бесполезно преследовать политическую цель при помощи методов, заведомо обреченных на неудачу: если цель признается хорошей, то мы должны избирать такие средства, которые обеспечивают ее достижение. Вопрос о средствах можно рассматривать в чисто научном плане, безотносительно к тому, являются ли цели хорошими или дурными. "Успех" означает достижение намеченной вами цели, какой бы она ни была. Если существует наука успеха, то ее можно изучать на примере успехов порочных людей не хуже, чем на примере успехов людей добродетельных, - даже лучше, ибо примеры добивающихся успехов грешников более многочисленны, чем примеры добивающихся успехов святых. Однако такая наука, будучи раз установлена, пойдет на пользу святому точно также, как и грешнику, ибо святой, если он вступает на поприще политики, точно так же как и грешник, должен жаждать достижения успеха.

 

Вопрос в конечном счете сводится к вопросу о силе. Для достижения политической цели необходима сила того или иного рода. Этот очевидный факт прикрывается лозунгами, вроде "право восторжествует" или "торжество зла недолговечно ". Если торжествует сторона, которую вы считаете правой, то происходит это потому, что на ее стороне находится перевес в силе. Правда, часто сила зависит от общественного мнения, а общественное мнение в свою очередь - от пропаганды; правда также и то, что в пропаганде выгодно казаться добродетельнее своего противника, а один из способов казаться добродетельным заключается в том, чтобы действительно быть добродетельным. Вот почему иногда может случиться, что побеждает именно та сторона, которая обладает большей частью того, что широкие массы считают добродетелью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...