Роль СМК в формировании ОМ.
СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем. Как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Выделяют два основных направления влияния СМИ на формирование общественного мнения: 1. Семантическое манипулирование, предполагающее тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. 2. Формирование стереотипов. Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности Таким образом, общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Однако, так как СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что не только общественное мнение может определять деятельность СМИ, но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности СМИ, например, из-за распространения идеологии и пропаганды.
Общая роль массовой коммуникации лучше всего рассматривается через анализ функций, реализуемых СМК: функция информирования, совпадающая с увеличением и (или) изменением состава знаний у представителей аудитории; функция воспитания, совпадающая с формированием или изменением интенсивности и направленности определенного типа установок; функция организации поведения, совпадающая с прекращением, изменением или инсценированием какого-либо действия; функция развлечения, совпадающая с изменением комплекса психологических, физиологических (усталость, раздражение) и тому подобное характеристик с помощью эффектов отвлечения, переключения внимания, создается ситуация для выхода чувств; функция коммуникации, совпадающая с усилением, поддержанием или ослаблением связей между представителями аудитории.
Слухи как вид социологической коммуникации и функционирования ОМ. Слух- специфический вид межлич. Коммуникации в процессе которой сюжет становится бостоянием обширной аудитории. Особенности: однократная воспроизводимость, самотранслируемость, анонимность. Отличия: высокая степень обобщения в отличие от доноса и сплетен; привязка ко времени и среде в отличие от байки; свежие новости; неофициальность. Факторы возникновения: 1. люди с повышенным уровнем тревожности, удовлетворяющие свои личные потребности и демонстрирующие свое превосходство во владении инф. 2. человек не чувствует себя в безопасности – он чувствует страх и неудовлетворенность, если разделил с кем-то опасения – становится легче
3. дефицит или слабая официальная информация 4. неблагоприятная тревожная обстановка, наличие серьезных социальных проблем 5. порочный компромат, который распространяют конфликтующие стороны 6. длительная задержка в принятии важных решений руководства 7. малая стоимость / бесплатность распространения
Факторы распространения: - передавая другому инф. человек самоутверждается - открытая потребность во власти - чувство солидарности - побуждение других к поддержке себя и своей позиции, подталкивание к другим действиям - потребность в принадлежности к обществу - способ релаксации и проведения досуга - человек, распространяющий слухи, может испытывать удовлетворение, радость от передачи информации; скука
Факторы восприятия: - обстоятельства неблагополучия и тревожности - стремление упредить какие-то социальные события - механизм заражения и идентификации себя с группой - легкая внушаемость части людей - эксклюзивная инф воспринимается как более убедительная - распространяются там, где слабоинформированность - уверенность в достоверности инф
Составляющие слуха: 1. Кто передает Лицо, передающее слухи – социальный субъект, информированный субъект, авторитетный, включенный в какую-то коммуникативную систему (единицу) 2. Что передает Жизнеспособность слуха обеспечивают: - терминальность - экспрессивная окраска 3. Как передает Источники распространения слуха: - неформальные (личный контакт – гендерные, профессиональные, родственные признаки) - формальные (СМИ-пропаганда) 4. Кому передает - коллеги по работе - СМИ - очереди (посмотреть признаки) - транспорт, рынок и др. 5. Когда передает - много людей, мало работы - периоды нестабильности - отсутствие должного объема достоверной информации - наличие проблемной ситуации
Использование для: - создания определенного имиджа, манипуляции общественного мнения - привлечение определенного внимания к событию или личности - реклама товаров и услуг - провоцирование населения на совершение определенных действий в выгодных для одной из конфликтующих сторон - создание контрслуха - подготовка населения к непопулярным мерам
- слух как способ изучения неформальных коммуникаций
Принципы создания: - выбор целевых групп (мыльные оперы, чтобы занять женщин) - выбор источника для запуска слуха - формулировка слуха и запуск
Запуск слуха: 1. Азазель: - страдалец - наклеивание ярлыков 2. рояль в кустах (КошмарОв): хочешь омрачить репутацию телеведущего Иванова – поставь вместо него в передаче Петрова 3. перенос (отец хороший, и он хороший), авторитет 4. тест (если ты его защищаешь, то и сам такой же) 5. блеф (запускается слух, который сам будет опровергнут) 6. рекет (если ты не веришь в этот слух, то ты не с нами)Борьба со слухами: игнорирование неправдоподобных слухов, -подтверждение слуха, - опровержение, -ирония и юмор, контрслух, доведение до абсурда, дискредитация автора, публичное разоблачение сплетника, устранение причин, назначение лица главного по слухам. Изменение реакции ОМ на слухи: сглаживание, заострение, адаптация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|