III. Изучение нового материала
а) работа по настольным картам (учебника или атласа) - Рассмотрите по карте учебника (стр.40), каким цветом обозначена зона, расположенная южнее лесов? (Желтым) - Пользуясь условными знаками, определите, какая природная зона обозначена данным цветом? (Степная) - Еще раз внимательно рассмотрите расположение степей по своим настольным картам, а затем попытайтесь показать эту зону по настенной карте. (Выходит один ученик и показывает степную зону по настенной карте, остальные оценивают правильность показа). - Сравните ее с площадью лесной зоны. Что можете сказать о ее размерах? О протяженности? (Зона степей занимает меньшую территорию, чем зона лесов. Однако ее протяженность с севера на юг составляет несколько сотен километров, а с запада на восток она тянется сплошной полосой). - Южная часть нашей республики находится в степной зоне. К сожалению, мало осталось нетронутых диких степных уголков – везде поля. Человек распахал почти все. Большая же часть территории Башкортостана располагается в переходной лесостепной зоне. Да, леса постепенно к югу сменяются степями. Кто догадается, в чем причина подобного превращения? (Ученики высказывают предположения, учитель обобщает их высказывания). б) рассказ учителя - Одна из главных причин смены природных зон при продвижении на юг – увеличение высоты солнца над горизонтом. В связи с этим в зоне степей в целом температура выше, чем в зоне лесов, осадков выпадает меньше. Здесь очень теплое, продолжительное и засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Вот послушайте, как о суховеях написал в своем стихотворении А.П.Воронько: Мрак на землю опустился, И среди сухих степей
В час недобрый народился Сын пустыни – Суховей. Он дохнет – и рвутся тучи, Сохнут реки на бегу, И стихия, гром могучий, Покоряются ему. - Назовите основные признаки характерные для суховея. Иногда они переходят в пыльные бури. Из-за недостатка влаги дождей в степи бывает очень редко. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Но, несмотря на это, почвы в степях очень плодородные. г) беседа по настенной картине «Степь» - Итак, убедились, что климат степей отличается от климата лесной зоны. Рассмотрим по картине, как это повлияло на природу степей. Назовите главное отличие внешнего вида степной зоны от лесной. (В степи нет деревьев). - Поразмышляйте и скажите, почему в степи не растут деревья? (Не хватает влаги). - Действительно, в зоне степей преобладает травянистая растительность. Растения образуют сплошной покров на земной поверхности. д) работа по рисунку учебника на стр. 78-79 - Здесь наблюдается огромное разнообразие трав. Откройте учебник на стр. 78, рассмотрите и назовите наиболее часто встречающиеся растения степной полосы. (Ковыль, типчак, полынь …). е) практическая работа с гербариями растений степной зоны - Каким образом травянистые растения смогли приспособиться к природным условиям степей? Ответить на этот вопрос вы сможете, выполнив практическую работу с гербариями. - У каждого на парте имеется гербарий с растением степной зоны. Внимательно рассмотрите части растения. Обратите внимание на корни, листья, стебли. Опишите их. (Ученики выполняют задание. Затем знакомят со «своим» растением одноклассников, демонстрируя его всему классу и описывая его особенности. Учитель просит особо обращать внимание на те части растения, которые помогают ему приспособиться к условиям степной зоны. Например, ветвистые длинные корни помогают растению добывать с большой глубины влагу в жаркое засушливое лето, а тонкие листья способствуют «экономии» воды).
ж) рассказ учителя - Очень красивые и яркие растения – тюльпаны и ирисы также приспособлены к засушливому и жаркому климату. Они цветут весной, пока не наступила летняя жара, а в почве достаточно еще влаги от растаявшего снега и весенних дождей. Летом их надземные части отмирают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ. Рассмотрите на рисунке учебника. - Как видим, растительный мир степей очень разнообразен. А так ли разнообразен мир животных? Как животные приспосабливаются к условиям степей? з) работа по настенной картине и рисунку учебника стр. 78-79. - Посмотрите, какие животные встречаются в степи. Назовите их в соответствии с группами, к которым они принадлежат. (Насекомые: кобылка, кузнечик, бабочки, пчелы; птицы: …; звери: …). - Как видим, животный мир степей тоже очень разнообразен. Попытайтесь выделить главную отличительную особенность мира животных степей от животных лесной зоны. (Нет крупных животных). - Для того, чтобы определить, как они приспособлены к условиям степей, разделимся на 3 группы. 1 группа, работая по рисункам, выявит способы приспособления к степным условиям насекомых, 2 группа – птиц, 3 группа – млекопитающих и пресмыкающихся. (После окончания работы представители каждой группы выступают с сообщениями. Остальные слушают, задают вопросы, дополняют, поправляют.) и) моделирование цепей питания - В зоне степей, так же как и в других зонах, все в природе взаимосвязано. По рисунку на стр. 78-79 учебника выделите и постройте пищевые цепи. (Пример: растения – хомяк – степная гадюка, типчак – кобылка – серая куропатка – степной орел и т.п.) На доске составляется следующая обобщенная схема:
:
- Данная схема еще раз убеждает нас в том, что в природе все взаимосвязано.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|