Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

к) работа с условными знаками экологических проблем степи




- К сожалению, многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Рассмотрите изображенные в виде схемы экологические проблемы степи. Попытайтесь их озвучить.

(Главная причина исчезновения растений и животных почти полная распашка степных земель. При этом исчезает естественная растительность, как следствие этого пропадают насекомые, разоряются гнезда во время полевых работ.

На нераспаханных участках степей люди осуществляют неумеренный выпас скота, что приводит к разрушению почвы.

Ведется браконьерная охота на степных животных.)

- Работая парами, обсудите эти проблемы и попытайтесь наметить свои пути решения этих проблем. (Ограничить распашку естественных участков степи, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники, питомники и т.п.)

 

IV.Закрепление

Работа с сигнальными карточками

- Проверим, как вы усвоили новую тему. Достаньте сигнальные карточки. Я зачитываю высказывание, если оно верное, вы с ним согласны, поднимаете зеленую карточку. Если – нет, то красную.

- Степи находятся севернее зоны лесов. (Красная карточка)

- Лето в степи теплое, засушливое. (Зеленая)

- В степи часто выпадают дожди. (Красная)

- В степях растут многочисленные деревья. (Красная)

- Ковыль – степное растение. (Зеленая)

- Растения не приспособлены к жизни в степи. (Красная)

Перечислите способы приспособления растений к жизни в степи.

- В степях живут только травоядные животные. (Красная)

- Степной орел питается грызунами. (Зеленая)

-Животные почти не приспособлены к жизни в степи. (Красная)

Перечислите способы приспособления животных к условиям степной жизни.

и т.п.

V. Обобщение и итоги урока

- Заканчивается наше путешествие по степной природной зоне, во время которого познакомились с особенностями климата, растительным и животным миром степей, ее экологическими проблемами и путями их решения.

 

- Если хотите узнать еще больше об удивительном мире природы степной зоны, прочитайте эти книги (демонстрация выставки книг)

VI. Домашнее задание

- Прочитать статью учебника на стр. 76-77

- Задания 4 на стр. 82.

Приложение 3

Материал к внеклассному занятию на экологическую тему

Мир вокруг нас

Цель: воспитание гуманной, социально-активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы; формирование убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране и на всей планете в целом.

Оборудование: схема «Мир вокруг нас». Описание схемы: на большом листе ватмана в центре изображение человечка (для лица две маски – грустная и улыбающаяся). Далее на одинаковом расстоянии друг от друга очерчены пять окружностей. В первом круге – фигура человека. Второй круг – светло-голубого цвета, на нем аппликации, изображающие микробов различных конфигураций; они темно-серого цвета, прикреплены булавками или магнитиками. Третий круг – неокрашенный, белый, на нем множество спиралей и стрелок различных цветов. Четвертый круг – ярко-синего цвета. В нем фигурки неопределенных форм темных цветов. Пятый круг – зеленого цвета. На нем прикреплены черные квадраты и круги. По ними прикреплены или нарисованы изображения животных и растений, которые находятся под охраной. Остальное пространство окрашено светло-фиолетовым цветом. Слева вверху изображено Солнце (желтое, с множеством лучей), по всему полю ватмана – звезды.

В начале занятия лицо человека в центре схемы – грустное, в конце занятия прикрепляется улыбающаяся маска. Схему помещают перед занятием на доску.

Ход занятия.

Учитель.

- Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрим в центр круга. Что здесь изображено?

- Грустный человечек.

- А почему он грустный? (Ответы детей.)

- У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный.

(Роли корреспондентов заранее распределены между учащимися)

Первый корреспондент.

- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

- Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доску заранее написанное на листе бумаги слово.) Мы привыкли воздушный океан называть небом. Кто знает стихи или загадки о небе, о воздухе?

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, когда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.

- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? (Ответы детей.)

- Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля!

(Ученик убирает аппликации микробов.)

- Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель.

- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться!

- Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.

Второй корреспондент.

- Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы. Вот в одной песенке девушка поет такие слова:

Непременно каждым утром

Я включаю телевизор,

И, конечно, репродуктор,

И еще магнитофон.

- Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

Эй, гражданка у окна,

Вы же в доме не одна.

Почему же целый дом

Должен слушать этот гром?

(Ответы детей.)

- Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон на полную мощность и надолго. А вот еще. Некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – резкий сильный звук может повредить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей могут быть вокруг нас. И это звуковое поле (показывает поле со стрелками и спиралями) - звуки вокруг нас. Прямые стрелки и зигзаги – изображают резкие громкие звуки. Волнистые линии – волны спокойной негромкой музыки, речи создают звуковой комфорт.

- Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей.)

- Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.

Учитель.

- Ну, вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент.

Не умыться, ни напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем всегда

Всем везде нужна вода!

- Эта страница о воде. Где в природе мы встречаемся с водой? В морях, океанах, в реках, озерах и в ручьях. Снег, лед, облака – это тоже вода. Чтобы умыться, напиться, приготовить пищу нужна пресная вода. А еще она должна быть чистой.

Посмотрите на наше синее поле. На нем пятна! Они обозначают то, чем загрязнены наши водоемы. Люди часто бросают в реки, озера, ручьи различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможет ли человек жить, не загрязняя водоемы? Что для этого надо делать?

(Ответы детей.)

- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик. А сейчас уберем все грязные пятна! (Убирают с синего поля аппликации изображающие загрязнения водоемов.)

Учитель.

- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый корреспондент.

- Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (ответы детей.)

- Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

 

Жить в зеленом мире этом В облаках кружится птицей

Хорошо зимой и летом. Скачет по ветвям куницей.

Жизнь летает мотыльком, Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Шустрым бегает зверьком, Человек природе друг!

 

- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей.) Посмотрите на это поле. На нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которых осталось мало на нашей планете. Мы сможем убрать эти круги, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какие правила поведения нам нужно знать и соблюдать, чтобы растений с красивыми цветами было вокруг много? (Ответы детей.)

- Не рвать бездумно огромные букеты цветов, не плести из них венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

- Мы запомним эти правила, будем их соблюдать и поэтому можем убрать черные круги. (Убирает круги, а под ними яркие рисунки растений.)

- Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, также как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Как им помочь? (Ответы детей.)

- Главное правило, которое мы с вами должны соблюдать – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу. Не трогать, не обижать никого. Даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило? Будем его соблюдать? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты. Под ними яркие рисунки животных – мотылька, птицы, лягушки.)

Учитель.

- Какое красивое зеленое поле. Конечно не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли поговорить. И не обо всех опасностях, которые угрожают природе вокруг нас. Но если мы будем знать правила поведения в природе, а главное соблюдать их, мы сможем сделать окружающий нас мир чище, краше и привлекательнее. Посмотрите на человечка в нашей газете. У него совсем другой вид. (Убирается грустная маска, под ней – улыбающееся лицо.) Ему хорошо в чистом мире. Он весел и здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь!

 

Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на экологическую тему //Начальная школа.-1993.-№9.-С.40-42.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...