Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №6. Международные деньги.




Вопрос 1. Попытка превратить валюту одной страны (американского $) во всемирные деньги и ее провал.

Вопрос 2. Переводной рубль.

Вопрос 3. Специальные права заимствования (СПЗ или SDR).

Вопрос 4. Международная европейская валюта.

Вопрос 5. Международные валюты в странах Африки.

 

Вопрос 1. Попытка превратить валюту одной страны (американского $) во всемирные деньги и ее провал.

           В экономической литературе преобладает мнение, что создание единых денег для всего мира в огромной степени улучшило бы всю систему валютных и экономических отношений:

1. В условиях единой валюты исчезли бы валютные риски, а следовательно, потеряли бы смысл способы страхования от них.

2. Исчезла бы база для валютных спекуляций.

3. Снялась бы проблема конвертируемости валют.

В конце Второй мировой войны, по существу, была предпринята попытка создания всемирных денег правящими кругами США. Обстановка, сложившаяся в мире в первые послевоенные годы создавала благоприятные условия для успеха этой попытки. Во время войны экономика США сделала гигантский скачок вперед, в то время как экономика других стран оказалась в состоянии развала. 50% всего промышленного производства приходилось на США. В состоянии развала находились и денежные системы других развитых стран (Франция, Германия, Япония и т.д.). В США было сосредоточено в первые послевоенные годы ¾ мировых запасов золота.

В связи с этим в такой обстановке в 1944 г. в американском местечке Бреттонвудс состоялась международная конференция, на которой была разработана послевоенная валютная система. В соответствии с экономической системой страны ее участницы отказались от значительной части своего суверенитета в области валютной политик и передали его МВФ, который был создан на этой конференции.

В соответствии с результатами Бреттонвудской конференции все валюты стран-участниц наделялись определенным золотым содержанием, а курсы валют также определял МВФ на основе их золотого содержания. Предполагалось, что эти курсы будут стабильными на длительный период времени. Если возникнет необходимость в изменении золотого содержания каких-то валют, а следовательно и их курсов любая страна может сделать это только с согласия МВФ.

МВФ предоставлял определенные займы странам-участницам Бреттонвудской системы только в том случае, если они соглашались проводить политику, диктуемую МВФ. Причем займы предоставляются с тех пор частями, которые называются траншами. После истечения срока определенного транша чиновники смотрели на то, полностью ли страна в течение данного срока выполняла рекомендации МВФ. Если обнаруживалось, что в чем-то страна отступила от рекомендаций, МВФ прекращает дальнейшее предоставление денег, пока страна не исправится.

Наибольшим влиянием в МВФ с самого начала и по настоящее время пользуется США. МВФ построен по принципу акционерного общества. Каждая страна вносит определенную квоту (денежную сумму) в МВФ [20% в золоте, 80% в местной валюте]. Количество голосов на собраниях фонда находится в прямой зависимости от размеров квоты. Обычные вопросы решаются простым большинством голосов. Наиболее сложные вопросы – 70% и 85% голосов. Так как наибольший денежный вклад в МВФ приходится на долю США (»18% голосов), это значит, что ни один важный вопрос в МВФ не может быть принят без согласия США.

На долю 29 развитых стран приходится более 63% голосов. Это значит, что проходят лишь такие решения, которые отвечают интересам развитых стран, а 80% других стран почти лишены возможности влияния на решения в МВФ.

Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, поэтому большинство технических работников этой организации американцы. Под влиянием США был принят такой порядок валютных отношений, который призван был превратить американский $ во всемирную валюту.

Этот порядок заключался в следующем:

1. США не только не препятствовали, а наоборот стимулировали вывоз доллара заграницу. В условиях послевоенной разрухи и обесценения европейских валют, японской йены, доллар очень широко стал использоваться в денежном обращении всего мира. Доллары, обращающиеся заграницей, стали называться «евродолларами». К началу 70-х гг. за пределами Америки уже обращались бумажные и безналичные доллары на сумму»100 млрд. $.

2. Американцы заявляли, что доллар так же хорош, как золото и даже лучше. Для того, чтобы доллар в валютных отношениях действительно стал бы так же хорош, как золото, американцы обязались обменивать любое количество бумажных и безналичных долларов, которые предъявят иностранные ЦБ банкам федеральной резервной системы США по твердому курсу 35$ за тройскую унцию (31,1 грамма). Эта цена золота соответствовала официально установленному еще в 1934 г. золотому содержанию доллара – 0,89 грамма.

Причем американцы заявляли, что это золотое содержание доллара будет оставаться неизменным. Это значит, что американские доллары могли быть в любой момент превращены в золото. Причем цена этого золота оставалась неизменной. Причем золотые запасы США в 1949 г. были =24 млрд. $ (¾ мировых запасов). Из этого следует, что все страны могли быть уверены, что у американцев золота хватит для того, чтобы рассчитаться за любое количество предъявляемых долларов.

В начале эта система действовала успешно, затем все очевиднее стало выявляться, что идея использовать в качестве всемирных денег деньги одной страны, является в принципе порочной. Для США эмиссия доллара для других стран приносила огромные доходы, а для других стран – это были огромные расходы.

Во-вторых, известно, что количество денег не должно превышать спрос на них. В противном случае возникает инфляция. В связи с этим государство каждой страны стремится ограничить эмиссию денег таким образом, чтобы при данных ценах спрос на них был равен предложению.

Задача государства каждой страны заключается в защите интересов своей экономики. США выпускали доллар не столько для своей экономики, сколько для использования в других странах. В связи с этим у них не было стимула ограничивать количество этих денег. В связи с этим американцы быстрыми темпами наращивали массу долларов за границей.

В-третьих, американцы не учитывали неравномерность развития других стран. В первые послевоенные годы экономическая мощь США была несравненно больше, чем мощь любой другой страны. После Второй мировой войны Америка развивалась медленнее, чем другие страны, в связи с этим доля Америки и в мировом производстве и в экспорте значительно уменьшалась в течение всего периода действия Бреттонвудского соглашения.

В частности, Америка теряла свои золотые запасы. Если в первые послевоенные годы золотые запасы США были равны 24 млрд. $, то к 70-м гг. стали менее 12 млрд. $.Таким образом, за пределами США обращалось 100 млрд. $, а золотые запасы -»10 млрд. $. Это значит, что если бы все страны сразу предъявили евродоллары к обмену на золото, американцы могли бы обменять лишь каждый 10-й доллар. Когда это было осознано, началось бегство от доллара к европейским валютам, которые тогда уже окрепли. И ЦБ стали менять доллар на золото. В связи с этим в 1971-1973 гг. американцы стали требовать большее количество долларов, чем раньше, в обмен на золото, а затем вообще прекратили обмен долларов на золото. Это означало крах попытки превратить доллар во всемирную валюту.

 

Вопрос 2. Переводной рубль.

           В то время как в Америке делалась попытка превратить доллар во всемирную валюту в странах социализма, входящих в организацию, которая носила название «Совет экономической взаимопомощи», в качестве общей валюты в сфере международных отношений стал использоваться переводной рубль.

           Переводной рубль используется только в сфере торговых отношений между странами СЭВ. В международных отношениях с другими странами этот рубль не используется. Так же, как и во внутреннем денежном обращении любой страны СЭВ, включая Советский Союз. Переводной рубль был безналичной валютой.

           Для осуществления внешнеторговых операций между странами СЭВ был создан Международный банк экономического сотрудничества. Каждая страна СЭВ имела свой счет в этом банке, а на этом счете – определенную сумму переводных рублей. Цель использования переводных рублей во внешней торговле стран СЭВ заключалась в том, чтобы обеспечить такое положение, при котором каждая страна СЭВ имела бы сумму покупок, равную сумме ее продаж.

Для достижения этой цели был установлен порядок, при котором единственным источников переводных рублей на счетах в банке экономического сотрудничества была выручка от продажи определенных товаров всем другим странам, охваченных этой системой. На старте действия этой системы никакая страна не имела никаких денег на своем счете.

Переводные рубли стали появляться на счетах стран СЭВ после того, как каждая из них продала определенную массу товаров другим странам СЭВ. Например, представим, что на старте этой системы Советский Союз продал другим странам СЭВ определенную массу товаров на 1.000 переводных рублей. Выручка от этих продаж зачислялась на счет этих стран, а потом сотрудник Международного банка эти суммы списывал со счетов стран СЭВ и зачислял на счет Советского Союза.

Практика использования этой системы показала возможность такого рода экономических отношений. В качестве цен на товары использовались цены мирового рынка, очищенные от конъюнктурных колебаний. Очистка производится таким образом, что в качестве цены бралась не та цена мирового рынка, которая существует в настоящее время, а средняя цена товара за предшествующие 5 лет. Достоинством этой системы было то, что она исключала возможность обычных валютных спекуляций, но в то же время, как показала практика, некоторые страны и, прежде всего, Советский Союз, несли убытки от существования этой системы.

Известно, что в 1974 г. и в 1979 г. произошел резкий скачок вверх на нефть. Потом это случилось в начале 90-х гг. В этот период страны-экспортеры нефти получали огромный доход от продажи нефти. Однако Советский Союз хотя и был крупнейшим экспортером нефти в 80-х гг., получал значительно меньше других экспортеров. А другие страны СЭВ, закупив эту нефть перепродавали ее на мировом рынке по значительно более высокой цене (кстати в то время все закупки определялись на 5 лет вперед).

Вторая особенность этой системы – почти полная внешнеторговая изоляция от остального мира. Сама эта система заставляла страны СЭВ торговать друг с другом. Каждая страна-экспортер, в частности Советский Союз, получала определенные доходы в переводных рублях. Единственный способ использовать эти доходы – купить какие-то товары у других стран СЭВ.

В результате Советский Союз в обмен за нефть, за металлы, за другие полезные ископаемые вынужден был покупать низкокачественные предметы потребления и средства производства у других стран СЭВ. Другие страны СЭВ не могли продавать свои товары третьим странам из-за их сравнительно низкого качества. Советский Союз мог продавать топливо и минеральное сырье на Западе, но не делал этого по политическим соображениям.

В обществе, основанном на частной собственности, те, кто осуществляет внешнеэкономические отношения, преследуют цель получения экономической выгоды. В Советском Союзе производство находилось в руках государства и поэтому во многих случаях он осуществлял невыгодные для себя операции ради достижения политических целей. В принципе Советский Союз мог бы осуществить поставку станков, оборудования в другие страны СЭВ. Однако, т.к. страны СЭВ больше нуждались в сырье, в основном туда поставлялись сырьевые продукты.

Эта отгороженность от остального мира тормозила совершенствование как в Советском Союзе, так и в других странах СЭВ. Таким образом и переводной рубль и вся система, построенная на нем, была далека от совершенства. Хотя после краха этой системы в очень тяжелом положении оказались другие страны СЭВ, т.к. предметы производства низкого качества были невостребованы.

 

Вопрос 3. Специальные права заимствования (СПЗ или SDR).

           Тогда, когда стала очевидной невозможность использования американского доллара в качестве всемирной валюты ВФ предпринял попытку создать новые международные деньги. Эти деньги были призваны заменить американский доллар в качестве всемирной валюты. При этом МВФ использовал целый ряд экономических идей, которые были заложены в переводном рубле.

           В начале 70-х гг. МВФ объявил о том, что он создает новую безналичную валюту. В связи с этим «одним росчерком пера» счетам стран-членов МВФ была предписана определенная сумма денег в форме специальных прав заимствования (СПВЗ или SDR).

           Таким образом СПЗ так же, как и переводной рубль существуют лишь в безналичной форме. При решении вопроса о прибавлении специальных прав заимствования к тем суммам, которые были на счетах стран-членов ВФ, возник спор между развивающимися и развитыми странами. Представители развивающихся стран настаивали на том, чтобы каждая страна-член МВФ получила бы одинаковую сумму денег в СПЗ. Представители развитых стран настаивали на том, что суммы в СПЗ должны составлять определенный процент от квоты страны в МВФ. При таком подходе наибольшие сумы в СПЗ должны были получить США и другие развитые страны. В результате – 80% всех СПЗ достались развитым странам, а 20% - развивающимся.

Учитывая падение значения доллара МВФ определил обменный курс СПЗ за основу валюты 16-ти наиболее развитых стран, а затем (с 1981 г.) – 5 валют: американский доллар, фунт стерлинг, немецкая марка, японская Йена, французский франк. В качестве курса СПЗ было решено использовать средний курс этих 5 валют. Если бы использовался средний арифметический курс, то тогда надо было бы сложить курсы и делить на 5. Но, учитывая неравноправную роль этих стран в области мировой экономики и международных экономических отношений, было решено использовать не среднеарифметический, а средневзвешенный курс этих валют. Наибольший вес – у американского доллара, наименьший – у французского франка и фунта стерлинга.

В настоящее время идея превратить SDR в бумажное золото не получила развития. Сейчас СПЗ используются как валюта, с помощью которой определяются многие стоимостные показатели МВФ. Частными банками SDR не используются.

 

Вопрос 4. Международная европейская валюта.

Реальным успехом закончились многолетние попытки создать коллективную валюту для стран Европы. В современных условиях такая валюта – евро.

Следует различать иностранную валюту и международную, и в частности коллективную валюту. Иностранная валюта – это валюта, которая выпускается в обращение данной страны банком какой-либо другой страны. Коллективная валюта – это валюта, которая выпускается в обращение банком, членами которого являются все страны, пользующиеся этой валютой. В настоящее время главная коллективная валюта - евро.

После краха Бреттон-Вудской системы европейские страны создали свою валютную систему. Они сохранили фиксированные курсы валют между странами, входившими в эту систему. По отношению к третьим странам каждая страна имела свой курс валюты. Наряду с местными стали использоваться международные деньги, которые назывались «ЭКЮ» (European Currency Unit). Курс ЭКЮ определялся как средневзвешенная из курсов валют стран, входивших в европейскую систему.

Определение курса ЭКЮ как средневзвешенной из курсов ряда валют привело к тому, что этот курс был гораздо более стабильным, чем курсы отдельных валют. Т.е. курсы валют, на основании которых исчисляется курс ЭКЮ, изменялись в разных направлениях, то падение курсов одних валют компенсировалось курсом других. В связи с этим ЭКЮ, которое существовало только в безналичной форме, стало использоваться не только в отношениях между государствами, но также и частными банками, которые предлагали своим клиентам перечислять их банковские вклады в ЭКЮ.

В 1995 г. главы государств стран ЕС решили создать единую валюту других стран, входящих в эту организацию и дали ей название EURO. Евро должно было выпускаться в обращение Единым Европейский Центральным Банком (ЕЕЦБ), который был создан в июне 1998 г.

Был переходный период, во время которого все национальные валюты стран, вошедших в зону евро, заменялись на евро. Этот переход продолжался с 1 января 1999 г. и закончился в феврале 2002 г. В это время все бывшие валюты стран зоны евро были изъяты из обращения и заменены евро (и в наличной, и в безналичной форме).

Вступить в зону евро чрезвычайно сложно, т.к. страны этой зоны установили очень жесткие пропускные критерии для вступления в эту зону:

v уровень инфляции должен быть на 1,5% ниже среднего уровня 3 стран-членов с наиболее низким уровнем инфляции (РФ не отвечает этому условию);

v задолженность государства должна составлять менее 60% от валового продукта;

v дефицит бюджета должен быть менее 3% от ВВП;

v на протяжении не менее 2 лет темпы роста цен не должны быть выше, чем те, которые существуют в странах зоны евро;

v ставка процента не должна превышать более чем на 2 единицы уровень 3 стран с наиболее низким уровнем инфляции.

 

Вопрос 5. Международные валюты в странах Африки.

           Существует еще одна международная валюта – Франк КФА (Финансовое Содружество Африки(. Этот франк выпускается в обращение Центральным Банком Западноафриканских стран (коллективный банк) и имеет хождение в бывших колониях Франции. Этот франк сейчас привязан к евро (система Currency Board). 1 евро = 660 франков КФА.

Здесь тоже есть свои проходные критерии:

Ø дефицит бюджета не более 4% ВВП;

Ø уровень инфляции не более 5%;

Ø валютные резервы, достаточные для оплаты шестимесячного импорта товаров и услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...