Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое исследовательская парадигма? Приведите примеры исследовательских парадигм.




И.П. - общая мировоззренческая конструкция, к-я задает нормативный способ получения знания о соц. реальности, принятый в кач-ве образца решения исследовательской задачи.

Неопозитивистская модель с.и. - модель, к-я построена в виде процесса нисхождения от исходных теоретических понятий к эмпирически проверяемым «базисным» предложениям. (Пр.: структурный функционализм)

Трактует соц. мир как ряд переменных, связанных причинными законами, казуальными связями или некоторыми отношениями, имеющими более слабую форму причинности, где переменная есть измеренное понятие.

 Г. Гемпель- 40-е годы- первая формально-логическая модель позитивизма, описывающ. Роль законов в историческом объяснении и предсказании.

Сильная сторона- ориентация на детальный анализ чувственного познания.

Номиналисткая - модель, к-я построена в виде процесса восхождения от «исходных» эмпирических терминов, описывающ. Индивидуальные действия и состояния сознания, к теоретическим обобщениям. (Пр.: бихевиоризм теория соц. обмена)

Интерпретативисткая - модель, к-я представляет собой прямое постижение соц. реальности в ходе процесса поиска «правильного» языка толкования ее смысла и общего понимания ее значения. (пр.: этнометодология)

(На всякий) Многопарадигмальный подход к соц. исследованию –совмещение различ. парадигм и теорий, способов описания и объяснений одних и тех же соц. явлений для получения многоуровневого знания.

7. Один из видов позитивистской модели исследования известен как гипотетико-дедуктивная или дедуктивно-номологическая модель, построенная на исходных теоретических объяснительных моделях. Исследовательская суть позитивизма заключается в переходе от общего к частному. В основе этой модели лежит процесс нисхождения от теории к эмпирически проверяемым "базисным" предложениям. Позитивистский подход состоит в использовании исходных понятий,являющихся обобщением частных явлений.
8. В рамках исследовательской модели,опирающейся на постулаты номинализма,делается попытка преодолеть ограничения гипотетико-дедуктивного моделирования действительности. Принцип познания,используемый в номиналистском подходе,выражается в переходе от частного к общему, т.е. имеет индуктивно-эмпирический характер.
9. Интерпретативистский подход к социологическому исследованию сформировался в борьбе с позитивизмом и натурализмом. В основе противопоставления интерпретатиаистского подхода позитивистскому подходу лежит утверждение об онтологическом различии природы и общества,чуждости друг другу этих сфер,которое сформировалось в рамках социологии понимания.
10. Многопарадигмальный подход – это совмещение различных парадигм и теорий, способов описания и объяснения одних и тех же социальных явлений для получения многоуровнего знания. Философия постмодернизма – стремление к использованию многообразных теоретических подходов при описании, интерпретации и объяснении одних тех же явлений, процессов. Подход появился под влиянием философии постмодернизма. Логическая схема может быть выстроена на основе «колеса науки», предложенного Уолтером Л. Уоллесом.

Интерпретитивистский подход: целевая установка туманна, исследование начинается с созерцания, хотя в нем уже содержится научная ориентация, сформированная опытом и прежним знанием. В ходе исследования накапливаются смыслы и значения, проясняется целевая установка и подход к интерпретации. Как правило, используются качественные методы (наблюдение и глубинное интервью). Позволяет описать явление в «естественных» терминах, наполнить понятийный аппарат дальнейшего исследования «живым», выведенным из жизни смысловым, значимым содержанием, отражающим реальное восприятие исследуемого явления людьми.

Индуктивно-эмпирический подход: используется целевая установка и терминология интерпретативистского подхода; они уточняются в процессе эмпирического исследования. Не нужны жестко построенные теории с понятийной структурой, достаточно руководствоваться положениями на уровне общего понимания. Позволяет на основе статистических обобщений описать исследуемое явление посредством понятий и вывести закономерные утверждения о структуре свойств и их взаимосвязи.

Неопозитивистский подход: конкретная целевая установка и логика. Строится понятийная модель, включающая обобщения из предшествующего уровня, затем эмпирическое исследование. Полученные данные интерпретируются, исходя из заданного теоретико-методологического подхода. Преимущественно используются количественные методы.

Наполнение понятийного аппарата смысловым содержанием – описание явления посредством понятий и выведение закономерностей – формулировка гипотез, при их подтверждении – построение теорий.

Интерпретативистский подход к исследованию используется на макроуровне, затем вписывается в индуктивно-эмпирическую модель исследования, которая на выходе служит основой для построения дедуктивно-номологической модели. В результате выходит познавательная конструкция многоуровневого социологического исследования сложных социальных объектов.


11. В отличие от парадигмы, теория – это последовательная система взаимосвязанных утверждений, направленная на объяснение определенных сторон исследуемой реальности. Исследовательская парадигма находит свое конкретное воплощение в теоретическом наполнении.

Неопозитивизм – Структурный функционализм

Номинализм – Бихевиоризм, Теория Социального обмена

Интерпретативизм – Этнометодология
12.
Программа соц. исследования- это совокупность действий по теоретическому обоснованию и методическому обеспечению получения и обобщения эмпирических данных об исследуемом социальном явлении.
Структура: 1. ЧТО НЕОБХОДИМО УЗНАТЬ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? (Часть 1. Введение, или замысел соц. исследования). 2 НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОПИРАТЬСЯ ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЕ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ?(Часть 2. Теоретическое построение соц. исследования) 3. ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЕ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ?(Часть 3. Методическое построение соц. исследования) 4. ЧТО ДЕЛАТЬ С ПОЛУЧЕННЫМИ ДАННЫМИ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? (Часть 4. Аналитическое построение социологического исследования)
13. Общенаучная функция программы соц. исследования состоит в том, чтобы посредством определения процедуры его проведения обеспечить реализацию принципов универсализма и организованного скептицизма. (ЧТО НЕОБХОДИМО УЗНАТЬ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ Часть 1. Введение)
Теоретическая функция заключается в упорядочении и описании действий - в соответствии с принятыми теоретическими подходами. (НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОПИРАТЬСЯ,ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЕ? Часть 2 Теоретическое построение исследования)
Методическая функция состоит в упорядочении и описании действий (ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ,ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЕ ОБ ЯВЛЕНИИ? Часть 3 Методическое построение исследования)
Аналитическая функция состоит в упорядочении и описании действий по общению эмпирических данных (ЧТО ДЕЛАТЬ С ПОЛУЧЕННЫМИ ДАННЫМИ? Часть 4 Аналитическое построение исследования)
14. 1. Постановка проблемы исследования и определение Ее социальной зависимости. 2.Определение проблемной ситуации 3. Выявление научной значимости проблемы исследования 4. Определение научной разработанности проблемы исследования 5. Определение теоретического объекта исследования 6. Определение предмета исследования 7.Формулировка темы исследования 8. Формулировка цели исследования 9.формулировка задач исследования 10. Определение теоретических основ исследования 11.Определение эмпирических основ исследования 11.1 определение источников получения основных эмпирических данных 11.2 определение источников получения вспомогательных эмпирических данных 12.определение научной новизны исследования 13. Определение практической значимости темы исследования

15. Какие элементы входят в методологическую часть программы социологического исследования?

Обобщенная структура ВСЕЙ программы, на всякий случай, для общего понимания исследования, но к методологической части относится всё, кроме I.вводной части:

I. процедуры построения вводной части программы социологического исследования

1. Постановка проблемы исследования и определение ее социальной значимости

2. Определение проблемной ситуации

3. Выявление научной значимости проблемы исследования

4. Определение научной разработанности проблемы исследования

5. Определение теоретического объекта исследования

6. Определение предмета исследования

7. Формулировка темы исследования

8. Формулировка цели исследования

9. Формулировка задач исследования

10. Определение теоретических основ исследования

11. Определение эмпирических основ исследования

12. Определение научной новизны исследования

13. Определение практической значимости темы исследования

 

II. процедуры построения теоретической части программы социологического исследовния

 

1. Обоснование концепции

2. Концептуализация объекта и предмета исследования

3. Операционализация концептуальных понятий объекта и предмета исследования

4. Определение переменных исследований

5. Типологизация переменных операциональной модели исследования

6. Построение объяснительной модели исследования

7. Формулировка гипотезы основания исследования

III. процедуры построения теоретико-методологической части программы соц.иссл.

1. Построение показателей исследования

2. Формулировка гипотез-следствий исследования

3. Формулировка методической стратегии исследования

4. Обоснование методов анализа и обобщения результатов измерения

5. Конструирование индикаторов исследования

6. Разработка инструмента измерения значений показателей исследования

6.1 формулировка инструментальных вопросов исследования

6.2 конструирование измерительных шкал индикаторов

6.3 оформление инструмента измерения

7. Проектирование выборочной совокупности исследования

8. Обоснование процесса организации «полевого» исследования

9. Обоснование процесса публичного представления результатов исследования

Проведение исследования

                                       

 

Инфа из инета укороченная:

1. - формулировка и обоснование проблемы;

2. - указание цели исследования;

3. - определение объекта и предмета исследования;

4. - логический анализ основных понятий;

5. - формулировка гипотез

 

16. Опишите типологию социальных проблем и способы их выявления.

Социальная проблема – это несоответствие между действительным и желаемым состоянием социальных отношений как механизмов взаимосвязи и взаимодействия между социальными общностями, личностью в обществе, социальных действий и массового поведения, препятствующего развитию личности, социальных групп и общностей, обществу в целом.

Типология социальных проблем:

1) В зависимости от основы их возникновения:

А) Естественные – не зависят от сознания человека и порожденных противоречиях в рамках общества (время, уделяемое родителями детям в семье). Теоретическое основание – структурный функционализм.

Б) Искусственные – не существуют в отрыве от сознания человека (образ родителей в сознании подростков). Теоретическое основание – понимающая социология, феноменологический подход.

В) Искусственно – естественные (характер восприятия детьми поведения родителей). Теоретическая основа – многопарадигмальный подход.

2) В зависимости от сторон жизнедеятельности человека:

А) Проблемы содержания и удовлетворения потребностей (деформация структуры потребностей). Теоретическая основа – теория потребностей.

Б) Характер социальной деятельности и социального взаимодействия людей (предпочитаемые родителями виды действий по отношению к детям). Теоретическая основа – теория социального действия.

Критерии выделения социальных проблем:

1) Массовый характер проблемы (уровень безработицы)

2) Соответствие социальной норме, степень расхождения с социальным фоном как естественным средним отклонением (уровень преступности)

3) Степень влияния на жизнедеятельность общества, серьезность препятствий для развития общества или социальной группы (неравный доступ к образованию молодежи).

Выявить социальную проблему - значит определить то, что лежит в ее основе, ее создает, выявить причину существующего несоответствия между действительным и желаемым состоянием социальных отношений.

Выявление социальной проблемы – значит раскрыть социальное противоречие (наличие у индивидов, социальных групп, общества в целом, находящихся во внутреннем единстве и обусловливающих существование друг друга, недостаточного и неравного доступа к объектам и способам удовлетворения своих потребностей при существовании противоположных интересов), заключенное в рамках исследуемого явления.

Выявление социальной проблемы - установление несоответствия реального и желаемого состояния взаимодействия индивидов, групп и общества посредством анализа направленности их взаимообусловленных интересов.

 

17. Как связан выбор стратегии исследования в зависимости от поставленной проблемы?

Написана стратегия (теоретический подход) к каждому типу проблем из 16 вопроса, «А)» и т.д. соответствуют 16му вопросу, чтобы не загромождать:

1. От основы возникновения:

А) Естественные проблемы - Правомерно использовать социетальные теории, объясняющие жизнедеятельность общества как целостного явления, в частности теории, созданные в рамках структурно-функционального подхода.

Б) Искусственные - Целесообразно использовать феноменологические теории, объясняющие поведение человека с точки зрения особенностей состояния его сознания, такие как, например, теория символического интеракционизма.

В) Искусственно-естественные - Правомерно использовать многопарадигмальный подход, используя теории структурного функционализма и феноменологические теории.

 

2. От сторон жизнедеятельности:

А) Проблемы содержания и удовлетворения потребностей - Теоретическая основа – теория потребностей.

Б) Характер социальной деятельности и социального взаимодействия людей -Теоретическая основа – теория социального действия.

 

 

18. Как определяется эмпирический объект исследования? В чем особенности его выбора?

 

Эмпирический объект - это те конкретные индивиды, наблюдаемые в действительности и выступающие в виде массовых форм их существования – общностей, социальных групп, организаций, которые будут представлять явления на эмпирическом уровне.

Выбор эмпирического объекта обусловлен целью и задачами конкретного исследования.

     Социологическое исследование предполагает эмпирическую оценку явлений, т.е. оценку на основе чувственного опыта. Поэтому для его проведения необходимо определить явления, существующие в социальной действительности, которые поддаются чувственному познанию, и которые будут представлять цель данного исследования на эмпирическом уровне. Эти явления будут выступать в качестве эмпирического объекта исследования.

 

19. В чем заключается обоснование выбора теоретических основ исследования? Какие выделяют виды теорий и критерии их выбора.

Теоретические основы социологического исследование – это название тех конкретных теорий, которые будут использоваться при теоретическом описании и объяснении состояния объекта и предмета исследования.

Теоретические основы исследования указываются во введении только в виде названия теорий, или их авторов, или источников, в которых данные теории изложены. Теор.осн.иссл. определяются в ходе анализа социальной природы проблемы и ее научной разработанности.

Выбор теор.осн.исследования:

Осуществляется исходя из понимания теории. Теория – это форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности в рамках единообразных процессов и явлений. В соответствии с таким пониманием теории теоретические основы исследования должны соответствовать природе исследуемых явлений – объекта и предмета исследования и давать необходимое представление об эх закономерностях и существенных связях. Данный подход служит отправной точкой при формулировке критериев выбора теоретических основ явления.

Критерии отбора теоретических основ исследования:

1. Соответствие теории природе исследуемого явления и типу проблемы это то, насколько используемые в рамках данной теории понятия и закономерности отвечают внутренним особенностям исследуемого явления, способны необходимым образом описать и объяснить его существование. (теории Т. Парсонса и Р. Мертона).

2. Описательно-объяснительный охват теории  - это количество сторон явлений, которые она может описать и объяснить, используя «свои» понятия и закономерности. Пример, «теория социального действия».

3. Объяснительная сила теории – это количество выдвинутых ею гипотез, нашедших эмпирическое подтверждение. Пример, «теория П. Бурдье».

4. Объяснительная глубина теории – это способность описывать и объяснять характер связи между различными явлениями и механизмы их возникновения. Пример, «теоретических подход V. NAVARRO».

5. Конкретность теории – это степень направленности понятийного аппарата теории на описание и объяснение непосредственно исследуемого явления. Есть общие («теория систем действия Т. Парсонса»), отраслевые («теории семьи») и специальные теории («теория малых групп»).

6. Эмпирическая разработанность теории.

7. Сопряжённость теории.

 

 

20. Чем теоретический объект отличается от эмпирического объекта в социологическом исследовании? Приведите примеры теоретического объекта и эмпирического объекта в социологическом исследовании.

 

Эмпирический объект социологического исследования – это те конкретные индивиды, наблюдаемые в действительности и выступающие в виде массовых форм их существования – общностей, социальных групп, организаций, которые будут представлять исследуемые явления на эмпирическом уровне.

Пример, «Качество жизнедеятельности индивидов».

Теоретический объект социологического исследования – это конкретная область социальной действительности, имеющая характер целостного явления и включённая в процесс познания.

Социальная проблема включает множество явлений, взаимодействие которых создает противоречие и порождает данную проблему.

В одном исследовании все их не охватить, поэтому надо выбрать то явление, которое будет изучаться в данном исследовании, это и будет теоретический объект.

Пример, «Обоснование качества жизни индивидов как теоретического объекта социологического исследования».

 

 

21. Что такое предмет исследования? Приведите пример предмета исследования.

  Предмет социологического исследования – это существенные свойства теоретического объекта исследования, обуславливающие возникновение в его рамках социальной проблемы.

При обосновании предмета социологического исследования необходимо выбрать то свойство его объекта, которое в наибольшей степени определяет существование в его рамках социальной проблемы, или тот фактор, воздействие которого влияет на её возникновение.

П р и м е р. «Обоснование социального статуса индивида как предмета социологического исследования».

Понятие «социальный статус» обуславливает состояние важнейших составляющих качества жизни индивида: уровня доступности услуг учреждений культуры, образования, здравоохранения, качества питания и так далее. Поэтому это понятие может выступать в качестве предмета социологического исследования, оно конкретизирует эти качества, интересующие нас в исследовании.

Предмет – социальный статус;

Объект - качество жизни.

 

 

22. Какие типичные ошибки встречаются при формулировке цели социологического исследования?

Цель исследования – сформулированное в виде повелительного предложения конкретное содержание того знания, которое будет получено в результате исследования. Другими словами, это образ результата и его формулировка. Содержание цели определяется темой исследования через конкретизацию предмета как социальной проблемы.

Формулировка цели представляет собой содержательную конкретизацию его темы. Чтобы ее осуществить, надо следовать сл. критериям:

1. Содержание цели исследования представляет формулировку результата исследования в виде предполагаемого знания, а не процесса исследования.

2. Содержание цели исследования непосредственно определяется темой исследования: - через конкретизацию свойств предмета, влияющих на состояние объекта;

- конкретизация свойств объекта исследования, состояние которых зависит от состояния предмета исследования.

Для конкретизации содержания цели надо ответить на вопросы:

1. Какие свойства объекта, состояние которых зависит от состояния предмета, будут исследоваться?

2. Какие свойства предмета, состояние которых влияет на состояние объекта, будут исследоваться?

3. Какой вид отношения между свойствами предмета и объекта будет исследоваться?

 

Для раскрытия содержания цели нужно сузить тему исследования. Пример: Тема исследования: «Влияние общения родителей с детьми на подростковую преступность»

Объект: подростковая преступность

Цель: «Раскрыть характер влияния различных способов общения матери с детьми на склонность подростков к совершению преступления.

Формулировка цели меняется в зависимости от вида исследования, т.к. меняется вид отношений между объектом и предметом. При описательном исследовании содержание цели составляет название конкретных свойств объекта исследования. Содержание цели описательно – объяснительного исследования составляет название того, состояние каких свойств предмета влияет на состояние каких свойств объекта. При объяснительном исследовании содержание цели составляет название конкретных социальных и социально – психологических механизмов, обуславливающих влияние предмета исследования на свойства объекта..

Типичные ошибки: 1. Цель исследования совпадает с его темой, а не конкретизирует свойства предмета и объекта исследования. (Пример: цель – определить влияние соц.статуса человека на качество его жизни в современной России. Нет содержательных свойств предмета и объекта).

2. Цель формулируется в виде процесса, а не в виде результата. (Пример: изучить как проф.занятость влияет на физ.активность рабочих в современной России).

3. В содержании цели исследования присутствуют явления, не имеющие отношения к содержанию объекта и предмета, присутствующих в теме. 

23.  Что такое задачи социологического исследования? Как они формулируются? Для чего необходимо уметь их формулировать?

Задачи социологического исследования – сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на достижение частных результатов исследования, для получения которых используются теоретико – методологические, методические и аналитические средства, и достижение которых дает общий результат – цель исследования. Содержание задач составляет частное знание, которое должно быть получено по поводу отдельных свойств объекта и предмета исследования и характера их взаимосвязи. Тех свойств, которые обозначены в цели исследования. В задачах выражаются содержательно способы достижения цели исследования. Последовательно достигая частных результатов, мы приходим к общему.

  Сформулировать задачи означает определить частное знание, которое должно быть получено по поводу отдельных свойств объекта и предмета исследования, характера их взаимосвязи, чтобы обеспечить достижение цели исследования.

Для постановки задач нужно сформулировать частные исследовательские вопросы, на к-ые должен быть получен ответ, необходимый для определения способов достижения цели.

24. Какие виды задач формулируются для проведения социологического исследования? Каково содержание и назначение различных видов задач?

Средства достижения цели исследования, использующиеся для получения содержательных результатов, соответствуют видам задач: теоретико – методологические, теоретико – методические, аналитические и содержательные.

4 группы задач исследования: 1. Теоретико – методологические - сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на обоснование теоретического подхода, выделение системы понятий и причинно – следственных связей, которые позволяют описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений. Представляют собой совокупность теорий, содержащихся в них понятий, сформулированных закономерностей, объясняющих исследуемое явление. 

Теоретико – методологические задачи: 1) Обосновать теоретический подход, позволяющий описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений

2) в рамках данного подхода определить систему понятий, описывающих состояние и хар – р взаимосвязи исследуемых явлений

3) исходя из системы понятий определить причинно – следственные связи в рамках данных теорий, использование которых позволит объяснить характер взаимосвязи исследуемых явлений.

Теоретико – методологические задачи формулируются отдельно для объекта, предмета исследования и для отношения между ними.

 

2. Теоретико - методические – сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на обоснование показателей, методов, инструментов измерения и процедур их использования, позволяющих оценить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений.

Теоретико – методические задачи: 1) Обосновать систему показателей для оценки состояния и хар – ра взаимосвязи исследуемых явлений

2) обосновать методы измерения показателей для оценки состояния и хар – ра взаимосвязи исследуемых явлений

3) в рамках выбранных методов определить инструменты измерения, необходимые для оценки показателей состояния и хар – ра взаимосвязи исследуемых явлений

4) определить методы формирования выборочной совокупности, к-ые надо применить для обеспечения представительности результатов.

5) определить процедуры, к-ые нужно применить для использования данных инструментов измерения при получении первичных данных.

3. Аналитические задачи – сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на обоснование методов обработки и анализа, к-ые надо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния и хар-ра взаимосвязи исследуемых явлений.

Аналитические задачи: 1) Обосновать методы обработки и анализа, к-ые надо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния исследуемых явлений.

2) обосновать методы анализа первичных данных, к-ые надо использовать при оценке хар – ра взаимосвязи исследуемых явлений.

4. Содержательные задачи – сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на получение знания о состоянии свойств исследуемых явлений и хар – ре их взаимосвязи.

Содержательные задачи: 1) Оценить состояние исследуемых явлений в условиях данной проблемной ситуации.

2) оценить хар-р взаимосвязи между состояниями исследуемых явлений в условиях данной проблемной ситуации. 

Содержательные задачи формулируются отдельно для объекта и предмета исследования.

25.  Какие типичные ошибки встречаются при формулировке задач социологического исследования?

Совокупность задач исследования - это ряд частных результатов (подцелей), которые составляют главный результат- цель социологического исследования. Из этого можно сделать вывод об основных ошибках, допускаемых при формулировке задач исследования: в формулировках задач могут присутствовать явления, не имеющие отношения к содержанию объекта и предмета исследования, присутствующих в теме исследования.

Полное сращивание задач и цели - ошибка, т.к. задачи это средства для достижения цели.

Формулировка абстрактных исследовательских вопросов для постановки задач исследования – ошибка, т. к. необходимо формулировать частные исследовательские вопросы для определения способов достижения цели исследования.

 

26. Чем цель социологического исследования отличается от задач социологического исследования? Приведите пример цели и задач социологического исследования.

Цель исследования – сформулированное в виде повелительного предложения конкретное содержание того знания, которое будет получено в результате исследования.

Задачи социологического исследования – сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на достижение частных результатов исследования, для получения которых используются теоретико – методологические, методические и аналитические средства, и достижение которых дает общий результат – цель исследования.

Под целью можно понимать желаемый результат (новое научное знание), который мы хотим получить в итоге. Он достигается посредством использования соответствующих средств, которыми являются задачи исследования. Решив задачи, мы придем к желаемому результату. Цель – общий результат исследования, а задачи – подцели, частные результаты. Их содержание составляет частное знание, к – ое должно быть получено по поводу отдельных свойств объекта и предмета и характера их взаимосвязи.

Пример:

Тема исследования: «Влияние соц.положения населения на качество его жизни в современной России»

Объект – качество жизни индивидов

Предмет – соц.статус индивидов

Цель – «Раскрыть направленность и силу влияния предписанного и приобретенного статусов индивидов на качество их жизнедеятельности с точки зрения совокупности соц. – экономических условий их жизни.

Задачи: 1. Теоретико – методологические(для объекта) 1) обосновать теоретический подход, позволяющий описать состояние качества жизни индивидов

2) в рамках этого подхода выделить систему понятий, использование к-ых позволит объяснить состояние качества жизни индивидов

(для предмета) 3) обосновать теоретический подход, описывающий состояние соц.статуса индивидов с точки зрения воздействия на качество жизни

4) в рамках выбранного подхода выделить систему понятий, объясняющих состояние соц.статуса индивидов с точки зрения его воздействия на качество жизни

5) (для объекта и предмета) в рамках данного подхода выделить причинно – следственные связи, использование которых позволит объяснить хар-р воздействия соц.статуса индивидов на качество их жизни. 

2. Теоретико – методические:

1) обосновать систему показателей для оценки состояния соц.статуса индивидов и качества их жизни

2) обосновать методы измерения показателей для оценки состояния соц. статуса индивидов и качества их жизни

3) в рамках выбранных методов определить инструменты, необходимые для измерения показателей оценки состояния и хар-ра взаимосвязи соц.статуса индивидов и качества их жизни

4) определить методы формирования выборочной совокупности, к-ые надо применить для обеспечения представительности данных о состоянии и хар-ре взаимосвязи соц.статуса индивидов и качества их жизни

5) определить процедуры, к-ые надо применить для использования данных инструментов измерения при получении первичных данных.

3. Аналитические задачи:

1) объяснить методы обработки и анализа, к-ые надо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния соц.статуса индивидов и качества их жизни

2) объяснить методы анализа первичных данных, к-ые надо использовать при оценке хар-ра взаимосвязи соц.статуса индивида и качества их жизни.

 4. Содержательные задачи:

1) определить состояние параметров соц.статуса индивидов в условиях современной России

2) определить состояние параметров качества жизни индивидов в условиях современной России

27.  В чем заключается обоснование выделенного предмета в социологическом исследовании?

Предмет социологического исследования – существенные свойства теоретического объекта исследования, обусловливающие возникновение в его рамках соц.проблемы.

При обосновании предмета необходимо выбрать то свойство его объекта, к-ое в наибольшей степени определяет существование в его рамках соц.проблемы, или тот фактор, воздействие которого влияет на ее возникновение. Именно состояние данного свойства или фактора объекта исследования будет в большей степени определять существование и возникновение соц.проблемы.

Обоснование предмета – выделение того свойства теоретического объекта социологич. исследования, к-ое в большей степени определяет существование в его рамках соц.проблемы, или того фактора воздействие к-ого влияет на ее возникновение.

Пример обоснования предмета социологич. исследования: Анализ проблем качества жизни показывает, что на его уровень в условиях современной России определяю

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...