Что такое исследовательская парадигма? Приведите примеры исследовательских парадигм.
И.П. - общая мировоззренческая конструкция, к-я задает нормативный способ получения знания о соц. реальности, принятый в кач-ве образца решения исследовательской задачи. Неопозитивистская модель с.и. - модель, к-я построена в виде процесса нисхождения от исходных теоретических понятий к эмпирически проверяемым «базисным» предложениям. (Пр.: структурный функционализм) Трактует соц. мир как ряд переменных, связанных причинными законами, казуальными связями или некоторыми отношениями, имеющими более слабую форму причинности, где переменная есть измеренное понятие. Г. Гемпель- 40-е годы- первая формально-логическая модель позитивизма, описывающ. Роль законов в историческом объяснении и предсказании. Сильная сторона- ориентация на детальный анализ чувственного познания. Номиналисткая - модель, к-я построена в виде процесса восхождения от «исходных» эмпирических терминов, описывающ. Индивидуальные действия и состояния сознания, к теоретическим обобщениям. (Пр.: бихевиоризм теория соц. обмена) Интерпретативисткая - модель, к-я представляет собой прямое постижение соц. реальности в ходе процесса поиска «правильного» языка толкования ее смысла и общего понимания ее значения. (пр.: этнометодология) (На всякий) Многопарадигмальный подход к соц. исследованию –совмещение различ. парадигм и теорий, способов описания и объяснений одних и тех же соц. явлений для получения многоуровневого знания. 7. Один из видов позитивистской модели исследования известен как гипотетико-дедуктивная или дедуктивно-номологическая модель, построенная на исходных теоретических объяснительных моделях. Исследовательская суть позитивизма заключается в переходе от общего к частному. В основе этой модели лежит процесс нисхождения от теории к эмпирически проверяемым "базисным" предложениям. Позитивистский подход состоит в использовании исходных понятий,являющихся обобщением частных явлений.
Интерпретитивистский подход: целевая установка туманна, исследование начинается с созерцания, хотя в нем уже содержится научная ориентация, сформированная опытом и прежним знанием. В ходе исследования накапливаются смыслы и значения, проясняется целевая установка и подход к интерпретации. Как правило, используются качественные методы (наблюдение и глубинное интервью). Позволяет описать явление в «естественных» терминах, наполнить понятийный аппарат дальнейшего исследования «живым», выведенным из жизни смысловым, значимым содержанием, отражающим реальное восприятие исследуемого явления людьми.
Индуктивно-эмпирический подход: используется целевая установка и терминология интерпретативистского подхода; они уточняются в процессе эмпирического исследования. Не нужны жестко построенные теории с понятийной структурой, достаточно руководствоваться положениями на уровне общего понимания. Позволяет на основе статистических обобщений описать исследуемое явление посредством понятий и вывести закономерные утверждения о структуре свойств и их взаимосвязи. Неопозитивистский подход: конкретная целевая установка и логика. Строится понятийная модель, включающая обобщения из предшествующего уровня, затем эмпирическое исследование. Полученные данные интерпретируются, исходя из заданного теоретико-методологического подхода. Преимущественно используются количественные методы. Наполнение понятийного аппарата смысловым содержанием – описание явления посредством понятий и выведение закономерностей – формулировка гипотез, при их подтверждении – построение теорий. Интерпретативистский подход к исследованию используется на макроуровне, затем вписывается в индуктивно-эмпирическую модель исследования, которая на выходе служит основой для построения дедуктивно-номологической модели. В результате выходит познавательная конструкция многоуровневого социологического исследования сложных социальных объектов.
Неопозитивизм – Структурный функционализм Номинализм – Бихевиоризм, Теория Социального обмена Интерпретативизм – Этнометодология
15. Какие элементы входят в методологическую часть программы социологического исследования?
Обобщенная структура ВСЕЙ программы, на всякий случай, для общего понимания исследования, но к методологической части относится всё, кроме I.вводной части:
Проведение исследования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инфа из инета укороченная:
1. - формулировка и обоснование проблемы;
2. - указание цели исследования;
3. - определение объекта и предмета исследования;
|
|
4. - логический анализ основных понятий;
5. - формулировка гипотез
16. Опишите типологию социальных проблем и способы их выявления.
Социальная проблема – это несоответствие между действительным и желаемым состоянием социальных отношений как механизмов взаимосвязи и взаимодействия между социальными общностями, личностью в обществе, социальных действий и массового поведения, препятствующего развитию личности, социальных групп и общностей, обществу в целом.
Типология социальных проблем:
1) В зависимости от основы их возникновения:
А) Естественные – не зависят от сознания человека и порожденных противоречиях в рамках общества (время, уделяемое родителями детям в семье). Теоретическое основание – структурный функционализм.
Б) Искусственные – не существуют в отрыве от сознания человека (образ родителей в сознании подростков). Теоретическое основание – понимающая социология, феноменологический подход.
В) Искусственно – естественные (характер восприятия детьми поведения родителей). Теоретическая основа – многопарадигмальный подход.
2) В зависимости от сторон жизнедеятельности человека:
А) Проблемы содержания и удовлетворения потребностей (деформация структуры потребностей). Теоретическая основа – теория потребностей.
Б) Характер социальной деятельности и социального взаимодействия людей (предпочитаемые родителями виды действий по отношению к детям). Теоретическая основа – теория социального действия.
Критерии выделения социальных проблем:
1) Массовый характер проблемы (уровень безработицы)
2) Соответствие социальной норме, степень расхождения с социальным фоном как естественным средним отклонением (уровень преступности)
3) Степень влияния на жизнедеятельность общества, серьезность препятствий для развития общества или социальной группы (неравный доступ к образованию молодежи).
Выявить социальную проблему - значит определить то, что лежит в ее основе, ее создает, выявить причину существующего несоответствия между действительным и желаемым состоянием социальных отношений.
Выявление социальной проблемы – значит раскрыть социальное противоречие (наличие у индивидов, социальных групп, общества в целом, находящихся во внутреннем единстве и обусловливающих существование друг друга, недостаточного и неравного доступа к объектам и способам удовлетворения своих потребностей при существовании противоположных интересов), заключенное в рамках исследуемого явления.
Выявление социальной проблемы - установление несоответствия реального и желаемого состояния взаимодействия индивидов, групп и общества посредством анализа направленности их взаимообусловленных интересов.
17. Как связан выбор стратегии исследования в зависимости от поставленной проблемы?
Написана стратегия (теоретический подход) к каждому типу проблем из 16 вопроса, «А)» и т.д. соответствуют 16му вопросу, чтобы не загромождать:
1. От основы возникновения:
А) Естественные проблемы - Правомерно использовать социетальные теории, объясняющие жизнедеятельность общества как целостного явления, в частности теории, созданные в рамках структурно-функционального подхода.
Б) Искусственные - Целесообразно использовать феноменологические теории, объясняющие поведение человека с точки зрения особенностей состояния его сознания, такие как, например, теория символического интеракционизма.
В) Искусственно-естественные - Правомерно использовать многопарадигмальный подход, используя теории структурного функционализма и феноменологические теории.
2. От сторон жизнедеятельности:
А) Проблемы содержания и удовлетворения потребностей - Теоретическая основа – теория потребностей.
Б) Характер социальной деятельности и социального взаимодействия людей -Теоретическая основа – теория социального действия.
18. Как определяется эмпирический объект исследования? В чем особенности его выбора?
Эмпирический объект - это те конкретные индивиды, наблюдаемые в действительности и выступающие в виде массовых форм их существования – общностей, социальных групп, организаций, которые будут представлять явления на эмпирическом уровне.
Выбор эмпирического объекта обусловлен целью и задачами конкретного исследования.
Социологическое исследование предполагает эмпирическую оценку явлений, т.е. оценку на основе чувственного опыта. Поэтому для его проведения необходимо определить явления, существующие в социальной действительности, которые поддаются чувственному познанию, и которые будут представлять цель данного исследования на эмпирическом уровне. Эти явления будут выступать в качестве эмпирического объекта исследования.
19. В чем заключается обоснование выбора теоретических основ исследования? Какие выделяют виды теорий и критерии их выбора.
Теоретические основы социологического исследование – это название тех конкретных теорий, которые будут использоваться при теоретическом описании и объяснении состояния объекта и предмета исследования.
Теоретические основы исследования указываются во введении только в виде названия теорий, или их авторов, или источников, в которых данные теории изложены. Теор.осн.иссл. определяются в ходе анализа социальной природы проблемы и ее научной разработанности.
Выбор теор.осн.исследования:
Осуществляется исходя из понимания теории. Теория – это форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности в рамках единообразных процессов и явлений. В соответствии с таким пониманием теории теоретические основы исследования должны соответствовать природе исследуемых явлений – объекта и предмета исследования и давать необходимое представление об эх закономерностях и существенных связях. Данный подход служит отправной точкой при формулировке критериев выбора теоретических основ явления.
Критерии отбора теоретических основ исследования:
1. Соответствие теории природе исследуемого явления и типу проблемы – это то, насколько используемые в рамках данной теории понятия и закономерности отвечают внутренним особенностям исследуемого явления, способны необходимым образом описать и объяснить его существование. (теории Т. Парсонса и Р. Мертона).
2. Описательно-объяснительный охват теории - это количество сторон явлений, которые она может описать и объяснить, используя «свои» понятия и закономерности. Пример, «теория социального действия».
3. Объяснительная сила теории – это количество выдвинутых ею гипотез, нашедших эмпирическое подтверждение. Пример, «теория П. Бурдье».
4. Объяснительная глубина теории – это способность описывать и объяснять характер связи между различными явлениями и механизмы их возникновения. Пример, «теоретических подход V. NAVARRO».
5. Конкретность теории – это степень направленности понятийного аппарата теории на описание и объяснение непосредственно исследуемого явления. Есть общие («теория систем действия Т. Парсонса»), отраслевые («теории семьи») и специальные теории («теория малых групп»).
6. Эмпирическая разработанность теории.
7. Сопряжённость теории.
20. Чем теоретический объект отличается от эмпирического объекта в социологическом исследовании? Приведите примеры теоретического объекта и эмпирического объекта в социологическом исследовании.
Эмпирический объект социологического исследования – это те конкретные индивиды, наблюдаемые в действительности и выступающие в виде массовых форм их существования – общностей, социальных групп, организаций, которые будут представлять исследуемые явления на эмпирическом уровне.
Пример, «Качество жизнедеятельности индивидов».
Теоретический объект социологического исследования – это конкретная область социальной действительности, имеющая характер целостного явления и включённая в процесс познания.
Социальная проблема включает множество явлений, взаимодействие которых создает противоречие и порождает данную проблему.
В одном исследовании все их не охватить, поэтому надо выбрать то явление, которое будет изучаться в данном исследовании, это и будет теоретический объект.
Пример, «Обоснование качества жизни индивидов как теоретического объекта социологического исследования».
21. Что такое предмет исследования? Приведите пример предмета исследования.
Предмет социологического исследования – это существенные свойства теоретического объекта исследования, обуславливающие возникновение в его рамках социальной проблемы.
При обосновании предмета социологического исследования необходимо выбрать то свойство его объекта, которое в наибольшей степени определяет существование в его рамках социальной проблемы, или тот фактор, воздействие которого влияет на её возникновение.
П р и м е р. «Обоснование социального статуса индивида как предмета социологического исследования».
Понятие «социальный статус» обуславливает состояние важнейших составляющих качества жизни индивида: уровня доступности услуг учреждений культуры, образования, здравоохранения, качества питания и так далее. Поэтому это понятие может выступать в качестве предмета социологического исследования, оно конкретизирует эти качества, интересующие нас в исследовании.
Предмет – социальный статус;
Объект - качество жизни.
22. Какие типичные ошибки встречаются при формулировке цели социологического исследования?
Цель исследования – сформулированное в виде повелительного предложения конкретное содержание того знания, которое будет получено в результате исследования. Другими словами, это образ результата и его формулировка. Содержание цели определяется темой исследования через конкретизацию предмета как социальной проблемы.
Формулировка цели представляет собой содержательную конкретизацию его темы. Чтобы ее осуществить, надо следовать сл. критериям:
1. Содержание цели исследования представляет формулировку результата исследования в виде предполагаемого знания, а не процесса исследования.
2. Содержание цели исследования непосредственно определяется темой исследования: - через конкретизацию свойств предмета, влияющих на состояние объекта;
- конкретизация свойств объекта исследования, состояние которых зависит от состояния предмета исследования.
Для конкретизации содержания цели надо ответить на вопросы:
1. Какие свойства объекта, состояние которых зависит от состояния предмета, будут исследоваться?
2. Какие свойства предмета, состояние которых влияет на состояние объекта, будут исследоваться?
3. Какой вид отношения между свойствами предмета и объекта будет исследоваться?
Для раскрытия содержания цели нужно сузить тему исследования. Пример: Тема исследования: «Влияние общения родителей с детьми на подростковую преступность»
Объект: подростковая преступность
Цель: «Раскрыть характер влияния различных способов общения матери с детьми на склонность подростков к совершению преступления.
Формулировка цели меняется в зависимости от вида исследования, т.к. меняется вид отношений между объектом и предметом. При описательном исследовании содержание цели составляет название конкретных свойств объекта исследования. Содержание цели описательно – объяснительного исследования составляет название того, состояние каких свойств предмета влияет на состояние каких свойств объекта. При объяснительном исследовании содержание цели составляет название конкретных социальных и социально – психологических механизмов, обуславливающих влияние предмета исследования на свойства объекта..
Типичные ошибки: 1. Цель исследования совпадает с его темой, а не конкретизирует свойства предмета и объекта исследования. (Пример: цель – определить влияние соц.статуса человека на качество его жизни в современной России. Нет содержательных свойств предмета и объекта).
2. Цель формулируется в виде процесса, а не в виде результата. (Пример: изучить как проф.занятость влияет на физ.активность рабочих в современной России).
3. В содержании цели исследования присутствуют явления, не имеющие отношения к содержанию объекта и предмета, присутствующих в теме.
23. Что такое задачи социологического исследования? Как они формулируются? Для чего необходимо уметь их формулировать?
Задачи социологического исследования – сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на достижение частных результатов исследования, для получения которых используются теоретико – методологические, методические и аналитические средства, и достижение которых дает общий результат – цель исследования. Содержание задач составляет частное знание, которое должно быть получено по поводу отдельных свойств объекта и предмета исследования и характера их взаимосвязи. Тех свойств, которые обозначены в цели исследования. В задачах выражаются содержательно способы достижения цели исследования. Последовательно достигая частных результатов, мы приходим к общему.
Сформулировать задачи означает определить частное знание, которое должно быть получено по поводу отдельных свойств объекта и предмета исследования, характера их взаимосвязи, чтобы обеспечить достижение цели исследования.
Для постановки задач нужно сформулировать частные исследовательские вопросы, на к-ые должен быть получен ответ, необходимый для определения способов достижения цели.
24. Какие виды задач формулируются для проведения социологического исследования? Каково содержание и назначение различных видов задач?
Средства достижения цели исследования, использующиеся для получения содержательных результатов, соответствуют видам задач: теоретико – методологические, теоретико – методические, аналитические и содержательные.
4 группы задач исследования: 1. Теоретико – методологические - сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на обоснование теоретического подхода, выделение системы понятий и причинно – следственных связей, которые позволяют описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений. Представляют собой совокупность теорий, содержащихся в них понятий, сформулированных закономерностей, объясняющих исследуемое явление.
Теоретико – методологические задачи: 1) Обосновать теоретический подход, позволяющий описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений
2) в рамках данного подхода определить систему понятий, описывающих состояние и хар – р взаимосвязи исследуемых явлений
3) исходя из системы понятий определить причинно – следственные связи в рамках данных теорий, использование которых позволит объяснить характер взаимосвязи исследуемых явлений.
Теоретико – методологические задачи формулируются отдельно для объекта, предмета исследования и для отношения между ними.
2. Теоретико - методические – сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на обоснование показателей, методов, инструментов измерения и процедур их использования, позволяющих оценить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений.
Теоретико – методические задачи: 1) Обосновать систему показателей для оценки состояния и хар – ра взаимосвязи исследуемых явлений
2) обосновать методы измерения показателей для оценки состояния и хар – ра взаимосвязи исследуемых явлений
3) в рамках выбранных методов определить инструменты измерения, необходимые для оценки показателей состояния и хар – ра взаимосвязи исследуемых явлений
4) определить методы формирования выборочной совокупности, к-ые надо применить для обеспечения представительности результатов.
5) определить процедуры, к-ые нужно применить для использования данных инструментов измерения при получении первичных данных.
3. Аналитические задачи – сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на обоснование методов обработки и анализа, к-ые надо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния и хар-ра взаимосвязи исследуемых явлений.
Аналитические задачи: 1) Обосновать методы обработки и анализа, к-ые надо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния исследуемых явлений.
2) обосновать методы анализа первичных данных, к-ые надо использовать при оценке хар – ра взаимосвязи исследуемых явлений.
4. Содержательные задачи – сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на получение знания о состоянии свойств исследуемых явлений и хар – ре их взаимосвязи.
Содержательные задачи: 1) Оценить состояние исследуемых явлений в условиях данной проблемной ситуации.
2) оценить хар-р взаимосвязи между состояниями исследуемых явлений в условиях данной проблемной ситуации.
Содержательные задачи формулируются отдельно для объекта и предмета исследования.
25. Какие типичные ошибки встречаются при формулировке задач социологического исследования?
Совокупность задач исследования - это ряд частных результатов (подцелей), которые составляют главный результат- цель социологического исследования. Из этого можно сделать вывод об основных ошибках, допускаемых при формулировке задач исследования: в формулировках задач могут присутствовать явления, не имеющие отношения к содержанию объекта и предмета исследования, присутствующих в теме исследования.
Полное сращивание задач и цели - ошибка, т.к. задачи это средства для достижения цели.
Формулировка абстрактных исследовательских вопросов для постановки задач исследования – ошибка, т. к. необходимо формулировать частные исследовательские вопросы для определения способов достижения цели исследования.
26. Чем цель социологического исследования отличается от задач социологического исследования? Приведите пример цели и задач социологического исследования.
Цель исследования – сформулированное в виде повелительного предложения конкретное содержание того знания, которое будет получено в результате исследования.
Задачи социологического исследования – сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на достижение частных результатов исследования, для получения которых используются теоретико – методологические, методические и аналитические средства, и достижение которых дает общий результат – цель исследования.
Под целью можно понимать желаемый результат (новое научное знание), который мы хотим получить в итоге. Он достигается посредством использования соответствующих средств, которыми являются задачи исследования. Решив задачи, мы придем к желаемому результату. Цель – общий результат исследования, а задачи – подцели, частные результаты. Их содержание составляет частное знание, к – ое должно быть получено по поводу отдельных свойств объекта и предмета и характера их взаимосвязи.
Пример:
Тема исследования: «Влияние соц.положения населения на качество его жизни в современной России»
Объект – качество жизни индивидов
Предмет – соц.статус индивидов
Цель – «Раскрыть направленность и силу влияния предписанного и приобретенного статусов индивидов на качество их жизнедеятельности с точки зрения совокупности соц. – экономических условий их жизни.
Задачи: 1. Теоретико – методологические – (для объекта) 1) обосновать теоретический подход, позволяющий описать состояние качества жизни индивидов
2) в рамках этого подхода выделить систему понятий, использование к-ых позволит объяснить состояние качества жизни индивидов
(для предмета) 3) обосновать теоретический подход, описывающий состояние соц.статуса индивидов с точки зрения воздействия на качество жизни
4) в рамках выбранного подхода выделить систему понятий, объясняющих состояние соц.статуса индивидов с точки зрения его воздействия на качество жизни
5) (для объекта и предмета) в рамках данного подхода выделить причинно – следственные связи, использование которых позволит объяснить хар-р воздействия соц.статуса индивидов на качество их жизни.
2. Теоретико – методические:
1) обосновать систему показателей для оценки состояния соц.статуса индивидов и качества их жизни
2) обосновать методы измерения показателей для оценки состояния соц. статуса индивидов и качества их жизни
3) в рамках выбранных методов определить инструменты, необходимые для измерения показателей оценки состояния и хар-ра взаимосвязи соц.статуса индивидов и качества их жизни
4) определить методы формирования выборочной совокупности, к-ые надо применить для обеспечения представительности данных о состоянии и хар-ре взаимосвязи соц.статуса индивидов и качества их жизни
5) определить процедуры, к-ые надо применить для использования данных инструментов измерения при получении первичных данных.
3. Аналитические задачи:
1) объяснить методы обработки и анализа, к-ые надо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния соц.статуса индивидов и качества их жизни
2) объяснить методы анализа первичных данных, к-ые надо использовать при оценке хар-ра взаимосвязи соц.статуса индивида и качества их жизни.
4. Содержательные задачи:
1) определить состояние параметров соц.статуса индивидов в условиях современной России
2) определить состояние параметров качества жизни индивидов в условиях современной России
27. В чем заключается обоснование выделенного предмета в социологическом исследовании?
Предмет социологического исследования – существенные свойства теоретического объекта исследования, обусловливающие возникновение в его рамках соц.проблемы.
При обосновании предмета необходимо выбрать то свойство его объекта, к-ое в наибольшей степени определяет существование в его рамках соц.проблемы, или тот фактор, воздействие которого влияет на ее возникновение. Именно состояние данного свойства или фактора объекта исследования будет в большей степени определять существование и возникновение соц.проблемы.
Обоснование предмета – выделение того свойства теоретического объекта социологич. исследования, к-ое в большей степени определяет существование в его рамках соц.проблемы, или того фактора воздействие к-ого влияет на ее возникновение.
Пример обоснования предмета социологич. исследования: Анализ проблем качества жизни показывает, что на его уровень в условиях современной России определяю
|
|