Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для чего нужна концептуальная модель предмета исследования? Перечислите этапы построения концептуальной модели предмета исследования.




1. Выбор исходных понятий для построения концептуальной модели социологического исследования.

2. Сущностное определение исходных понятий концептуальной модели социологического исследования.

3. Содержательное определение сущностного видового свойства.

4.Построение структуры концептуальной модели социологического исследования:

· Определение структуры свойств модели

· Выделение содержательных свойств исследуемых явлений для построения модели

№36 Для чего и как необходимо использовать теоретическую типологию из выбранной социологической теории при построении концептуальной модели предмета исследования?

Концепция социологического исследования предстает в виде система теоретических взглядов на способ понимания и объяснения исследуемых явлений и находит свое отражение в выборе конкретной теории. Однако выбор теории представляет собой только первый шаг в теоретическом конструировании социологического исследования. Теория как таковая выступает лишь средством описания и объяснения исследуемого явления. Необходимо её использовать применительно к особенностям исследуемой проблемы как инструмент теоретического конструирования данного исследования. Для этого посредством выбранной теории следует построить его конкретную модель, которая называется концептуальной моделью социологического исследования.

Концептуальная модель социологического исследования строиться на основе идеализированного объекта выбранной теории. Он представляет собой модель существенных связей конкретной области действительности. Концептуальная модель социологического исследования является производной от идеализированного объекта теории, и выводится из него в соответствии с целями и задачами данного исследования. То есть, понятие такой модели определяется относительно некоторой совокупности тех свойств, которые выражают качественную специфику объекта и предмета исследования.

 

№37 Что такое исследовательский вопрос в социологическом исследовании и уровни его конкретизации? Для чего необходимо формулировать исследовательский вопрос?

В результате проведенного анализа социальной проблемы, проблемной ситуации, определения социологической проблемы, объекта и предмета исследования, характера отношений между ними, который предполагается открыть в рамках данного исследования, формулируется тема исследования.

Формулировка темы исследования начинается с постановки исследовательского вопроса по отношению к изучаемому фрагменту действительности. По сути, исследовательский вопрос – это в неявном виде сформулированное на основе социологической проблемы общетеоретическое предположение о том, что между предметом и объектом исследования может существовать определенное отношение. Ответ на заданный вопрос необходимо дать в результате социологического исследования и вся его дальнейшая процедура подчиняется, прежде всего, поиску ответа на исследовательский вопрос.

Исследовательский вопрос - это вопросительное предложение, выражающее недостаток знаний о том, как и почему предмет исследования влияет на объект исследования и требующее для получения ответа проведение социологического исследования.

В зависимости от вида отношений между предметом и объектом, которые предполагается исследовать, форма вопроса может меняться.

№38 Что такое концептуальная модель предмета социологического исследования и её составляющие? Требования формальной логики к определению концептуальных понятий. Понятие операции дефиниции.

Концептуальная модель социологического исследования – это система взаимосвязанных понятий (понятийная сетка), характеризующих состояние теоретического предмета исследования с точки зрения анализа исследуемой проблемы.

Составляющие.

1. Исходная теоретическая основа – совокупность выведенных в теории понятий и утверждений с их доказательствами и логический аппарат.

2. Логический аппарат теории – правила логического вывода и доказательства.

Эти составляющие теории обусловливают построение концептуальной модели социологического исследования.

Основополагающей теоретической составляющей концептуальной модели социологического исследования является система понятий, выражающих качественную специфику объекта и предмета исследования. В системе понятий концепция социологического исследования как способ теоретического понимания исследуемой проблемы получает свое конкретное выражение.

Однако исходная основа выборной теории содержит множество различных понятий, так как теория объемлет своим объяснением большой класс явлений и их свойств. Не все понятия выборной теории необходимы для исследования конкретной проблемы, поэтому следует подобрать только те понятия, которые характеризуют состояние объекта и предмета исследования с точки зрения анализа исследуемой проблемы в соответствии с целями и задачами исследования. Выбор этих понятий и означает построение концептуальной модели исследования.

Таким образом, посредством выбора понятий в рамках используемой теории (теорий) концепция социологического исследования конкретизируется в виде понятийной структуры, составляющей его концептуальную модель. В ней выражается выбираемый способ описания объекта и предмета исследования.

 

Дефиниции - краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления.

 

Дефиниции – (с лат. определение); определение понятия, раскрытие понятия путем перечисления его признаков, т. е. путем указания на содержание понятия.

Требования к определению концептуальных понятий.

Чтобы конструирование определения концептуального понятия было правильным оно должно отвечать определенным требованиям.

Во-первых, определение концептуального понятия не должно строиться с использованием самого понятия, т.е. через него самого.

Во-вторых, определение концептуального понятия не должно строиться через родовое понятие, более высокого уровня, чем то общее понятие, в которое входит определяемое понятие.

В-третьих, определение концептуального понятия не должно строиться через неопределяемое родовое понятие т.е. через понятие, не имеющее ясного, строгого содержания, или через иносказания.

 

№39 Раскройте этапы построения концептуальной модели предмета социологического исследования и способы конструирования составляющих её понятий? Роль в этом процессе родовидовых отношений между понятиями.

Построение концептуальной модели социологического исследования - процесс отбора и определения тех понятий, которые необходимы для характеристики свойств объекта и предмета, подлежащих исследованию в соответствии с его целью и задачами.(определить родовые, видовые признаки). Выражают наибольший уровень обобщения исследуемого явления.

Простое концептуальное понятие определяет видовые признаки одного явления, выступающего в качестве объекта или предмета. Чтобы его определить, надо: 1) задать родовые признаки и 2) задать видовые признаки.

Сложное концепт понятие определяет видовые признаки нескольких явлений одновременно, выступающих в качестве объекта и предмета. Конструирование представляет собой соединение нескольких определений простых понятий в одно понятие.

При отсутствии социологической теории:

Использовать определения понятий, сформулированных в рамках несоциологических теорий.

Использовать определение значений слова, выступающего в качестве названия понятия, существующего в толковом словаре.

 

 

№ 40 Как формируются исходные понятия для построения концептуальной модели предмета социологического исследования и его сущностного определения?

Исходные понятия концептуальной модели социологического исследования – это те понятия, посредством которых происходит выделение исследуемых явлений – объекта и предмета – из класса однородных явлений социальной действительности.

Сущностное определение исходного понятия – это выделение такого (таких) видового свойства явления, обозначаемого этим понятием, без наличия которого данное явление не может существовать как особый вид явления и которое отделяет его от других явлений данного рода, им не обладающих.

Задача сущностного определения – обозначить социальную границу исследуемого явления, т.е. посредством выделения сущностного видового свойства отделить исследуемое явление от других явлений данного рода.

 

 

№ 41 Чем сущностное определение предмета исследования отличается от его содержательного определения? В чем их назначение?

Сущностное определение исходного понятия – это выделение такого (таких) видового свойства явления, обозначаемого этим понятием, без наличия которого данное явление не может существовать как особый вид явления и которое (свойство) отделяет его от других явлений данного рода, им не обладающих.

Задача сущностного определения – обозначить социальную границу исследуемого явления, т.е. посредством выделения сущностного видового свойства отделить исследуемое явление от других явлений данного рода.

Содержательное определение исходного понятия – это выделение таких частных проявлений сущностного видового свойства или подвидов исследуемого явления, которые связаны с данным свойством по признаку соответствия.

Раскрытие частных сущностных видовых свойств исследуемых явлений необходимо для того, чтобы 1)получить целостное представление о содержательных свойствах исследуемого явления; 2)уточнить те стороны исследуемых явлений, которые могут быть включены в данное исследование.

№42 Как формируется содержательное определение концептуальной модели социологического исследования?

Содержательное определение исходного понятия – это выделение таких частных проявлений сущностного видового свойства или подвидов исследуемого явления, которые связаны с данным свойством по признаку соответствия.

В результате построения структуры содержательных свойств исследуемых явлений, и анализа характера их взаимосвязи происходит выделение тех свойств, которые включаются в концептуальную модель исследования - параметров концептуальной модели социологического исследования.

Принципы для построения концептуальной модели социологического исследования:

1)допустимой сложности;

2)допустимой длительности;

3)допустимых финансовых затрат;

4)новизны исследования;

5)наименьшей взаимообусловленности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...