Свойства степени с рациональным показателем
Теорема 10. Пусть и – произвольные положительные действительные числа, и – произвольные рациональные числа. Тогда справедливы свойства:
Доказательство. Для доказательства свойства (14) запишем число в виде , где – натуральное число, , а а – целое число (положительное, отрицательное или нуль). Так как – положительное число, то, используя определение степени с рациональным показателем и свойства корня степени , получим, что т. е. при неравенство (14) верно. Используя свойства степени положительного числа с целым показателем, получаем, что при любом целом числе Неравенство (14) доказано в общем случае. Для доказательства равенства (15) представим числа и в виде и , где и – целые числа, а и – натуральные числа, ; . Используя определение степени с рациональным показателем, свойства арифметических корней и свойства степеней с целым показателем, получим: Свойство (15) доказано. Теперь на основании свойства (15) имеем откуда и следует равенство (16). Далее, в силу свойств (15) и (16) и тем самым свойство (17) доказано. Теперь докажем свойство (18). Пусть и – произвольные рациональные числа. Представим их в виде и , где и – целые числа, а и – натуральные числа, ; . Тогда, вновь используя определение степени с рациональным показателем, свойства арифметических корней и свойства степеней с целым показателем, получим: Свойство (18) доказано. Для доказательства свойства (19) представим рациональное число в виде , где – целое число, а – натуральное число, . Тогда, используя определение степени с рациональным показателем, свойства арифметических корней и свойства степеней с целым показателем, получим:
и равенство (19) доказано. Аналогично этому свойству доказывается и свойство (20). Теорема 10 доказана. Теорема 11. Пусть число , а – рациональное число. Тогда Доказательство. Представим рациональное число в виде , где – целое число, а – натуральное число, . Так как , то верно равенство В случае, когда , имеем и а в случае, когда , имеем , и Теорема 11 доказана. Теорема 12. Пусть , а рациональные числа и удовлетворяют неравенству Тогда
Доказательство. Используя свойства степени с рациональным показателем, представим разность следующим образом: Согласно свойству (14) (теорема 10) для любого рационального числа . Далее, так как , то по теореме 11 , поэтому . Следовательно, и . Теорема 12 доказана. Теорема 13. Если число находится в интервале , а рациональные числа и удовлетворяют неравенству то
Доказательство. Поскольку , то . Применяя к числу теорему 12, получаем: откуда
Так как и , то, умножая обе части неравенства (23) на приходим к искомому неравенству (22). Теорема 13 доказана.
Исторические сведения Как известно, греки знали квадратные корни задолго до новой эры. Способы извлечения корня степени также известны давно. Например, хорезмский математик Бируни (972 – 1048) в своей книге «Ключи к арифметике» описывает способ извлечения корня с любым натуральным показателем. Впрочем, способ этот громоздкий и неудобный. Начиная с XIII в. итальянские и другие европейские математики обозначали корень латинским словом Radix (корень) или сокращенно R. Так, Н. Шюке в XV в. писал вместо принятого теперь . Немецкие математики в рукописи 1480 г., написанной, как это было тогда принято, на латинском языке, обозначали корень квадратный знаком (), корень четвертой степени знаком ( ), корень кубический знаком ( ). В 1626 г. нидерландский математик А. Жирар ввел близкое к современному обозначение для квадратных, кубических и т. д. корней: ….
Выдающемуся итальянскому математику Д. Кардано (1501 – 1576) принадлежат формулы решения кубических уравнений, в которых используются кубические корни. Равенство (для ) применял в начале XV в. самаркандский ученый ал-Каши. Независимо от него нулевой показатель ввел и Н. Шюке. В XVI в. фламандский ученый С. Стевин (1548 – 1620) предложил понимать как степень числа с дробным показателем , т. е. . Систематически нулевые, отрицательные и дробные показатели стал применять И. Ньютон (1643 – 1727). Рациональная степень числа позволила определить показательную функцию , существенный вклад в изучение которой внес Л. Эйлер (1707 – 1783).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|