Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение в кросс-культурную психологию




Предисловие ко второму изданию

МЕСТО КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ НАУКИ ПСИХОЛОГИИ

После того как всего лишь несколько лет назад было опубликовано первое издание Culture and Psychology, значение знаний о культуре и ее многообразии более не дебатируется ни в одной из областей психологии. Теперь культура намного чаще трактуется исследователями как важная переменная, практикующие психологи, от психотерапевтов до специалистов, занимающихся консультированием крупных организаций, хорошо сознают ее влияние на человеческое поведение. Преподаватели еще шире освещают культуру в своих лекциях, Поскольку увеличивается как поток посвященной ей научной информации, так и многообразие мышления, мировоззрения и происхождения все более многонационального студенчества. Количество кросс-культурных курсов, предлагаемых психологическими факультетами, продолжает расти. Эта тенденция наблюдается сегодня по всему миру.

В прошлое десятилетие мы стали свидетелями настоящего взрыва новых исследований, которые включают в себя культуру. Многие из этих исследований продолжают оставаться кросс-культурными сравнениями разнообразных психологических феноменов, отмечая сходства и различия в человеческом поведении среди разных культур, Однако многие современные исследования выходят за рамки простого документирования различий. начиная поиск их причин. В целом литература по этим вопросам имеет огромное значение для усвоения новых знаний и идей, создания новых схем и развития нового образа мышления.

Действительно, психология — и профилирующая, и кросс-культурная — находится в состоянии эволюции методики, мышления и подходов. Идеи и знания становятся более гибкими и плюралистическими, стремясь охватить изменчивость психологических истин, которые варьируют во времени, пространстве и контексте. Методы и понятия все чаще заимствуются из других дисциплин, а исследования, включающие культуру, становятся более усложненными, комплексными и точными, чем в прошлом. Эти изменения обещают дальнейшую эволюцию знаний в психологии.

УЛУЧШЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ЭТО ИЗДАНИЕ

Увеличение объема, с тем чтобы обеспечить полный курс в едином тексте

Изменение, на которое читатель в первую очередь обратит внимание, состоит в том, что значительно увеличен объем освещаемого материала, в результате чего книга выросла практически в два раза. Это изменение отражает существенное расширение корпуса литературы во всех сферах психологии и значимость, которую приобрели данные работы.

Синтез информации о культуре и знаний, представленных в профилирующей литературе

Второе важное усовершенствование настоящего издания связано с углубленным синтезом информации из большого корпуса специальной литературы с профилирующими знаниями. Критически изучаемая, литература, которая представлена здесь, побуждает пересмотреть то, как мы понимаем психологию. Тем самым, вы обнаружите в этом издании новые способы рассмотрения, понимания, изучения и/осмысления психологии и человеческого поведения, которые отсутствовали в предыдущем издании.

Включение новых глав и полностью пересмотренная организация материала

Это издание также обогащено следующими изменениями:

• Новая структура книги — с пятью вводными главами, которые выстраивают базовые знания, касающиеся «оснований» культуры, двенадцатью главами, которые охватывают различные содержательные области психологии, и заключительной главой.

• Разделение общей главы по здоровью в первом издании на две главы — одну, посвященную психическому, а другую — физическому здоровью.

• Новая глава по межкультурной коммуникации.

• Новая глава по культуре и личности.

• Новые статистические данные, которые подкрепляют материал о культуре и психологии.

Улучшения в каждой главе

Кроме того, были произведены значительные улучшения отдельных глав. Вот некоторые из основных изменений по главам:

• Глава 1: Была полностью переписана с целью обсуждения кросс-культурной психологии с точки зрения философии науки, начиная с общей перспективы того, что представляет собой психология, роли исследования в психологии и того, как кросс-культурная психология поверяет недостатки знаний, основанных на эмпирических исследованиях.

• Глава 2: Теперь включает новые разделы, посвященные представлениям неспециалистов о культуре; факторам» которые влияют на культуру; связи между культурой, расой, этничностью, национальностью, недееспособностью, сексуальной ориентацией и популярной культуре. Она также включает исчерпывающий обзор определений культуры плюс методику оценки культуры.

• Глава 3: Включает расширенную теоретическую дискуссию о связи между культурой и представлением человека о самом себе, а также новые разделы, рассматривающие теоретические основы позиции Маркуса и Китаямы, альтернативные воззрения и мультикультурные идентичности.

• Глава 4: Дает расширенное обсуждение стереотипов и психологических установок, которые им способствуют. Она также включает новые разделы, посвященные кросс-культурным исследованиям, которые выявляют вклад психологических факторов в этноцентризм; содержанию стереотипов; новому материалу по роли аффекта; а также предубеждениям, дискриминации и «-измам».

• Глава 5: Была улучшена за счет включения нового материала по характеру исследований и истине в психологии, сфокусированного на понятиях валидности, надежности и повторяемости; на том, что значит быть потребителем исследования, и различных видах исследовательских парадигм, существующих в психологии; на понятии эквивалентности, плана и интерпретации полученных данных; на рекомендациях о том, как производить обзор кросс-культурных исследований.

• Глава 6: Включает новый материал, посвященный отношениям между культурой и биологией; узнаванию лиц; принятию решений; творчеству; сознанию; а также IQ, интеллекту, тестированию и вопросам категоризации.

• Глава 7: Была полностью реорганизована, чтобы познакомить читателей с множественными факторами, которые способствуют приобщению к культуре. Она также включает новый материал по привязанности; процессу приобщения к культуре; биологическим основам, установкам, языку и другим факторам, способствующим межнациональным различиям в математических способностях; и развитию культурной идентичности.

• Глава 8: Сейчас включает новый обзор исследований гендерных стереотипов; гендерных различий в других психологических конструктах; и влияния культуры на гендер.

• Глава 9: Теперь содержит новый материал по культуре и концепциям организма; психосоциальным детерминантам здоровья и болезни; ИК и здоровью; культурным несоответствиям и здоровью; расстройствам аппетита; самоубийствам; и культурно-сенситивным лечебным подходам. Она также дает читателям модель культурных влияний на физическое здоровье.

• Глава 10: Реорганизована в виде трех разделов, включающих определения, оценку и лечение. Она включает новый материал по подходам «этик» и «эмик» при определении патологии, соматизацти, культуро-ограниченным синдромам, психиатрическим диагнозам и клинической подготовке.

• Глава 11: Была улучшена за счет включения нового материала по эмоциональной экспрессии и восприятию, включая обсуждение текущих дебатов, касающихся универсальности эмоций, предпосылок эмоций, эмоциональной экспрессии и оценки эмоций.

• Глава 12: Включает новые данные по обсуждению культурного и языкового лексикона, прагматики языка, гипотезе Сепира—Уорфа, билингвизму и ложным представлениям о носителях нескольких языков.

• Глава 13: Включает расширенную дискуссию о природе невербального поведения. Кроме того. содержит новый материал о важности невербального поведения при коммуникации, другим ранее не освещавшимся невербальным моделям поведения и прикладным исследованиям.

• Глава 14: Превратилась в совершенно новую главу, касающуюся межкультурной коммуникации, охватывая определение и компоненты коммуникации, роль культуры в коммуникативном процессе, внутрикультурную и межкультурную коммуникацию и эффективную межкультурную коммуникацию.

• Глава 15: Также стала полностью новой главой, относящейся к культуре и личности, включая кросс-культурные исследования, пятифакторную модель личности и оценку личности.

• Глава 16: Была существенно увеличена и улучшена путем включения новых исследований по внутренним и внешним группам, привлекательности, любви и браку, атрибуции, агрессии и сотрудничеству.

• Глава 17: Реорганизует материал в виде двух обширных тем: организационная культура и работа. Включает новый материал по организационной культуре и климату, оценке организационной культуры, практическому применению знаний об организационной культуре, поведению на работе, принятию решений, ведению. переговоров и международному бизнесу.

• Глава 18: Существенно укрупнена за счет включения большого раздела, посвященного значению кросс-культурных вопросов для профилирующей психологии, разработке модели межкультурного роста и сенситивности и советам для тех, кто хочет заняться кросс-культурной психологией.

Результаты улучшений

Как вы можете видеть из вышеприведенных сведений, второе издание книги «Культура и психология» отражает широту, масштаб, глубину и понимание влияния культуры на человеческое поведение, а также тесные связи между культурой и психологией. Оно было написано с троякой целью: во-первых, преподнести знания и истины в психологии в новом свете, включающем в себя культуру и контекст; во-вторых, отразить эволюцию в мышлении, относящемуся к человеческому поведению в психологии; в-третьих, высветить значимость культуры и ее влияние на людей. Я надеюсь, что вы разделите мой энтузиазм, когда будете читать эту книгу, и проникнитесь ее идеями.

Выражение признательности

В течение ряда лет мне посчастливилось сотрудничать со многими учеными, которые помогли мне сформировать отношение к культуре и психологии. Их слишком много, чтобы упоминать здесь всех индивидуально, но каждому, с кем я работал и публиковался, я адресую коллективное обращение с высокой оценкой его усердия, доброты и дружелюбия, проявлявшихся на протяжении многих лет.

Я также Нахожусь в вечном долгу перед своими нынешними и прежними студентами, лаборантами и специалистами, которые принимали участие в лабораторных исследованиях культуры и эмоций на Психологическом факультете Калифорнийского университета в Сан-Франциско. В частности, я выражаю глубокую благодарность Кристи Кукен, Шарлотте Рацлафф, Ребекке Рей и Сасико Такеучи, которые помогали мне преподавать кросс-культурную психологию в Калифорнийском университете, отдав бессчетные часы усердной работе на этом курсе и шлифовке моих идей в области культуры и психологии. Я также благодарю Суниту Пол и ее рабочую команду, которые очень мне помогли в подготовке библиографических ссылок для этой книги.

Как и ранее, сотрудники редакции Wadsworth/Thomson Learning проделали со мной поразительную работу, в профессиональной и учтивой манере пройдя через все фазы этого переиздания. В частности, мой редактор Марианн Тэфлйнджер в течение многих лет верила в мою работу, и я крайне признателен ей за то доверие, уважение и дружбу, которые она мне предложила. Мне также хотелось бы распространить свою глубочайшую благодарность на тех, кто рецензировал второе издание; Али Бануазизи, профессора психологии культуры Бостонского колледжа; Сузан И. Датч из Государственного колледжа в Уэстфилде; Грейс Галлиано из Государственного университета в Кеннесо; Рона Жаке из колледж-Рикса; Билла Хилла из Государственного колледжа в Кеннесо; Кеннета Кита из университета Сан-Диего; Дженнифер Эйб-Ким из университета Лойолы в Мэримаунте; Ричарда Логана из Висконсинского университета в Грин-Бее; и Катрин Ван Гиффен из Калифорнийского университета в Лонг-Бич.

Мне удалось свести воедино такой большой материал и сделать его всесторонний обзор во многом благодаря любви и поддержке, которые я всегда получал от своей семьи. Благодарю тебя, Саяка, за то, что ты у нас прекрасная дочь; ты — источник огромной гордости и радости, которые наполняют нашу жизнь. И благодарю тебя, Мими, за то, что ты — самая лучшая жена, мать и помощник во всем мире.

Дэвид Мацумото (David Matsumoto)

Введение в кросс-культурную психологию

Все мы постоянно оказывается в гуще все более многообразного мира — во время учебы, на работе, дома, — и непонимание окружающих порой ведет к растерянности и раздражению. Идентификация себя с какой-то группой может порождать в вас чувство протекционизма к группе, к которой вы принадлежите. Многообразие — синоним «различия», и конфликты и непонимание часто возникают именно из-за этих различий.

Трудности, которые встают перед нами при отстаивании культурного многообразия и укреплении межкультурных отношений, заключают в себе и огромные возможности. Если мы можем справиться с этими трудностями и обратить их себе на пользу, значит мы способны реализовать потенциал, таящийся в многообразии и межкультурных отношениях, который приведет к чему-то много большему, чем сумма индивидуальных компонентов, составляющих эту многообразную вселенную.

Именно с этой надеждой была написана настоящая книга — разрешить проблему многообразия и постараться превратить ее в возможность развития. Сделать это нелегко. Для этого требуется, чтобы каждый из нас честно посмотрел на собственную культурную среду и наследие, их заслуги и недостатки. Любой вид честной оценки несет с собой страх, ригоризм и иногда упрямую гордыню. Однако без такой оценки мы не сумеем разрешить проблему многообразия и улучшить межкультурные отношения.

В педагогике эта оценка связана с фундаментальными вопросами о том, чему же сегодня следует учить. Спросить, как культурное многообразие окрашивает природу истин и принципов человеческого поведения, наблюдаемого в учебных аудиториях, значит поставить под вопрос основания существенной части наших знаний о мире и человеческом поведении. Время от времени нам необходимо потрясти эти основания, чтобы проверить, насколько они прочны. Это особенно справедливо в социальных науках, в частности в психологии — науке, специально занимающейся ' ментальными и поведенческими характеристиками людей.

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ни одна область знаний не оснащена лучше для решения проблемы культурного многообразия, чем психология. И действительно, психология решала и продолжает решать вопрос культуры в отрасли, называемой кросс-культурной психологией (cross-cultural pychology). Чтобы лучше понять, чем занимается кросс-культурная психология, важно сначала как следует уяснить, чем ведает психология в целом.

Задачи психологии

Я считаю, что психология занимается решением двух основных задач. Первая — построение корпуса знаний о людях. Психологи стремятся понять поведение, объяснить его причины и даже спрогнозировать будущее поведение. В достижении этой цели важны два аспекта психологии: проведение психологических исследований и создание теоретических моделей поведения. Исследования и теория идут в психологии рука об руку.

Вторая задача психологии включает в себя Практическое приложение этого корпуса знаний с целью вмешательства в жизнь людей в надежде сделать ее лучше. Преследуя эту цель, психологи выполняют разнообразные важные роли: в качестве терапевтов отдельных людей, семей и групп; советчиков в школах, университетах, церквах и других общественных организациях преподавателей в деловых и производственных организациях; в качестве консультантов полиции, юристов, в судах, спортивных организациях и командах; во множестве других прикладных профессий. Психологи трудятся на передовом рубеже общества, работая непосредственно с людьми, чтобы изменить их жизнь в лучшую сторону.

Основные задачи психологии — создание корпуса знаний о человеческом поведении и практическое приложение этого знания, чтобы сделать жизнь людей лучше.

Две цели психологии — создание корпуса знаний и приложение этого знания — не являются взаимоисключающими. Они находятся в тесной связи. Психологи работают не в вакууме; они берут то, что психология как наука коллективно узнала о человеческом поведении, и используют это знание в качестве базиса для своих практических действий и вмешательств. Это научение первоначально принимает форму академической подготовки терапевтов и консультантов, когда они получают ученые степени в университетах. Но оно продолжается и после того, как формальное обучение закончено, черезнепрерывные образовательные программы индивидуальное приобретение знаний: знакомство с литературой, посещение конференций, вступление в профессиональные организации и участие в их деятельности. Тем самым практические психологи погружены всю жизнь в процесс, который помогает им более эффективно поддерживать людей.

Аналогичным образом психологи, которые проводят исследования и создают теории, должны быть сведущи в практическом и прикладном значении своей работы. Большинство исследователей и теоретиков хорошо знают, что ценность психологической теории и исследования зависит от их практической пользы для общества. Теории часто проверяются на свою валидность не только в научных стенах, и их нередко приходится пересматривать из-за того, что происходит на улицах.

Ценность психологической теории и исследования зависит от их практической пользы для общества.

Таким образом, теория/исследование и приложение/вмешательство — это две задачи психологии. Хотя некоторые психологи предпочитают сосредоточиваться на одной или другой задаче, важно помнить, что психология как коллективное целое стремится выполнить обе. Эти две задачи и тесная связь между ними — важные аспекты психологии в целом. Кросс-культурная психология в силу своих задач имеет для профилирующей психологии особое значение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...