Для детей второй младшей группы
Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Задача воспитателя — создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха. Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режимов в помещении возрастной группы, систематического закаливания. Планируя каждый день, современный воспитатель задумывается не только о том, как научить детей чему-то нужному, полезному, но и о том, чтобы каждому ребенку было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда в детском саду его ожидали интересные события: сюрпризы, инсценировки с игрушками, волшебные превращения. Девиз программы «Детство» — «Чувствовать — Познавать — Творить» — отражается в содержании каждого дня пребывания в детском саду, открывая детям радость общения, познания, ощущения роста собственных возможностей и самостоятельности.
Основной образовательной единицей педагогического процесса является развивающая ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитателю необходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться интеграции, взаимосвязи образовательных областей. К примеру, развивающая проблемно-игровая ситуация «Что случилось с куклой Машей?» используется не только для освоения детьми опыта проявления сочувствия, помощи и представлений о здоровье - сберегающем поведении (образовательная область «Социализация», «Здоровье»), но и для решения других задач: ü обогащение представлений о предметах быта и их назначении: из какой чашки удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы для ухода за больной необходимо подобрать и прочее (образовательная область «Познание»); ü освоение приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки: отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; выбрать по желанию куклы только яблочки определенного размера и формы и т. п. (образовательная область «Познание», «Первые шаги в математику»); ü отражение эмоционального отношения к выздоравливающей кукле в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке «Делаем угощение для куклы Маши» (образовательные области «Музыка», «Изобразительная деятельность»); ü освоение представлений о домашних животных — ситуация «Кот Василий и котенок Пух пришли проведать нашу Машеньку» (образовательная область «Познание»); ü развитие детской речи, знакомство с новыми литературными произведениями и иллюстрациями: выздоравливающая кукла хочет услышать сказку или, оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или театрализованной игре (образовательные области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»).
При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в разном виде, лучше осмысливается и осваивается детьми. Эффективно использование сюжетно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей обогащения детского опыта, например «Наш детский сад», «Наши любимые игрушки», «Я и мои друзья», «Домашние животные», «Мама, папа и я — дружная семья», и интегрируют содержание, методы и приемы из разных разделов программы. Единая тема отражается в планируемых развивающих ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми. В осуществлении единой темы помогают игровые персонажи (медвежонок Топтышка, веселая обезьянка Чита), которые в течение недели становятся инициаторами и участниками интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров. В планировании учитывается также принцип сезонности. Младшим дошкольникам доступно понимание ярких сезонных изменений. Тема «Времена года» находит отражение как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей. В содержании планирования учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, Проводы зимы и т. п. Например, в декабре планируются развивающие ситуации, отражающие предновогоднее время, подготовку к празднику: ü ситуация «Поможем куклам Маше и Антону собраться на праздник» предусматривает выбор детьми нарядной одежды для кукол с учетом пола, а также развитие эмоциональных переживаний, связанных с праздником; ü ситуация «Мы зажигаем на елке огоньки» включает рисование на силуэте елки огоньков с помощью тампонов с краской, разговор о новогодних игрушках, стихи о елке; ü ситуация «Мы готовим праздничное угощение для кукол», предусматривает коллективную лепку, игру в добрые слова «Мы угощаем кукол»;
ü ситуация «Снеговики идут на праздник» включает коллективную аппликацию, группировку снеговиков по размеру, музыкальную игру «Веселые снежинки»; ü ситуация-инсценировка «Здравствуй, Дедушка Мороз» предусматривает диалог с Дедом Морозом, рассматривание подарков, группировку их по цвету и форме, хоровод с Дедом Морозом; ü ситуация «Какие мы нарядные сегодня» включает рассматривание нарядной одежды мальчиков и девочек, обмен подарками, игру «Приглашение к танцу». Помимо запланированных развивающих ситуаций воспитатель на прогулках вовлекает детей в образные игры-имитации «Кружатся снежинки», «Веселые зайчата радуются снегу»; в эмоциональные моменты типа «Здравствуй, зимушка-зима!» — любование красотой белого снега или катание кукол на саночках; в практические общие дела — «Сделаем в снегу дорожку для Дедушки Мороза». В игровом уголке создается обстановка праздника игрушек и кукольной семьи за праздничным столом, разворачивается сюжетная игра «Праздник елки». Так, в течение декабря в рамках новогодней темы на разном содержании интегрирование решаются разнообразные задачи развития и воспитания детей. Предметно-развивающая среда младшей группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Необходимо гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру своего влияния на самостоятельные детские игры, создает условия и настрой на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду. Строго соблюдается требование безопасности предметно-про- странственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям. Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|