Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентация детей в образовательной области




О чем узнают дети

Происходит обогащение представлений детей о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в до­школьном учреждении (сервировка стола, мытье посуды, процессы, обеспечивающие поддержание чистоты и порядка в групповой ком­нате и на участке детского сада, стирка белья, приготовление пищи и т.д.), а также о труде взрослых в ближайшем окружении (про­давец, шофер, парикмахер и другие). Формирование отчетливых представлений о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда. Дети осоз­нают, что цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужно взять для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению. Так, если повар делает винегрет, то для его приготовления нужны отварные овощи, которые нарезают ножом на доске для резки овощей; для приготовления другого блюда необходимы другие продукты. На ос­нове обобщения трудовых процессов и выделения их направлен­ности на результат (например, повар заботится, чтобы дети были вкусно накормлены) у детей формируется понятие «профессия».

Взрослый поощряет познавательный интерес детей к профессио­нальной деятельности их родителей (кем работают близкие, чем заня­ты на работе).

Расширяются представления малышей о предметном мире как ре­зультате трудовой деятельности взрослых. Происходит познание пред­метов ближайшего окружения, выделение их особенностей, строения. Обеспечивается переход от выделения в предметах ярко выраженных в них качеств и свойств (цвет, форма, размер) к пониманию связей и отношений, сущностных характеристик, лежащих в основе первых ро­довых понятий («игрушки», «обувь», «одежда», «посуда», «инструмен­ты» и т. п.).

Воспитатель развивает представления детей о многообразии пред­метного мира материалов (бумага, картон, стекло, металл, резина, кожа, ткань, пластмасса), знакомит детей с их отличительными при­знаками (бумага размокает, рвется, горит, стекло бьется). Побуждает детей делать выводы на основе экспериментирования («Этот мате­риал прочный, а этот — ломкий»). Учит выделять качества и свой­ства, присущие предметам и материалам (разнообразие цветов и от­тенков, запахов, вкусовых качеств; мягкость/твердость, прозрач­ность/непрозрачность, гладкость/шероховатость, легкость/тяжесть и т.д.).

У малышей развивается интерес к предметам бытовой техники, которые широко используются дома и в детском саду: пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина. Происходит познание значимости их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчения труда человека (например, ово­щерезка быстро нарезает овощи ровными, красивыми кусочками; ее используют, когда нужно нарезать много овощей).

Расширяются детские представления о средствах связи (почта, те­лефон), общественном транспорте (автобус, троллейбус, маршрутное такси, поезд, самолет, пароход).

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Педагог активно способствует приобщению детей к самообслу­живанию в процессе режимных моментов в повседневной жиз­ни детского сада. Использует возникающие ситуации для со­вершенствования навыков самоконтроля, воспитания самостоя­тельности, способности быстро включаться в процесс, не отвлекаться, доводить дело до конца, быть доброжелательным, ока­зывать взаимопомощь товарищам, например помочь застегнуть сзади пуговицы на одежде, напомнить, что влажные вещи надо отнести в сушильный шкаф. Воспитывает у детей бережное отно­шение к вещам, предметам и оборудованию, которое используется в процессе самообслуживания: учит аккуратно вешать и складывать одежду, класть мыло в мыльницу, тщательно выключать воду после умывания.

За счет новых обязанностей, связанных с освоением процессов хозяйственно-бытового труда, расширяется объем самообслужива­ния.

Воспитатель последовательно проектирует образовательные си­туации, формирующие умение детей переносить представления и навыки в хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную деятельность, выполняя посильные трудовые процессы: сервировку стола, мытье посуды, баночек из-под краски, вытирание пыли, стирку кукольной одежды и мелких детских вещей.

Педагог использует игровые персонажи, позволяющие учить детей ставить цель, выбирать предметы и инструменты, организо­вывать себе рабочее место, выполнять трудовые действия в верной последовательности, осваивать специальные трудовые умения и спо­собы самоконтроля качества выполнения.

Взрослый формирует умения правильно и симметрично расстав­лять столовые приборы, наливать достаточное количество воды, намыливать, тереть губкой (тряпочкой), оттирая грязь, споласки­вать, выжимать, тереть ткань о ткань при стирке, развешивать вещи для просушки.

Взрослый эмоционально поддерживает проявления добросовест­ности, ответственности, активности и инициативности, стремление детей помочь взрослым, товарищам, включиться в трудовые дела, сопереживать трудовым успехам и неудачам ребенка. Радуется, дает почувствовать детям свою умелость.

 

 

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü У ребенка ярко выражен познавательный интерес к труду взрос­лых, к технике. Ребенок интересуется, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе, охотно отражает полу­ченные представления в сюжетно-ролевых играх. Различает раз­ные профессии по существенным признакам.

ü Способен использовать обследовательские действия для выделе­ния качеств и свойств предметов и материалов, самостоятельно составить описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан.

ü Поведение ребенка свидетельствует о бережном отношении к предметному миру как результату труда взрослых. Характерен осознанный способ безопасного поведения в быту.

ü Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий и до­стижения результата.

ü Стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно вклю­чается в совместный труд со взрослыми или сверстниками.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов

И родителей

ü Познавательный интерес к труду неустойчив, крайне редко от­ражает труд взрослых в сюжетно-ролевой игре.

ü Ребенок знает названия некоторых профессий, но связывает их только с конкретным человеком (Нина Петровна — повар, Зоя Ивановна — няня и т.д.).

ü Интерес к технике ярко не выражен, ребенок часто ошибается в назывании предметов близких видов, затрудняется в ответах на вопрос, из чего сделан предмет.

ü Существенные особенности предметов не вычленяет, делает ошибки при их группировке. Описательный рассказ о пред­мете и последовательности его изготовления составить не может.

ü Не всегда пользуется предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами; безопасный способ детского поведения в предметном мире требует разъяснений и указаний, постоянного контроля со стороны взрослого.

ü Ребенок не уверен в себе; стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, зависим от помощи взрослого.

ü В хозяйственно-бытовом труде требуется постоянная помощь взрослого советами и указаниями по подготовке к работе, а также прямая помощь в выполнении отдельных трудовых действий. У В поведении отмечаются случаи небрежного отношения к резуль­татам чужого труда; неохотно помогает взрослым.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...