Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети Живая природа. Новые представители животных и растений. Их сенсорные признаки: цвет, размер, части и органы, их пространственное расположение. Вариативность признаков у разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.). Вкусовые качества плодов огородных и садовых растений и т. п. Признаки и свойства растений, животных и человека как живых организмов (двигаются, питаются, дышат, растут) и их особенности (ест — что, чем, как; двигается — как, при помощи чего; дышит — чем; растет — как изменяется). Назначение основных органов и частей растений, животных, человека, хорошо знакомых детям (например, корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению; стебель проводит воду, пищу к другим частям растения и держит их; листьями растения дышат, улавливают свет; из цветка появляется плод, в котором зреют семена — детки этого растения). Важность сохранения всех органов и частей живого существа для его жизни и здоровья. Основные потребности знакомых детям растений и животных и собственные потребности: в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способы удовлетворения этих потребностей. Труд человека по созданию условий и уходу за живыми существами (кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фруктов, цветов и др.), отношение к ним; состояние (хорошее, плохое) растений и животных, детей. Неживая природа, жизнь растений и животных в среде обитания. Разнообразие явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман; снегопад, поземка, метель; ветерок, сильный ветер, ураган, шторм). Свойства и качества природных материалов (сыпучесть песка, вязкость глины, липкость мокрого снега, текучесть воды). Существование разных сред обитания — наземной (почва, земля), воздушной (воздух) и водной (вода).
Приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания, выраженное во внешнем строении, поведении (животных), способах существования (рыбы живут в воде: вытянутая обтекаемая форма тела и наличие плавников помогает им передвигаться в воде, чешуя защищает от внешних воздействий, цвет маскирует и помогает спасаться от врагов, при помощи жабр рыбка дышит). Домашние и дикие животные: дикие животные самостоятельно находят пищу, защищаются от врагов, выращивают потомство, строят жилище, домашним животным помогает в этом человек. Особенности сезонных явлений природы, приспособление растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом: осенью становится холодно, увядают растения, исчезают (прячутся, гибнут) насекомые, птицы, которые питаются насекомыми и не могут найти другого корма, улетают на юг, весной становится теплее, греет и ярко светит солнце, вырастают и зацветают растения, появляются насекомые, птицы прилетают, начинают вить гнезда и выводить птенцов, летом птенцы растут, учатся летать и вырастают во взрослых птиц, с приходом осени птицы опять улетают на юг. Рост животных и растений. Животные и их детеныши (кошка — котенок, лиса — лисенок, волчица — волчонок). Изменения во внешнем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе их роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность. Необходимость оберегать как молодое, так и взрослое живое существо. Последовательность процесса посадки и выращивания лука, крупных семян растений: цель, предмет труда, инструменты и материалы, трудовые действия в их последовательности, результат труда.
Места произрастания и обитания растений и животных. Обитатели леса, луга, водоема, парка, клумбы, аквариума: на лугу много света, нет высоких деревьев — растут травянистые растения, любящие свет, много невысоких цветущих растений, поэтому там живут разные насекомые и мелкие зверьки; над лугами летают птицы, которые питаются насекомыми. Человек. Дети, взрослые. Особенности внешнего вида, различия и сходство во внешности со сверстниками и родителями (цвет волос и глаз, рост, вес, длина волос, половая принадлежность). Органы чувств и их назначение: глаза, чтобы видеть, различать цвет, форму предмета, уши — слышать, нос — дышать, различать запахи, язык — различать вкус, помощь в произнесении звуков и т. д. Люди — живые, они питаются, передвигаются, дышат воздухом, чувствуют, им нужны пища, чистая вода и свежий воздух, тепло, свет. Особенности, присущие только человеку: люди общаются с другими людьми, думают, разговаривают, видят красоту природы, трудятся, заботятся о других людях, растениях, животных, условиях среды, проявляют доброту. Одежда и деятельность человека (взрослых и детей) в разные сезоны. Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Исследуем природный мир, экспериментируем. Воспитатель продолжает развивать умения детей различать объекты и явления природы по их признакам, способствовать выделению совокупности их сенсорных признаков — цвет, величину, характер поверхности, твердость- мягкость, запах. В процессе наблюдений помогает детям выбирать способ, который поможет рассказать больше и точнее о наблюдаемом (сравнить, выделить общие наиболее значимые признаки, зарисовать результаты наблюдений за ростом и развитием). Побуждает детей пользоваться всеми способами сенсорного анализа, вместе с воспитателем сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам, постепенно учиться самостоятельно выделять яркие признаки, отличия и основания для сравнения. Вместе со взрослым дети осуществляют опыты и поисковые действия, помогающие понять, например, связи между строением органа и его назначением (зачем растению корень); узнать, какие условия жизни нужны растениям и животным: располагать в разных местах по отношению к свету, потребность в определенных световых условиях. С помощью вопросов, обсуждения помогать детям лучше понимать связи между способом поведения живого существа и условиями среды обитания (Почему рыбка плавает? Почему воробей летает? Почему утенок плавает, а цыпленок нет?).
Вовлекая детей в познавательные, практические ситуации в центре экспериментирования, педагог помогает им выявлять свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней, обсуждать полученные результаты. Воспитатель использует наглядную модель для объединения объектов в группы по сенсорным признакам (цвет, форма, величина, характер поверхности, пространственное расположение, численность частей и т. п.). В процессе дидактических игр помогает детям объединять животных в группы по особенностям строения и повадок (рыбы, птицы, звери, насекомые). Использует игровые ситуации «Какой я?» («У кого такого же цвета глаза (такие же волосы)?», «Кто такого же роста, как я?», «На кого я похож?», «Сколько девочек и мальчиков?, «Попробуй и скажи так») для выделения детьми особенностей внешнего вида, строения человека, знакомства со своеобразием собственной внешности. В ходе познавательных ситуаций «Как человек познает мир» дети узнают назначение органов чувств человека (нос, глаза, руки, уши и т.д.). Взрослый беседует с детьми о потребностях человека, создает условия для выделения детьми общих биологических потребностей (в свете, тепле, воздухе, питании) и понимания ими потребностей, присущих только человеку. Исходя из детских интересов, побуждает дошкольников составлять описательный рассказ о растениях или животных, хорошо знакомых детям, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения. Заботимся о растениях и животных. Вместе со взрослыми дошкольники принимают участие в уходе за растениями и животными уголка природы, огорода, цветника (поливают, рыхлят почву, удаляют пыль с растений разными способами, сажают растения крупными и мелкими семенами, луковицами; помогают готовить корм и кормят животных, моют поилки, кормушки). Педагог создает условия для проявления детской самостоятельности. Предоставляет возможность без помощи взрослого выполнять освоенные детьми способы ухода (полить растение), по необходимости напоминает последовательность ухода, радуется достигнутым успехам, видит положительные результаты труда.
Любим природу, радуемся общению с ней. В процессе наблюдений, встреч с живыми существами, решения образовательных ситуаций разной направленности воспитатель поддерживает любознательность детей по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных, человека, их самочувствию. Развивает интерес воспитанников к труду человека по уходу за растениями и животными. Способствует накоплению детьми опыта самостоятельного, дружеского общения с живыми существами. В естественных условиях и специально организованных ситуациях поощряет проявления детьми сочувствия, сопереживания живому организму, которому плохо при нанесении ущерба его здоровью. Пребывая на природе вместе с детьми, наблюдая природные явления, взрослый обращает внимание дошкольников на то, что человек испытывает приятные чувства, радость, получает удовольствие. В играх и другой деятельности в природе напоминает детям о необходимости проявления доброжелательности и осторожности. Вовлекает в практическую деятельность, поддерживает желание детей вместе со взрослым оказать посильную помощь обитателям уголка природы, самостоятельно выполнить те или иные поручения. Способствует сдерживанию в поведении детей негативных поступков по отношению к животным, растениям и сверстникам. Взрослый собственным примером побуждает детей эстетически воспринимать природу, любоваться, восхищаться ее красотой, стремиться отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|