Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На сегодняшний день можно выделить 4 основных подхода к пониманию места земельного права в правовой системе




· Земельное право – подотрасль экологического права

· Земельное право – подотрасльприродоресурсного права

· Зе мельное право – это самостоятельная отрасль права.

· З емельное право – это комплексная отрасль права и они считают, что земельное право регулируется гражданским и административным законодательством.

 

Если говорить о соотношении конституционного и земельного, то конституционное определяет основные положения.

С административным правом. АП - определяет организацию исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, ЗП – определяет сторону деятельности органов управления в сфере земельных отношений

Гражданское право. Определяет право собственности и иные права на землю, институт гражданско-правовой ответственности

· По способу формирования законодательства. Гражданское – исключительное ведение РФ, а земельное – совместное.

· Отличаются и по целевой направленности. Гражданское право определяет прежде всего порядок товарооборота, а земельное – рациональное использование и охрану земель.

· Отличаются по функциям. В гражданском праве преобладает функция саморегулирования участников гражданского оборота, а в земельном праве эффективный земельный надзор и муниципальный контроль

· У этих отраслей разные принципы правового регулирования. В гражданском праве доминирует принцип свободы волеизъявления субъектов, а в земельном праве – принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений.

 

Экологическое право регулирует отношения, возникающие в связи с охраной экологических связей и природных объектов. Здесь предмет – это общественные отношения по охране окружающей среды. Земельное право регулирует экономические отношения, связанные с предоставлением, изъятием земли и отношения, связанные с экологизацией землепользования.

Аграрное право, его предмет – это земельные, имущественные, управленческие и трудовые отношения в сельском хозяйстве. Здесь тесное переплетение по землям сельхоз назначения.

 

Вопрос 5 Земельная реформа в современной России и её правовое обеспечение

В сфере земельных отношений все настойчивее возникала необходимость следующих преобразований:

• придание земле легальной денежной оценки, переход к арендным отношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче земли в долевую собственность

• легализация Других форм частной собственности на землю;

• расширение полномочий местных органов власти в части планирования использования земли и распоряжения ею;

• разграничение федеральных государственных земель и земель субъектов РФ, а также местного самоуправления;

• обеспечение реальной информированности общественности о положении дел в земельном хозяйстве страны и выработка процедуры ее участия в решении спорных вопросов относительно использования земли;

• усиление значения экологических критериев, ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий;

• повышение эффективности государственного земельного кадастра мониторинга и контроля за правильным использованием, ох раной и улучшением земель.

Мероприятия земельной реформы нашли отражение в специальных федеральных законах России. Первый Закон «О земельной реформе» был принят Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1990 года (в ред. 27 декабря).

Положения Закона «О земельной реформе» 1990 года были закреплены в Земельном кодексе РСФСР, принятом Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года. Более подробно, чем в Кодексе, вопросы реформирования земельных отношений на селе решались в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 года, Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ о порядке реорганизации колхозов и совхозов, приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий и в других нормативно-правовых актах этого периода земельной реформы.

С 1990 г. вышло множество Указов Президента Российской Федерации и правительственных правовых актов, направленных на конкретизацию законодательных предписаний о направлениях, порядке и правилах осуществления земельной реформы и перераспределения земель между собственниками и пользователями земельными участками. Особое место среди законодательных предписаний в реализации земельной реформы стали занимать нормы Гражданского кодекса РФ.

Они способствовали формированию земельного рынка и реализации сделок о перераспределении земельных участков между собственниками и землепользователями, гражданами и юридическими лицами. Разработана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г. «Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» 30 октября 2001 года опубликован и вступил в юридическую силу Земельный кодекс Российской Федерации.

Основные направления земельной реформы (их три):

· Перераспределение земель (от кого-то взять и кому-то отдать). Из колхозов и совхозов появляются крестьянско-фермерские хозяйства

· Изменение форм собственности на землю. Была исключительно государственная, появляется частная, и муниципальная.

· Введение и установление платы за землю. В СССР платы за использование не взимались.

 

Первый этап: Закон о земельной реформе от 23 сентября 1990 года и второй закона – «О крестьянско-фермерском хозяйстве» 1992 года. Конституция в этот период допускала сделки с земельными участками, но если бесплатно – то по истечение 10 лет, а если за плату – то по истечении 5 лет (конституция 1978 года).

От 22 апреля 1991 года Земельный Кодекс. Термина «частной собственности не было». Указ президента о неотложных мерах по проведении земельной реформы.

От 23 декабря 1992 года – Закон «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуально-жилищного строительства. С принятием этого закона в стране впервые стали совершаться сделки купли-продажи между определенными гражданами

Постановление правительства от 4 сентября 1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса». Регулировало, кто имел право претендовать на земельную долю в колхозе, и как ей можно распределиться.

Второй этап начинается с принятием указа президента от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Он дал импульс скорейшей реорганизации земель сельскохозяйственного назначения, был принят после расстрела парламента.

До 2001 года оставалась основная проблема - отсутствовало нормальное стройное земельное законодательство.

Третий этап – начинается с принятием ЗК 25 октября 2001 года, затем в июне был принят закон об обороте земель сельхоз назначения, в 2001 году был принят закон о государственном земельном кадастре, о разграничении государственной собственности на землю (ныне утратили силе) и в 2003 году новый закон о крестьянско-фермерском хозяйстве и личном подсобном хозяйстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...