Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современный торгово-политический механизм ряда стран (использование методов регулирования внешней торговли)

 

Страна Слож- ный тамо- женный тариф Квоти- рова- ние Лицен- зиро- вание Техни- ческие барьеры в торговле Фито- санитар- ные нормы Запрет ввоза и вывоза Антидемпин- говые и компенсаци- онные меры
США + + + + + + +
Япония + + + + + + +
Евросоюз + + + + + + +
Япония + + + + + + +
Канада + + + + + + +
Австралия + + + + + + +
Бразилия + + + + + + +
Индия + + + + + + +
КНР + + + + + + +


Знак + означает, что данная группа мер используется указанным государством.

Национальный комплекс средств, регулирующих внешнюю торговлю с зарубежными государствами, образует своеобразный "стыкующий механизм", с помощью которого национальная экономика сопрягается с экономикой других государств. Этот механизм гасит неблагоприятное влияние процессов, развивающихся в мировой экономике, поддерживает необходимое динамическое равновесие взаимных потоков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, пересекающих национальную границу, создает оптимальные условия для сбалансированного развития национальной экономики, проведения структурных преобразований и нормализации других процессов, развивающихся в экономике России.

В последние годы правительство России и законодательные учреждения проделали значительную работу по развитию и укреплению государственного регулирования внешнеторговой деятельности и защите внутреннего рынка России.
Вместе с тем, опыт регулирования внешнеторговой деятельности, накопленный в стране за последние два-три года, задачи хозяйственного развития России, ее участие в международной разделении труда и в мировой торговле, процесс присоединения к ВТО ставят задачи по дальнейшему совершенствованию всей системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в первую очередь, в направлении повышения ее эффективности, большего поворота отрешения чисто финансовых задач (увеличение доходной части госбюджета) к решению торгово-политических задач, к четко очерченной защите ключевых отраслей российской экономики.
Анализ сложившейся к настоящему времени законодательной основы внешней торговли, вопросы, обращенные к российской стороне странами-участниками ВТО, показывают ряд слабых мест внешнеторгового режима России и, следовательно, определяют пути его совершенствования.

Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что состояние экономики России в 1992-1999 годах, доля иностранных товаров в потреблении, конкурентоспособность ведущих отраслей промышленности вряд ли оправдывают ту поспешность, с которой центр тяжести был перенесен на экономические (тарифные) методы регулирования. Эффективность этих мер оказалась недостаточной и правительству России пришлось укреплять их путем создания сложного механизма, нацеленного на то, чтобы задержать отлив валюты из страны. Как показывает опыт стран Западной Европы в 50-е годы, Японии в начале 60-х годов, развивающихся стран – в 70-80-е годы, экономические методы регулирования в условиях падения производства, обесценивания денежной единицы и высокой инфляции должны разумно сочетаться с нетарифными инструментами. Кстати, это разрешено правилами ГАТТ/ВТО и должно быть учтено Россией при выработке условий присоединения к ВТО, при повышении эффективности внешне-торгового контроля.

В частности, целесообразно воспользоваться правами, которые дает закон о регулировании государством внешнеторговой деятельности, включая введение государственной монополии на ввоз и вывоз отдельных товаров.
Анализ сложившейся к середине 1999 года законодательной основы внешней торговли показывает, что действующие законы содержат много правовых норм непрямого действия. Эта особенность законодательной базы включила в ход механизм ведомственного нормотворчества, многие конкретные стороны таможенного, валютного, налогового регулирования внешней торговли определялись путем издания ведомственных инструкций, приказов и др. Количество всевозможных подзаконных актов давно уже перевалило за несколько сотен. В итоге сложилась громоздкая запутанная система. В свою очередь, реальная практика исполнения всего этого директивного материала (при невысокой квалификации исполнителей) стала осязаемым бюрократическим барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления, попросту – коррупцию. По моему мнению, весь это механизм уже близок к той критической массе, когда его действия могут выйти из-под контроля.

Понятны мотивы, которые диктовали подобный подход к внешнеторговому регулированию. Однако, настало время провести жесткую ревизию всего этого нормотворчества и создать несколько достаточно простых, емких и действенных правовых актов, прежде всего в таможенно-тарифной области, превратить их в законы прямого действия, учитывающие положения ГАТТ-1994 и ГАТС, и прямо обозначить в качестве одной из задач – защиту внутреннего рынка страны.

Еще одна группа проблем, ждущая своего решения, это создание в России системы эффективной защиты прав всех участников внешнеторговой деятельности в духе статьи VIII и Х ГАТТ и создание четко работающего механизма, доводящего до правительства интересы торгово-промышленных кругов, экспортеров, импортеров, потребителей, сигналы о необходимых изменениях ставок пошлин и товарной номенклатуры таможенного тарифа. Заблаговременный учет этих интересов позволит сделать таможенный тариф экономически обоснованным, сбалансированным и эффективным инструментом защиты экономических интересов России, ибо экономической безопасности страны должны быть в равной степени заинтересованы национальные торгово-промышленные круги, потребители, а не только органы государственной власти.
В таможенно-тарифном механизме своеобразным "белым пятном" осталась проблема размежевания компетенции законодательных и исполнительных органов власти в изменении ставок таможенных пошлин. Таможенные пошлины – это разновидность налогов, поэтому базисные ставки пошлин должна утверждать законодательная власть по представлению правительства, оставляя ему определенные возможности для изменения этих ставок в ходе переговоров с иностранными государствами или при реализации национальной экономической политики. Подобный механизм хорошо разработан в США и в ряде других государств. Этот опыт мог бы быть использован и в России.
В этом плане анализ действующего таможенного тарифа России, правил его применения, уровня таможенного обложения и его распределения по группам товаров показывает, что таможенно-тарифный механизм пока еще является в большей мере инструментом мобилизации доходов в госбюджет, чем инструментом внешнеторговой политики. Поэтому развитие и совершенствование таможенного тарифа должно идти в направлении усиления его торгово-политической составляющей.
В системе торгово-политического регулирования внешней торговли деятельность таможенных служб занимает центральное место. Правила Всемирной Торговой Организации прямо это подчеркивают. В статье XI ГАТТ – 1994 говорится, что страны – члены ВТО не должны использовать каких либо запретов или ограничений во внешней торговле, кроме таможенных пошлин, налогов и других сборов. Справедливости ради нельзя не отметить, что другие статьи ГАТТ – 1994 и Соглашения ВТО смягчают это положение, устанавливая правила использования квотирования, лицензирования и других мер. Но названное выше положение достаточно четко отдает приоритет таможенно-тарифному регулированию.                                                                                                      

За последнее десятилетие таможенные службы зарубежных государств накопили огромный позитивный опыт модернизации и развития таможенно-тарифного регулирования. Этот опыт сконцентрирован в национальных законах и практике их применения, в международных многосторонних договоренностях различного уровня, "архитектуре" таможенных тарифов, наконец, в организации и технике применения таможенных тарифов. На этом уровне организации, требований и практики современные таможенные службы добились значительного ускорения движения грузов через таможни, сократили издержки обращения во внешней торговле и, в конечном итоге, подняли конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров товаров и услуг. Многое из этого практического опыта может и должно войти в практику и законодательную базу российской таможенной службы.

5. Реакция Южного Федерального Округа на процесс присоединения России к ВТО (Волгоград).

В Волгоградской области в последнее время интерес к проблеме присоединения России к ВТО повысился. Этой теме был посвящен ряд круглых столов и семинаров. Кроме того, политически и социально активные руководители местных предприятий, общественных организаций и государственных учреждений определили свое видение проблемы. Однако результаты неутешительны. Большинство из опрошенных и выступивших на страницах местной прессы и различных мероприятиях пока не имеют четкого представления о том, что их ожидает.

Надо признать, что уровень информированности местных промышленников, предпринимателей и региональных властей по проблеме вступления России во Всемирную торговую организацию достаточно низок. В основном люди обладают отрывочными знаниями, полученными из центральных СМИ или (в последнее время) в ходе семинаров программы «Правовая культура». Причем слабо информированы все слои общества. Например, председатель комитета по экономической политике областной Думы Евгений Сорокин признался, что он «так и не понял, надо ли вступать России в ВТО или нет». Исполнительный директор НП «Совет товаропроизводителей Волгограда» Константин Лысцов высказал точку зрения большинства: «В настоящее время большинство промышленников, в том числе и волгоградских, не имеют четкого представления о грядущих переменах. Частичные выбросы информации не дают полной картины того, по каким правилам нам предстоит работать. Истинное положение вещей знает лишь узкий круг лиц».

Что касается селян, то здесь информированность нулевая. «В сельской местности, конечно, никто не знает, чем пахнет ВТО. Мы в районе засыпаны голландскими семенами, хотя сами имеем великолепную семенную станцию. Но импортные семена дешевле, выпуск нашей продукции нерентабелен… И как исправить ситуацию, никто не знает» (зам.главы администрации Среднеахтубинского района). Результаты совещания по предпринимательству в Южном федеральном округе, проходившего в марте в Ессентуках, показали, что даже наиболее образованные из опрошенных предпринимателей и фермеров в Волгоградской области, в том числе и имеющие перспективный бизнес, о ВТО практически ничего не знают. Те же, кто хоть «краем уха» слышал о проблеме, заявили, что им все равно, вступит Россия в ВТО или нет. Причина такого равнодушия легко объяснима: у них достаточно своих проблем, решать которые год от года становится все сложнее.

Изучение материалов местных печатных изданий показало, что проблема освещается достаточно скудно. Как правило, темой интересуются лишь деловые издания региона: газеты «Новые деловые вести», «Деловое Поволжье», «Коммерсант - Нижнее Поволжье», журнал «Деловые вести». Здесь время от времени встречаются публикации по итогам проведения круглых столов, единичные мнения по вопросу отдельных руководителей. Что же касается местных СМИ, то, если местное радио иногда и вспоминает о проблеме, на телевидении ее игнорируют полностью, так как приоритетными являются местные проблемы.

В целом отношение к проблеме вступления России в ВТО в ЮФО можно охарактеризовать как настороженное. Многие приводят аргументы и «за», и «против». И все же существует категория руководителей, которые положительно воспринимают эту идею. Большинство из них надеются на то, что вступление в ВТО поможет России более динамично развиваться, выпускать конкурентоспособную продукцию, получать иностранные инвестиции, расширять рынок продукции, поставляемой на экспорт.

Валентин Киверин, заместитель директора Волгоградской торгово-промышленной палаты:

– Не все страны, которые вступили в ВТО, были по своему потенциалу выше России. Однако они увидели преимущества цивилизованного рынка. Вступление в ВТО дало бы России десятки миллионов долларов от внешней торговли. Я считаю, что упущенная выгода – достаточно веский аргумент в пользу того, что России пора подключаться к мировому экономическому сообществу. Это даст как стране в целом, так и нашему региону, стимул к развитию. Более того, отстраненность от ВТО не защищает отечественный рынок от импортной продукции. И без того наши прилавки завалены импортными товарами, причем не самого лучшего качества. … И трудности будут связаны далеко не с членством в ВТО, а с нежеланием отечественных производителей задуматься над качеством своей продукции.

Административные органы, как правило, комментируют ситуацию крайне осторожно, если комментируют вообще. Многие руководители предпочитают обходить вопрос стороной. Видимо, связана такая позиция с тем, что они просто не владеют ситуацией. И знания по вопросу вступления России в ВТО получают из тех же источников, что и простые граждане, то есть СМИ.

Основные аргументы отрицательного отношения к вопросу: инвестиции в страну станут нецелесообразными, отечественные товары не смогут выдержать конкуренции, предприятия станут разоряться, государство не будет отстаивать интересы промышленности и предпринимательства, и главное – вырастут до уровня мировых цены как на товары народного потребления, так и на услуги естественных монополий, что неизменно приведет к обнищанию граждан из-за несоизмеримости российского баланса цен и зарплат с западным.

Пессимисты строят свои неутешительные прогнозы дальнейшего развития ситуации. Вот самые яркие из них. Страна окажется в кабале, члены ВТО будут выделять России кредиты на закупку их же продукции, а мы – отправлять им газ и нефть для того, чтобы получить средства и расплатиться по тем же кредитам. Россию ожидают события похлеще дефолта 1998 года. Россияне будут вынуждены платить доллар за пучок петрушки, потому что так она стоит в странах – членах ВТО. Тарифы на электроэнергию вырастут в три раза по сравнению с сегодняшними. Целые отрасли промышленности отомрут, будучи неконкурентоспособными.

Ряд опасений относительно присоединения к Всемирной торговой организации обсуждался и в ходе круглых столов. Например, сфера услуг в провинции (исключая финансовые) и так достаточно открыта для западных компаний. Если бы они считали ее привлекательной, то давно бы уже вкладывали деньги, да и российское законодательство, по мнению волгоградских бизнесменов, в этой части вполне либерально.

По большому счету, в ЮФО понимают, что вступление России в ВТО неизбежно. Причем неизбежно настолько, что спорить сегодня по этому вопросу бесполезно.

Волгоград – город в большей степени промышленный. Как уже было сказано выше, некоторым отраслям промышленности вступление в ВТО пойдет только на пользу. Например, в регионе активно ведется добыча и переработка нефти и газа. Особенно широко развернула свою деятельность нефтяная компания «ЛУКойл». В значительной степени развита металлургическая промышленность (крупнейшие заводы – «Красный Октябрь», «Волгоградский алюминий»).

Это что касается сырья. Трубная промышленность (Волгоградский и Волжский трубные заводы) уже несколько лет занимает достойную нишу на мировом рынке. Благоприятные условия складываются также и для машиностроительной отрасли. Единственное опасение, которое высказывают руководители промпредприятий города, – это увеличение тарифов на электроэнергию, которое может наступить в связи со вступлением России в ВТО. Кстати, этот вопрос стоит очень остро уже сейчас, когда речь заходит о конкурентоспособности продукции.

Совершено по-другому обстоит ситуация в сельском хозяйстве: для крестьян перспектив практически нет. Очень большой процент банкротств наблюдается уже сегодня. О легкой промышленности также было сказано выше. По итогам четырех месяцев этого года здесь наблюдается резкий спад промышленного производства. Директора предприятий легкой промышленности крайне обеспокоены вопросом присоединения России к ВТО, потому как уже сегодня их продукция не может конкурировать с западной.

Естественно, большинство уже понимает, что вступления в ВТО не избежать. Но вопрос сегодня нужно ставить так: как сделать процесс присоединения к мировому экономическому пространству наиболее безболезненным? В основном все сходятся во мнении, что только государство может спасти экономику от обвала. То есть власть должна предельно внимательно продумать схему, с помощью которой должен произойти плавный переход. Тем не менее есть осознание того, что многие шаги местная власть может сделать и без участия федеральной.

Например, Валентин Киверин, замдиректора Волгоградской ТПП, предлагает решать вопросы и на региональном уровне: «Например, можно создать в Волгоградской области фонд поддержки предприятий на период вступления в ВТО. Тем более что для нашей страны он может растянуться на десятилетия. За это время мы должны адаптироваться к новым условиям мирового сообщества. В первую очередь необходимо провести техническое перевооружение на предприятиях области. Пусть на начальном этапе это будут два-три завода, которые впоследствии смогут достойно конкурировать на мировом рынке по конкретному продукту. Они спокойно займут свою нишу и будут приносить доход. Потом можно подтягивать остальных. Каждый регион должен наметить перспективные планы и решить, кого продвинуть в первую очередь и где взять деньги. Решит регион – решит вся Россия».

 

Заключение.

Приведение внешнеторгового и внешнеэкономического законодательства России в соответствие с нормами международной практики является важным элементом цивилизованного вхождения России в систему международного разделения труда. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

 Процесс вступления России в ВТО носит длительный характер и имеет некоторые трудности. Так, первоначально, страна столкнулась с проблемой приведения внешнеторгового и внешнеэкономического законодательства в соответствие нормами международной практике в отношении внешней торговли. Были определены основные направления изменений в законах в связи со вступлением РФ в ВТО, однако многое ещё предстоит сделать.

Переговоры необходимы для повышения правового сознания правительственных органов России. Так как до настоящего времени в руководящем управленческом звене страны отсутствует чёткое понимание задач, возможностей и ограничений, накладываемых членством в этой организации. Особенно настороженно подходят к вступлению в ВТО региональные руководители, опасающиеся роса внешней конкуренции своим производителям (как было показано на примере Южного Федерального Округа).

Чисто экономические потери из-за отсутствия полноправного членства России в системе ВТО объясняются дискриминацией той технологически сложной продукции, с которой Россия могла бы выйти на мировой рынок. От отсутствия такого доступа страна ежегодно теряет свыше одного миллиарда долларов.

Однако, в целом, исправление сложной экономико-политической обстановки связывается с расширением участия страны в международных торгово-экономических организациях и прежде всего во Всемирной торговой организации как центральном институте, осуществляющим международный контроль за деятельностью стран – участниц мирохозяйственных связей.

 

Список использованной литературы.

1. Акопова А.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. «Мировая экономика и международные экономические отношения» – Ростов-на-Дону, 2001.

2. «Мировая экономика» под ред. А.С. Булатова – М, 2000.

3. «Международные экономические отношения» под ред. Профессора В.Е. Рыбалкина – М, 2001.

4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.

5. Гаврилова Т.В. Международная экономика. Учеб. пособие. – М.: Издательство «Приор», 1999.

 

Ресурсы в Интернете.

1. www.crc.ru/txt/WTO/az1.html

2. www.wto.ru

3.  www.wto.org

4. www.rusmysl.ru/2002II/4415/441515yun27.html

5. www.aris.ru/VTO/VTO_BOOK

6. www.rg.ru/oficial/from_min/gd/334.htm

7. www.akdi.ru/../econom/iam/av7.htm

8. www.rol.ru/news/money/news/01/07/31_132.htm

9. home.novoch.ru/~azazel/texts/sbornikps/vto.html

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...