Основные направления увеличения финансово-экономических результатов деятельности предприятия
3.1 Характеристика деятельности предприятия ОАО "Энергосбыт" ОАО "Энергосбыт" - одна из ведущих дистрибьюторских компаний теплотехнического рынка России. В основе деятельности – комплексный подход к решению задач отопления и водоснабжения. Открытое акционерное общество "Энергосбыт" создано по решению Учредителей 02 августа 2008 г. в результате реформирования энергосистемы области в соответствии с соглашением № 175-07 «О реформировании ОАО «Энерго» от 01 декабря 2007 г. В 2011 г. Совет директоров ОАО "Энерго" принял решение о прекращении деятельности компании по сбыту электрической энергии и передаче данной функции ОАО "Энергосбыт". Реализация принятого Советом директоров ОАО "Энерго" решения соответствует законодательству Российской Федерации, которое предусматривает разделение деятельности по производству, распределению и реализации электроэнергии. Ранее аналогичные преобразования были проведены в большинстве компаний, входящих в состав ОАО "Холдинг МРСК". С 1 января 2012 г. ОАО "Энерго" передало права и обязанности по действующим договорам энергоснабжения ОАО "Энергосбыт", которому приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов от 29.11.2011 № 115-01э/11 (в редакции приказа Службы от 30.11.2011 № 116-15э/11) присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии. Приказом ФСТ России от 25.01.2012 № 16-э ОАО "Энергосбыт" включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности[30]. 3.2 Анализ финансово-экономических результатов деятельности предприятия ОАО "Энергосбыт"
Основной целью анализа финансовых результатов деятельности организации является [29]:
1. Определение отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период; 2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений; 3. Проведение факторного анализа прибыли и рентабельности. Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО "Энергосбыт". Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом (Ф1) и Отчетом о прибылях и убытках (Ф2) за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях Б, В). 1. Определение отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период: · абсолютное отклонение прибыли (∆П): ∆П = П1 – П0, где П1, П0 — значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.; · темп роста (снижения) (Т): Т = П1 / П0 x 100 %; · уровень каждого показателя (Уi) к выручке (В) от продажи товаров, продукции, работ, услуг: Уi = Пi / Вi x 100 %, где i = 0 — базисный период; i = 1 — отчетный период; изменение структуры (∆Y): ∆Y = Y1 – Y0, где Y1, Y0 — уровень соответственно отчетного и базисного периодов. Все расчеты представлены в табл. 1. Таблица 1- Анализ прибыли предприятия ОАО "Энергосбыт" за 2010–2011 гг. В тысячах рублях
Продолжение таблицы 1
Из таблицы 1 видим, что в 2011 г. чистая прибыль увеличилась на 28,8 % по сравнению с 2010 г., что составило 10 918 тыс. руб. Но вместе с тем, уровень прибыли по отношению к выручке уменьшился на 1,3 %. 2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений На основе данных табл. 1 можно делать следующие выводы: · увеличение показателя по стр. 1 говорит о том, что больший доход организация получает от основной деятельности; · уменьшение показателя по стр. 2 является положительной тенденцией, если относительное снижение затрат на производство реализованной продукции не повлияет на ее качество; · рост показателя по стр. 6 благоприятен. Данный показатель свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения; · рост показателей по стр. 12, 18 также указывает на положительные тенденции организации производства на данном предприятии. Разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения; · показатель по стр. 13 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль. Рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, в целом нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление.
3. Проведение факторного анализа прибыли и рентабельности Изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов: · объема реализации; · структуры реализации; · отпускных цен на реализованную продукцию; · цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; · уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ОАО "Энергосбыт" представлен в таблицах 2–4. Таблица 2 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции предприятия ОАО "Энергосбыт" В тысячах рублях
Продолжение таблицы 2 Таблица 3- Показатели деятельности ОАО "Энергосбыт" за 2011 г. в сопоставимых ценах В тысячах рублях
Таблица 4 - Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции В тысячах рублях
Продолжение таблицы 3
Опишем подробнее расчеты в Таблице 4. 1. Расчет общего изменения прибыли (ΔП) от реализации продукции: ΔП = П1 – П0. ΔП = 78 429 – 55 666 = 22 763 тыс. руб 2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Δ p 1): Δ p 1 = В1 – В' = q 1 x p 1 – q 1 x p 0, где В1 = q 1 x p 1 — выручка от реализации продукции в отчетном периоде; В' = q 1 x p 0 — выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах. Δ p 1 = 69 x 5013 – 69 x 4098,3 = 63 112 тыс. руб. Прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 22 % (p 1 / p 0 = 5013 / 4098,3 x 100 % = 122 %) привел к увеличению суммы прибыли от реализации продукции на 63 112 тыс. руб. 3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δ p 2): Δ p 2 = П0 x (S '/ S 0) – p 0, где S ' — полная себестоимость в отчетном периоде в сопоставимых ценах; S 0 — полная себестоимость базисного года. Δ p 2 = 55 666 x(218 769 / 190 234) – 55 666 = 8349,9 тыс. руб. 4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (Δ p 3): Δ p 3 = П0 x ((В' / В0) – (S ' / S 0)). Δ p 3 = 55 666 x (282 785 / 245 900 – 218 769 / 190 234) = 0. 5. Расчет влияния на прибыль изменений полной себестоимости (Δ p 4): Δ p 4 = S '– S 1, где S 1 — полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде. Δ p 4 = 218 769 – 267 468 = –48 698,9 тыс. руб. 6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Δ p 5): Δ p 5 = S 0 x (В' / В0) – S '. Δ p 5 = 190 234 x (282 785 / 245 900) – 218 769 = 0. После этого можно рассчитать совокупное влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации продукции и, следовательно, на прибыль отчетного периода по следующей формуле: Δ p = П1 – П0 = Δ p 1 + Δ p 2 + Δ p 3 + Δ p 4 + Δ p 5. Δ p = 63 112 + 8349,9 + 0 + (–48 698,9) + 0 = 22 763 тыс. руб. Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности. Будем использовать следующую факторную модель: R = П/В = (B - S)/B, где П — прибыль от реализации продукции; В — выручка от реализации продукции; S — полная себестоимость. Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:
Δ R В = (В1 – S 0) / В1 – (В0 – S 0) / В0. Следовательно, влияние фактора изменения себестоимости составит: Δ RS = (В1 – S 1) / В1 – (В1 – S 0) / В1. Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период: Δ R = Δ R В + Δ RS. Используя данные табл. 2, 3 и формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия ОАО "Энергосбыт". Таблица 5- Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж предприятия ОАО "Энергосбыт" В тысячах рублях
Таблица 6 - Факторный анализ рентабельности продаж
Из таблицы 6 видим, что рентабельность продаж отчетного периода увеличилась по сравнению с рентабельностью прошлого периода на 0,04 %. Данное увеличение произошло под влиянием повышения цен на выпускаемую продукцию (22,37 %). В процессе анализа рентабельности следует произвести оценку рентабельности всего капитала, собственных средств, перманентных средств. Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств предприятия, но и по ресурсам отдельных видов (в частности, основным средствам). Необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств содержит бухгалтерская отчетность. В отечественной аналитической практике чаще всего используется коэффициент рентабельности (основной) деятельности (Net Profit Margin, NPM), рассчитываемый как отношение прибыли от реализации (П) к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг (С), коммерческих (КР) и управленческих расходов (УР), то есть по формуле: R = П/ (С+КР+УР), то есть R = стр.2200(Ф2)/(стр.2120(Ф2)+стр.2210(Ф2)+стр.2220(Ф2)) В таблице 7 приведен систематизированный перечень коэффициентов рентабельности. Таблица 7- Показатели, характеризующие рентабельность
Грамотно проведенный анализ финансовых результатов предприятия позволит повысить обоснованность планирования и жесткости нормативов управления, дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, а также будет способствовать обеспечению эффективной и бесперебойной организации деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|