Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления увеличения финансово-экономических результатов деятельности предприятия




3.1 Характеристика деятельности предприятия ОАО "Энергосбыт"

ОАО "Энергосбыт" - одна из ведущих дистрибьюторских компаний теплотехнического рынка России. В основе деятельности – комплексный подход к решению задач отопления и водоснабжения.

Открытое акционерное общество "Энергосбыт" создано по решению Учредителей 02 августа 2008 г. в результате реформирования энергосистемы области в соответствии с соглашением № 175-07 «О реформировании ОАО «Энерго» от 01 декабря 2007 г.

В 2011 г. Совет директоров ОАО "Энерго" принял решение о прекращении деятельности компании по сбыту электрической энергии и передаче данной функции ОАО "Энергосбыт".

Реализация принятого Советом директоров ОАО "Энерго" решения соответствует законодательству Российской Федерации, которое предусматривает разделение деятельности по производству, распределению и реализации электроэнергии. Ранее аналогичные преобразования были проведены в большинстве компаний, входящих в состав ОАО "Холдинг МРСК".

С 1 января 2012 г. ОАО "Энерго" передало права и обязанности по действующим договорам энергоснабжения ОАО "Энергосбыт", которому приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов от 29.11.2011 № 115-01э/11 (в редакции приказа Службы от 30.11.2011 № 116-15э/11) присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии.

Приказом ФСТ России от 25.01.2012 № 16-э ОАО "Энергосбыт" включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности[30].

3.2 Анализ финансово-экономических результатов деятельности предприятия ОАО "Энергосбыт"

 

Основной целью анализа финансовых результатов деятельности организации является [29]:

1. Определение отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период;

2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;

3. Проведение факторного анализа прибыли и рентабельности.

Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО "Энергосбыт". Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом (Ф1) и Отчетом о прибылях и убытках (Ф2) за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях Б, В).

1. Определение отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период:

· абсолютное отклонение прибыли (∆П):

∆П = П1 – П0,

где П1, П0 — значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.;

· темп роста (снижения) (Т):

Т = П1 / П0 x 100 %;

· уровень каждого показателя (Уi) к выручке (В) от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

Уi = Пi / Вi x 100 %,

где i = 0 — базисный период;

i = 1 — отчетный период;

изменение структуры (∆Y):

∆Y = Y1 – Y0,

где Y1, Y0 — уровень соответственно отчетного и базисного периодов.

Все расчеты представлены в табл. 1.

Таблица 1- Анализ прибыли предприятия ОАО "Энергосбыт" за 2010–2011 гг.

В тысячах рублях

№ п/п Показатель Код строки 2010 г. 2011 г. Абсолютное отклонение (+/–) Темп роста (снижения), % Уровень к выручке в базисном периоде, % Уровень к выручке в отчетном периоде, % Отклонение уровня (+/–)
          6 = 5–4 7 = 5/4x 100     10 = 9–8
  Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и т.д.)   245 900 345 897 99 997 140,7 100,0 100,0
  Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг   190 234 178 345 –11 889 93,8 77,4 51,6 –25,8
  Валовая прибыль   55 666 167 552 111 886 301,0 22,6 48,4 25,8
  Коммерческие расходы                
  Управленческие расходы     89 123 89 123   25,8 25,8
  Прибыль (убыток) от продаж   55 666 78 429 22 763 140,9 22,6 22,7 0,1
  Доходы от участия в других организациях            
  Проценты к получению            
  Проценты к уплате            
  Прочие доходы         814,5 0,1 0,8 0,7
  Прочие расходы     16 100 10 600 292,7 2,2 4,7 2,5
  Прибыль (убыток) до налогообложения   50 503 65 074 14 571 128,9 20,5 18,8 –1,7
  Текущий налог на прибыль   12 625 16 268   128,9 5,1 4,7 –0,4

 

Продолжение таблицы 1

№ п/п Показатель Код строки 2010 г. 2011 г. Абсолютное отклонение (+/–) Темп роста (снижения), % Уровень к выручке в базисном периоде, % Уровень к выручке в отчетном периоде, % Отклонение уровня (+/–)
  В том числе постоянные налоговые обязательства         0,0 0,8 0,8
  Изменение отложенных налоговых обязательств         350,0 0,002 0,004 0,002
  Изменение налоговых активов              
  Прочее              
  Чистая прибыль   37 874 48 792 10 918 128,8 15,4 14,1 –1,3

 

Из таблицы 1 видим, что в 2011 г. чистая прибыль увеличилась на 28,8 % по сравнению с 2010 г., что составило 10 918 тыс. руб. Но вместе с тем, уровень прибыли по отношению к выручке уменьшился на 1,3 %.

2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений

На основе данных табл. 1 можно делать следующие выводы:

· увеличение показателя по стр. 1 говорит о том, что больший доход организация получает от основной деятельности;

· уменьшение показателя по стр. 2 является положительной тенденцией, если относительное снижение затрат на производство реализованной продукции не повлияет на ее качество;

· рост показателя по стр. 6 благоприятен. Данный показатель свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения;

· рост показателей по стр. 12, 18 также указывает на положительные тенденции организации производства на данном предприятии. Разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;

· показатель по стр. 13 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль. Рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, в целом нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление.

3. Проведение факторного анализа прибыли и рентабельности

Изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:

· объема реализации;

· структуры реализации;

· отпускных цен на реализованную продукцию;

· цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;

· уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ОАО "Энергосбыт" представлен в таблицах 2–4.

Таблица 2 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции предприятия ОАО "Энергосбыт"

В тысячах рублях

№ п/п   2011г. 2010г.
Показатель условное обозначение   условное обозначение  
  Количество проданной продукции (товаров), шт. q 1   q 0  
  Цена продукции, тыс. руб. p 1   p 0 4098,3
  Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В1 345 897 В0 245 900

 

№ п/п   2011г. 2010г.
  Показатель условное обозначение   условное обозначение  
  Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./шт. S ед. 1 3876,35 S ед. 0 3170,57
  Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб. П1 78 429 П0 55 666

Продолжение таблицы 2

Таблица 3- Показатели деятельности ОАО "Энергосбыт" за 2011 г. в сопоставимых ценах

В тысячах рублях

№ п/п Показатель 2010 г. 2011 г. в сопоставимых ценах 2011 г.
условное обозначение тыс. руб. условное обозначение формула расчета тыс. руб. условное обозначение тыс. руб.
  Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В0 245 900 В' q 1 x p 0 282 785 В1 345 897
  Полная себестоимость, тыс. руб. S 0 190 234 S ' q 1 x S ед. 0 218 769 S 1 267 468
  Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. П0 55 666 П'   64 015,9 П1 78 429

 

Таблица 4 - Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции

В тысячах рублях

Фактор Формула расчета Величина показателя, тыс. руб. Удельный вес, %
Изменение отпускных цен на продукцию 1 = В1 – В' 63 112,0 277,3
Изменение в объеме продукции p 2 = p 0 x (S ' / S 0) – p 0 8349,9 36,7

 

Продолжение таблицы 3

Фактор Формула расчета Величина показателя, тыс. руб. Удельный вес, %
Изменение в структуре продукции p 3 = p 0 x((В' / В0) – (S? / S 0)) 0,0000 0,0000
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции p 4 = S ' – S 1 –48 698,9 –213,9
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции pP 5 = S 0 x (В' / В0) – S? 0,0 0,0
Совокупное влияние факторов 22 763  

 

Опишем подробнее расчеты в Таблице 4.

1. Расчет общего изменения прибыли (ΔП) от реализации продукции:

ΔП = П1 – П0.

ΔП = 78 429 – 55 666 = 22 763 тыс. руб

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Δ p 1):

Δ p 1 = В1 – В' = q 1 x p 1q 1 x p 0,

где В1 = q 1 x p 1 — выручка от реализации продукции в отчетном периоде;

В' = q 1 x p 0 — выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах.

Δ p 1 = 69 x 5013 – 69 x 4098,3 = 63 112 тыс. руб.

Прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 22 % (p 1 / p 0 = 5013 / 4098,3 x 100 % = 122 %) привел к увеличению суммы прибыли от реализации продукции на 63 112 тыс. руб.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δ p 2):

Δ p 2 = П0 x (S '/ S 0) – p 0,

где S ' — полная себестоимость в отчетном периоде в сопоставимых ценах;

S 0 — полная себестоимость базисного года.

Δ p 2 = 55 666 x(218 769 / 190 234) – 55 666 = 8349,9 тыс. руб.

4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (Δ p 3):

Δ p 3 = П0 x ((В' / В0) – (S ' / S 0)).

Δ p 3 = 55 666 x (282 785 / 245 900 – 218 769 / 190 234) = 0.

5. Расчет влияния на прибыль изменений полной себестоимости (Δ p 4):

Δ p 4 = S '– S 1,

где S 1 — полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.

Δ p 4 = 218 769 – 267 468 = –48 698,9 тыс. руб.

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Δ p 5):

Δ p 5 = S 0 x (В' / В0) – S '.

Δ p 5 = 190 234 x (282 785 / 245 900) – 218 769 = 0.

После этого можно рассчитать совокупное влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации продукции и, следовательно, на прибыль отчетного периода по следующей формуле:

Δ p = П1 – П0 = Δ p 1 + Δ p 2 + Δ p 3 + Δ p 4 + Δ p 5.

Δ p = 63 112 + 8349,9 + 0 + (–48 698,9) + 0 = 22 763 тыс. руб.

Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.

Будем использовать следующую факторную модель:

R = П/В = (B - S)/B,

где П — прибыль от реализации продукции;

В — выручка от реализации продукции;

S — полная себестоимость.

Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

Δ R В = (В1S 0) / В1 – (В0S 0) / В0.

Следовательно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

Δ RS = (В1S 1) / В1 – (В1S 0) / В1.

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

Δ R = Δ R В + Δ RS.

Используя данные табл. 2, 3 и формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия ОАО "Энергосбыт".

Таблица 5- Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж предприятия ОАО "Энергосбыт"

В тысячах рублях

  Цена, тыс. руб. Количество проданной продукции (товаров), шт. Объем реализации, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб.
в базисном году в отчетном году в ценах базисного года в отчетном году базисного года фактическая в ценах базисного периода отчетного периода
Выпускаемая продукция P 0 p 1 q 0 q 1 В0 В' В1 S 0 S 2 S 1
4098,3       245 900 282 785 345 897 190 234 218 769 267 468

Таблица 6 - Факторный анализ рентабельности продаж

  Рентабельность продукции, % Изменение рентабельности, % Изменение рентабельности за счет факторов, %
базисный год отчетный год изменение цены изменение себестоимости
R 0 R 1 R В RS
Выпускаемая продукция 22,64 22,67 0,04 22,37 –22,33

Из таблицы 6 видим, что рентабельность продаж отчетного периода увеличилась по сравнению с рентабельностью прошлого периода на 0,04 %. Данное увеличение произошло под влиянием повышения цен на выпускаемую продукцию (22,37 %).

В процессе анализа рентабельности следует произвести оценку рентабельности всего капитала, собственных средств, перманентных средств. Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств предприятия, но и по ресурсам отдельных видов (в частности, основным средствам). Необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств содержит бухгалтерская отчетность.

В отечественной аналитической практике чаще всего используется коэффициент рентабельности (основной) деятельности (Net Profit Margin, NPM), рассчитываемый как отношение прибыли от реализации (П) к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг (С), коммерческих (КР) и управленческих расходов (УР), то есть по формуле:

R = П/ (С+КР+УР),

то есть R = стр.2200(Ф2)/(стр.2120(Ф2)+стр.2210(Ф2)+стр.2220(Ф2))

В таблице 7 приведен систематизированный перечень коэффициентов рентабельности.

Таблица 7- Показатели, характеризующие рентабельность

Показатель Способ расчета Данные Пояснения
2010 г. 2011 г.
Рентабельность продаж (маржа прибыли) (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 22,64 % 22,67 % Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции
Общая рентабельность отчетного периода (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 20,54 % 18,81 %
Рентабельность собственного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1300 Ф1) 32,02 % 34,04 % Показывает эффективность использования собственного капитала
Рентабельность активов (экономическая рентабельность) (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1600 Ф1) 30,10 % 31,50 % Показывает эффективность использования всего имущества организации
Фондорентабельность (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1100 Ф1) 409,69 % 413,80 % Показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов
Рентабельность основной деятельности (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2120 + 2210 + 2220 Ф2) 29,26 % 29,32 % Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат
Рентабельность перманентного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / стр. (1300 + 1400) Ф1 32,00 % 34,87 % Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок
Период окупаемости собственного капитала (стр. 1300 Ф1) / (стр. 2300 Ф2) 3,12 2,87 Показывает число лет, в течении которых полностью окупятся вложения в данную организацию

 

Грамотно проведенный анализ финансовых результатов предприятия позволит повысить обоснованность планирования и жесткости нормативов управления, дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, а также будет способствовать обеспечению эффективной и бесперебойной организации деятельности.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...