Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие жизни и организма.




Понятие жизни и организма. Жизнь - это вид (или способ) существования и взаимодействия материального и духовного, в которых осуществляется функционирование и воспроизводство первичных генетических (психологических) свойств объектов.

Жизнь биологическая. Жизнь биологическая - это особое состояние материи.

Понятие «жизнь» и юриспруденция. В юриспруденции - «жизнь»- это понятие, которое не относится к объектам правоотношений, но «право на жизнь» - имеет правоприменительное значение. «Право на жизнь – неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Каждый имеет право на жизнь (ст. 20, ч.2 Конституции РФ).

Организм – индивидуальная биологическая система. Организм – индивидуальная биологическая система, характеризуемая сложной внутренней структурой; обменом веществ; упорядоченностью взаимосвязанных биохимических реакций.

Свойства живого организма. К свойствам живых организмов относится: Способность преодолевать нарастание энтропии; Приспособление к существующим условиям окружающей среды; Взаимосвязанное выполнение жизненных функций всеми органами; Способность к сохранению и передаче наследственной информации.

Функциональные критерии Жизни. К функциональным критериям Жизни относятся: поведение (деятельность); рост (изменение внешних параметров); развитие (изменение внутренних параметров); размножение; метаболизм; гомеостаз.

Метаболизм и гомеостаз. Метаболизм – совокупность химических реакций в живых клетках, обеспечивающих организм веществами и энергией для его жизнедеятельности, роста, размножения. Гомеостаз – способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций на поддержание динамического равновесия.

3. Основные признаки живого. Классификация живых организмов. Основные признаки живого. Основными признаками живого являются: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие.

Питание. Питание - (физиологический акт) – поддержание жизни и здоровья человека с помощью пищи. Это процесс поглощения пищи в целях поддержания нормальной жизнедеятельности, в частности, для восполнения запаса энергии и реализации процессов роста и развития.

Дыхание. Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа, а также использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением энергии, необходимой для их жизнедеятельности (т.н. клеточное дыхание).

Выделение. Выделение – это освобождение организма от конечных продуктов обмена, чужеродных веществ, избытка воды, солей и органических соединений, поступающих с пищей или образовывающихся в ходе метаболизма.

Раздражимость. Раздражимость (не раздражительность) – способность живого организма реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств.

Подвижность. Подвижность – одно из первичных свойств нервной системы, состоящее в способности быстро реагировать на изменения во внешней среде.

Размножение. Размножение – присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Рост. Рост – постепенное прогрессивное увеличение размера отдельного организма или частей и эффективности или компетентности функции, например рост когнитивной способности.

Развитие. Развитие (эволюция, генезис) – это закономерный процесс поступательного развертывания взаимодействующих между собой систем, структур и функций, в рамках которого происходит становление индивида как биологического существа личностью.

Биологическая систематика живых организмов. Биологическая систематика – научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое приложение этих принципов к построению системы.

Принципы биологической систематики живых организмов.

1. Окружающее нас разнообразие живых организмов имеет определённую внутреннюю структуру,

2. Эта структура организована иерархически.

3. Иерархия означает, что разные таксоны последовательно подчинены друг другу,

4. Эта структура познаваема до конца и предполагает построение полной и всеобъемлющей системы органического мира («естественной системы»).

5. Данные принципы лежат в основе любой таксономической работы и называются аксиомами систематики.

Демонстрации:

Развитие биологии как науки.

Мир живой природы.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение биологии как естественной науки.

2. Докажите на примерах, что биология является наукой о жизни.

3. Раскройте систему биологических наук.

4. Назовите три базовых теории (концепции) современной биологии.

5. Раскройте отличительные признаки концепции классической биологии.

6. Раскройте отличительные признаки концепции эволюционной биологии.

7. Раскройте отличительные признаки концепции физико-химической биологии.

8. Назовите основные этапы развития биологии как науки.

9. Сформулируйте научный предмет современной биологии.

10. Раскройте понятия жизни и организма.

11. Раскройте понятие биологической жизни.

12. Раскройте понятие «жизнь» в юриспруденции.

13. Сформулируйте определение организма, как индивидуальной биологической системы.

14. Назовите основные свойства живого организма.

15. Назовите функциональные критерии жизни организма.

16. Сформулируйте определения метаболизму и гомеостазу.

17. Назовите основные признаки живого.

18. Назовите основные биологические характеристики питания и дыхания.

19. Назовите основные биологические характеристики выделения и раздражимости.

20. Назовите основные биологические характеристики подвижности и размножения.

21. Назовите основные биологические характеристики роста и развития.

22. Раскройте особенности биологического разнообразия живых организмов.

23. Назовите основные принципы классификации живых организмов.

24. Сформулируйте, в чем основные особенности биологической систематики живых организмов.

25. Сформулируйте признаки таксона, царства и биологического вида.

 

Литература:

1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 284-319.

 

Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого.

Учебные вопросы

1. Уровни организации живой природы.

2. Биосфера – глобальная экосистема Земли, источник жизни.

3. Эволюция живого. Движущие силы эволюции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...