Французская революция началась не из-за сыра с круассанами
Свободная Франция – это алкоголь и халяльная пища, это высокая мода и хиджабы. Но сейчас столкновение западных свободных ценностей и арабских запретов выливается в теракты и повседневные стычки. Елена Развозжаева, журналист и специалист по Франции, рассказала о том, что такое «свобода слова» в одной из самых либеральных стран, какие проблемы существуют у современной европейской культуры. -Почему именно Франция? Это был осознанный выбор страны с богатой культурой, историей и изысканной кухней? - Франция для меня всегда была важной страной. В советский период мои родители изучали именно французский язык, и когда мне исполнилось семь лет, они выбрали для меня школу с углубленным изучением французского языка. Мои первые впечатления и образ Франции были довольно идеализированы. Это как Земфира в своей песне «Австралия» пела «Я заранее прощаю, ты, напротив, ненавидишь». Так и я заранее любила все, что было связано с этой страной, ее историей и культурой: музеи, традиционные песни, литературу, важных личностей в истории, язык, Париж… С четвертого курса я поступила по конкурсу на отделение Французского Университетского Колледжа в Санкт-Петербурге, а по его окончанию через два года выиграла стипендию на обучение в Сорбонне в магистратуре. Так и началась моя сага о жизни во Франции. Так что можно сказать, что мой выбор страны был более, чем осознанный.
-Франция еще со времен Великой французской революции считается одной из самых либеральных стран. Недаром «liberté» стоит в национальном девизе на первом месте. Что значит жить в такой «свободной» стране? - Это как в анекдоте: «Встречаются русский и француз. Француз говорит: у нас страна свободы слова. Я могу в любой момент выйти на главную площадь и кричать: «Долой Франсуа Олланда! Долой Саркози!» И мне за это ничего не будет». На что русский отвечает: «Так и у нас можно выйти на главную площадь города и кричать: «Долой Франсуа Олланда! Долой Саркози!» И нам за это тоже ничего не будет». А если серьезно, страна с «серьезной социальной политикой» просто по определению не может быть либеральной…
Сегодня во Франции такие понятия, как «свобода слова» и «права человека» часто используются как пластыри, роль которых останавливать кровь, а не лечить болезнь. Это уже часть культуры, часть самоидентификации французов. «Свобода, равенство, братство» звучит так же, как в советские времена звучал, например, лозунг «Мир, труд, май». В конце концов, уже никто не знал, что значит «мир» и «труд», но лозунг ассоциировался с праздничным настроением и самоидентификацией советского человека. В свободной Франции не больше свободы, чем в любой другой европейской стране. Как говорится, моя свобода заканчивается там, где начинается свобода соседа. Так что свобода европейской страны заканчивается там, где начинает действовать, например, Европейский Союз или НАТО.
-Марш Республики выступал не столько в протест и осуждение самого теракта, сколько в защиту свободы слова. Тогда, атака бойцов ИГИЛ только подстегнула и Charlie Hebdo, и другие издания на повторную публикацию карикатур на пророка Мухаммеда, спровоцировала куда более сильную волну антиисламских материалов. Может быть, французскому правительству пора пересмотреть свое отношение к либеральным ценностям? Как показывает практика, конфликт между европейской свободой и арабскими заветами только усугубляется. - Французское правительство само находится в плену «свободы слова». На первом французском государственном канале в популярной развлекательной программе Николя Кантелу каждый вечер высмеивает французское правительство и французского президента, и Франсуа Олланд не может ничего с этим поделать. Как ничего не могли с этим поделать и предыдущие президенты Франции.
Республиканский Марш прикрывался «свободой слова», но в первую очередь, был маршем Солидарности французов с редакцией сатирической газеты «Charlie Hebdo». Люди пришли выступать не за свободу слова, а за «красное словцо», а ради «красного словца» француз «не пожалеет и отца». Не нужно забывать, что «Charlie Hebdo» каждую неделю выливает на своих читателей массу черной «сатиры и юмора», и что в своих шутках и карикатурах они высмеивают все и вся, а не только мусульман: и Папу Римского, и Путина, и Олланда, и Меркель, и Ле Пен, и папу, и маму… Но только мусульмане пошли стрелять в несчастных карикатуристов. Остальные никогда не считали эту газету настолько важной, чтобы идти сводить счеты с ее авторами. По-моему, главное, что хотели сказать французы своим Республиканским Маршем, - это то, что их просто так не запугать. А подвигло их на эту демонстрацию то, что речь шла о сатирической газете, а с юмором у французов особые отношения, основанные на безусловной любви и понимании. -Насколько стабильна ситуация во Франции сейчас? Буквально на днях был продлен режим чрезвычайного положения, а спецслужбы заявили о семнадцати предотвращенных терактах. У вас нет чувства, будто вы живете на вулкане, который проснулся несколько лет назад? - Во Франции положение не лучше и не хуже, чем в других крупных европейских странах. Введение чрезвычайного положения – абсолютно не рационально с точки зрения борьбы с терроризмом. С момента его введения, количество арестов в этой области выросло аж на 0,6 %! То есть, можно сказать, что ничего фактически не изменилось. Тем не менее, «чрезвычайное положение» позволяет политикам успокаивать французов, показывая, как они «мобилизованы в борьбе с терроризмом». Доходит до смешного: теперь хотят ввести специальные законы, согласно которым можно будет арестовывать за подозрение в терроризме. То есть, во-первых, можно будет арестовывать ни за что, во-вторых, закон не предусматривает тщательного расследования, предусмотренного, например, положениями о наказании «преступных намерений», то есть заранее обречен на неэффективность.
Наконец, теперь любой замученный жизнью молодой человек, совершивший преступление и назвав его «терактом», может быть уверен, что попадет под вспышки фотоаппаратов и видеокамер, то есть его жизнь наполнится «смыслом»… Кстати, получается, что чем больше преступников мы называем «террористами», тем больше мы придаем им значимости. Тогда как если бы мы их называли просто «малолетними преступниками» и «мелкими хулиганами», то, может, и террористов стало бы меньше.
-Сейчас многие считают основной проблемой Франции мигрантов, которые, живут в этой стране уже не первое десятилетие, но при этом абсолютно не знают языка, не понимают самых банальных вещей. У них идет полная антипатия к французской культуре. Как вы думаете, откуда и почему она берется и чем обусловлено такое нежелание быть «обществом» Франции? - Следует оговориться, что в современной Франции основная проблема – это не мигранты, а французы. Послевоенные мигранты, приехав во Францию, без проблем адаптировались в этой стране. Они считали, что чтобы выжить, они должны знать язык, культуру и историю Франции, как и социальные нормы поведения. Со временем они приобрели французское гражданство, и сегодня это французы. То есть первое поколение понимало, что за место под солнцем нужно бороться. А вот второе поколение французов «такого-то происхождения» столкнулось с тем, что им тоже нужно продолжать бороться за место под солнцем, но они этого уже не хотят. Ведь они уже французы, а значит, по крайней мере, согласно Французской Конституции, обладают всеми правами и привилегиями полноправных граждан. Мы хотим все на блюдечке с голубой каемочкой. Но в действительности, часто это выходцы из бедных семей, которые живут в спальных районах Подпарижья, и ничего хорошего их окружение им предложить не может. Ни работы, ни перспектив. К тому же, им уже не нужно стремиться к тому, чтобы стать «французами», потому что гражданство уже есть.
И правительство уже более тридцати лет не может ничего сделать, чтобы дать им новую мотивацию для того, чтобы те шли вверх по социальной лестнице, ведь во Франции, в целом, бедным очень сложно пробиться и стать частью «элиты общества». Приведу пример. По статистике в Высших Коммерческих Школах Франции, то есть в элитных учебных заведениях, в которые поступают по конкурсу и занятия далеко не бесплатные, 90 % учеников – это дети преподавателей и бывших выпускников Высших Коммерческих Школ или Инженерных Школ. То есть, на мой взгляд, речь идет не о нежелании интегрироваться в общество, а о неспособности общества и правительства заново интегрировать и продвигать по социальной лестнице бедных или обедневших французов. Здесь не конфликт цивилизаций, а социально-экономический конфликт, я бы даже сказала, классовый конфликт.
-Настоящее положение во Франции возможно охарактеризовать как столкновение двух фундаментализмов – либерального и исламского. Если отойти от политики, и задать вопрос вам не как журналистке или специалисту по Франции, а просто жительнице этой страны, насколько этот «конфликт цивилизаций» ощущается в повседневной жизни? - «Конфликт цивилизаций» чувствуется скорее в возрасте этих цивилизаций. Кажется, что «европейская цивилизация» продолжает стареть и в условиях тотальной политкорректности и относительности в оценке происходящего уже не может предложить молодежи сильных эмоций, авторитетов и фундаментальных ценностей. Во Франции, где из года в год сокращают школьную программу, молодые люди теряют ориентиры. Им повторяют, что все относительно, что нужно быть такими, как все. Даже президент и тот «нормальный». А в подростковом возрасте такая «толерантная европейская культура» не находит отзвука в сердцах молодежи. Когда люди молоды, они хотят ломать авторитеты, но чтобы их ломать, их надо иметь. Короче, чтобы быть хиппи, надо иметь яппи. А яппи как раз и нет. Что такое европейская культура? «Свобода слова» в стране, где все основные средства массовой информации скуплены крупными магнатами? «Тысячелетняя культура и история» в стране, где церкви пустуют, а образовательную программу по истории сокращают до «обществоведения» и проходят по верхушкам вместе с географией? «Кухня»? Ну да, только кухня и осталась… Но Французская Революция началась не из-за сыра с круассанами… А в это время, ислам диктует правила повседневной жизни, начиная с нескольких ежедневных молитв… Можно уже не задаваться вопросом о том, как жить дальше. Ислам – молодая религия, и не боится быть авторитетом и диктовать в авторитетной манере жизненные ценности… Вот с этим и приходится сталкиваться.
- В Ницце пару лет назад был введен запрет на ношение знаков религиозного отличия, а в канун нового года, город не сияет огнями – на улицах запрещено ставить рождественские елки. Но при этом в тринадцатом году Франция легализует однополые браки и разрешает таким парам усыновлять детей, что является куда более серьезным нарушением мусульманских традиций. Как вы думаете, почему цветные браки разрешены, а ставить елки на площади в Рождество – религиозное преступление? - Здесь идет смешение нескольких фактов. Во-первых, запрет на ношение знаков религиозного отличия действует только в школах, а в университетах считается, что студенты уже достаточно взрослые, чтобы самим выбирать себе религию. Это принцип светской республики. Каждая страна устанавливает свои нормы и правила поведения, и во Франции уже сто лет провозглашен принцип светскости. Сегодня проблема заключается в том, что хиджабы стало сложно заставить снять даже в школе… Во-вторых, в Ницце не запрещают рождественские елки, потому что речь идет о католическом рождестве. В этом году отменили все празднества в знак траура после событий 14 июля этого года, и чтобы избежать скопления народа на рождественском рынке, его перенесли с Английской набережной в другое место… Но сами рождественские елки никто и не думал отменять… В-третьих, проблема цветных браков никогда не рассматривалась во Франции по отношению к исламу. Однополые браки – это, на мой взгляд, логичное развитие зрелого и самодостаточного общества, склонного к вымиранию, каким его показывает знаменитый эксперимент на крысах «Вселенная-25».???????????????
-Мишель Уэльбек в своей книге «Покорность», которая произвела настоящий фурор во Франции, очень убедительно показывает то, как мусульманин становится президентом Пятой республики. На ваш взгляд, возможно ли это когда-нибудь в реальности? И какие должны быть настроения в обществе, чтобы это «пророчество» Уэльбека сбылось? -Да, теоретически это возможно. Как всегда существует возможность, что президентом во Франции станет женщина, например, Марин Ле Пен, или представитель цветного населения. Во Франции при этом будут судить его не по происхождению, а по тому, какие реформы человек будет предлагать. В конце концов, Саркози – выходец из венгерских евреев, а Вальс – испанских кровей… В реальности, думаю, что французы по сути очень консервативны, и если экономический кризис их не доведет до белого каления, они всегда найдут в себе силы пройти проголосовать против Национального Фронта или исламского фанатика.
12 ♥
Интервью №4 «Суицид немецкой культуры»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|