Малый бизнес как особая форма предпринимательства: сущность, критерии, роль и значение
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Предпринимательство является важнейшей составляющей современной экономики. В странах с рыночной экономикой оно получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. В государствах с развитой рыночной экономикой на малых и средних предприятиях занято более половины трудоспособного населения и производится более половины ВВП. Так в странах Европейского сообщества (ЕС), в США, в Японии, в Германии и других на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50%.[Малое предпринимательство, организация, управление, экономика уч. Пособие: под редакцией В.Я Горфинкеля. М.:ИНФРА-М, 2011. - 349с, с.9]. Мировая практика показывает, что даже при высоком уровне концентрации капитала у малых и средних предприятий есть своя ниша в общественном разделении труда. Это связано с гибкостью данной категории предприятий, их способностью к быстрой перестройке производственных процессов без больших капиталовложений. Результат проявляется в насыщении рынка товарами и услугами, более полном и эффективном использовании трудовых ресурсов и местного природно-ресурсного потенциала. Значительная часть мелких и средних предприятий сотрудничает с крупным бизнесом, дополняя его, тем самым помогая ему преодолеть технический консерватизм, и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Малый бизнес обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений. В пользу эффективности малых фирм говорит также тот факт, что на 1 доллар затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.
Как показывает мировая практика, наиболее динамичной и первой по массовости компонентой инновационной системы в развитых экономиках выступает малое и среднее предпринимательство. Предпринимательством охватываются практически все отрасли хозяйства и сферы экономики, оно реализуется как в ходе осуществления непосредственных производительных функций (производство продукта, услуг, информации, знаний), так и путем выполнения посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением продукта от непосредственного производителя к приобретателю). Для развития малого бизнеса не требуется значительных инвестиционных вложений, и в данный сектор экономики вовлекается незанятое население с целью получения дохода, прибыли. Положительным результатом является создание среднего класса, выступающего опорой стабильности развития общества. Именно предприятия малого и среднего бизнеса являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающими новые сегменты рынка, развивающими новые производства. Они повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства, способствуя тем самым формированию новых технологических укладов. В целом в экономической теории накоплен разнообразный и богатый опыт исследования проблем малого бизнеса. В тоже время остаются открытыми многие вопросы. В Республике Беларусь в настоящее время многие проблемы малого бизнеса носят скрытый характер. Поэтому предоставляется достаточно актуальным исследование сущности и направлений регулирования экономических отношений малого бизнеса для повышения их эффективности, создания благоприятных условий воспроизводства человеческого и финансового капитала страны.
Вопросами малого предпринимательства и их регулирования в республике в настоящее время занимаются многие авторы. Известный вклад в разработку данной проблематики внесли: Н.К. Мельников, Л.Ф. Заико, Б.Н. Науменко, М.И. Балашевич, А.Г. Певзнер, А.С. Серегин, М.Г. Лапуста, В.И. Оноприенко, а также Дж. Стэнворд, М.О. Гиль, Семенов и другие экономисты. Переход к рыночной системе хозяйствования - это переход к экономике предпринимательского типа. Создание благоприятных условий для развития бизнеса является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики Республики Беларусь. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития малого бизнеса, изучение опыта зарубежных стран имеет особое значение. Все это обуславливает актуальность выбранной темы. В работе предпринята попытка сущностного исследования экономических отношений в сфере малого бизнеса, что позволяет на качественной основе подойти к вопросам управления ими. Это подразумевает исследование экономических отношений в малом бизнесе с точки зрения их субъектов, объектов, их эволюции, структуры и сложности взаимоотношений, что создает методологическую базу для разработки концепции их регулирования, основанной на воздействии на отношения малого бизнеса. Наряду с сущностным анализом использован метод аналитического обзора литературы, а также диалектический анализ. Малый бизнес как особая форма предпринимательства: сущность, критерии, роль и значение
Малый бизнес зародился около 50 веков назад в восточной части Средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается, как созидательная сила экономики, находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. И что особенно важно, деятельность малого бизнеса инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Мы не можем заглянуть в будущее, но можем сказать, что уже сейчас малый бизнес стимулирует прогресс в экономике. Однако, маловероятно, что крах малых предприятий замедлится. Пример процветающих малых предприятий будет привлекать все большее число и неподготовленных, и подготовленных людей.
Малый бизнес не поддается простому определению. Обычно мы применяем этот термин к так называемым «семейным лавочкам», например соседним магазинам и ресторанам, а термин крупный бизнес - к таким гигантам, как например «Минский тракторный завод». Малый бизнес (предпринимательство) - это инициативная деятельность малых предпринимательских структур различных организационно-правовых форм и физических лиц в соответствии с установленными критериями, направленная на получение хозяйственного результата и на его основе прибыли, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный класс мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны и принадлежат к основной массе населения, одновременно являясь и непосредственными производителями, и потребителями широкого спектра товаров и услуг [16, с.80]. Сектор малых предприятий образует самую разветвленную сеть производителей, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объем производства в сфере малого и среднего предпринимательства в различных странах составляют от 33% до 66% национального продукта. Кроме того, сектор малых предприятий более динамично создает новые рабочие места. [16, с. 81-82].
Основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Так называемая малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики. Основными целями создания предприятий малого бизнеса, являются: 1) активизация структурных изменений в экономике; ) ликвидация дефицита, увеличение ассортимента продукции, насыщение рынка пользующимися спросом товарами; ) торможение формирования монополий; ) создание здоровой конкуренции; ) снижение уровня безработицы, трудоустройство работников; ) значительные налоговые отчисления в местные и государственные бюджеты; ) развитие сёл, небольших городов; ) возрождение художественных промыслов. Малые предприятия - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования и быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры; непосредственная взаимосвязь с потребителем; узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовывать свои идеи, проявить свои способности; способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков - все эти черты малых предприятий являются их достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, и в то же время недостатками, сдерживающими их развитие. Например, с одной стороны, быстрое реагирование малого предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспособляемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.).
Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и отдельные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обуславливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий. Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обуславливает меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке. Если государство заинтересовано в стабильном развитии малого бизнеса, то оно осуществляет поддержку малого предпринимательства. Главные направления государственной поддержки малого бизнеса: ) создание развитой инфраструктуры государственной поддержки; ) формирование льготных условий пользования государственными финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами; ) поощрение введения и использования в своей деятельности научно-технических разработок и новейших технологий; ) формирование упрощенного порядка регистрации субъектов малого бизнеса, содействие в решении вопросов, связанных с патентованием и лицензированием их деятельности, сертификацией их продукции, предоставление государственной статистической отчетности; ) развитие внешнеэкономических связей, поощрение работы с зарубежными партнерами; ) создание благоприятных условий и мотивации для подготовки и повышения квалификации кадров. Также к важным недостаткам в деятельности малого предпринимательства можно отнести «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности, в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики, причем в 90-х годах вывод части оборота «в тень» стал не только необходимым, но и обязательным условием выживания. Малые предприятия «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, сумма платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемых в отчетности, а также показатели, связанные с необходимостью преодоления налоговой системы. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта. Однако, самый большой недостаток малых фирм - их малая величина. Вступление в конкурентную борьбу с крупными фирмами для малого бизнеса подобно смерти. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то что же в этом случае необходимо сделать малым предприятиям? Имеют ли они тогда рыночные перспективы? Безусловно. За счет чего? Прежде всего за счет их главного преимущества - гибкости, т.е. способности оперативно перестраивать свою производственную программу. Существует четыре основных вида стратегии малых фирм. Их направленность - сведение до минимума остроты конкуренции с крупными фирмами и использование наилучшим образом их гибкости. ) Стратегия копирования («ложный гриб»). Какой-нибудь оригинальный продукт, произведенный крупным предприятием может стать объектом подделки, а копия, созданная малой фирмой, продается, как правило, по ценам ниже, чем оригинал. Малые фирмы действительно могут снижать цены, поскольку все расходы на научно-исследовательские разработки по данному продукту несут не они, а крупные фирмы, выпускающие оригинал. Впервые практика копирования была применена в фармацевтике, далее захватила электронику. ) Стратегия оптимального размера («Премудрый пескарь»). Девизом этой стратегии является «Не высовывайся!», эта стратегия находит свое применение в тех отраслях, где крупное производство неэффективно, оптимальным является малое предприятие (например, бензоколонки в стороне от оживленных автомагистралей, парикмахерские, небольшие кафе и т.д.) Прибыль здесь невелика по масштабам крупных фирм, высоки расходы на заработную плату. Возможности роста фирмы, придерживающейся этой стратегии, ограничены. ) Стратегия участия в продукте крупной фирмы («Жалящая пчела»). Многие крупные фирмы стремятся производить свое сложное изделие от начала и до конца самостоятельное. Но часто крупной фирме выгоднее отказаться от собственного неэффективного производства и закупать аналогичную продукцию у малой фирмы. Важно, что для малой фирмы отдельный мелкий элемент - это конечный продукт, а не промежуточный, как для мелкого подразделения крупной фирмы. Однако малая фирма, избравшая подобную стратегию, может оказаться в полной зависимости от крупной. Избежать данной ситуации можно с помощью тактики ограничения доли оборота, приходящегося на одного крупного клиента. Суть данной тактики в том, что мелкая фирма стремится поставить нескольким крупным компаниям товары таким образом, чтобы доля каждой из них в общем объеме продаж фирмы не превышала определенных объемов (например, не более 20%). ) Стратегия использования преимуществ крупной фирмы («Хамелеон»). Примером служит франчайзинг - это система договорных отношений между крупной и мелкой фирмой, согласно которой крупная фирма обязуется снабжать мелкую фирму собственными товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса, предоставляет краткосрочный кредит на льготных условиях, сдает в аренду свое оборудование, малая фирма обязуется иметь деловее контакты исключительно с данной крупной фирмой, вести бизнес «по правилам» этой крупной фирмы и перечислять определенную договором долю от суммы продаж в пользу крупной фирмы. Чаще франчайзинг используется в сфере розничной торговли, ресторанах быстрого обслуживания (например, «Макдональдс», «Кока-кола», «Адидас»). Как следует из самого определения, «малый бизнес»- это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, критериях, конституционирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: ) численность персонала; ) размер уставного капитала; ) величина активов; ) объем оборота (прибыли, дохода). А также среди качественных критериев, относящих предприятие к малому бизнесу, используются следующие: ) предприятие владеет небольшой долей рынка; ) управление предприятием осуществляет лично его владелец; 3) предприятие является независимым, т.е. не подчиняется крупной компании [15, с.12]. По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, Европейская комиссия рекомендует относить к малым предприятиям те, которые не превышают следующих показателей: ) количество занятых работников до 50 чел; ) годовой оборот менее 7 млн. евро; ) сумма баланса менее 5 млн. евро. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные. Малый бизнес выполняет следующие функции: Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность; Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться; В-третьих, малый бизнес способен создавать атмосферу конкуренции; В-четвертых, (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Кроме того, можно также отметить ряд особенностей, присущих малому бизнесу: 1) все работники включаются в единую небольшую команду, связанную единством целей; ) в деятельности одного работника сливаются функции управления и труда; ) активно применяется взаимозаменяемость; ) высокая заинтересованность работников в постоянном повышении квалификации и производительности своего труда; ) интенсивность использования ресурсов и времени очень велика; ) использование нововведений, прогрессивных методик очень велика. Успех малого бизнеса в области нововведений и прогрессивных методик можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Малые предприятия (МП) классифицируют в зависимости от отношений собственности: ) частное МП (учредитель - частное лицо или семья); ) коллективное МП (учредитель - коллектив собственников); ) государственное МП (учредитель - государственное предприятие или государственный орган); ) смешанное МП (учредители: государственное предприятие или государственный орган и частное лицо или семья); ) совместное МП (учредители: национальное предприятие, частное лицо или семья, зарубежное предприятие, лицо или семья); ) иностранное (учредитель: иностранное предприятие, частное лицо или семья). Но следует отметить,что малые предприятия классифицируются не только по принадлежности к той или иной отрасли, но и по своим возможностям и характеру деятельности. По своим возможностям малые предприятия можно условно разделить на два вида: ) не имеющие потенциала для роста (такие предприятия занимают свою небольшую нишу, например, охватывают небольшой по территории рынок или занимаются товарами, имеющими ограниченный спрос); ) быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал для роста деловой активности, но вначале создаются как малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий [2, с.7]. По характеру деятельности малые предприятия можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий [3, с.108-109]. Можно точно сказать, что имеется правовая основа для развития малого бизнеса. Организация малого предприятия проходит ряд этапов: ) предварительный маркетинг (поиск бизнес-идей); ) выбор бизнес-идеи под создание предприятия; ) основной маркетинг (целевое исследование рынка в рамках выбранной бизнес-идеи и определение параметров бизнес-проекта); ) выбор учредителей, организационно-правовой формы и формы собственности; ) разработка технико-экономического обоснования создания предприятия; ) разработка учредительских документов; ) регистрация; ) открытие расчетного счета в банке; ) разработка, согласование с районным управлением внутренних дел, изготовление печатей; ) получение лицензии (если требует выбранный вид деятельности); ) получение разрешающих документов в санитарно-эпидемиологической службе (если вид деятельности может нанести вред природе и людям). Вместе с тем начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов. Во-первых, экономическое положение в стране, и прежде всего дефицит госбюджета, не позволяет государству широко финансировать программу развития предприятий малого бизнеса. Во-вторых, нехватка оборудования в стране и значительный рост цен на новую технику не позволяют малому предприятию вести производственный процесс на высоком технологическом уровне. В-третьих, отсутствует инфраструктура рынка, и в первую очередь система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно для предприятий малого бизнеса по причине преимущественно инновационного характера их деятельности. В-четвертых, ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений. Ускоряет темпы создания и развития малых предприятий широкое использование лизинга, т. е. сдачи в аренду производственных помещений и оборудования. Для целей лизинга можно использовать как новое оборудование, так и бывшее в эксплуатации. Использование лизинга позволит предприятиям малого бизнеса уменьшить потребность в кредитах, а следовательно, выплаты процентов за пользование ими, снизить стоимость амортизации и таким образом снизить себестоимость продукции и увеличить прибыль от ее реализации. Таким образом, в данном разделе я постаралась отразить понятие, основные черты, сущность и тяжёлый процесс становления малого бизнеса, что очень актуально в настоящий период для развития как стран с переходной экономикой, так и стран с рыночной экономикой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|