Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление малого бизнеса в Республике Беларусь




малый бизнес предпринимательство экономика

Изучив опыт зарубежных стран, я хотела бы перейти к рассмотрению малого бизнеса в нашей республике, а также выделить наиболее значимые проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия Республики Беларусь на пути своего развития.

В период существования союзного государства в условиях командно-административной системы предприятия были лишь частью государственного аппарата управления и являлись его собственностью; и средства производства, и произведенный продукт принадлежали государству. Однако конец 80-х годов ознаменовался новым шагом в развитии социалистической экономики: появились предприятия, основанные на частной форме собственности.

Таким образом, становление малого бизнеса в рамках современной истории Беларуси можно условно разделить на два этапа:

первый этап (конец 80-х - середина 90-х годов) - быстрый рост количества предприятий малого бизнеса при отсутствии системной нормативно правовой базы и слабой инфраструктуре поддержки предпринимательства;

второй этап (после 1996 года и по настоящее время) - переход к более жесткому государственному регулированию экономических процессов и контролю предпринимательской деятельности. Этот этап характеризуется как меньшей динамикой роста количества частных предприятий, так и их меньшим вкладом в общее экономическое развитие страны [9, с.11].

Существует множество причин, по которым малый бизнес не может в наши дни развиваться достаточно быстро. Главной из них является то, что правительство, с одной стороны, предоставляет право создавать малые предприятия как самостоятельную форму хозяйствования, а с другой стороны, процедура вхождения в малый бизнес сложна и дорога. В Беларуси регистрация компании в среднем занимает 59 дней, в Украине 26. Процесс перерегистрации длится ещё дольше - свыше 2-х месяцев. Сумма регистрационных платежей в РБ составляет 223 USD, что в 10 раз больше, чем в Украине. Отсутствие исчерпывающего списка документов, необходимых для регистрации, позволяет чиновникам растягивать процедуру до бесконечности. Даже мелкие изменения в уставных документах равнозначны перерегистрации. В среднем внесение изменений в уставные документы длится 50 дней. Такой дорогой выход на рынок выгоден в первую очередь крупным государственным и частным предприятиям, которые давно работают на рынке и имеют свою неформальную инфраструктуру.

Законодательными актами Республики Беларусь установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

) в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

) в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;

) в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек;

) в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек [9, с. 12].

На состояние развития малого предпринимательства в 2010 году определенное воздействие оказало изменение условий деятельности субъектов малого предпринимательства, обусловленное также принятием в Беларуси ряда нормативно-правовых актов, направленных на развитие предпринимательства. Среди них особое место занимает принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 №148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства.

Законом определены следующие критерии субъектов малого предпринимательства:

) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

) микроорганизации - зарегистрированные в РБ коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 чел. включительно;

) малые организации - зарегистрированные в РБ коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел. включительно [17, с.1 ].

По данным государственной статистической отчетности, по состоянию на 1 января 2011 года в Беларуси насчитывалось 84 тыс. 164 организации малого бизнеса. Из них 74 тыс. 246 организаций осуществляли деятельность в 2011 году (88,2%). Микроорганизации составляли 86,1% всех организаций малого бизнеса. На долю малых организаций приходилось 13,9%.

На рисунке 3.1 мы наблюдаем тенденцию роста числа субъектов малого предпринимательства за период с 1января 2008 по 1 января 2011, где по состоянию на 1 января 2011 г. число субъектов малого и среднего предпринимательства юридических лиц всех форм собственности составило 86917 организаций (в том числе субъектов малого предпринимательства - 84164 организации (прирост 58,3 процента), среднего - 2753 организации.

 


Рисунок 3.1 - Число субъектов малого и среднего предпринимательства

Примечание - Источник: [17, с.8]

 

Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства обусловлен в том числе за счёт развития данной сферы в малых и средних городских поселениях в рамках реализации Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2011 годы, а также переходом на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования.

Судя по данным статистики, в 2012 году сохраняется положительная динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц. Так по информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 %, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - на 5,3 %. Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 %, за период с 1 мая 2011 г. - 6 %. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц. [17]

Множатся ряды индивидуальных предпринимателей (ИП). Наблюдавшаяся с мая 2011 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась поступательным ростом и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти на 3 %.

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 февраля 2011 г. составил 34,1%, в том числе от субъектов малого предпринимательства - юридических лиц - 23,2%, от субъектов среднего предпринимательства - 7,4%, от индивидуальных предпринимателей - 3,5%. Впрочем, роль малого бизнеса в экономике гораздо нагляднее характеризует его доля в основных экономических показателях.

Пока же вклад малого бизнеса в основные экономические показатели развития республики довольно скромные. Так, по данным Белстата, удельный вес малого бизнеса в ВВП страны составил в 2011 году 12,4% (в 2009 г. - 11,4%), в объеме производства продукции (работ, услуг) - 12,5% (12%), инвестиций в основной капитал - 27,2% (23,9%). Если в целом в республике выручка увеличилась в 2010 г. на 28,5% по сравнению с 2011 годом, а чистая прибыль - на 35,1%, то у субъектов малого предпринимательства - на 27,4% и 56,6% соответственно. Значит ли это, что малый бизнес, хоть и наращивает объемы медленнее, чем экономика в целом, но работает эффективнее? Скажем, если рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в республике в 2011 году составляла 10,1%, то у малых предприятий - 15,8%. С другой стороны, среди малых предприятий в 2010 г. было 21% убыточных организаций, тогда как в целом по республике - только 4,9%. Впрочем, нужно иметь в виду, что у малого бизнеса меньше стимулов скрывать свои убытки, чем у организаций, имеющих ведомственную подчиненность. Как видно из приведенных данных, вклад субъектов малого предпринимательства в экономику страны по удельному весу в таких макроэкономических показателях, как валовой внутренний продукт и объем производства продукции (работ, услуг), составляет более 12%.

По сравнению с 2010 г. количество организаций малого бизнеса увеличилось на 8,7%, однако средняя численность их работников выросла за год лишь на 1,5%, до 784 944 человек. Это немало: 16,9% занятого в экономике страны населения. Заметим, что штаты за год практически не менялись: в среднем по 5,4 человека на одну микроорганизацию (если учитывать только работающие фирмы) и по 38 на малую организацию. Таким образом, тезис о высокой способности малого бизнеса создавать новые рабочие места в Беларуси пока не слишком успешно подтверждается на практике.

В таблице 1 отражены доходы в малом бизнесе. Как видим, они невысокие. При этом если в 2011 году в стране номинальная начисленная среднемесячная зарплата выросла на 23,9%, то в малом бизнесе только на 22,2%.

 

Таблица 1. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по формам собственности (тысяч рублей)

 

Микро- и малые организации

  2009 2010 2011
Всего по Республике Беларусь 844,1 1 031,7 1 651,9
Государственная форма собственности 981,4 1 260,8 1 790,2
Частная форма собственности 809,0 984,0 1 576,7
Иностранная форма собственности 1 319,5 1 628,0 2 841,6

Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Особого внимания заслуживает роль малого бизнеса во внешнеэкономической деятельности. Известен тот факт, что стоимость приобретенного импортного сырья, материалов, покупных изделий, топлива для собственного потребления выросла в Беларуси в 2011 г. на 31,7%, в том числе приобретенного на территории республики более чем в 1,5 раза. А потому, если трудности с приобретением валюты наиболее болезненно отражаются именно на малом бизнесе, то цепная реакция их проблем очень быстро скажется на всех остальных сегментах отечественной экономики.

Это показывает финансовый кризис 2011года, который усугубил ситуацию не только для малого бизнеса, но и для экономики страны в целом. Из-за нехватки валюты частично была парализована работа импортёров. Отсутствие единых курсов иностранных валют вынуждало предприятия сферы торговли формировать цену товаров с учётом рисков девальвации. Но на долю внешнеэкономической деятельности, как показывает статистика, в 2011 году приходилось 38,9% экспорта и 30% импорта (в 2010 г. - 24,3% и 27,6% соответственно), и всего лишь 6,6% - отрицательного сальдо внешней торговли товарами. Это говорит о том, что улучшилось финансовое положение организаций малого бизнеса: увеличился объем полученной выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг), наметилась положительная динамика роста рентабельности продукции, работ, услуг и снижения доли убыточных предприятий, а также о том, что малые организации играют весьма значительную роль если не в производстве, то в сбыте белорусской продукции и социально-экономическое развитие в стране не ухудшилось.

Если кратко затронуть инвестиционный климат в поддержку малого предпринимательства за 2009-2011г, то инвестиции, вложенные в основной капитал малого бизнеса Беларуси, возросли с 10,4 трлн. белорусских рублей в 2009 году до 14,8 трлн. белорусских рублей в 2010 году, притом, что традиционно доступность кредитных ресурсов, не говоря уже о государственном финансировании, для малого бизнеса куда меньше, чем у более крупных предприятий. В 2011 году инвестиции в основной капитал малого бизнеса составили 27,2% всех освоенных в республике. В 2009 году этот показатель составлял 23,9%.

Что касается отраслевой структуры малого предпринимательства, то она по-прежнему неоднородна (таблица 2).

 


Таблица 2 - Количество организаций по видам экономической деятельности (на конец года)

Виды деятельности

Микро- и малые организации Единиц / в процентах к итогу

  2009 2010 2011
Сельское хозяйство 2 172 (3,2%) 2 230 (3,0%) 2 650 (3,4%)
Промышленность 10 687 (15,5%) 11 397 (15,3%) 12 031 (15,5%)
Строительство 5 772 (8,4%) 6 526 (8,8%) 7 216 (9,3%)
Торговля и общественное питание 30 083 (43,8%) 31 943 (43,0%) 32 191 (41,5%)
Транспорт и связь 6 705 (9,8%) 6 963 (9,4%) 7 152 (9,2%)

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в сфере торговли и общественного питании, высокие доли также в промышленности и строительстве. Преобладание числа малых предприятий, работающих в торговле и общественном питании, имеет своё логическое объяснение. Именно в этой сфере проще всего и с наименьшими затратами можно начать свой бизнес и, накопив капитал, переходить к производству.

Малый бизнес - важная промышленная составляющая страны. Около 35% всех произведенных малыми предприятиями промышленных товаров, приходится на продукцию машиностроения и металлообработки, одна пятая часть - на химическую продукцию и примерно столько же - на пищевую.

Ещё одной особенностью малого бизнеса в Беларуси является неравномерность распределения предприятий по территории. Если брать в целом по стране, то в среднем на каждые 1000 жителей области приходится 2-3 малых предприятия, в областных центрах - 4-5, для сравнения в Минске - 8-10 [5]. По статистическим данным в городе Минске и Минской областинаблюдается самый высокийобъем производства продукции, а также сконцентрирована большая часть субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. Несмотря на то, что Минск остается лидером по объёму производства продукции (21.9% от общего числа), распределение оставшейся части по областям не сильно уступает белорусской столице. Объяснением этому является то, что средние предприятия менее сконцентрированы на сфере услуг - более 70% из них относится к производству: строительству, промышленности или сельскому хозяйству.

В целом уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей. Впрочем, за последние годы ощущается медленная, но стабильная тенденция к развитию малого бизнеса не только в Минске, но и по всей стране.

Проанализировав представленную выше информацию и данные, можно отметить ярко выраженную тенденцию к развитию малого предпринимательства в нашей стране. Однако, малый бизнес сталкивается на пути своего развития с целым рядом проблем.

Одной из ключевых проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие страны, в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, названо недостаточное развитие малого предпринимательства, поэтому на ближайшие 5 лет поставлена цель: увеличение его доли в ВВП до 30% и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 г. А также, выступая на втором Всебелорусском собрании, президент отметил, что создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства - это вопрос не только экономический, но и политический. "Если мы не разовьем достаточно обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции, законодательную базу, в общем, не наработаем в этой сфере необходимый опыт, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений. А без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет" [14, с. 86].

Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:

1) преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного питания;

2) недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;

) вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;

) «размывание» специфики функций поддержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных затрат;

) отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.

Для решения данных проблем основана система поддержки малого предпринимательства, которая имеет следующую структуру:

1) Департамент по предпринимательству Министерства экономики. Основными задачами Департамента являются поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь, координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в этой сфере. Департамент разрабатывает проекты законов Республики Беларусь, решений Президента, Правительства, нормативных правовых актов по вопросам поддержки предпринимательства, осуществляет разработку ежегодных республиканских программ государственной поддержки малого предпринимательства, содействует формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказывает организационную и информационно-методическую помощь по вопросам финансово-кредитной поддержки.

) Фонд поддержки малого и среднего бизнеса Министерства экономики. Основными задачами Фонда являются финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, оказания субъектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса финансовой, организационной и информационно-методической помощи на льготной или безвозмездной основе, контроль целевого использования средств, выделяемых субъектам инфраструктуры или получаемых этими субъектами при содействии Фонда.

) Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и региональные фонды финансовой поддержки. Осуществляют кредитование и микрокредитование субъектов малого предпринимательства, индивидуальных предпринимателей осуществляет на льготных условиях. Государственная финансовая поддержка субъектам инфраструктуры оказывается в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства”, в рамках реализации государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2011 году субъектам инфраструктуры была оказана государственная финансовая поддержка на сумму 2133,2 млн. рублей (в 2010 году - 956,6 млн. рублей.

) Субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства. В настоящее время система субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включает в себя Фонд «Национальное агентство развития предпринимательства», центры поддержки предпринимательства (далее - центры) и инкубаторы малого предпринимательства (далее - инкубаторы). В департаменте Министерства экономики зарегистрировано 73 субъекта инфраструктуры малого бизнеса, в том числе 59 центров, а также по состоянию на 15 июня 2012 года в Республике Беларусь зарегистрировано 16 инкубаторов, среди которых были созданы инкубаторы малого предпринимательства производственной направленности и структурные подразделения, примером которых может служить ПТКУП "Молодежная социальная служба", которые оказывают комплексную и адресную поддержку представителям малого предпринимательства в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-технологическом,

5) Программы государственной поддержки малого предпринимательства. Ежегодные республиканские программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы разрабатываются и реализуются с целью совершенствованию государственной поддержки и развития малого предпринимательства, включают в себя совершенствование нормативной правовой базы, финансово-кредитную и инвестиционную поддержку субъектов малого предпринимательства. В рамках республиканской Программы государственной поддержки малого предпринимательства реализовываются мероприятия по созданию льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам. К разработке и реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства могут привлекаться субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, советы по развитию предпринимательства.

Программы государственной поддержки малого предпринимательства включают в себя мероприятия по следующим основным направлениям:

) совершенствование правового регулирования деятельности малого предпринимательства;

2) развитие системы финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого предпринимательства;

) материально-техническое и организационное обеспечение развития малого предпринимательства;

4) развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

5) взаимодействие государственных органов и иных государственных организаций с субъектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и иными организациями, осуществляющими поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства;

6) содействие осуществлению и развитию международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства;

7) совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.

Еще одна немаловажная форма поддержки - размещение на малых организациях государственного заказа. В 2011 году было зарезервировано для них не менее 10% от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг).

Современный этап развития предпринимательства в Республике Беларусь характеризуется тем, что на уровне государства и общества утвердилось понимание необходимости активизации частной инициативы не только как способа обеспечения занятости населения, но и как одного из важнейших источников стабильного социально- экономического роста. Директива№4 - это программный документ, направленный на дальнейшую либерализацию малого бизнеса и раскрепощение деловой инициативы, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития экономики Беларуси. Директива№4 содержит девять разделов, каждый из которых сфокусирован на устранении существующих барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности [23].

В частности, предусматривается дальнейшее упрощение порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В настоящее время подготовлен проект комплекса мер по введению принципа «единого окна», предусматривающего, что после подачи заявителем документов на государственную регистрацию все последующие регистрационные процедуры будут выполняться без его участия. Планируется разработать также план действий по подготовке перехода на заявительный принцип регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [4, с. 49].

Важным инструментом стимулирования предпринимательской активности, упорядочения взаимоотношений малого бизнеса с республиканским и местными бюджетами является налоговая составляющая. В соответствии с Совместным планом действий в целях упрощения системы налогообложения предусмотрены меры по освобождению субъектов малого предпринимательства от уплаты отдельных видов налогов и сборов, а также доработка нормативного правового акта по уплате единого налога индивидуальными предпринимателями.

В настоящее время на территории Республики Беларусь деятельность осуществляет первый кредитный союз - потребительский кооператив «Общество взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства «Стольный», являющийся некоммерческой и негосударственной организацией. «ОВК «Стольный» объединяет на основе добровольного членства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных действующим законодательством к субъектам малого предпринимательства. Основной целью деятельности является оказание временной финансовой помощи своим участникам на основе аккумулировании временно свободных денежных средств участников.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современное состояние белорусской экономики, находящейся в стадии реформирования, объективно требует активного развития предпринимательства. Наиболее цивилизованным и весьма действенным способом формирования широкого предпринимательского движения, наряду с государственными мерами поддержки предпринимательства, развитием предпринимательской инфраструктуры, является профессиональная подготовка предпринимателей.

Устойчивый экономический рост непосредственно зависит от эффективности использования основных факторов производства, а также одного из ключевых факторов экономики предпринимательства. В соответствии (то что сфоткано!!!... Национальная стратегия устойчивого развития республики Беларусь до 2020 года / Нац. комиссия по устойчивому развитию Респ.Беларусь. - Минск: НИЭИ Минэкономики Респ.Беларусь, 2010 г. - 304 с.)

Формирование эффективной рыночной экономической модели в Республике Беларусь ставит новые вопросы взаимодействия бизнеса, государства и общества. Вовлечение частного бизнеса в решение ключевых социальных проблем общества - это реализация одного из направлений концепции государства всеобщего благосостояния. Данное направление может быть успешно реализовано с учётом новой идеологии участия бизнеса в общественной жизни. Государство и бизнес должны быть партнёрами. На необходимость совместных действий Президент Республики Беларусь А.Г Лукашенко указал в своём Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, что за социальное благополучие страны должны нести одинаковую ответственность и государство, и бизнес. (Лукашенко А.Г. Текущие задачи и стратегические цели развития белорусского общества [Электронный ресурс] / А.Г. Лукашенко // Послание белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 23 апреля 2009г. - Режим доступа: www.president.gov.by/press70397.html. - Дата доступа 09.12.2012.

Возможности социально ответственного ведения малого бизнеса можно повышать и путём заинтересованности властных структур по распространению идей устойчивого развития через систему образования, деятельность государственных органов и некоммерческих организаций, а также средства массовой информации. Важное значение будет иметь активное содействие властных структур развитию институтов гражданского общества, в том числе выражающих интересы социально ответственного малого бизнеса (с. 190) (Симхович. В.А Корпоративная соц. Ответственность: философско-управленческие аспекты современного бизнеса / В.А Симхович. - Минск.: Мисанта, 2011 г. - 199с.).

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...