Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности функционирования малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой




 

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Предпринимательство получило бурное развитие в западных странах в 80-е гг. Это связано с широкой индивидуализацией бизнеса, информатизацией общества, превращением НТП в важнейший фактор экономического роста. Малый бизнес обеспечивает высокие темпы роста, динамизм, гибкость, а также служит формой реализации творческих и организационных способностей широких слоев населения.

Для более четкого понимания, что представляет собой малое предприятие в странах с развитой рыночной экономикой, рассмотрим, как определяют это понятие в отдельных государствах.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма имеющая одного или нескольких

владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

) наименьшие - 1-24 занятых;

) малые - 25-99 занятых;

) промежуточные - 100-499 занятых;

) крупные - 500-999 занятых;

) крупнейшие - 1000 и более занятых [25].

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. На данный момент в США функционирует свыше 20 млн. фирм (без учета сельскохозяйственных структур), которые производят около 40% ВВП и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения [9, с. 25]. Малые предприятия составляют 99,7% всех бизнесов США и в нем сосредоточены почти все его виды. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка. В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. Ежегодно Правительством США на развитие малого бизнеса выделяется около $240 млрд.

Подходы правительства США в вопросе доступа малых предпринимателей к распределению государственного заказа полностью вписываются в традиционную национальную стратегию по всемерной поддержке малого предпринимательства. Подключение малого бизнеса к участию в государственных закупках осуществляется через механизм ряда программ и инициатив (приложение А).

Участие малого бизнеса в государственных закупках способствует позитивной реструктуризации малого бизнеса, его выходу из торгово-посреднической деятельности, сближению с реальным сектором экономики, активному проникновению в инновационную сферу. Взаимодействуя с Министерством торговли и компетентными агентствами (федеральными и штатовскими), SBA помогает малому бизнесу и оказывает ему правительственную поддержку, а также всемерно способствует свободной рыночной конкуренции и укреплению экономики в целом. В системе мер содействия развитию малого бизнеса Республики Беларусь государственные закупки также могут стать достаточно эффективным инструментом поддержки малого предпринимательства [12, с.11].

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев: оборот не более 2,3 млн. Евро; активы не более 1,5 млн. Евро; средняя численность занятых до 50 чел. [19, с. 12]. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности - 500 чел. [28, с. 12].

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств [28, с. 51].

Основной показатель, которым определяется принадлежность предприятия к категории малого бизнеса в Японии, - число занятых на предприятии. Оно должно быть менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек - для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек - в оптовой торговле и менее 50 человек - в розничной торговле и сфере услуг. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. Очевидно, что таким образом в Японии в сферу малого бизнеса попадает огромный слой предприятий - от крайне примитивных надомных хозяйств семейного типа до оснащенных современной техникой фирм [11, с. 2].

Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...