Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрески собора Михаила Златоверхого в Киеве. XII в.




Фрески собора Михаила Златоверхого в Киеве. XII в.

Святые апостолы в картине Страшного суда. Фрески на стене

церкви Святого Георгия в Старой Ладоге. XII в.

Литография В. А. Прохорова. XIX в.

КИЕВ

Древнерусская монументальная жи­вопись складывалась на основе ви­зантийских традиций. Киев стал уче­ником Константинополя — столицы Византийской империи. Оттуда при­езжали на Русь митрополиты, еписко­пы, священники, а также архитекто­ры и живописцы, которые привозили иконы и украшенные миниатюрами церковные книги. На протяжении нескольких столетий русские масте­ра перенимали тонкое искусство «греков» — так называли на Руси всех подданных василевса вне зави­симости от их национальности.

Мастера, оформляя древнерус­ские соборы, использовали два ви­да техники монументальной живо­писи: мозаику и фреску. Мозаика отличается наибольшей роскошью и нарядностью. Сложенная из смаль­ты - - небольших кусочков окра­шенного стекла, она менее подвер­жена воздействию времени, чем фреска, и не теряет первоначальной свежести красок. Смальта хорошо отражает солнечный свет, который наполняет храм цветовыми перели­вами, подобными мерцанию драго­ценных камней. Для украшения ки­евских церквей мозаикой была построена мастерская, где изготов­ляли смальту. Кубики смальты окра­шивались в разные цвета: учёные насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии сто семьдесят семь оттенков.

В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Ос­тальные части храма расписыва­лись водяными красками по сырой штукатурке — фресками. Благодаря замечательным свойствам этой техники, а также мастерству живо­писцев, знавших все её тонкости, некоторые фресковые ансамбли, со­зданные много столетий назад, со­хранились до наших дней. Конечно, произведения, исполненные в тех­нике фрески, менее долговечны, чем мозаики, однако они также весь­ма устойчивы к разрушительному воздействию уходящих веков. На протяжении столетий фресковые росписи древнерусских церквей не выцветали, не темнели и не порти­лись от сырости. Рецепты составле­ния красок хранились в секрете и передавались только от мастера к ученику — из поколения в поколе­ние. Масляной живописи русское Средневековье не знало.

Собор Святой Софии в Киеве — древнейший памятник, который со­хранил монументальную живопись домонгольской Руси. Он воздвигнут в середине XI в. в честь победы кня­зя Ярослава Мудрого над пришлы­ми кочевниками-печенегами. Ве­ликолепное внутреннее убранство

Неизвестный святой. Фрески в соборе Святой Софии. XI в.

Фрески в соборе Святой Софии. XI—XII вв.

Мозаика

в главном куполе собора Святой Софии. XI в.

собора выполнили, соединив мозаи­ку и фреску, греческие мастера, по­этому оно в наибольшей степени соответствует византийской систе­ме росписи.

Основу этой системы составляет восприятие пространства храма как «земного неба», в котором присут­ствует Бог. Персонажи Священной истории в росписи собора разме­щаются в строгом порядке, обу­словленном ходом византийского богослужения (греч. «литургия»). Во время церковной службы внима­ние верующего сосредоточено на двух основных частях храма: про­странстве под куполом, где находит­ся амвон (место, откуда священник возглашает текст Священного пи­сания или проповеди), и на алтаре, расположенном в восточном полу­кружии храма (апсиде). Всё про­странство храма мысленно делится на две зоны — «небесную» (купол и апсида) и «земную» (стены и запад­ные столбы). Само богослужение символически уподобляется небес­ной службе, совершаемой Христом и его ангелами.

В «небесной» зоне царит изо­бражение Христа, ибо он, как гово­рится в Священном писании, «Царь царствующих и Господь господству­ющих». Христос Вседержитель (греч. Пантократор) с Евангелием в руках располагается в центральном купо­ле Софии Киевской. Мощная полу-

фигура его заключена в медальон (круглое обрамление). Суровый Пантократор, Создатель и Властитель мира, словно обозревает землю с не­бес. Медальон с изображением Хри­ста окружают архангелы — небесное воинство (из четырёх мозаичных фигур ныне сохранилась лишь одна, три другие написаны гораздо позд­нее маслом).

В барабане центрального купола собора изображены апостолы — ученики Христа. На столбах, поддер­живающих купол, представлены фи­гуры четырёх евангелистов — глав­ных авторов Нового завета, которых именовали также «столпами евангельского учения».

По церковным ка­нонам (правилам) в небесной иерархии второе место после Христа занимает Богоматерь. Её об­раз символизирует Церковь земную. Это заступница всех людей перед гроз­ным ликом  Гос­подним. Одиноко стоящая фигура Бого­матери Оранты (от лат. orans — «молящая­ся»), с поднятыми в молит­венном обращении к Спаси­телю руками, помещена в апсиде

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...