Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Святые великомученицы Екатерина и Христина.




Святые великомученицы Екатерина и Христина.

Фреска. XII в.

Литография В. А. Прохорова. XIX в.

Церковь Спаса в Нередицах близ Новгорода Великого.

Феофан Грек.

Руки столпника. Фреска. Фрагмент. 1378 г. Церковь Спаса Преображения. Новгород Великий.

Феофан Грек.

Святитель Анфим Никомидийский.

Фреска на арке дьяконника в церкви Спаса Преображения. XIV в.

Новгород Великий.

Феофан Грек. Преподобный Арсений Великий и Иоанн Лествичник. Фреска северной стены в камере на хорах в церкви Спаса Преображения (левая сторона фрески). XIV в. Новгород Великий.

Феофан Грек. Преподобный Арсений Великий и Иоанн Лествичник. Фреска северной стены в камере на хорах в церкви Спаса Преображения (правая сторона фрески). XIV в. Новгород Великий.

Фрески в церкви Святого Феодора Стратилата. XIV в. Литография В. А. Прохорова. XIX в.

Новгород Великий.

Феофан Грек.

Архангел Михаил.

Фреска в куполе церкви Спаса Преображения. XIV в.

Новгород Великий.

Архангел Уриил. Фреска в куполе церкви Федора Стратилата. XIV в. Новгород Великий.

Феофан Грек.

Ветхозаветная Троица. Фреска на восточной стене в камере на хорах в церкви Спаса Преображения. XIV в. Новгород Великий.

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Объединение русских земель вокруг Москвы открыло новую эпоху в рус­ской истории: в столице сосредото­чилась высшая политическая и цер­ковная власть. А на Востоке под натиском турецких завоевателей медленно угасала Византия, увле­кая за собой балканские православ­ные страны — Сербию, Македонию, Болгарию. Теперь все надежды и чаяния православных христиан бы­ли связаны с возвышением Москвы и укреплением русской государст­венности. Сплав византийского и славянского наследия образовал яд­ро русской национальной культуры. Монументальная живопись Москов­ской Руси, опираясь на византий­ские и владимиро-суздальские тра­диции, пережила необыкновенный

взлет в творчестве самых крупных мастеров эпохи — Андрея Рублёва (около 1360—1430) и Дионисия (около 1440 — около 1505).

Летописные данные о жизни и творчестве Андрея Рублёва весьма лаконичны: неизвестны ни точная да­та, ни место рождения, ни подробная биография художника. По одной из версий, прозвище Андрея связано с деревней Рублёво, которая находи­лась на Москве-реке недалеко от сто­лицы. По другой — его творческий путь начинался в тверском городе Старице. Предполагают также, что до сорока лет Рублёв, ещё мирской жи­вописец, работал в мастерской вели­кокняжеского двора. Позднее он стал монахом Троицкой обители, а затем и Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где и был похоронен.

Андрею Рублёву заказывали рас­писывать важнейшие храмы Мос­ковской Руси. В 1405 г. вместе с

Андрей Рублёв. (? )

Пророк Даниил. Фреска в соборе Успения на Городке. Начало XV в. Звенигород.

Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублёв расписывал интерьер Благовещенского собора Московского Кремля (сильный по­жар 1547 г. уничтожил эту рос­пись). В 1408 г. вместе с Даниилом Чёрным он восстанавливал живо­пись Успенского собора во Влади­мире, сильно пострадавшего от монголо-татар. В 20-е гг. XV в. Руб­лёв с Даниилом и другими художни­ками в Троице-Сергиевом мона­стыре украшал Троицкий собор, воздвигнутый на месте погребения преподобного Сергия Радонежско­го — одного из наиболее почитае­мых русских святых.

Восхищение и признание совре­менников вызывало не столько вы­дающееся живописное дарование Рублёва, сколько его поразительное умение открывать взору человека невидимый мир Божественной кра­соты, сотканный из чистых красок, света и молитвенной тишины. Твор­честву Андрея Рублёва чужда насы­щенная мистическим порывом гро­зовая атмосфера феофановской живописи, равно как и царственное величие древних византийских об-

разов. Он вкладывал в свои произве­дения всю теплоту и искренность религиозного чувства, проникно­венный лиризм и задушевность.

Во фресках владимирского Ус­пенского собора разворачивается монументальная картина «Второе и страшное Христово пришествие», где драматические сцены и фанта­стические видения повествуют о последних событиях в истории че­ловечества. В понимании Рублёва Страшный суд — окончательное торжество добра над злом. «Ярое око» Христа низвергает грешников в «геенну огненную» — вечный ад­ский огонь, но дарует спасение и от­крывает райские врата праведникам. Идея торжества Божественного по­рядка нашла выражение в уравнове­шенной и стройной композиции. Все её сцены устремлены к изобра­жению Христа, окружённого выс­шими небесными силами («Спас в силах»). По замыслу Рублёва, торже­ственная сцена суда, где по тради­ции представлены сидящие на тро­нах апостолы и сонмы ангелов позади них, должна не устрашать, а ободрять верующего, вселяя в него

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...