Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Святой Георгий. Икона. XII в. Собор Юрьева монастыря под Новгородом. Богоматерь Умиление Белозерская. Икона. Первая половина XIII в.




Святой Георгий. Икона. XII в.

Собор Юрьева монастыря под Новгородом.

Богоматерь Умиление Белозерская. Икона. Первая половина XIII в.

«молящийся»; в раннехристианском искусстве изображение молящейся фигуры с поднятыми руками; в Средние века сложился иконогра­фический тип Богоматери), извест­ный под названием «Великая Пана­гия». Это произведение, связанное с киевской традицией, удивляет звон­костью и в то же время изыскан­ностью колорита, обилием золота, рождающим ощущение драгоцен­ности живописной поверхности, скульптурной отточенностью и ари­стократизмом форм, торжествен­ной священной неподвижностью, погружённостью в вечность. Здесь воплощён идеал царственной кра­соты той эпохи, как его понимали высшие слои древнерусского об­щества. Народ предпочитал искусст­во более простодушное и ярко де­коративное.

В XIII столетии в историю Руси входит новая трагическая реаль­ность — нашествие монголо-татар. Сначала были разорены северо-вос­точные, а затем южные и юго-запад­ные русские княжества. Люди гибли, их угоняли в неволю. Затем устано­вилось иноземное иго, которое вы­звало кризис в развитии культуры. Вторжение Батыевых орд насильст­венно оборвало культурный про­цесс во Владимиро-Суздальском княжестве. Однако молодая полно­кровная культура Владимирской Ру­си не погибла во время нашествия. Она обладала слишком мощными творческими возможностями, слиш­ком большим запасом оригиналь­ных художественных идей, чтобы успеть исчерпать их внутри себя са­мой. Это относится и к владимир­ской иконописи. Положение княже­ства в центре северо-восточных русских земель и высокое поли­тическое значение Владимира как столицы великого княжения спасли владимиро-суздальское искусство от провинциального прозябания и угасания. Настало время, когда Москва и другие среднерусские центры обратились к художествен­ному наследию древнего Владими­ра как к источнику развития собст­венного искусства.

ИКОНОПИСЬ ПЕРИОДА «СОБИРАНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ» (XIV—XV ВЕКА)

XIV век принёс Руси большие пере­мены. Борьба с монголо-татарским игом постепенно стала главным во­просом времени, овладевшим умами князей и бояр, проповедников и ле­тописцев, деятелей Церкви, простых людей городов и деревень и, не в последнюю очередь, художников-иконописцев. В 1380 г. произошла историческая Куликовская битва. Национальный подъём, идея единст­ва, сплотившие в этом сражении в несокрушимую рать представителей разных слоёв русского общества — от великого князя до обычного ре­месленника, — оставили неизглади­мый след в русской культуре, надол­го определили главную линию духовного развития, повлияли на мышление иконописцев. В XV сто­летии неуклонно набирает силу объ­единительный процесс, приведший при великих князьях Иване III и Ва­силии III к образованию могучего Московского государства. Представ­ления о величии русской державы и её вселенской миссии нашли своё выражение в искусстве.

Считается, что Новгород Великий остался в стороне от тех событий, и которых решалась судьба Руси, что общерусский подъём задел его лишь косвенно. Вряд ли это так. Куликов­ская победа получила мощный отклик в столице боярской респуб­лики. В 'то же время Новгородская республика вступила в долгое и труд­ное политическое противостояние с Москвой. Поэтому новгородская культура в XV в. стала ориенти­роваться на искусство прошлого, идеализировать местную старину, противопоставляя её московским художественным веяниям.

Яркий и эффектный стиль новго­родской иконописи сложился в XIII—XIV вв. Его отличают простота и выразительность плоскостной

Илья Пpopoк. Икона. Конец XIV — начало XV в. Новгородская школа.

композиции, чеканность и обоб­щённость силуэтов, чистая, звонкая, высветленная красочная палитра. У этой иконописи свои излюблен­ные темы и герои, свой лаконичный и точный изобразительный язык, особого рода духовность, в которой теплота чувства и непосредствен­ность переживания сочетаются со своеобразным религиозным прак­тицизмом, трезвым и в то же время

«МОЛЯЩИЕСЯ НОВГОРОДЦЫ»

В 1467 г. неизвестный иконописец по повелению «раба Божья» Антипа Кузь­мина написал икону, которую принято называть «Молящиеся новгородцы». Её композиционное поле разделено на два яруса. В верхнем представлен деисусный чин из семи фигур, а в ниж­нем — «молящийся о грехах своих» бо­ярский род: Григорий, Мария, Яков, Стефан, Евсей, Тимофей и Олфим «со чады». Предположительно, на иконе представлены уже умершие сородичи Антипа, которых художник, естествен­но, поместил в раю. Однако чинное мо­ление патриархальной русской семьи, возглавляемой почтенными седоборо­дыми мужами, легко представить и на обычной церковной службе в храме пе­ред иконостасом.

несколько наивным взглядом на мир. Всеми этими качествами нов­городская иконопись обязана жи­вым сокам народного мироощуще­ния, которые питали творчество местных мастеров.

Своей зрелости новгородская иконопись достигла во второй поло­вине XIV — начале XV в. Если в XIV в. преобладает достигшая совершенст­ва фреска, то в XV столетии ситуация резко меняется. С этого времени особенно популярными становятся иконы. Новгородские иконописцы любили изображать «избранных свя­тых» — по двое-трое, по четверо и больше во весь рост и но пояс. На­писанные в фас, в одинаковых позах, различаясь лишь внешними атрибу­тами, они стоят плечо к плечу, сурово глядя в лицо молящемуся. В по­добных иконах ярче всего прояви­лось своеобразие религиозности новгородцев, её теснейшая связь с жизненными потребностями города, забота заказчиков о хлебе насущном. Ведь изображались прежде всего наиболее «полезные» святые, «скоропомощники» в важных делах: Илья Громовержец — податель дождя; Никола — покровитель путешеству­ющих и страждущих, патрон (заступ­ник) плотников, защитник от пожа­ров; Георгий, Власий, Флор и Лавр, которые оберегали земледельцев и домашний скот, а также Параскева Пятница и Анастасия — покрови­тельницы торговли.

Довольно оригинальным порож­дением местного художественного

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...