Духовный элемент в человеке
Стр 1 из 10Следующая ⇒ БЕРНАРД ЛИВЕХУД
КРИЗИСЫ ЖИЗНИ ШАНСЫ ЖИЗНИ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И СТАРОСТЬЮ
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Предисловие Введение I. Первое рассмотрение Постановка проблемы Развитие человека Духовный элемент в человеке Образ человека Разделение на жизненные фазы II. Ход жизни человека Фазы жизни Юность Первая фаза взрослости - двадцатые годы Организационная фаза Вторая половина тридцатых годов Третья большая фаза жизни - сороковые годы Начало пятидесятых годов Время после 56-ти III. Развитие мужчины - развитие женщины – жизненные фазы и брак IV. Основной склад V. Перспективы карьеры и кадровая политика VI. Образ человека и биографическое развитие О психотерапии и психотерапевтах Современный образ человека Психотерапевтический подход и образ человека Три уровня психотерапевтической помощи VII. Персональное развитие и биография Литература
В этой книге Бернард Ливехуд (1905-1992), известный голландский психотерапевт, основатель лечебно-педагогического движения и реформатор системы профессионального образования в Нидерландах, основатель Нидерландского Педагогического Института для содействия развитию (в Цейсте) и Высшей Свободной Школы (в Дрибергене) рассматривает жизненный путь человека с духовнонаучной, антропософской точки зрения. Жизненный кризис может быть понят как переход в новое состояние, как источник нового развития человека. На этом понимании основана психотерапевтическая помощь в преодолении кризисов и созидании собственной биографии. Одновременно автор исследует те представления о человеке и его развитии, которые предлагаются другими школами психиатрии и психотерапевтами (Скиппер. Левин, Роджерс, Олпорт, Маслоу, Фрейд, Адлер, Юнг, Франкл, Ассаджоли и др.), а также существующие методы психотерапии.
На русском языке издается впервые. ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга возникла из бесед, которые я вел в течение ряда лет с самыми разными людьми, с людьми, которые хотели научиться лучше понимать собственный жизненный путь, а также жизненный путь других людей. Научно-популярные изложения в газетах и журналах, и прежде всего радио и телевидение познакомили многих людей в большинстве случаев с несистематическими и противоречивыми воззрениями на сущность человека, о которой спорят различные психологические и психиатрические направления. Уже попытка упорядочить этот хаос идей может подействовать освобождающее. Здесь это делается на основе персоналистической точки зрения, согласно которой человек состоит из тела (биологический аспект), души (психологический аспект) и духа (биографический аспект). Ход жизни человека (биография) лишь тогда может быть понят как единственное в своем роде, индивидуальное произведение искусства, если из рассмотрения этих трех аспектов образуется законченная картина. Эта книга представляет собой обзор фаз человеческой биографии, а также характерные, обусловленные различными обстоятельствами трудности и возможности различных фаз. Кроме того, рассматриваются некоторые критические фазы и ситуации жизни с типичными для них проблемами. Таким образом, эта книга может помочь читателю вникнуть в собственный жизненный путь и понять развитие биографий других людей. Бернард Ливехуд ВВЕДЕНИЕ Проблема человеческой биографии более сорока лет занимала центральное место в моей жизни. В лечебной педагогике и в детской психиатрии это был вопрос о том, как сказываются нарушения развития в раннем детстве во всей дальнейшей жизни; в психотерапевтической работе с молодежью и взрослыми это был поиск "лейтмотива", сопровождающего всю жизнь от юности до старости. Позднее, во время работы с молодежью, при подготовке молодых необученных фабричных рабочих и при создании программы профессионального образования вопрос стоял так: что должно быть сделано теперь, в молодые годы, чтобы заложить основы, опираясь на которые, можно будет впоследствии решать новые проблемы новых фаз жизни.
Позже на многих курсах для руководителей "фазы человеческого развития" стали прочной составной частью программы. И, наконец, центральной темой вводных семинаров в Свободной Высшей Школе в Дрибергене* явился переход от воспитания других к самовоспитанию, своего рода "непрерывному воспитанию", образованию и воспитанию в течение всей жизни. Снова и снова становилось ясно, сколь плодотворным может быть рассмотрение актуальных проблем в рамках жизни в целом. Причинные факторы (прошлое) являются в такой же степени определяющими для настоящего, как и финальные мотивы (будущее). Если заданы причинные факторы, то терапевт может работать только в ограниченной области, если же есть образ будущего, возникает университет на антропософской основе определенное свободное поле действия. В таких случаях важнее открывать пути в новое будущее, чем слишком долго пребывать в прошлом. В течение этих сорока лет я часто испытывал потребность записать опыт, который я приобрел, занимаясь биографиями людей. Всякий раз это намерение откладывалось на десяток или более лет, потому что я чувствовал, что еще не готов. Кроме того, за последние двадцать лет в вопросе о том, как разграничивать психологию развития, кое-что изменилось, с другой стороны, в это же время на эту тему появилось так много новых сочинений, что книга, написанная десять лет тому назад, сегодня уже устарела бы. Между тем чувство, что я еще не дорос до решения этой задачи во всем объеме, ни в коем случае не пропало, напротив! Но простой, связанный с моей собственной биографией факт послужил наконец-то толчком все-таки написать эту книгу: когда тебе исполняется семьдесят лет, вопрос стоит так, что или теперь, или никогда. Пусть эта книга будет прочитана при всем се несовершенстве как результат жизни психиатра и социального работника.
Кто пишет книгу, должен представлять себе публику, к которой он хочет обратиться. Диссертация пишется для критики факультета, статья в специальном научном журнале - для коллег. В обоих случаях автор будет пытаться представить собственный вклад в свете нынешнего уровня исследований. По соображениям научной основательности чаще всего появляется изложение, недоступное для многих, лишь с трудом прокладывающих себе путь благодаря комментариям. Публика, для которой я пишу, это слушатели многих курсов и лекций, от квалифицированного рабочего до выпускника университета, которых объединили общие интересы и прежде всего интерес к проблемам собственной биографии и к смыслу собственной жизни. Тем временем под влиянием все еще доминирующих естественных наук находят нормальным, что феномены, какого бы они ни были свойства, переводятся вовне и описываются как бы снаружи. Но так как снаружи можно описать только определенное поведение, и так как то, что происходит между событием и реакцией на него, невидимо, возникла наука о поведении, которая считает происходящее внутри своего рода "черным ящиком", о котором нельзя сделать никаких научно обоснованных высказываний. Но именно то, что происходит внутри, и есть, собственно говоря, мы. Этим должна была бы заниматься действительно современная, стремящаяся к полноте наука. Человеческая биография не есть нечто, что можно описать как запрограммированную последовательность химических реакций, или нечто, что можно было бы сравнить с судьбой шариковой ручки с того момента, как она покидает фабрику, и до того момента, когда она, будучи использована различными потребителями, попадает в корзину для мусора. Человеческая биография имеет, во-первых, биологический аспект, который может быть описан чисто внешне в его восхождении и нисхождении; во-вторых, эта биография имеет аспект психического переживания, проявляющийся в мыслях, чувствах и волевых импульсах; и, наконец, в-третьих, духовный аспект, охватывающий индивидуализацию, осознание собственного "Я", систему ценностей и смысловую направленность. Это духовное измерение и интересует нас здесь прежде всего, потому что в нем мы реализуем себя как люди, как субъект нашей жизни - в отличии от животного, которое всегда остается объектом.
Научным методом для исследования этою духовного аспекта должна служить интроспекция, самонаблюдение. Ее следует применять столь же дисциплинированно, как и математическое мышление, упражняться в ней ежедневно и систематически, и снова и снова подвергать критическому рассмотрению с точки зрения постоянства, ценностей и норм. Считается само собой разумеющимся, что необходима сосредоточенная учеба в течение нескольких лет, чтобы разобраться в проблемах высшей математики. Того, кто сказал бы: "Этим я уже когда-то занимался, по-моему, это все глупости", - по праву не восприняли бы всерьез. То же относится и к знаниям, полученным с помощью интроспекции (самонаблюдения) и интроспективных разговоров с другими людьми. (Здесь следует напомнить названные Роджерсом предпосылки для терапевтической беседы, к которым я позже еще вернусь.) Раньше говорили о концентрации, медитации и созерцательности; сегодня говорят об интроспекции и глубоко чутком (эмфатическом) понимании. В действительности же последнее невозможно без систематической концентрации и упражнения в медитативном обращении с внутренними феноменами. А для этого нужно строить сознательную и богатую внутреннюю жизнь. Современный человек в наше материалистическое время и культуру в том, что касается его внутренней душевной жизни, пребывает в пустыне. Помочь ему можно, только если он снова и снова будет концентрироваться на мыслительных образах и чувствах, придающих смысл его существованию, целостности его индивидуального человеческого бытия в человеческом и сверхчеловеческом духовном мире этических и эстетических ценностей. Биография человека имеет естественнонаучный и духовно-мировоззренческий аспект. Конечно, с помощью искусственного методического приема можно разделить эти аспекты, чтобы рассмотреть дело со всех сторон - но читатель цельный человек, и требует пищи для своей биографии. Старейшее описание фаз человеческой жизни мы находим в китайской поговорке: "Человеческая жизнь знает три фазы, двадцать лет, чтобы учиться, двадцать лет, чтобы бороться, и двадцать лет, чтобы становиться мудрым". Это изречение является результатом восприятия и оценки одновременно. Кто не знает мудрости, тот не будет и думать, что нужно двадцать лет, чтобы ее усвоить, тот остановится на этапе борьбы, экспансивности и чисто логического понимания. Если в моей книге найдут что-либо от сущности этих мудрых китайских слов, то для меня, считающего, что мудрость - это больше, чем ум, цель книги будет достигнута.
При написании ее я все время пытался дать читателю нечто больше, чем просто собрание фактов, достойных изучения; наша биография - это наша индивидуальная биография. Каждый должен идти своим собственным путем и находить для себя самого и для других смысл этого пути. Если здесь идет речь о биографии человека, то имеется в виду прежде всего внутренняя биография. Внешняя и внутренняя биографии не обязательно идут параллельно. Уже в школе определенные дети выделяются успешной внешней биографией с хорошими оценками и блестящими экзаменами. Но если предоставить этих детей самим себе, обнаруживается зияющая внутренняя пустота. Они скучают и нуждаются для своих занятий в толчках извне. В средней фазе своей жизни они еще имеют успех. После сорока лет наступают кризисы, описанные в этой книге, которые могут привести к краху личной жизни, а внешне приносят с собой снижение продуктивности. Другие дети уже в раннем детстве развивают в себе богатую внутреннюю жизнь. Они с трудом приспосабливаются к школьным нормам и с трудом успевают. Вырастая, будучи предоставлены сами себе, они никогда не скучают, наоборот, им постоянно не хватает времени для всех дел, которыми они интересуются и которыми они охотно бы занялись. Это люди, которые прежде всего после пятидесяти вырастают видными лидерами в науке, искусстве и обществе. От них зависит прогресс в нашем обществе. Способ преподавания в школе оказывает решающее влияние на то, будет ли развиваться внутренняя биография, или нет. I. ПЕРВОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В настоящее время можно констатировать растущий интерес к внутренней жизни человека. Во введении я уже говорил, что теория бихевиористов о непознаваемости "черного ящика" уже потому не принимается во внимание, что эти "черные ящики" мы сами, и мы хотим обращаться рационально сами с собой, что возможно лишь в том случае, когда мы поймем, что происходит внутри. Так наряду с академической психологией возникло второе психологическое направление, которое исходило в основном из наблюдения невротических и душевнобольных людей. Это направление психологии началось в конце 1900 года с развития психоанализа Фрейда и затем вело через Адлера, Юнга и Франкла к Ассаджоли (если говорить прежде всего о европейских представителях этого направления). Наряду с этим всегда существовал растущий интерес к психологии развития, независимой от психоанализа. Это направление представляют такие имена, как Шарлотта Бюлер, Рюмке (Rumke), Кюнкель (Kunkel), Гвардини (Grardini), Марта Мере (Moers), Андриессен (Andricssen) и др. Только в последние годы оба направления начинают оплодотворять друг друга. Многие люди ищут опытного консультанта, который может руководить ими в беспокоящих их переживаниях своего внутреннего мире. Этот внутренний мир содержит элементы из сферы подсознательного, наполненной непереработанными впечатлениями, глубокими эмоциями, инстинктами и архетипами. Они проникают в наше обыденное сознание в виде фантазий, иногда даже пугающих переживаний, которые угрожают всему внутреннему равновесию. Путь развития западной цивилизации очевидно пришел к той точке, где переходится грань между "нормальным" сознанием и подсознанием. Групповые эмоции и "инвазии" всегда выступали на поверхность в критические моменты и прокладывали себе путь в революциях и войнах. Но теперь понимают их подлинную природу и открыто задают себе вопрос: как овладеть этими силами, чтобы они не могли привести ко всемирной катастрофе в тот момент, когда разрушительный потенциал нашего оружия стал таким огромным? Но грань перейдена и в другом отношении. Все больше философов, психологов и психиатров указывают на то, что человек очевидно обладает не только подсознанием, но и сверхсознанием. Из этого сверхсознания он черпает ценности, нормы и идеи, которые позволяют увидеть будущее в представлении о полных смысла целях. В этом понимании целей, как лейтмотив проходящем через всю жизнь, человек находит силу, которая может направить эмоции и аффекты в неразрушительное русло. Материализм, достигший кульминации во второй половине прошлого столетия, мог придать этим ценностям, нормам и целям лишь видимость существования. По его мнению, они были лишь иллюзиями, прожектами, сублимациями, воздушными замками существа, которое думает, что оно человек, а является на самом деле только голой обезьяной. Отсюда возник психоанализ, который с наслаждением демаскировал все так называемое высокое. Но всякая односторонняя идея вызывает к жизни свою противоположность, и таким образом в противоположность психоанализу возник психосинтез, который видит подлинную человечность в высшем “Я” озаряющем как путеводная звезда всю область человеческого духа. На одной стороне животный человек, содержанием жизни которого является наслаждение от удовлетворения инстинктов, на другой духовный человек, развивающий свою индивидуальность, в которой приобретают смысл любовь и страдание, стремление брать и потребность отдавать. Первое пересечение границы состоялось в начале этого столетия, второе - во второй половине этого столетия. Нетронутые этим бурным внутренним развитием представители психологии развития занимались поисками закономерностей хода жизни человека. Будет нелегко описать в этой книге связь между всеми этими путями. Отчасти это связано с тем, что представителей психологии развития мало интересовал спор ученых, ориентированных аналитически, синтетически или экзистенцианалистски о существующем образе человека; другая причина та, что эти ученые создали свои модели человека и свои способы лечения, не занимаясь линией развития биографии от юности к старости. Так возникали способы лечения, которые, хотя терапевты соприкасались с проблемами определенных жизненных фаз, должны были относиться ко всем фазам жизни. Отчетливее всего это видно на примере конфликта между Фрейдом и Юнгом. К Фрейду приходили прежде всего молодые люди, которые действительно имели сексуальные комплексы, в то время как у Юнга лечились пожилые люди, у которых преобладали страх перед жизнью и отсутствие духовного идеала. Примерно с 1950 года как в Америке, так и в Европе возникла потребность в полноценном образе человека с обыденным сознанием в центре, с подсознанием и сверхсознанием. Добавьте сюда также растущую потребность в помощи при решении проблем внутреннего развития. В этой области работают психиатры, психотерапевты, консультанты, учреждения групповой терапии и восторженные, но не всегда знающие любители. Они могут руководствоваться разными побуждениями, но все они ищут персоналистского подхода к проблемам, возникающим в человеческих отношениях, в браках и при нарушениях развития. Другие люди ищут помощи на пути внутреннего развития, на котором они ищут собственное высшее "Я" в духовном мире; третьи же ищут отрицания "Я" в одном из старых восточных мистических направлений. К первой группе относятся люди, которые хотят пройти свой путь, систематически работая над своим мышлением, чувствованием и волением, развивая силы имагинации, инспирации и интуиции. Они находят руководство в лице Рудольфа Штайнера, который показывает им, как они могут применить эти силы в воспитании, сельском хозяйстве и медицине на благо людей. Наконец, есть целый ряд главным образом молодых людей, которые находят путь систематического развития слишком медленным и считают, что можно проникнуть к высшему сознанию с помощью химических средств. Конечно, и они преодолевают границы узкого сознания, но они достигают сумеречного света, в котором соприкасаются с впечатлениями, полными эмоций для них самих, но не способными сделать их творчески активными. Напротив, они все более погружаются в одиночество или прибегают к сильным наркотическим средствам. Многие люди знают об этом только из газет или из книг. Но они интересуются только своей собственной жизнью или жизнью своих близких. Для них будет более полезным феноменологическое описание отдельных фаз человеческой биографии, так как в нем указывается на критические пункты биографии и на проблемы, которые при этом играют роль. Тогда они смогут рассматривать трудные периоды в их собственной жизни как выражение развития, выходящего за "обычные" рамки. В этом кратком описании уже намечены отдельные части моей книги. Она содержит: феноменологическое описание фаз человеческой жизни, разделение на биологическую, психологическую и духовную биографии, описание различных концепций человека и различных терапевтических направлений, которые могут придать глубину биографии, указание на средства и пути, с помощью которых можно предотвратить или разрешить проблемы развития, и в связи с этим помощь в преодолении порога, которое каждый человек должен совершить после своего сорокалетия. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Понятием "развития" обозначается целый ряд целенаправленных изменений в определенный промежуток времени. В своей книге "Пермены в организациях" ("Organisationen im Wandel") я подробно остановился на понятии "развитие". Там я различаю "изменение", "рост" и "развитие". "Изменение" означает только, что нет застоя, что все движется в потоке времени. Изменение становится интересным, только если оно происходит по определенной системе, тогда можно говорить о закономерности, соответствующей тем, что описаны представителями естественных наук. "Рост" - это систематическое изменение, причем определенный фактор внутри одной системы возрастает в отношении численности, величины или веса, Кристалл увеличивается в весе и объеме, город - по площади и числу жителей, союз - по числу членов и так далее. "Развитие" - это рост, при котором в критические моменты наступают структурные изменения во всей системе. По Шарлотте Бюлер развитие - это изменение в определенном направлении, подчиняющееся законам созревания. "Развитие это фундаментально-биологическое свойство", - говорит в своей книге "Концепция развития" Дейл Харрис (Dale Harris). Благодаря количественному росту организм достигает той точки, когда старая примитивная структура больше не может управлять расширившимся организмом. Продолжение роста тогда означает либо распад организма (примером может служить биологическая смерть), либо реорганизацию внутренней структуры организма, которая снова смогла бы управлять расширившимся организмом. Развитие есть уже в простейшем живом организме. Уже в этом примитивном развитии заложен согласно Дейлу Харрису рост, который он называет "планируемое развитие". Оно начинается с постоянно повторяющегося постепенного деления клеток и дифференциации, благодаря которым формируются органы и организм в целом. Это фаза строительства. Потом следует фаза равновесия между созиданием и разрушением, в которую зрелый организм полностью выполняет свои функции. Наконец, наступает третья фаза, в которой преобладает разрушение и наступает смерть. Растение при этом процессе растет от ростка до стеблей и листьев и, наконец, цветов и семян. Это происходит в течение года. У многолетних растений это развитие повторяется - из корня, который один сохраняется и снова и снова дает побеги. И у животного есть жизненный цикл, состоящий из созидания, равновесия и упадка, каждый вид имеет при этом свою индивидуальную продолжительность жизни. Говорят, что жизнь животного определена хронотипически. Мышь достигает возраста полутора-двух лет, собака может прожить двенадцать лет, а человек примерно восемьдесят. При рассмотрении структуры организма выясняется, что процесс развития по определению протекает дискретно. Развитие - это рост, происходящий от структурного кризиса к структурному кризису. При этом развитие проходит несколько фаз: а)рост всего организма или его частей; 5)дифференциация и образование органов (образование субсистем); при этом функции, которые сначала глобально исполняла вся система, концентрируются в субсистемах, достигающих более высокой степени совершенства (образование органов); в)иерархизацищ определенные органы управляют другими органами, иногда это называют иерархической интеграцией; г)наконец, интеграция в новую систему; весь организм работает на более высоком уровне и с возросшей комплексностью. Биологическое развитие всегда финально-ориентировано. Все развивается к одной цели, поставленной в самом начале, к зрелому организму. В этом процессе играют роль созидание, равновесие и упадок.Этому закону подчиняются все живые организмы, не является исключением и человек. Позже еще будет сказано о цикличности фаз равновесия между созиданием и разрушением. До сих пор мы пребывали в надежной, известной области. У человека же целый ряд процессов развития происходит одновременно; они осуществляются в зависимости от обстоятельств по собственным схемам, но оказывают влияние друг на друга. Я хотел бы различить здесь три процесса развития: биологическое, психическое и духовное развитие. Когда мы говорим о психическом и духовном развитии, мы пребываем в той области, где господствуют спорные мнения. Различные школы и направления мысли все еще ведут друг с другом ожесточенный спор, в котором в ход нередко идут собственная непогрешимость и очернение всякого другого убеждения или взгляда. Исследование поведения и глубинная психология с одной стороны и экспериментальная психология восприятия и психотерапия с другой не имеют общей основы, на которой они могли бы встретиться. О различных концепциях человека, представленных терапевтическими направлениями, следует прежде всего сказать: венский психиатр Франкл ведет речь об усеченном облике человека биологии, психологии и социологии. Он называет эти различные концепции человека биологизмом (человек - биологический объект, продукт своей наследственности), психологизмом (человек формируется своим воспитанием) и социологизмом (человек есть продукт своей среды или своего класса). Эти обедненные образы человека слепы к духовному в человеке как специфически человеческому качеству. Человек в целом, каким его видит Франкл, управляется и подчиняется не слепыми инстинктами и влечениями, а также не формируется воспитанием и средой. Напротив, он ищет свой собственный путь, несмотря на инстинкты, влечения, среду и воспитание. Этот путь включает счастье и печаль, любовь и страдание как осмысленные аспекты пути развития, ведущего к полному человеческому бытию. Тридцать лет тому назад я написал книгу "Фазы развития ребенка". В этой книге, предназначенной для родителей и педагогов, я схематически изобразил лежащий в основе образ человека: человеческая душа (психика, которая проявляется в мышлении, чувствовании, влечениях и в центре которой находится наше повседневное “Я”) охватывает два полюса: на одной стороне сфера физического, из которой происходят инстинкты и влечения, на другой - сфера духовного, в которой покоится душа в реальном божественно-духовном мире. В этом мире собственное "Я" человека пребывает как духовное существо, которое постигается душой в осознании собственного "Я" и его осмыслении. Для объяснения приводимой здесь дискуссии я хотел бы еще добавить, что мышление самым тесным образом связано с миром духа и что воление теснейшим образом связано с психическим миром тела; чувствование занимает промежуточное положение, для многих людей это собственное качество психики. В средней фазе жизни, как показано в следующих главах, мышление, чувствование и воление индивидуализируются благодаря высшему "Я" и формируются как "душа ощущающая", "душа рассудочная" и "душа сознательная". Они развиваются последовательно и всякий раз придают
определенной фазе жизни собственную окраску. В последней фазе жизни мышление, чувствование и воление становятся еще более духовными, благодаря чему из мыслящей душевной жизни возникает инспирация, а из волеизьявляющей жизни души - интуиция (см. последнюю главу). В этой книге я хочу описать рост и форму развития во взрослое состояние и зрелость, которое происходит отчасти под давлением естественной закономерности, но может завершиться только тогда, когда человек хочет осуществить это развитие сознательно. Воспитание извне тогда заменяется воспитанием собственными силами, изнутри. Это самовоспитание иногда называют внутренним развитием. Только с помощью самовоспитания человек сможет реализовать только что упомянутое развитие мышления, чувствования и воления, только благодаря ему он сможет и полностью развить дремлющие в нем силы. Ум тогда созреет в мудрость, способность к контактам - в мягкость, снисходительность, а самосознание - в доверие. Эти три свойства являются отличительными признаками совершенно развитого человека. ДУХОВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ЧЕЛОВЕКЕ
Я уже описывал, как проникают в наше повседневное переживание "Я" (центр нашей психики) инстинкты и желания из телесно-биологической сферы и одновременно индивидуальные духовные цели, ценности и нормы из духовного "Я", называемого также высшим "Я". Иначе говоря, два силовых поля постоянно воздействуют друг на друга в человеческой душе. Одна сила приходит из сферы телесного, где сменяются потребность и удовлетворение потребности, другая - из сферы духовного, где сознательное "Я" попеременно направляет душу то во внешний мир, то внутрь себя. Экстраверсия и интроверсия следуют друг за другом как желание и удовлетворение. В экстраверсии психика или душа обращается чувствами к миру, она воспринимает краски и формы, восхищение и ужас, симпатию и антипатию. В интроверсии она поворачивается к собственному внутреннему миру, здесь она узнает воспоминания, здесь она переживает мысли, чувства и желания, здесь наряду с мышлением душу наполняют опыт и стремления, по крайней мере, пока она сознательна и жива. Глубинная психология, я думаю, показала, что душа остается активной и в бессознательном и полусознательном состоянии, во сне и в мечтах. Человеческий дух воспринимается нами как собственное (более высокое) "Я", придающее сознательно или бессознательно направление нашей жизни. Дух направлен на цель жизни, он всегда ориентирован на будущее, финально. Эта жизненная цель может ощущаться душой как призвание, мыслиться как план жизни или намеренно избираться как жизненный путь. Как в биологической области желание и удовлетворение связаны друг с другом как единство противоположностей, так взаимосвязаны в духовной сфере постановка цели и ее выполнение. Цель жизни может быть постепенно достигнута. Это означает удовлетворенность жизнью, ощущение радости бытия, которое – в противоположность инстинктивному ощущению счастья -не требует нового удовлетворения. * Если "Я" активно обращено вовне, оно выражается в творчестве. Творческое начало это активность духа в мире. Дух может проявить себя в произведении искусства, в научной или в социальной работе. В творчестве мы встречаемся с исконным элементом человеческой индивидуальности: мы познаем композитора в его музыке, большого ученого - в его научном методе, руководящее лицо в его социальных связях. Диаметрально противоположна творчеству мудрость. Мудрость вырастает не из деятельности, направленной вовне, а из способности ждать, из сдержанности, из активного душевного покоя. Молодежь лишь изредка бывает терпелива, все должно происходить тотчас же. Мудрость научила, что наступает понимание, если оно не вынуждено, что всему свое время. Мудрость основана на инспирации, а инспирация дословно означает "вдыхание". Мудрость означает "вдыхать", наполняться духом, нормами и ценностями, идеями и благоразумием, человечностью и тем, что стоит над человеком, верой, любовью и надеждой. Биологическое развитие осуществляется в полярности подъема и упадка. Психическое развитие происходит в полярности экстраверсии и интроверсии. Духовное развитие протекает в полярности творческого начала и мудрости. Основную роль при этом в молодости и в экспансивной фазе зрелого врозраста играет творчество, и во второй половине жизни – мудрость. Дух творчества и мудрость одновременно, и таким же образом душа экстравертная и интровертная, вдох и выдох мира, диастола и систола. Художники и ученые знают, что вдохновение, инспирацию невозможно вынудить. Инспирация возникает только там, где в борьбе за активный душевный покой непосредственный результат может отступить на задний план. Активная безмятежность возникает, если удается успокоить эмоции, овладеть всеми ассоциативными мыслями и отказаться от всех желаемых результатов. Это самое трудное, чего может достичь человек. Если в душе обнаруживается инспирация, то здесь говорит сущностная сила выражения души. Инспирация у экстравертно настроенной души выражается в творчестве, у интровертно настроенной души превращается в тихую мудрость. Здесь я понимаю под словом "мудрость" не только высокие философские системы, но прежде всего жизненную мудрость, которую можно найти всюду, во всех рангах и сословиях, при любой степени учености. Я находил мудрость у ремесленников точно также, как и у директоров. То же самое относится, конечно, и к недостатку мудрости. Во второй половине жизни недостаток мудрости заключается всегда в том, что не могут ждать, не могут отказываться от чего-либо, из-за чего принимаются слишком поспешные решения, которые в конце концов приводят человека к падению. Каждый диктатор (а ни одному диктатору нельзя отказать в творческом начале) погибает в конце концов из-за своего упрямства, из-за своей неспособности остановиться. Все только что описанные противоположности имеют середину. Эта середина не только кажущееся статическое равновесие между двумя противоположно направленными силами, но и собственная, активная сила в человеке. Собственно, она является сущностью человеческой жизни. Серединой между биологическим восхождением и нисхождением является здоровье, серединой между психическими экстраверсией и интроверсией - благоразумие (активное самообладание), и серединой между духовным творчеством и мудростью - человеческое счастье, удовлетворенность. Рюмке в своей книге "Этапы жизни человека" уже указывал на Фундаментальное различие между удовлетворением потребностей и удовлетворенностью жизнью. В своей трехчастности эти три противоположности выглядят следующим образом: восхождение здоровье спад экстраверсия благоразумие интроверсия творчество удовлетворенность мудрость
Здоровье, душевный покой и счастье являются итогом гармоничного развития. Этот аспект будет рассматриваться прежде всего в главе о психотерапии. При феноменологическом описании человеческой жизни я подробнее остановлюсь на только что названных очагах напряжения. Они играют в разных фазах жизни очень разную роль. В шестой главе я рассмотрю присутствующие в нашей культуре образы человека. При этом обнаружится, что у каждого из этих образов человека преобладает либо биологическое развитие, либо психическое развитие, либо духовное развитие. Я же, напротив, придерживаюсь мнения, что все три аспекта являются законными свидетельствами жизни человека. Только если мы рассматриваем все три процесса во взаимодействии, получается полная картина. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА Как введение в описание хода человеческой жизни я хотел бы набросать вкратце некоторые представления о человеке, на которых я позже, в главе 6, остановлюсь подробнее. (1) Механистически-материалистический образ человека, В конце 19 столетия человека рассматривали как "хомо машине" или "человек как дворец индустрии", этот образ еще в дни моей юности висел в витринах аптек. На нем человек изображался как совокупность различных деталей машин. Мозг был как бы центральной телефонной станцией, сердце - насосом, система пищеварения -угольной печью, трахея - дымовой трубой, из которой выходили клубы дыма. Тем временем в основном отказались от этого примитивного образа человека, но определенные составные части продолжают бродить как призраки. Одно из этих упорно сохраняющихся представлений - это представление о сердце как насосе. В качестве перехода от механистического к химическому облику человека можно назвать нынешнюю так называемую "медицинскую модель": химические процессы в человеке должны обогащаться и управляться химическими средствами, а также испытывать влияние этих средств. Это приводит к медицине, которая желает лечить химическими средствами, и к нашей современной фармацевтической индустрии, производящей эти средства тоннами и обрушивающей их на людей в западном мире. (2) Биологический образ человека. Сюда попадает прежде всего биохимический образ человека, для которого каждое внешнее проявление человека является прежде всего результатом сложных химических процессов. Под этим понимаются не только хими
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|