Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третья большая фаза жизни - сороковые годы




 

Биологический спад и возможности духовного развития.

"Теперь решающим является вопрос, можно ли найти другие, новые ценности", - так закончилось описание различных ценностных доминант средней фазы жизни. Вы увидите, что нахождение ценностей в фазе, которая будет обсуждаться теперь, уже не так просто.

В средней фазе можно было, так сказать, плыть по ветру. В нашей западной культуре почти неизбежно происходит сопоставление с материальными (ориентрованными на рассудок) ценностями, их впитывают почти автоматически. Вся наша культура еще отмечена душой рассудочной, в науке и технике, например, только в отдельных случаях имеются попытки развития, отмеченного сознанием.

Наша культура находится на пороге перелома, в котором будут искать и испытывать новые, найденные самостоятельно духовные ценности. Старые ценности магически-мифического прошлого погибли в рационализме, материализм окончательно покончил с ними. Если возродить к жизни веру и религию - и это имеет жизненно важное значение для социальных связей между людьми - тогда старый иерархический порядок духовных ценностей должен уступить место новой структуре, которую необходимо строить снизу вверх. Другие больше не решают, что хорошо для меня в духовной области, а я сам ищу себе реального или литературного учителя, которого я признаю за духовный образец и у которого я учусь до тех пор, пока не перейду к следующему. Таким образом кое-кто сделает открытие, что и старое содержание может получить новую реальность.

Ценности, которые мы должны найти заново, это ценности существования. Это значит, что мы можем не только признавать их как теорию или развивать их как их "приверженцы", но и сами "являемся" одновременно этими ценностями, реализуя их в нашем личном существовании. В поисках высшего "я" человек попадает в мир духовных реальностей, где все психические качества становятся силами, с помощью которых можно завоевать или победить эту духовную действительность. С каждым духовным шагом открывается, выражаясь феноменологически, новый ландшафт, с новыми встречами, которые, однако, в начале фазы не всегда могут быть только положительными. Третья большая фаза жизни (по китайской поговорке, фаза, в которую становишься мудрым) начинается в сороковые годы, если быть точнее: в 42 года. При этом среднем значении в каждом отдельном случае устанавливается более быстрое или более медленное развитие.

В начале этой фазы жизни - очень бурные годы. В биологическом отношении начинается время уменьшающейся жизненной силы. Для женщины на эти годы приходится, кроме того, отчетливо отмеченный конец репродуктивной фазы. Для мужчины это время повышенных сексуальных потребностей, которых женщина чаще всего не понимает. Психически эта фаза характеризуется сомнениями, отсутствием ориентиров и склонностью к принятию иллюзорных решений, причем могут наступать короткие мгновения ощущения счастья. В духовном смысле эти годы означают борьбу с пустотой: кажется, что потеряли почву под ногами и еще не обрели новую.

Реакция на эту ситуацию может быть совершенно различной. Многие, кто попадает в нее неподготовленными, пугаются, видят в ней доказательство собственной слабости, и считают, что должны изменить ее как можно быстрее. Они работают еще больше, еще ожесточеннее и агрессивнее делают карьеру, или пытаются заглушить голос слабости алкоголем, сексуальными приключениями, или пассивно наслаждаются телевизором. Некоторые пытаются сделать козлами отпущения жену, мужа или шефа, отравляющего им всю радость жизни. У мужчины встречается знакомое: "Мари меня больше не понимает", у женщины: "Ганс больше не интересуется мной". Эти чувства могут настолько возобладать, что начинают видеть себя и других, близких лиц, в образе - впрочем, очень реальном - двойника (ниже об этом будет сказано подробно).

На своем жизненном пути человек оказывается на своего рода распутье, и выбор, который он делает теперь, определяет дальнейшее течение жизни. Теперь решается, возможно ли реализовать желанный лейтмотив, или лейтмотив погружается в темные глубины подсознательного, где он весь остаток жизни представляет собой постоянную угрозу чувству самооценки. Сомнение в ценности экспансивной жизненной позиции, ориентированной на "Я", становится проблемой существования. Это заявило о себе уже в конце тридцатых годов. Кто до этого момента еще не занимался нематериальными ценностями жизни, должен воспринимать эту ситуацию как в высшей степени угрожающую. Для ощущения "Я" и самооценки открытие, что жизненные силы уходят и что становится все труднее делать и планировать все самому, является жестким ударом. К этому прибавляется еще глубокая неудовлетворенность собственным положением. Понятно, что и Марта Мере рассматривает четвертую (по ее подсчетам) фазу жизни от 42 до 56 лет, время вокруг середины сороковых как (разу предрасположенности к кризису. Она сравнивает ее с периодом полового созревания, которому также предшествует период уверенности, прерываемый внезапно открытием, что человек не знает себя и жизнь. Большое различие заключается в том, что первый период полового созревания происходит при восхождении линии жизни, второй - при нисходящей или при убывании жизненных сил. Хотя в обоих случаях старая гармония подвергается опасности, содержание кризисов в том и другом случае совершенно различно: тогда пытались всеми силами пробиться в "настоящую жизнь", сегодня при убывающих жизненных силах растет сомнение в ценностях это "подлинной жизни". Уменьшение жизненных сил основано на инволюции тканей тела. Каждый орган человеческого тела имеет собственную кривую жизни. У определенных органов -глаза, уши или эндокринные железы - продолжительность их жизни можно точно измерить; поэтому она известна точно. О продолжительности жизни других органов, например, системы обмена веществ или нервной системы, существуют довольно различные мнения.

Самое известное явление старения - это затвердение тканей линзы глаза, влияющей на аккомодацию, это означает: теперь нельзя больше читать без очков. В течение сороковых годов каждый, кто должен выполнять точные работы, нуждается в очках.

Каждый знает также из опыта, что легочная ткань становится менее эластичной; это отчетливо проявляется, когда после быстрого бега за отъезжающим трамваем или автобусом человек дольше, чем прежде, не может восстановить дыхание. Вся мускулатура также теряет эластичность; это приводит к тому, что пожилой человек для одной и той же работы тратит больше энергии. Это изменение происходит постепенно. Чаще всего его обнаруживают вдруг в определенной ситуации, где оно становится явным.

Самой важное и самое известное изменение - это изменение эндокринных желез. У мужчины и женщины перестают функционировать половые железы, но этот процесс протекает у представителей обоих полон очень по-разному (о значении для брака менопаузы у женщин и соответствующего явления у мужчин должно быть сказано в отдельной главе).

Известный американский гинеколог Элизабет Паркер в своей книге "Семь возрастов женщины" описала жизнь женщины в связи с физической линией жизни. При этом она привлекает психическое и духовное развитие, что редко встречается в такого рода книгах. Она описывает разнообразные формы менопаузы в трех фазах: до-менопаузу, менопаузу и после-менопаузу.

В период до-менопаузы жалоба женщины звучит часто так: "Я не знаю, что со мной происходит. Собственно говоря, я не больна, просто я чувствую себя плохо. Я нервна и раздражительна, моя семья страдает из-за меня. Мелочи могут вывести меня из себя, я все время плачу. Я совершенно потеряла способность радоваться жизни, меня беспокоит мое состояние".

У других женщин жалобы на физическое недомогание, которое не дает им уснуть: окамевшая спина, тянущие боли в руках и ногах. У них головная боль, которой раньше не было, или распухшие суставы, особенно пальцев. Некоторые женщины боятся, что у них что-то с сердцем, потому что ночью у них вдруг начинается сильное сердцебиение (удивительно, что такой приступ сердцебиения может служить симптомом явления, подобного менопаузе, и у мужчины; но только он наблюдается на десять лет позже).

Такие явления являются следствием переключения гормонального равновесия эндокринных желез. Функция яичников ослабевает, менструация становится нерегулярной, она либо ослабевает, либо, наоборот, усиливается. Продукт выделения женского полового гормона (эстрогена) вызывает повышенную активность гипофиза, что снова оказывает влияние на щитовидную железу и надпочечные железы - словом, все старое равновесие нарушено и пройдет еще несколько лет, пока не наступит новое равновесие. Но как только оно установится, исчезнут все жалобы менопаузы, женщина почувствует себя рожденной заново и разовьет новые, иногда неукротимые жизненные силы.

Мужская менопауза проходит иначе. Возросшие сексуальные потребности мужчины, проявляющиеся, как правило, в середине сороковых годов, могут рассматриваться как явления периода до-менопаузы. Наряду с этим эта гормональная перестройка вызывает, вероятно, и психическое беспокойство. Но обычно подобие менопаузы проходит у мужчин намного медленнее: предполагают даже, что сам процесс инволюции протекает только во второй половине пятидесятых годов. Физические явления шагают рука об руку с душевной лабильностью. У мужчины вдруг появляются слезы на глазах или комок застревает в горле, если какие-то обстоятельства задевают его душу. Кроме того, он склонен к приступам сердцебиения (тахикардия), которые могут продолжаться от нескольких минут до четверти часа. Они могут внушить мужчине большой ужас, потому что появляются у него обычно днем, во время работы, и производят впечатление опасности для жизни (что на самом деле не так). Но так как в период между 45 и 60 годами процент сердечных инфарктов действительно очень высок, приступ тахикардии производит, понятно, большое впечатление на этого человека и его окружение.

Конечно, правильно после такого приступа на всякий случай произвести обследование сердца.

Подлинная гормональная инволюция может продолжаться после этой до-менопаузы от десяти до двадцати лет. Одно из ее последствий - "болезнь всех старых мужчин", гипертрофия простаты, которая появляется с ослаблением мужских половых желез. Другое неприятное побочное явление, что пожилые мужчины в ходе персональной гормональной инволюции половых желез иногда предаются сексуальным фантазиям, которые приходят прежде всего в полусне и могут стать манией, если тот пытается отогнать их из соображений морали. Об этой проблеме мужчины говорят лишь в очень доверительных беседах. К счастью, для этого есть быстро действующие медикаменты. В Ветхом Завете эта проблема схвачена в истории о "Сюзанне в бассейне", наблюдаемой старыми рыцарями. Эти старики были не "из народа", но именно они делали это!

Отвлекшись темой мужского аналога менопаузы, мы затронули проблематику намного более позднего этапа жизни. Вероятно, стало ясно, что в сороковые годы у мужчины можно говорить только о явлении, подобном до-менопаузе, и что в эти годы проблема у мужчины проявляется больше в психической, прежде всего в духовной сфере. В психическом отношении мужчина переживает конфликт: с одной стороны, он хочет снова быть молодым, еще раз быть двадцатилетним и пережить еще раз всю экспансивную фазу, но уже с опытом, который он собрал в первый раз; с другой стороны, он хочет выполнить основную задачу своей жизни для реализации своего лейтмотива и для надежности духовной реальности, на которой основано собственное высшее "Я". Желание снова стать молодым (которое должно скрывать внутреннюю тоску по чему-то новому в жизни) может быть направлено в проекциях вовне: многие мужчины носят в этом возрасте свободную и спортивную одежду, приобретают пружинящую походку и стараются быть остроумными. Петух в мужчине становится явно заметным.

Но и женщины вдруг омолаживаются у косметологов и хотели бы, чтобы их принимали за старшую сестру их дочери. Иллюзия, что все еще можно начать сначала, еще раз стать двадцатилетним, должна, конечно, рассеяться, но есть мужчины и женщины, которые очень долго могут сохранять эту иллюзию. В этот момент решающим является вопрос, можно ли высвободиться из преувеличенного плена "Я", как называет это Юнг. Это процесс перестройки, который я хотел бы описать с помощью понятия "духовное созревание". Этот процесс идет рука об руку с новым чувством времени. До сорокалетия перед человеком только будущее. Все еще возможно, настоящее придет. Теперь будущее получает горизонт, границу. До пенсии еще двадцать пять лет, а что потом? Время бежит все быстрее, в то время как прошлое становится все продолжительнее. Волевой импульс становится слабее (требуется большее давление, чтобы иметь возможность сделать то же самое), прежде всего в работе с быстро меняющимся содержанием. Теперь больше интересуются работами, в которых играют роль знания, жизненный опыт и компетентность. В последние годы этой фазы ищут прежде всего творческой деятельности или большой работы комплексной духовной природы. Это относится ко всем профессиональным уровням, и следовало бы учитывать эту тенденцию в здоровой персональной политике для соответствующей возрастной группы (подробнее об этом в отдельной главе).

Процесс, который Юнг называет "освобождением из плена "Я", Марта Мере описывает следующим образом: "Слишком привязанный к "Я", стимулируемый желанием проявить себя и стремлением к власти, ориентированный на аспект полезности человек незадолго до приближающейся старости вступает в кризис переломного пункта своей жизни. Если он его преодолел, он должен наконец решиться, каким образом он будет двигаться навстречу концу своей жизни. "

Именно люди с духовными задачами, например, художники или политические руководители, по-настоящему могут развернуть бурную деятельность, они переживают пятидесятые годы как начало действительно творческой фазы. Леман (Lelimann) называет поэтому годы после кризиса эпохой больших руководящих личностей. Особенно для людей, кто по работе имеет дело с молодежью, например, для преподавателей и доцентов, годы кризиса означают действительное испытание. Кто преодолевает кризис и может освободить из плена "Я", развивается в действительно ведущий авторитет, который признается молодежью; кто не справляется со своим кризисом, тот проигрывает у молодежи. Молодежь тонко чувствует подлинность человека и отчетливо видит, цепляется ли кто-либо судорожно за свое место, свое знание или престиж. В этом отношении сороковые годы являются если не последней возможностью, то все же особым шансом в процессе потенциального созревания.

"Ни в один период жизни состояние души не является таким благоприятным для наиболее полного освобождения от плена "Я"и тем самым для развития подлинного сочувствия и самоотверженной готовности помочь, как теперь", - говорит Марта Мере. Я хотел бы здесь еще раз напомнить о различии, которое я сделал между биологическими инстинктами, психическими желаниями и духовными устремлениями или волевыми импульсами. На человеческую душу с двух сторон воздействуют силы, выражающиеся в переживании собственного бытия, "снизу" действуют инстинкты или желания, "сверху" -устремления.

"Я" должно в средней фазе жизни поднять "наверх" все инстинкты и желания и потом сопоставить их в душе со стремлениями. Результатом этого Процесса является развитие различных аспектов человеческой души, которые я вслед за Рудольфом Штайнером назвал душой ощущающей, душой рассудочной и душой сознательной ("Я").

В сороковые годы в распоряжении человека находятся все эти аспекты его психики, они могут быть теперь применены в дальнейшем ходе его жизни. В связи с этим возникает большой вопрос: для чего я хочу их использовать? Что я должен, собственно говоря, делать в этой жизни? Какова моя действительная задача?

Здесь, пожалуй, не будет неуместным сказать нечто личное. Когда мне было тридцать лет, я занимался теоретически всеми этими проблемами. Я точно знал, что будет, и думал, что я помчусь сквозь кризис на всех парусах, когда придет время. Но в действительности вышло иначе. Знание определенных процессе не устраняет необходимости при столкновении с ними пережить и перестрадать их. В течение нескольких лет я часто не спал ночами и задавал себе вопрос, что делать, в чем цель моей жизни. При этом у меня была интересная работа в качестве детского психиатра, и я руководил большим учреждением по воспитанию детей, имеющих затруднения и духовном развитии. Я сам создал эту работу, я был в окружении замечательных сотрудников. И все же! Ответ пришел с такой неожиданной стороны, что я сам до этого никогда бы не додумался. В экономических кругах меня попросили взяться за работу по обучению молодых/ необученных фабричных рабочих. По прошествии времени мне ясно, что это был действительно мой "лейтмотив", но это должны были донести до меня другие, и только после этого я сам смог это осознать. Я приступил к этой работе с особым старанием и особенной радостью, потому что мне много лет пришлось ждать этого с внутренним отчаянием. Я часто мог убедиться в том, что толчок приходит извне, но что на него не реагируешь, если еще не созрел Достижение зрелости -это процесс развития, которого не минует никто, даже знающий. И все же знание о кризисе сороковых годов имеет большое преимущество. Зная, что речь идет исключительно о себе самом, не впадают в ошибку искать в своем окружении или обстоятельствах козлов отпущения или препятствия. Если слова X. Кюнкеля "судьба приходит изнутри" справедлива, то как раз для этой фазы. Судьба приходит изнутри, даже если об этом тебе говорит внешний мир.

НАЧАЛО ПЯТИДЕСЯТЫХ ГОДОВ

 

В конце сороковых годов кризис постепенно ослабевает. Выясняется, найдено ли новое или нет. Если нет, то все последующие фазы становятся линией жизни, ведущей к трагическому. Человек все больше погружается в свою работу. Каждый одаренный молодой человек в экспансивной фазе своей жизни воспринимается как угроза. Все чаще считается, что надо настаивать на своих правах, даваемых рангом и положением, это значит: цепляются за свою номинальную позицию. Новое не может быть переработано, собственное прошлое и собственный жизненный опыт идеализируются. Сегодняшняя молодежь больше ничего не может, избалована, зарабатывает слишком много, нахальна и больше не уважает старших (те же высказывания можно прочесть в древнеегипетских текстах).

Кто так говорит, тот немного говорит о нынешней молодежи, но больше о своей собственной трагической ситуации. В профессиональной жизни такие люди для каждого предприятия являются обузой. Например, в одном управлении сидел руководитель отдела в возрасте середины пятидесятых, который привык приходить каждое утро за десять минут до начала службы, доставал толстую стопку бумаг из папки, швырял их на стол и вздыхал: "Вы, господа, можете спокойно проводить дома свои выходные дни. Если бы я не сделал работу, она никогда не была бы сделана. " Все опускали головы и бормотали: "Да, господин Мюллер", но за его спиной многозначительно указывали себе на лоб.

И такое замечание, как "я еще здесь, со мной еще нужно считаться, несколько лет дело еще будет находиться в моих руках", является лишь безнадежной попыткой утвердить авторитет, которого в действительности уже нет. Спрашивается, нельзя ли избежать такой ситуации при хорошей персональной политике. Позже я еще остановлюсь на этом.

Для человека, который преодолел кризис сороковых годов, пятидесятые годы являются своего рода освобождением. Горизонт расширяется, появляются новые и далеко идущие проблемы. Жизнь становится интереснее, повседневные проблемы отодвигаются. Теперь больше интересуются общими проблемами планирования и· руководства. Испытывают незнакомую и глубокую радость, наблюдая рост молодых людей в экспансивной фазе их жизни. При такой позиции можно помочь молодым людям советом и делом и заслужить их признание. Я уже говорил, как важно такое развитие для людей, которые профессионально имеют дело с образованием и воспитанием молодых людей.

Теперь появляются, новые творческие способности, например, можно быть в 35 лет хорошим прокурором или активным шефом, но теперь становятся выдающимся юристом и мудрым, доброжелательным начальником. Человек, развивающийся последовательно, достигает в середине пятидесятых годов второй творческой кульминации. Он может обобщить свой жизненный опыт и. упорядочить его, и у него еще достаточно жизненных сил, чтобы привнести его в свою работу. Это возраст для больших руководящих личностей.

И для женщины открыты две возможности. Негативная реакция выглядит так: менопауза позади, и она чувствует, что ее жизненные силы возвращаются, часто даже интенсивнее, чем до этого. Но она не нашла новой задачи и теперь жалуется: "Я никогда ничего не могла делать для себя. Все только для семьи, с утра до вечера я только вкалывала, никогда не было времени хотя бы почитать книгу, чаще всего я была все равно слишком усталой, чтобы взяться за что-либо. Теперь уже слишком поздно. Дети уже оставили дом. Муж с головой ушел в свою профессию, а я осталась ни с чем. " И она с яростью набрасывается на домашнее хозяйство, чистит то, что уже и так чисто, страет воображаемую пыль и тиранизирует свое окружение, беспрерывно жалуясь, что она одна должна делать всю работу.

Иллюстрацией к этому очерку может служить следующая история: один человек неожиданно скончался в возрасте начала шестидесятых годов. Нотариус вскрыл его завещание и зачитал следующее: последняя воля умершего быть кремированным. После этого его пепел должен был быть развеян по ковру жилой комнаты. Можно только догадываться, какое жалкое состояние могло привести человека к такому завещанию.

Из собственного опыта я знаю ситуацию пожилых, работающих женщин, я думаю, например, о старших сестрах в больнице. И здесь есть две возможности: старшая сестра срывает свое зло на сестрах-практикантках, и старшая сестра, которая может руководить молодыми людьми как мать и на участке которой всегда царит радостная и дружеская атмосфера,

В профессиях, связанных с воспитанием и уходом, выполняется тяжелая работа. Правильно, что женщины таких профессий уже в шестьдесят лет уходят на пенсию. Тогда у них еще достаточно времени и энергии, чтобы организовать жизнь по окончании профессиональной деятельности. Контрастом к чистящему домашнему дракону и озлобленной работающей женщине может быть женщина, использующая свой кризис в положительном смысле. Она с удовлетворением констатирует, что снова способна на многое, что теперь она наконец может осуществить новый аспект лейтмотива своей жизни. Она благодарна прожитому времени года, когда она могла жить для других. Теперь она может найти социальную задачу, наслаждаться своим садом или снова начать играть на инструменте, который раньше изучала. И, конечно, она будет сдержанно и с энтузиазмом вживаться в новую роль бабушки и еще раз создавать среду, в которой новое поколение детей чувствует себя в безопасности и слушает истории, которые нигде больше не могут быть рассказаны так живо.

ВРЕМЯ ПОСЛЕ 56-ТИ

 

Однако развитие еще не завершено. Примерно в возрасте 56 лет (удивительным образом этот возраст встречается почти у всех ученых) проносится новая гроза. Жизнь равномерно шла в последней фазе на высоком уровне: собственно, перед глазами была далекая перспектива, но мир воспринимается главным образом вокруг себя. Теперь взгляд снова обращается вовнутрь. Кажется, что все ценности можно еще раз пережить (Рюмке и Шарлотта Бюлер говорят об этой фазе также как о фазе старения; они отмечают, что решающим фактором здесь является приближающийся конец или по крайней мере реальность ухода на пенсию). Я хотел бы охватить проблематику несколько шире, хотя очевидно правильно, что важную роль играет встреча с концом своего рода инвентаризация.

Теперь у некоторых появляется чувство, что нужно еще раз преодолеть трудное время. Еще раз нужно пройти через "умри и восстань". Найденные ценности, собственно, не подвергаются сомнению, но становится ясно, что мы еще не по-настоящему усвоили их. Если мы честно спросим себя, что из результатов нашей жизни мы возьмем с собой, проходя врата смерти, то отпадет многое из того, что все еще связано со знаниями, положением и опытом. Многие переживают начало этой фазы как преддверие еще больших испытаний, у некоторых на первом плане чувство, что на них надвигаются еще задачи, которых они себе не желали. Для мужчины профессия тоже несет часто некоторые разочарования. Когда тебе больше шестидесяти, некоторые легкомысленно считают, что ты только отсиживаешь свое время, даже если и прекрасно работаешь. Еще раз нужно освободиться от того, что построил сам и что другие, конечно, будут продолжать по-другому. Раньше об этом размышлял только теоретически.Теперь самое время подготовиться к тому, что еще хочешь сделать, выделить то, что можно оставить, к взяться за то, что еще хочешь завершить. С растущим страхом понимаешь, что, может быть, сделаешь меньше, чем думал. Прошлое проходит перед тобой - непонятно, как тратил так много драгоценного времени на какие-то пустяки. Кто-то думает: "Если бы впереди у меня еще было время, которое я раньше пропускал как песок сквозь пальцы. " В этой жизни больше нет большого будущего - что же останется, наперекор всему?

В определенном отношении развитие жизни к 63 годам предварительно завершилось. Как маленькие дети, школьники, молодые люди мы прожили нашу юность, когда мы бесконечно много воспринимали Как обычно, этот мир приносит радость я страдание, впечатления, которые тормозят наше развитие, и переживания, которые способствуют движению вперед. Жизненно-душевные, материальные и духовные стремления определяли экспансивную фазу. В этой фазе можно было дать миру много рабочих сил, много дружбы и вражды, господства и послушания. С другой стороны, это была также фаза, в которую было возможно и необходимо усвоение старого опыта. Из этой фазы экспансивности мы вышли взрослыми характерами, людьми, которые знают, чего они хотят и чего они стоят. Кризис и инволюция, кульминация пятидесятых годов и, наконец, последняя, окончательная инвентаризация сделали из нас зрелых людей, развивших себе чувство различия между умом и мудростью, гордостью и скромностью. В последние годы перед библейским возрастом мы можем подвести итоги и настроиться на тишину и покой старости, но и на ее повышенную внутреннюю активность, из которой наконец вырастает доброта. Нужно приготовиться также к уменьшению физических сил и зависимости от других. Кто не помнит из своей юности историю о дедушке, который больше не смел есть за столом, так как он проливал свой суп. Он должен был сидеть в углу и есть из деревянной миски. Однажды отец видит сына вырезающим что-то из куска дерева. "Что это будет? - спрашивает он его. Тот отвечает: "Я делаю деревянную чашку для тебя, отец, когда ты будешь таким же старым, как дедушка.". Научимся ли мы признавать наш физический упадок или сможем умирать здоровыми? Это конкретные проблемы для каждого, кто готовится к старости. О самой фазе старости я не могу говорить. Кто может авторитетно рассматривать фазу жизни, которую он сам еще не пережил? Для которой он еще не может сравнивать собственный опыт с опытом, приобретенным в беседах с друзьями или терапевтами? Впрочем, письма и высказывания очень старых людей показывают, что последние годы переживаются очень по-разному. Так, один старый человек, которому уже далеко за восемьдесят, пишет, что полная зависимость помогла ему понять самого себя и реально и глубоко ощутить слова "Христос во мне". Другие старые люди отчаянно цепляются за жизнь, которая медленно уходит от них.

Известно, что творческие силы можно развивать и в глубокой старости. Примерно двадцать лет тому назад Грандма Мозес, женщина, начавшая рисовать почти в 80 лет, имела большой успех у публики со своими выставками и иллюстрациями в журналах. Многие последовали за ней, не всегда с тем же успехом, но всегда с большим внутренним выигрышем. Старый Гете так охарактеризовал фазы жизни: ребенок - реалист, юноша - идеалист, мужчина - скептик и старик - мистик.

Важной задачей является помощь старым людям организовать творческий и все же плодотворный вечер жизни. Также, как для детей должна создаваться культура семьи, так и для старых людей должна существовать культура, возникающая в приютах и распространяемая ими. Дома для престарелых должны были бы стать центрами, в которых проходят доклады, концерты и творческие курсы, в них также могут участвовать и люди, живущие по соседству. Обе стороны могут выиграть от этого, у соседей был бы центр, где есть интересные вещи, и старые люди не потеряли бы контакт с живым миром вокруг них. Известно, что состояние здоровья активных старых людей лучше, чем у стариков, которые живут только радио и телевидением и не тратят сил на творческую деятельность. Есть много художников, которые создали свое лучшие произведения в возрасте старше семидесяти лет. По преданию, японский художник Хокусаи сказал, что все, созданное им до 73 лет, ничего не стоит, его художественная карьера началась только после этого. Тициан написал свои самые захватывающие картины почти в возрасте ста лет. Верди, Рихард Штраус, Шютц, Сибелиус и другие композиторы работали до восьмидесяти лет. Список музыкантов, которые были творчески активны в возрасте свыше семидесяти лет, слишком длинен, чтобы можно было его здесь привести. Писатели, художники и музыканты по сравнению с учеными и предпринимателями могут часто дольше выполнять свою работу. Причина, вероятно, в том, что в глубокой старости все глубже погружаются во внутренний мир, в то время как способность восприятия того, что происходит во внешнем мире, ослабевает. Я часто был свидетелем того, как у старых предпринимателей, которые не хотели освобождать свое место, сохранялись интеллигентность и опыт, но способность правильно оценить новую ситуацию быстро уменьшалась. Из-за этого некоторые уже достигшие успеха предприятия оказывались на грани краха и банкротства.Как только речь заходит о достижениях более зрелого человечества, становится ясно, что старческая мудрость может проявляться в мире без времени. Для каждого, кто еще активен, здесь открывается широкое поле деятельности. Теперь можно подвести итог сути жизни и найти мир ценностей и идей, которые больше не являются преходящими.

III. РАЗВИТИЕ МУЖЧИНЫ -

РАЗВИТИЕ ЖЕНЩИНЫ –

ЖИЗНЕННЫЕ ФАЗЫ И БРАК

 

"Год женщины", в который так подчеркивалось равноправие женщины, вселил в нас скорее неуверенность, чем ясность в данном вопросе. В этой главе я исхожу из того, что мужчина и женщина в своем духовном развитии, то есть в формировании своего "Я", равноправны. Они являются людьми и как таковые обладают индивидуальностью, которая все интенсивнее определяет путь развития в ходе жизни. И все же надо быть слепым, чтобы отрицать биологические различия между полами. Мужчина и женщина биологически дополняют друг друга, они нуждаются друг в друге для сохранения вида, как это имеет место у всех высокоорганизованных существ. Там, где содержание душевного переживания находится под влиянием биологического или одновременно биологических и духовных сил, мужчина и женщина будут и психически реагировать по-разному.

На психику мужчины и женщины воздействует два различных силовых поля. Различные импульсы и стремления проникают из области биологических инстинктов в душу, а из духовных устремлений у обоих полов следуют те же проблемы индивидуальности. Так как человек представляет собой единство грех аспектов - а именно, тела, души и духа - то и духовный путь становления индивидуума будет протекать у мужчины и женщины с различными нюансами. Каждая индивидуальность единственна в своем роде и все же равноценна, даже если бы уровень духовного развития и моральные качества были различными. Ценность индивидуальности зависит в конце концов не от того, в каком месте своего пути развития находится человек, почему и старец не более и не менее важен, чем ребенок. Кто приобрел больше благоразумия, тот и несет большую ответственность в своей борьбе за решение моральных и социальных проблем или вопросов знания. Поэтому я подчеркиваю, что каждый индивидуум равноценен как человек, имеющий стремления. Я говорил где-то: "Человеческая душа - это гражданин двух миров, духовного и биологического. " На биологическом воздействии основано различие душевных переживаний мужчины и женщины.Представитель глубинной психологии К.Г. Юнг за свою богатую долгую жизнь феноменологически описал не только душевную жизнь своих деятельных и мечтательных пациентов, но и жизнь своей собственной души. Он был тонким наблюдателем, который всегда пытался познать определенные явления без шор какой-либо теории или системы, желая избежать того, чтобы видеть определенные явления слишком остро, других же не рассмотреть вовсе. Он хотел быть и оставаться психологом, а не блуждать в дебрях теологии или философии. Некоторые упрекали его в недостатке систематичности, некоторые с трудом находят доступ к его обширным работам. От его внимательного взгляда не ускользнуло то, что мужчина и женщина не просто дополняют друг друга, но что каждый мужчина в глубине своей души имеет женскую компоненту, а каждая женщина - мужскую. Эту "картину души" Юнг называет anima мужчины и animus женщины. Для мужчины, чье биологическое существо выражается в активности, направленной вовне, в завоевании и подчинении, эта anima, которая может явиться ему во сне в виде женского существа, останавливает его и поясняет, что ему угрожает опасность забвения своего лейтмотива. Anima и animus - это нечто совершенно иное, чем грубо биологический эдипов комплекс. Anima находится на службе стремлений, которые, как мы видим, в течение жизни действуют на трех различных уровнях. Находиться на службе стремлений здесь означает устанавливать нормы и поощрять дальнейшее развитие на пути воплощения лейтмотива.

В своих произведениях Юнг приводит много примеров глубоких снов anima и animus, которые иногда возвращаются снова и снова, пока заключенные в них ценности не будут поняты и приняты.

В биологическом отношении человек является прежде всего двуполым. Первобытная почка, в которой в ранней эмбриональной фазе заложена вся мочеполовая система, долго развивает обе системы органов, пока в определенный момент не победит мужская или женская система, а другая не отстанет в развитии. У взрослого мужчины и взрослой женщины еще есть остатки органов другого пола. Также и грудные железы у мужчины и женщины расположены одинаково, только у женщины они развиваются полностью.

То, что потенциально заложено, а физически не развилось, продолжает существовать и влиять на психику, но не гормональным путем или посредством физически-биологических инстинктов и раздражений, а в более глубоких слоях бессознательного.

Юнг различает три слоя бессознательного:

(1)личное бессознательное; оно содержит наши воспоминания и вытесненные впечатления и комплексы, которые мы приобретаем в течение нашей жизни;

(2)коллективное бессознательное; оно содержит эмоции и инвазии, общие для целых групп, например, народов и рас.

(3)архетипы; они имеют общечеловеческий характер, их образный язык во всем мире одинаков.

Архетипы познаются в символах, их находят во всех религиях и во многих сказках. В своем общечеловеческом они содержат одновременно нечто от того, что Юнг называет характером animus. Они служат стимулом и одновременно воздействуют на совесть, если человеку угрожает опасность опуститься ниже своего человеческого уровня.

Anima и animus относятся к важнейшим архетипам. Там, где мужчине угрожает опасность стать односторонне мужественным и потерять человечность, ariima выдвигает требование о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...