Вторая половина тридцатых годов
Для большинства людей в период, предшествующий непосредственно началу сороковых лет, продолжают существовать вначале в неизменном виде отношение к жизни и уверенность в себе, завоеванные в первой половине тридцатых годов. Во многих личных беседах и групповых разговорах слышишь снова и снова: "Я знаю, что следует наверстать, романтика двадцатых годов позади, я стал реалистом, в этом мире важно лишь то, что я могу, нужно подняться достаточно высоко, чтобы реализовать то, что я могу и знаю. " - "Я спланировал свое будущее, побуду еще года три в этом положении, потом уйду и найду себе более высокую должность в небольшом предприятии", или же: "Я знаю пределы своих возможностей, постерегусь их превышать, для меня не действителен "принцип Петера", мне здесь хорошо, если повысится жизненный уровень у всех, я получу свою долю. "А потом случается непонятное: "как тать в ночи" в этот надежный и спланированный мир прокрадывается сомнение. Да, действительно ночью: просыпаешься и не можешь больше уснуть, в голове проходят события дня. Маленькие неприятности, дела, которые не удались, волнуют, собираешься сказать тому или другому наконец-то свое мнение, потом наступает полусон и вдруг кошмарное представление: "Мне уже почти сорок, мне еще 25 лет до пенсии. Бог мой еще 25 лет одно и то же! Я же знаю, что не могу больше ожидать ничего нового, самое большее - одни и те же проблемы, но с другой стороны. Двадцать пять лет! Откуда должно появиться что-то действительно новое? В моем браке? Ну да, знаем друг друга, дела идут не хуже, чем повсюду, но что-то новое в этом браке? В моей работе? Я же знаю, чего там следует ожидать, во всяком случае не много нового! Откуда же тогда оно должно появиться? Начать новое хобби? Или купить парусную лодку, пригодную для плавания в открытом море?" На следующий день все проходит и жизнь идет своим обычным ходом.
Но такие мгновения возвращаются, теперь уже среди бела дня, даже во время конференции! Вдруг уже не можешь больше сосредоточиться! Если мужчина намекает об этом дома, то жена считает, что он должен пойти к врачу, конечно же, он переработал. Неудивительно при таком образе жизни! Врач не может найти ничего особенного, умно говорит о необходимости меньшего напряжения и об опасности инфаркта и т.д., и т.п. "Ему хорошо говорить. Он, что ли, позаботится о меньшем напряжении после последнего слияния, когда каждый должен бояться за свое место? Молодежь только и дожидается возможности занять наши места. " Но может пойти и иначе: ты доволен работой, представляющей много позитивных социальных и культурных возможностей, ты счастлив в семье. У тебя хорошее взаимопонимание с подрастающими детьми и их друзьями, в твоем доме вращаются приятные молодые люди - с ними можно было бы самому помолодеть! Но вдруг закрадывается абсурдная идея: если бы я знал, каково мое действительное предназначение в этой жизни! Супруга снова успокаивает: Ты созрел для отпуска, давай погуляем, после этого все снова будет иначе. Ты же любишь свою работу, ты ведь не хотел бы поменять ее ни на что другое? После каникул снова наступает улучшение, но... Червяк гложет и гложет, и как только внутри становится тихо, он становится все слышнее... Это несколько понятий на тему, которую пытаются определить понятием кризис ценностей или переход к новой доминанте ценностей. В тридцатые годы успешно пользовались определенной системой ценностей. Все шло хорошо, или было по крайней мере принципиально разрешимо, пока действовала эта система ценностей. И эта система казалась единственно возможной и действенной.
Но если теперь вся система пошатнулась, если цель, к которой человек стремился и которая казалась такой желанной, вдруг стала пустой и ничего не говорящей, если больше не может быть удовлетворения, которое она обещала, тогда - да, тогда действительно теряют почву под ногами! Страх перед этой пропастью может быть снова отодвинут в бессознательное как угрожающий призрак, где он может сохраняться несколько лет. Но его можно просто преодолеть, беря все больше работы, выпивая рюмку крепкого шнапса, занимаясь поисками эротических приключений или одурманивая себя в полусне телевидением... Но страх, отдовигаемый в сферу бессознательного, остается активным. В разговоре с сорокадвухлетним директором одного предприятия, который вдруг не захотел ничего делать, это чувство выразилось так: "Вы знаете, что я построил свое предприятие на деньги, взятые взаймы. Я проработал упорно двенадцать лет, чтобы выплатить долг. Все время я думал, что как только я это сделаю, начнется настоящая жизнь, тогда я стану самостоятельным человеком и отправлюсь в большое путешествие. На прошлой неделе это чуть было не осуществилось. Но мне не до каникул. Я нахожусь в состоянии глубокой депрессии. Я должен еще тридцать лет сидеть сиднем за одним и тем же письменным столом, заниматься теми же проблемами, и кроме того, очарование самостоятельности исчезло... Как Вы думаете, не продать ли мне предприятие и не начать ли где-нибудь все сначала? Тогда у меня по крайней мере снова будет что-то, для чего я смогу жить! " Но все бесполезно - от себя не убежишь. Нельзя еще раз стать девятнадцатилетним, нельзя избавиться от кризиса ценностей, хотя его можно надолго отодвинуть. Ничего не возразишь против того, что кто-то хочет делать что-то иначе, но он сначала должен иметь возможность делать привычное по-другому, тогда в большинстве случаев не будет необходимости менять профессию или место. "Делать обычное по-другому" означает вначале найти новые ценности, для которых можно жить. Они приходят из области духовных интересов. Поэтому Марта Мере обозначает проблематику этих лет понятием развития "духовно-душевных устремлений". Рудольф Штайнер называет это развитием души сознательной, осознанием духовной личности в мышлении, чувствовании и волении. Здесь речь идет о проблеме, для решения которой требуется обращение к воле.Разум имеет дело с системой ценностей, с помощью которой упорядочивают явления. Хирург Зауэрбрух однажды выразил это своими словами: "Рассудок - это девка, с которой можно произвести на свет любое духовное дитя. " Но систему ценностей определяет воля, которая избирает и принимает решения.
Я уже говорил, что духовное развитие человека в начале сороковых годов находится на распутье. Или оно уменьшается вместе с биологическими функциями, или поднимается в совершенно новые сферы, где пробуждаются совершенно другие творческие силы, делающие возможной вторую кульминацию творческих сил человека. Этот подъем приходится на вторую половину пятидесятых годов и продолжается в некоторых случаях до 70-х, хотя обычно после 65 отмечается явный спад. Но при этом нужно спросить себя, не обусловлен ли этот спад во многих случаях культурой, а именно той ролью, которая в нашем обществе отводится пенсионеру. Рассмотрим еще раз среднюю фазу жизни как целое, грубо говоря, время с 21 до 42 лет, в этом случае в ней различаются три основных периода со своей доминантой ценностей: Развитие души ощущающей с инстинктивной силой жизненно-душевных стремлений. Это период "ликования до небес - печали до смерти", время экспансии и самовоспитания; время, когда основывается семья и меняются трудовые отношения. Развитие души рассудочной. Это период, когда преобладают "материальные стремления"; время большой активности и выдающихся достижений в системе ценностей, основанной на деловитости. Развитие души сознательной. Это период, когда начинают прорываться "духовно-душевные стремления", время, когда снова колеблется уверенность только что за вершенной материальной фазы и благодаря этому становится возможным достойный шаг в совершенно новую важную фазу жизни, в третью большую фазу, в которую человек вырастает для зрелого человеческого бытия. Гвардини уже указывал на то, что нет ни одной фазы жизни, которая была бы более или менее важной, чем другие. В каждой жизненной фазе человек может быть совершенно тем, чем он должен быть в этот момент. С детства до юности он "еще не взрослый человек", а целиком и полностью ребенок с собственной задачей развития, которая в общем плане полного осуществления жизни также важна, как и задача пятидесятых годов. Обе задачи человек может либо проспать, либо осуществить, одна так же важна, как и другая. В середине жизни с 21 года и до 42 лет сформировался характер в преодолении сопротивления реальности. Трезвость и деловитость являются ценой, которую нужно было за это заплатить. Теперь решающим является вопрос, можно ли найти другие, новые ценности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|