Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема IV. Основные формально-логические законы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА»

 

ЛОГИКА

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для студентов заочной формы обучения

 

Саратов 2006

 

 

Методическое пособие по дисциплине «Логика» для студентов заочной формы обучения / Сост. И.Д. Невважай.

 

 

Пособие содержит учебно-тематический план, контрольные вопросы к зачету, планы лекций и семинарских занятий, список литературы для самостоятельного изучения, методические реко­мендации к изучению дисциплины «логика».

Для студентов высших юридических учебных заведений (специальность 03050165, направление 03050062 «Юриспруденция»).

 

УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ЛОГИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

№ п/п   Наименование разделов и тем Общее кол-во часов Кол-во аудит. часов Кол-во часов Кол-во часов на сам. работу Форма контроля
Лекции Семи- нары
1. Понятие           Контр. тест
2. Суждение           Контр. тест
3. Умозаключение в том числе:           Контр. тест
  Дедуктивное умозаключение            
  Индуктивное умозаключение            
4. Логические основы теории аргументации           Контр. тест
  ИТОГО:            
  Итоговый контроль зачет

 

ПРОГРАММА

Курса «ЛОГИКА»

для студентов высших юридических

учебных заведений

Тема I. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

 

Мышление как предмет изучения логики. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Роль языка в познании.

Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Содержание и логическая структура мысли. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие логического закона. Возникновение логики как науки. Формальная логика и диалектический метод познания. Основные этапы развития традиционной формальной логики. Математическая логика.

Теоретическое и практическое значение логики. Роль формальной логики в юридической деятельности. Логика и правовое нормативное мышление.

Место логики в системе гуманитарных наук.

 

Тема II. ПОНЯТИЕ

Понятие как форма мышления. Выражение понятий в языке. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.

Содержание и объем понятия. Признаки предметов и их виды. Признаки существенные и несущественные, общие и единичные. Свойства и отношения как признаки. Содержание понятия и состав преступления.

Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Отношения принадлежности элемента к классу и включения класса в класс.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Виды понятий. Общие, единичные и нулевые понятия. Регистрирующие и нерегистрирующие понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные понятия. Положительные и отрицательные понятия. Собирательные и несобирательные понятия. Полная логическая характеристика понятия.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, пересечение, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями. Проблема специфики правовых понятий.

Логические операции с понятиями.

Операции с классами (объемами понятий): пересечение, объединение, разность классов, дополнение.

Обобщение и ограничение понятий, их пределы. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний.

Определение понятий, его структура. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Явное определение через род и видовое отличие. Генетическое определение как его разновидность. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении. Неявные определения: контекстуальные, через отношение к своей противоположности, остенсивные, индуктивные, через аксиомы.

Приемы, сходные с определением: сравнение, описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др.

Теоретическое и практическое значение определений в правовых науках.

Деление понятий, его структура. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и возможные ошибки в делении.

Классификация и её виды. Классификация по существенным признакам (естественная). Классификация по несущественным признакам (вспомогательная). Классификация и типология.

Значение деления и классификация в науке и практике.

 

Тема III. СУЖДЕНИЕ

 

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения.

Простое суждение, его состав. Термины суждения: субъект и предикат. Виды простых суждений: атрибутивные (категорические) суждения; суждения с отношениями (релятивные); суждения существования (экзистенциальные). Суждения с простыми и сложными предикатами и субъектами.

Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству). Выделяющие и исключающие суждения. Распределенность терминов в суждениях. Круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях.

Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквивалентности. Условия истинности сложных суждений (табличное определение). Комбинированные сложные суждения. Логический анализ сложных суждений и толкование норм права.

Отношения между суждениями по истинности. Отношения совместимости: эквивалентность, логическое подчинение, частичное совпадение (субконтрарность). Отношения несовместимости: противоречие (контрадикторность), противоположность (контрарность). «Логический квадрат».

Деление суждений по модальности. Логическая и фактическая (онтологическая) модальности. Основные категории алетической модальности: необходимость, возможность, случайность. Понятие эпистемической, деонтической, аксиологической, временной и других модальностей.

Логическая характеристика норм права. Проблема истинности норм права. Логическая связь между понятиями «обязательно», «разрешено» и «запрещено».

 

Тема IV. ОСНОВНЫЕ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

 

Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность.

Значение основных законов (принципов) логики для правильного мышления. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Соблюдение законов логики – необходимое условие достижения истины в познании.

 

Тема V. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общая характеристика умозаключения, его структура: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением. Понятие логического следования. Логически необходимые и вероятностные (правдоподобные) умозаключения. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии.

 

Дедуктивные умозаключения

Понятие дедуктивного умозаключения. Необходимый характер логического следования в дедуктивных умозаключениях.

Выводы из категорических суждений. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату. Выводы по «логическому квадрату».

Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Правильные модусы. Общие правила силлогизма. Специальные правила фигур. Отбор правильных модусов с помощью круговых схем.

Сокращенный силлогизм (энтимема); восстановление силлогизма из энтимемы. Понятие о сложных (полисиллогизмы) и сложносокращенных (сориты и эпихейремы) силлогизмах.

Выводы из суждений с отношениями. Основные свойства двухместных отношений: рефлексивность, симметричность, транзитивность. Умозаключения, основанные на свойствах отношений.

Выводы из сложных суждений. Чисто условные умозаключения. Условно-категорические умозаключения: утверждающий и отрицающий модусы. Разделительно-категорические умозаключения: утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения: конструктивная и деструктивная дилеммы.

Индуктивные умозаключения

Понятие индуктивного умозаключения. Связь индукции с опытными обобщениями. Виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукция.

Полная индукция. Структура умозаключения. Демонстративный характер выводов полной индукции.

Неполная индукция. Виды неполной индукции: популярная и научная.

Популярная индукция. Перечислительный (энумеративный) характер популярной индукции. Проблематичность индуктивных обобщений. Понятие вероятности. Вероятностная оценка степени обоснованности индуктивных обобщений. Условия, повышающие степень вероятности выводов популярной индукции.

Научная индукция. Принципы отбора и исключения (элиминация), ограничивающие возможность случайных обобщений.

Индуктивные методы установления причинных связей. Свойства причинной зависимости – основа индуктивных методов обобщения. Роль дедукции в методах установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Объединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.

Понятие о многофакторных индуктивных обобщениях.

 

Умозаключение по аналогии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...