Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бум журналов: бесполезное – полезно




Газетный бум: от взлета к падению

В 90-х годах прошлого века Челябинская область была, пожалуй, регионом №1 в России по динамике развития газетного рынка (не считая Москву и Санкт-Петербург). На Южном Урале довольно рано появились первые частные деловые газеты – «Деловой Урал» и «Уральские коммерческие ведомости»; в числе первых был освоен сегмент бесплатных газет – «Дело», «Челяба». Сверхудачно работала газета бесплатных объявлений «Тумба», высоким качеством материалов славились ежедневные газеты – «Челябинский рабочий» и «Вечерний Челябинск», достойно выглядели официальные рупоры власти – «Хроника», «Народная Дума», «Южноуральская панорама».

Ситуация изменилась в 2004–2007 гг. Челябинские СМИ с местными хозяевами уступили позиции федеральным холдингам – «Комсомольской правде», «АиФ», «Московскому комсомольцу», «Из рук в руки», «Труду». Именно федеральные СМИ с местными челябинскими вкладками сейчас доминируют в газетном сегменте медиарынка Челябинской области.

Тем не менее, история челябинских газет весьма любопытна, свою долю на рекламном рынке и в борьбе за читателя они имеют. О прошлом и будущем СМИ Челябинска, о том, кто ими владеет, мы готовы рассказать.

Бесплатные газеты

Пионером в сегменте бесплатных газет был бывший школьный учитель русского языка и литературы Игорь Фендриков. В 1990 году он первым в Челябинске реализовал идею бесплатной газеты с простейшей творческой моделью – минимум содержания, максимум объявлений. Газета получила название «Дело» и в начале выходила смешным форматом А4 и очень небольшим тиражом. Однако за считанные месяцы увеличились и формат, и тираж, и объемы рекламы, а, соответственно, – прибыли. Вслед за лидером начали работать в новом для Челябинска, да и для всей России, сегменте «бесплатные газеты» другие игроки: «Ва-Банк» (хозяин – Владимир Манаев), «Челяба» (хозяин – Борис Киршин) и «Уик-энд» (хозяин – Владимир Махалов). Намного позднее к ним присоединились «Соседи» (Михаил Юревич), «Итоги 74» (Артур Никитин), «Метро 74» (Валерий Алешкин). Увы, пионеров этого вида медиабизнеса – «Дело», «Челябу» и «Уик-Энд» – постигла печальная участь: не выдержав конкуренции, и в силу других причин, эти СМИ прекратили свое существование или, значительно снизив тиражи, уступили свои лидирующие позиции.

«Деловой Урал» и другие

Первая челябинская газета, в учредителях которой было негосударственное предприятие, по совместительству оказалась и первой газетой, которую с долей условности можно назвать деловой. В декабре 1988 года появился коммерческий еженедельник «Контакт». В активно развивавшемся кооперативном движении он попытался соединить покупателя и продавца. Интересно, что попытка была предпринята не кооператорами, а журналистами. Возглавил издание Юрий Вишня. Дебют оказался удачным – еженедельник с тиражом, в разные годы колебавшимся от 40 до 100 тысяч, распространялся в розницу и по подписке в 74 городах России. И стал, по сути, первой национальной газетой, издававшейся не в Москве.

Появление региональной бизнес-газеты 90-х – «Делового Урала» («ДУ») – тоже было связано с желанием соединить покупателя и продавца. Но сделано это было уже представителями бизнес-среды. В начале 90-х, в период оформления биржевого движения, челябинская фирма «Хорда», сложившаяся на базе одноименного городского клуба интеллектуальных игр, открывает брокерские конторы на нескольких крупных биржах – Московской товарной, Российской товарно-сырьевой, Челябинской универсальной. И практически сразу сталкивается с проблемой, где найти покупателей и продавцов.

Идея создать газету для размещения биржевых сводок пришла в голову лидеру «Хорды» Александру Никелю. Однако, отдав под саморекламу бизнеса одну полосу, он решает этим не ограничиваться и вменяет в обязанность руководителям брокерских контор собирать интересную предпринимателям деловую информацию. Ею, в основном, стали новости, биржевая аналитика и прогнозы по отраслям.

В этот период издание «Делового Урала» ежемесячно обходилось «Хорде» в сумму порядка миллиона рублей. Основные затраты шли на курьера, еженедельно летавшего в Москву за материалом для номера, и на издание и доставку тиража, равнявшегося в первый год 240 (!) тысячам экземпляров. Столь большой тираж у газеты появился благодаря... «Челябинскому рабочему». «Мы предложили руководителю областной почтовой службы Николаю Варчаку за определенную плату разнести по подписчикам «Челябки» нашу газету, – рассказывает один из топ-менеджеров газеты Кирилл Зернов. – Как выяснилось потом, это был в России прецедент, поэтому Варчак согласился не сразу – не знал, какую сумму назначить». Схема оправдала себя уже тем, что среди адресатов были не только частные лица, но и организации. Через три месяца газета таким же образом «обкатала» Свердловскую область, а затем и весь Урал. В результате, на следующий год через объявленную подписку и продажу в рознице тираж «Делового Урала» составил около 20 тысяч.

Примечательно, что именно с тиражом «Делового Урала» было связано первое судебное разбирательство на эту тему. Практически единственный конкурент – начавшая выходить также в феврале 1992 года газета «Уральские коммерческие ведомости» (основными учредителями были «Коммерческий центр» Сергея Машкауцана и «Форум-банк» Георгия Джавашвили) – опубликовала на своих страницах материал о том, что «ДУ» завышает тиражи.

Этот спор «Деловой Урал» проиграл, но выиграл в общем зачете. Разорившиеся в 1993-94 годах учредители «Уральских коммерческих ведомостей» закрывают газету. «ДУ», в отличие от соперника, остался на плаву, но и для него 1994 год стал переломным. Собственником газеты, после множества пертурбаций, стал Союз предпринимателей малого и среднего бизнеса, возглавляемый Василием Кичеджи. Став подконтрольной Кичеджи, газета, в основном, сохраняя свою специфику, начинает использоваться как предвыборный инструмент. Сугубо политической она становится уже в руках купившего ее в 1997 году Валерия Гартунга. Как агитка, «Деловой Урал» перестает продаваться и переходит на бесплатное распространение.

К своей изначальной концепции «Деловой Урал» вернулся только после губернаторских выборов 2000 года. Параллельно с ним Валерий Гартунг решил развивать еще один проект – ежедневную газету «Новости». Однако планам помешала состоявшаяся спустя несколько месяцев встреча с Петром Суминым. Губернатор предложил оппоненту в качестве акта примирения избавиться от собственных СМИ. В результате, газета «Новости» была закрыта, договор на ретрансляцию «Нашего радио» продан свердловчанину Николаю Грахову, телекомпания «Деловой Урал» досталась коллективу, а одноименная газета – Подопригоре и Зернову. В 2001 году «ДУ» становится собственностью УГМК. Причиной сделки оказалось удачное название, которое идеально подходило для экономического еженедельника, выходящего на весь Урал. В таком статусе газета просуществовала еще около года и была закрыта Андреем Козицыным, избавлявшимся в тот период от своих активов.

«Челябинский pабочий»

 
Борис Киршин

До октября 1991 года крупнейшая газета области «Челябинский рабочий» был органом. Органом обкома КПСС и Совета народных депутатов. Все карты «спутал» путч ГКЧП. И хотя руководство «ЧР», в отличие от «Вечерки», в те тревожные дни заняло «выжидательную» позицию, после победы демократии в числе первых заявило о своей независимости.

Поскольку компартия после путча была в стране временно запрещена, то номинальным хозяином оставался лишь Совет народных депутатов во главе с будущим губернатором Петром Суминым. Именно к нему и обратился недавно избранный журналистским коллективом редактор «Челябинского рабочего» Борис Киршин с просьбой отпустить газету «на вольные хлеба». Понимая, что в смутное время Совету важнее подумать о собственном существовании, чем влезать в новые конфликты, Сумин соглашается, и в конце октября 1991 года «Челябка» официально стала собственностью коллектива газеты.

При этом акции получили все работающие и даже бывшие работники «Челябинского рабочего» – от корректоров и водителей до только что принятых в штат молодых сотрудников секретариата. В расчет принимались, в первую очередь, стаж работы в газете и действующий оклад акционера.

Однако руководство газеты, посчитав дело сделанным, сочло для себя необязательным зарегистрировать выпуск акций вновь созданного ЗАО «Челябинский рабочий». Да, в общем-то, никто особо и не требовал: власть молчала, акционеры получали хоть и не очень большие, но регулярные дивиденды, руководство газеты занималось рутинной работой. И до конца 1998 года все это сходило с рук.

Однако жизнь страны за эти семь лет сильно переменилась. Средства массовой информации вообще и газеты в частности стали играть в обществе важную роль, особенно в периоды перманентных российских выборов. Не остался в стороне от этих политических баталий и «Челябинский рабочий». Будучи к 1999 году все еще авторитетной газетой области, «Челябинский рабочий» привлекал к себе взоры политиков и бизнесменов, которые поставили себе цель – пробиться в большую политику, чтобы либо обезопасить себя от преследований со стороны закона, либо развить свой бизнес, используя столичные связи. И на «Челябку» началась рейдерская атака.

Среди людей, поставивших себе цель заполучить «Челябку», можно выделить троих: Дмитрия Еремина, Вячеслава Тарасова и Андрея Косилова. Еремин открыто предлагал акционерам «Челябки» продать ему акции, Тарасов действовал через своего заместителя Валерия Гришмановского, интересы Косилова представлял ответственный секретарь «Челябинского рабочего» Виктор Косолапов.

Первоначальный повод был формальным – ЗАО не зарегистрировало свои акции. Затем последовали и более откровенные «наезды» от политических, общественных и промышленных структур. Появились люди, которые «в открытую» предлагали перекупить газету, скупив контрольный пакет акций ЗАО. Тем более, что руководство «ЧР» и в этом вопросе заняло невразумительную позицию: в конце 1999 года Борис Киршин предложил всем акционерам продать акции вновь создаваемому ЗАО «ЧР-Менеджер», в котором числились уже только четверо учредителей – сам г-н Киршин, два его заместителя и ответственный секретарь. Аргументировалось это предложение тем, что ядро газеты сможет противостоять всем нападкам извне более эффективно, чем разрываемый противоречиями коллектив. За каждую акцию руководство «ЧР» предложило своим коллегам по 20 рублей.

Но и «враг» не дремал. Понимая, что страна давно уже живет в условиях рыночного общества, люди, обладающие немалым капиталом, решили перебить цену и назначили за акцию по 50 рублей. И акционеры дрогнули.

Те из них, кто по разным причинам уже не работал в газете, согласились на новые условия предпринимателей, многие из тех, что еще оставался сотрудником «Челябинского рабочего», выражали сожаление, что не могут последовать за бывшими коллегами, опасаясь мести Бориса Киршина. Но зерно сомнения уже начало прорастать...

И тут главный редактор «Челябки» просит аудиенцию у ставшего к тому времени губернатором Петра Сумина. После этого разговора судьба новой «Челябки» оказалась предрешена. «Челябинский рабочий» стал... американской газетой.

Некое частное лицо из нью-йоркского района Манхэттен выкупило 100 процентов акций газеты. При этом господин Киршин устно и письменно утверждал, что вновь созданное ЗАО «ЧР-Менеджер» лишь взяло кредит на оплату бывших долгов ликвидированного ЗАО «Челябинский рабочий». Однако в нашей редакции имеются документы, свидетельствующие о том, что 200 тысяч долларов, полученных от американских «партнеров» на защиту свободы слова в России, были потрачены следующим образом: примерно по 37 тысяч «американских рублей» получили ответственный секретарь и оба заместителя Киршина, а сам главный редактор «подорожал» почти на 89 тысяч долларов. Забавно еще и то, что бывшие акционеры «Челябки», которым изначально предлагалось по 20 рублей за акцию, получили лишь по шесть рублей.

«У меня было более двух тысяч акций, и я считал себя одним из хозяев «Челябки», – улыбается один из журналистов «Челябинского рабочего». – После продажи газеты американцам, или Киршину – я точно сам не знаю, на своих акциях я заработал примерно 12 тысяч рублей. Купил на них видеомагнитофон…

Затем в течение последующих нескольких лет в результате сложных финансовых операций, связанных с кредитами, иностранными грантами и полученной (прежде всего, от газеты «Тумба») прибылью, американские деньги были возвращены, и газета стала «свободной и независимой».

С 1 января 2000 года газету «Челябинский рабочий» издает ЗАО «ЧР-Менеджер». И хотя номинально хозяевами последнего являются четыре физических лица – Борис Киршин, Юрий Емельянов, Владимир Спешков и Лев Лузин, – ни для кого не секрет, что фактическим хозяином старейшей на Южном Урале газеты (вместе со всеми ее приложениями), отметившей в этом году свой вековой юбилей, был и остается г-н Киршин.

«Вечерний Челябинск»

До 1991 года «Вечерка» являлась официальным рупором городского комитета КПСС и городского совета народных депутатов. Рядовые горожане эту газету хорошо знали, любили, и уважали. К концу 80-х, на волне перестройки, коллектив редакции занял твердую демократическую позицию, что явно отличало ее от главного конкурента – «Челябинского рабочего». Наиболее ярко это проявилось 19 августа 1991 года, в дни августовского путча. «Вечерка» выступила на стороне Бориса Ельцина и против ГКЧП, с ликованием встретив развал и запрет КПСС и приход к власти в стране демократов. Дивидендов, однако, это газете не принесло.

После запрета КПСС и фактическое исчезновение хозяина – горкома партии, – «Вечерний Челябинск» прошел процесс акционирования, преобразовавшись в ЗАО. Акции были распределены среди трудового коллектива, на их число влиял в первую очередь рабочий стаж. Среди крупных акционеров оказались ветераны редакции – журналисты Старикова, Моргулес, Иванова, Вишня. В непростой ситуации оказался главный редактор газеты Александр Драгунов: не являясь основным собственником газеты, ему постоянно приходилось корректировать курс редакционной политики с оглядкой на четверку вышеперечисленных ветеранов-акционеров. Но некоторое время система сдержек и противовесов, выстроенная Драгуновым, работала. «Вечерний Челябинск» уверенно двигался вперед, тиражи росли, реклама приносила деньги, выходили отличного качества журналистские тексты. Газета дружила с мэрией, ежегодно получая от Вячеслава Тарасова в подарок по две-три квартиры, безвозмездно распределявшиеся среди редакционного коллектива.

Однако в середине 90-х был совершен ряд ошибок в управлении бизнесом, которые привели к жесточайшему финансовому кризису газеты. В частности, Драгунов принял решение отказаться от подписки, полностью сосредоточившись на розничной продаже. В один момент «Вечерний Челябинск» был исключен из почтовых подписных каталогов и сознательно (!) отказался от всех (!) своих подписчиков. А в розницу газета тоже не пошла, списание ежедневного номера доходило до 70 процентов. Совсем стало плохо в 1998 году, когда после дефолта катастрофически поднялись цены на бумагу. 34 акционера «Вечерки» умели хорошо писать тексты, но у них совершенно не было денег на выпуск своего издания. Именно в 1998 году Драгуновым и его заместителем Грачевым было принято решение искать для газеты инвестора, фактически – нового хозяина.

Среди будущих хозяев мелькали фамилии мэра Челябинска Вячеслава Тарасова, местных предпринимателей – Артура Никитина и Дмитрия Еремина, но Драгунов с Грачевым остановились на малоизвестном еще на тот момент хлебозаводчике Михаиле Юревиче. Редактор и его заместитель начали скупать у трудового коллектива акции, объявив, что теперь у газеты будут три хозяина-акционера – Драгунов-Юревич-Грачев. После того, как скупка была произведена, Грачев и Юревич избавились от Драгунова, воспользовавшись формальным поводом, сместив его с должности главного редактора.

 
 

В 1999-м году полноправным хозяином «Вечернего Челябинска» стал Юревич. И он принял решение, по мнению экспертов, поставившее крест на дальнейшей судьбе «Вечерки». Юревич превратил газету в «медиа-дубину», в ресурс политического влияния, а не в инструмент зарабатывания денег. В ходе выборной кампании в Государственную думу 1999-го года и позднее на страницах «Вечернего Челябинска» появлялось такое количество лжи, грязи и «черного пиара», что от газеты отвернулись самые преданные ее читатели. Авторитет издания, нарабатываемый около сорока лет, рухнул за считанные годы. Но Юревич своего добился, с помощью публикаций в «Вечерке» он стал депутатом Госдумы и вошел в число самых влиятельных политиков Челябинской области, заняв впоследствии и кресло мэра.

На данный момент главный редактор «Вечернего Челябинска» Герман Галкин пытается исправить ситуацию и сделать из газеты нормальный медиаресурс, который бы приносил прибыль. Парадокс заключается в том, что сам Галкин более всего преуспел именно в пиаровских медиавойнах (в самом «грязном» их варианте), а не в ведении обычного медийного бизнеса. Возможно, осознавая абсурдность этой ситуации, Юревич совершил остроумнейший финт, с выгодой продав убыточную газету… самому себе. Решением мэра и послушных ему депутатов городского парламента, «Вечерний Челябинск» стал официальным органом городской думы Челябинска. Использовав по полной «Вечерку», Юревич избавился от убыточного актива, теперь выход газеты оплачивают налогоплательщики.

 

Бум журналов: бесполезное – полезно

Загадочные и умные челябинцы медийный формат «журналы» любили всегда. В советское время тотального контроля КГБ над местной прессой южноуральский самиздат процветал: политическое издание «Дорога к храму», музыкальные «СЭЛФ», «Опорный край», христианские, кришнаитские и прочие журналы будоражили умы местных жителей. В годы перестройки издавались коммерчески безуспешные, но по замыслу глобальные и мистические «Имидж» и «Уральская новь». Все они и многие другие канули в лету. И к середине 90-х годов в Челябинске появились журналы нового формата – «Тип-топ» и «Бум-бум». Первый издавали Павел Рабин, Александр Бенко и Андрей Бондарюк (главный редактор). Второй был плодом рекламного агентства «Алфавит» и жены его хозяина – Елены Фендриковой. «Тип-топ» делал 100-процентную ставку на местный контент, даже на его обложке красовались фотографии челябинских «звезд» (популярного радиодиджея Жени Сайкина, в частности). «Бум-бум» в основном переводил западные интервью и рецензии. Засветились в 90-е годы и такие журналы, как «Побочный эффект» (Илья Мерензон) и «Уральская парадигма» (Павел Рабин). Оба продукта предельно любопытны для истории челябинской журналистики, говорить о них можно восторженно, но, увы, только в прошедшем времени.

Потерянный «Стиль»

Из тех, кто являлся первооткрывателем журнального рынка Челябинска и до сих пор продолжает бизнес, можно назвать, пожалуй, только «Стиль».

Его хозяйка – Валерия Подтесова, имела к концу 90-х годов в собственности салоны «Амфора» и «Диво», кое-какую недвижимость и отца в ранге вице-губернатора области. Вместе с мужем и партнером по бизнесу Светланой Соколовой она решила издавать один из первых в Челябинске гламурных журналов. Его главная задача на первоначальном этапе была простой – пиарить магазины хозяйки.

«А потом у нас начал получаться сам по себе интересный журнал в абсолютно новом на тот момент для челябинцев формате, – вспоминает бывший главный редактор «Стиля» Олег Лабастов. – Была сформирована хорошая команда из сильных менеджеров, интересных дизайнеров и профессиональных журналистов».

Журнал тиражом в 10 тысяч штук с удовольствием брали на распространение, мы активно рекламировали «Стиль» с помощью наружной рекламы, и в целом дела шли очень неплохо. В месяц «Стиль» собирал около миллиона рублей рекламы и претендовал на лидерские позиции в своем медиасегменте. Едва не состоялся союз «Стиля» и очень схожего с ним по формату екатеринбургского «Стольника». Предполагалось, что журналы будут распространяться вместе и едва ли не полностью оккупируют рынок челябинского медиагламура. Однако г-жа Подтесова на предложение свердловчан не согласилась.

А вскоре у «Стиля» начался кризис. По разным причинам его покинула практически вся первоначальная команда. По причине несогласия с политикой учредителей ушел из журнала Олег Лабастов, ему не казалась верной позиция Подтесовой, что в журнале должна продаваться каждая страница.

«Деньги на моих глазах клали творчество на две лопатки. Я всегда считал, что хорошее, грамотное слово – это основа успеха журнала у читателей, – говорит г-н Лабастов. – В «Стиле» мы публиковали интересные и высококачественные материалы, печатали оригинальные литературные переводы, находили интересных собеседников, журнал стали считать «своим» не только богатые, но и творческие люди – художники, музыканты. Но все это постепенно вытеснялось исключительно коммерческим контекстом.

Однако, по мнению экспертов, подкосил «Стиль» не скучный и исключительно рекламный контент, а невнятный формат. До «гламурного» журнал не дотягивал, а просто публиковать тексты про интерьер учредители не хотели. Были, возможно, и другие причины падения известности. Так или иначе, но после 2005 года «Стиль» сдал лидирующие позиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...