Классификация стратегий маркетинга
Наступательные стратегии нацелены на формирование первичного спроса на новый товар, освоение новых рынков или на увеличение доли рынка. К таким стратегиям можно отнести следующие. Стратегия интенсивного роста, которая включает такие разновидности: ■ глубокое внедрение на рынок — увеличение сбыта существующих товаров на освоенных рынках; ■ расширение границ рынка — увеличение сбыта существующих товаров на новых рынках; ■ совершенствование товара — увеличение сбыта усовершенствованных или новых товаров на освоенных рынках. Стратегия диверсификационного роста, которая предполагает следующие разновидности: ■ концентрическая диверсификация — расширение номенклатуры за счет схожих изделий; ■ горизонтальная диверсификация — расширение номенклатуры и счет новых изделий, предназначенных для существующих покупателей; ■конгломератная диверсификация — расширение номенклатуры за счет новых товаров, предназначенных для новых рынков (сегментов). Стратегия глобализации, которая предполагает стандартный подход ко всем рынкам. Стратегия быстрого получения прибыли, которая сводится к выведению новых товаров на рынок с использованием ценовых стратегий снятия сливок или целевой прибыли. Стратегия быстрого проникновения на рынок, которая сводится к ценовой конкуренции. Стратегия медленного проникновения на рынок, которая предполагает широкий охват рынка на основе доступных цен. Оборонительные стратегии, которые способствуют защите имеющегося положения на рынке или рационализации рынка. К оборонительным стратегиям относят следующие. Стратегии интеграционного роста в составе таких вариантов:
■ регрессивная интеграция — стремление к контролю над поставщиками; ■ прогрессивная интеграция — стремление к контролю над системой распределения; ■ горизонтальная интеграция — стремление к контролю над конкурентами. Стратегия кооперации производства — взаимовыгодное сотрудничество с другими предприятиями. Стратегия медленного получения прибыли — более глубокое освоение имеющихся рынков. Стратегия дифференциации — обеспечение широкого ассортимента товаров. Стратегии отступления, которые применяют при стагнации рынка, невозможности или нецелесообразности конкурентной борьбы. Как правило, это следующие стратегии. Уход с рынка, который связан с отсутствием перспектив развития или совершенствования товара на данном рынке. Сокращение производства до обоснованного минимума, что требует проведения маркетингового исследования и установления остаточного спроса на товар. Маркетинговое планирование Выделяют два уровня планирования: 1. Стратегический маркетинговый план включает разработку маркетинговых целей и перспективных стратегий, основанных на анализе рыночной ситуации, её прогнозов и корпоративных возможностей. Разрабатывается на 3-5 лет. 2. Тактический маркетинговый план – проводник конкретных мероприятий краткосрочного характера по материальному воплощению выбранной стратегии в рамках маркетинговых направлений по товарной политике, ценообразованию, коммуникациям, качественному обслуживанию клиентов. Составляется обычно на год.
Стратегическое мышление фирмы должно быть зафиксировано в письменном документе, описывающем цели и средства выбранной стратегии развития. Функция стратегического маркетингового планирования заключается в создании четкой картины будущего, каким фирма хотела бы его видеть, а также в разработке способов его достижения. Вторая его функция состоит в коммуникации – доведении принятых решений до тех, кто отвечает за их выполнение.
Большинство стратегических планов дополняются теми или иными ситуационными планами, которые охватывают изменения факторов, чрезвычайно важных для выживания компании.
Таблица 1 Примерное содержание плана маркетинга по основным разделам
Преамбула представляет собой краткое изложение сути предлагаемой к рассмотрению высшему руководству предприятия маркетинговой программы. В преамбуле суммируются основные цели деятельности предприятия, рекомендации, содержащиеся в маркетинговой программе, основные выводы.
В разделе «Ситуация на рынке» даются: ■ показатели объема и динамики платежеспособного спроса ипредложения; ■ показатели экспорта и импорта; ■ уровень и динамика цен; ■ объем производства данного товара на данном целевом рынке; ■ степень и интенсивность конкуренции; ■ цели и мотивы покупок данного товара; ■ требования к качеству и техническому уровню товара; ■ объем и характер услуг, которые желают получить потребители товара; ■ ориентировочная цена, складывающаяся на рынке; ■ объем потребления; ■ объем ожидаемых продаж; ■ расчетная рыночная доля предприятия; ■ принятая на целевом рынке система реализации; ■ ожидаемое число покупателей, клиентов; ■ принятые на рынке формы и методы продаж; ■ средний размер одной покупки; ■ основные тенденции развития данного сегмента рынка. Иногда в этой части программы приводят только данные о текущей ситуации на рынке и краткий обзор рынка. В разделе «Анализ возможностей и проблем» дается анализ существующих проблем и трудностей в работе предприятия, его конкурентных преимуществ и недостатков, а также угроз внешней среды и возможностей. В результате анализа: ■ формулируются преимущества и недостатки работы предприятия на целевом рынке; ■ выявляются основные проблемы, требующие своевременного разрешения; ■ дается оценка престижности и авторитета предприятия; ■ приводятся конкурентные преимущества производимого товара (по качественным характеристикам, уровню цен, развитию каналов сбыта, обслуживанию, особенностям коммерческой работы); ■ определяется степень обеспеченности ресурсами (научно-техническими, производственными, коммерческими, маркетинговыми, финансовыми, квалификационными и др.); ■ определяются предполагаемые объем и рост операций; ■ определяются предполагаемые объем и динамика капитальных вложений; ■ выявляются источники финансирования; ■ рассчитывается средняя рентабельность продаж и средняя норма прибыли;
■ оцениваются возможности и способность руководства предприятия управлять деятельностью предприятия в условиях работы на данном целевом рынке; ■ определяются перспективы достижения не единичного, а перманентного успеха в работе на целевом рынке; ■ оценивается приверженность потребителей к данному товару и предприятию; ■ определяется чувствительность конъюнктуры целевого рынка к колебаниям общехозяйственной конъюнктуры; ■ проводится оценка вероятных рисков (политических, коммерческих, производственных, научно-технических и др.); ■ вырабатывается серия мер и методов защиты от возможных рисков (страхование, диверсификация рынков и отраслей деятельности и др.); ■ выявляются слабые и сильные стороны работы предприятия. В разделе «Цели и задачи» определяются глобальные цели и задачи, стоящие перед предприятием, а также вспомогательные подцели, достижение которых обеспечивает решение основных задач. Цели формулируются как в количественном, так и в качественном выражении. В маркетинговой деятельности определение целей основано на следующих принципах: ■ цели не должны противоречить друг другу; ■ цели должны давать основу и стимул для дальнейшей деятельности, обеспечивать сосредоточение сил и средств предприятия на приоритетных участках его деятельности; ■ цели должны быть избирательными и направленными. При определении целей достаточно часто пользуются методом построения дерева целей, суть которого заключается в следующем: исходя из главной цели и для ее достижения формулируются основные цели второго уровня, затем промежуточные цели третьего уровня, подцели четвертого уровня и т.д. Раздел «Маркетинговая стратегия» посвящен рыночной стратегии предприятия и включает в себя: ■ глобальные направления маркетинговой стратегии (диверсификация, интернационализация или сегментация предпринимательской деятельности, ритм и темпы расширения деловой активности, работа с новым или существующим товаром, на новом или существующем рынке); ■ стратегия относительно рыночной доли предприятия (наступление, оборона или отступление по каждому виду и модификации товара и по каждому сегменту целевого рынка); ■ стратегия в зависимости от рыночного спроса (конверсионная, стимулирующая, развивающая, ремаркетинговая, синхромаркетинговая, поддерживающая, демаркетинговая, противодействующая). Раздел «Товарная политика» включает в себя определение основной товарной стратегии (дифференциация, диверсификация, вертикальная интеграция, узкая специализация), а также маркетинговые характеристики производимых предприятием товаров, для чего приводятся следующие данные:
■ ассортимент выпускаемой продукции; ■ степень новизны товара; ■ фаза жизненного цикла товара на данном рынке; ■ наличие аналогов или заменителей товара на данном сегменте рынка; ■ степень соответствия товара требованиям конкретных покупателей и потребителей данного сегмента рынка; ■ качество товара; ■ требования региона и сбытовой сети к упаковке; ■ технологическая сложность; ■ уровень требований по послепродажному обслуживанию, непосредственным долгосрочным контактам с конечным потребителем и по адаптации продукта к требованиям конкретного сегмента рынка; ■ наличие инфраструктуры для осуществления поставок; ■ патентная и юридическая защита и чистота товара; ■ соответствие нового производства сложившейся организационной структуре предприятия; ■ размер расходов на создание нового товара; ■ рентабельность производства и продаж товара на данном сегменте рынка; ■ сроки окупаемости инвестиций в разработку и производство товара; ■ издержки на единицу продукции; ■ обеспеченность предприятия соответствующими технологическими ресурсами, машинами и оборудованием, материалами и сырьем, квалифицированным персоналом; ■ сроки освоения нового ассортимента; ■ известность торговой марки предприятия на данном сегменте В разделе «Политика формирования и развития каналов товародвижения» учитываются: ■ требования к сбытовой сети на данном сегменте рынка; ■ организационная структура системы сбыта; ■ уровень квалификации коммерческого персонала; ■ опыт сбытовой работы предприятия на данном или аналогичном сегменте рынка; ■ целесообразность использования услуг посредников; ■ принятые на рынке виды и число используемых посредников; ■ возможность увеличения объема продаж при помощи посредников; ■ политика посредников по отношению к предприятию; ■ возможности финансовых ресурсов предприятия для создания системы сбыта; ■ степень эффективности собственной системы сбыта по сравнению с альтернативными возможностями; ■ соответствие нового производства организационной существующей структуре сбыта; ■ существующие на рынке практика и обычаи осуществления поставок; число потенциальных потребителей; ■ географическая концентрация продаж; ■ привычки и предпочтения конечных потребителей; ■ размер единичных заказов; ■ характер распределения заказов; ■ делимость товара; ■ изменчивость и неустойчивость товара (с позиции возможностей его хранения); ■ объем сервиса и услуг, предоставляемых предприятием покупателю; ■ степень стремления руководства к контролю за каналами сбыта; ■ прогноз решения транспортных вопросов; ■ планирование логистики движения потоков товаров и материалов; ■ работа с поставщиками; ■ разработка системы снабжения и т.д. В разделе «Ценовая политика» разрабатываются следующие направления: ■ уровень цены за единицу товара; ■ динамика цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара; ■ соотношение цен по производимым предприятием товарам, различным по степени новизны и ассортименту; ■ цены конкурентов; ■ соотношение уровня цен с уровнем цен конкурирующих организаций на данном сегменте рынка; ■ степень ценовой и неценовой конкуренции; ■ степень функциональной и фирменной конкуренции; ■ зависимость спроса от цены товара (эластичность спроса); ■ соответствие оптимальному соотношению между ценой и потребительной стоимостью товара; ■ степень новизны товара; ■ выбранная тактика ценовой политики; ■ наличие аналогов или заменителей товара на данном сегменте рынка; ■ соответствие цены новизне и качеству товара, сервисной политике и обслуживанию, престижу торговой марки предприятия, длине канала реализации, типу используемого посредника, характеру рынка (первичный или вторичный), условиям поставки, кредитно-финансовым условиям, системе скидок и надбавок, принципу ценообразования и т.д. Раздел «Политика формирования спроса и стимулирования сбыта» Данный раздел программы включает следующие составляющие: ■ особенности рекламной политики; ■ план рекламных мероприятий; ■ подбор побудительных мотивов для организации рекламной кампании на данном сегменте рынка (качество, цена, удобство, экономичность и т.д.): ■ предпочтительные и эффективные средства рекламы на данном ■ размер расходов на рекламу; ■ распределение расходов по средствам (каналам) рекламы; ■ расходы на товарную и престижную и другие виды рекламы; ■ оценку рентабельности и эффективности рекламной кампании; ■ связь рекламных мероприятий с жизненным циклом товара; ■ соответствие рекламы характеру товара, образу и фирменному стилю предприятия, обычаям целевого рынка; ■ определение основных видов ярмарок и выставок для участия ■ оценку возможной эффективности этого участия; ■определение средств стимулирования сбыта; ■стимулирование посредников по сбыту; ■ определение метода выделения финансовых средств на стимулирование сбыта (метод фиксированного процента, метод установления процента от суммы прибыли, от объема продаж прошлого периода или предполагаемого в будущем) и т.д. В разделе «Бюджет реализации маркетинговой программы, оценка ее эффективности и контроль» рассматривается решение следующих вопросов: ■ об общем объеме расходов на реализацию всех маркетинговых мероприятий, планируемых данной программой; ■ о расходах на маркетинговые исследования; ■ о расходах на составление прогноза развития рынка; ■ о расходах на изучение производственно-сбытовых возможностей предприятия; ■ о расходах на составление маркетинговой программы; ■ о расходах на заработную плату сотрудников маркетинговых служб предприятия; ■ о расходах на оплату услуг специализированных маркетинговых и рекламных организаций; ■ о расходах на оплату услуг посредников; ■ о расходах на предварительную и окончательную оценку эффективности данной маркетинговой программы; ■ о формах и методах контроля за ходом выполнения маркетингового плана; ■ о расходах на осуществление контроля за реализацией маркетинговой программы и мониторинга; ■ о расходах на внесение текущих корректив в маркетинговую программу в период ее реализации и т.д. В практике маркетинга используются различные методы определения бюджета маркетинга. К наиболее распространенным методам можно отнести следующие. Финансирование «от возможностей» осуществляется по принципу «сколько вы можете выделить». Такой метод применяется предприятиями, ориентированными на производство, а не на маркетинг. На долю последнего обычно приходится лишь то, что остается после удовлетворения запросов производства как такового (если что-то остается). Единственное, но весьма сомнительное преимущество метода, — отсутствие каких-либо серьезных конфликтов с производственными подразделениями из-за их безусловного приоритета. Несовершенство же метода очевидно с первого взгляда. Прежде всего это абсолютная произвольность выделения конкретных сумм, их непредсказуемость из года в год и, как следствие, невозможность разработки долгосрочных маркетинговых программ, планирования комплекса маркетинга и всей деятельности предприятия. Метод фиксированного процента основан на отчислении определенной доли от предыдущего или предполагаемого объема сбыта. Например, принимается величина в 3% от объема продаж прошлого года. Этот метод достаточно прост и часто применяется на практике. Однако он же и наименее логичен, поскольку ставит причину (маркетинг) в зависимость от следствия (объема сбыта). При ориентации на результаты завершившегося периода развитие маркетинга становится возможным только при условии его предыдущих успехов. Если же налицо рыночная неудача и объем продаж уменьшается, то вслед за этим пропорционально падает и величина отчислений на маркетинг. Метод соответствия конкуренту предполагает учет практики и уровня затрат на маркетинг конкурирующих предприятий с поправкой на соотношение в силах и долю на рынке. Для реализации этого метода необходимо наличие ряда условий. Во-первых, следует подобрать конкурента, близкого по ресурсам, интересам и рыночной позиции. Во-вторых, требуется хотя бы приблизительно определить размеры его маркетингового бюджета, что весьма трудно. Если усилия конкурента по рекламе и стимулированию сбыта заметны на рынке и могут быть хотя бы приблизительно установлены, то затраты на проведение маркетинговых исследований и разработку товаров оценить достаточно сложно. Такой метод разработки бюджета маркетинга дает возможность использования коллективного опыта, однако не отличается устойчивой оптимальностью. Метод максимальных расходов предполагает, что на маркетинг необходимо расходовать как можно больше средств. При всей видимой «прогрессивности» такого подхода, его слабость заключается в пренебрежении способами оптимизации расходов. Более того, с учетом достаточно значительного временного интервала между осуществлением затрат на маркетинг и достижением результатов использование этого метода может слишком быстро привести предприятие к труднопреодолимым финансовым сложностям и, как следствие, к отходу от маркетинговой концепции. Метод на основе целей и задач требует стройной системы четко сформулированных целей и задач. Суть метода сводится к подсчету затрат, которые предстоит произвести в рамках отдельных маркетинговых мероприятий, обеспечивающих достижение соответствующих целей. Поэтому в таких случаях нередко требуется пересмотр поставленных целей. Метод учета программы маркетинга предполагает тщательный учет издержек на достижение конкретных целей, но не самих по себе, а в сравнении с затратами при других возможных комбинациях средств маркетинга, т.е. при реализации других «цепочек» альтернатив маркетинговой стратегии. Определяя бюджет, необходимо не только рассчитать общие расходы, но и распределить их как по основным направлениям маркетинговой деятельности (маркетинговые исследования, разработка товаров, реклама, стимулирование сбыта и т.д.), так и внутри них. Контроль и оценка эффективности маркетинговой деятельности Задачи маркетингового контроля — это оценка и повышение эффективности производственно-сбытовой и научно-технической деятельности предприятия и учет показателей их работы в реальных условиях развития рынка. Маркетинговый контроль позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в конкурентных возможностях предприятия и внести соответствующие коррективы в его маркетинговые программы и планы предпринимательской деятельности. Контроль маркетинговой деятельности, как правило, предполагает: 1) контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта; 2) контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат; 3) стратегический контроль и ревизию маркетинга. В зависимости от системы внутрифирменного управления, размеров предприятия и его финансового потенциала контроль может включать один, два или все три указанных вида. Наибольшую эффективность дает одновременное применение именно трех видов контроля. 1. Контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта предусматривает информацию о нарушении запланированного хода реализации, которая включает указания относительно тех товаров, сегментов и рынков, где либо выявились сложности с запланированным ростом продаж, либо открылись не учтенные в планах положительные сбытовые перспективы. В случае снижения объема продаж предлагаются средства преодоления данной ситуации, при внеплановом росте продаж — меры, направленные на исключение ситуации возможного дефицита продукции на рынке, и т.д. Контроль сбытовой деятельности предприятия предполагает учет фактических продаж и их тенденций в сопоставлении с запланированными показателями по отдельным товарам и их ассортиментным группам, отдельным сбытовым подразделениям и продавцам, регионам, типам потребителей, периодам времени, ценовым линиям, методам и формам сбыта и т.д. При проведении контроля сбыта пользуются данными легкодоступной статистики сбыта, в частности счетами. Счета дают информацию о покупателе и продавце, количестве проданного поданному счету товара, цене, условиях покупки и транспортировки, дате покупки, наборе товаров, приобретаемых одновременно и включаемых в один счет. Компьютеризация делопроизводства позволяет ускорить и повысить эффективность обработки статистики сбыта. Важным в этой части маркетингового анализа является выбор единицы контроля — категории сбыта (статей статистической отчетности), по которой собираются данные и ведется учет, например по каждому виду продукции в штуках и денежном выражении по каждому сегменту рынка и сбытовой территории. Контроль сбыта выявляет структуру покупок потребителей, позволяет ее контролировать и предусматривает изучение отношения покупателей и потребителей к продаваемым товарам, имея целью определить изменения в этих отношениях до того, как они могут отрицательно сказаться на сбыте продукции. 2. Контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат начинается с определения рентабельности деятельности предприятия по отдельным товарам, их ассортиментным группам, рыночным сегментам и территориям, торговым каналам, рекламным средствам, торговому персоналу, заказам разного объема. Чаще всего предприятия анализируют рентабельность своих сбытовых действий по товарам и реже — по группам потребителей, продавцам или рыночным регионам и пр. Так, для оценки каналов сбыта маркетинговый контроль предполагает подсчет полных издержек на производство и сбыт товара и отдельно — на его сбыт. Затем определяют затраты на продажу товара по отдельным составляющим (сбыт, реклама, упаковка, транспортировка, оформление документов и т.д.) и исчисляют издержки отдельно по каждому сбытовому каналу. В заключение рассчитывают прибыли и убытки по каждому из видов сбытовых каналов, чтобы выявить наименее прибыльные и наиболее перспективные каналы товародвижения и скорректировать сбытовую политику предприятия. Анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом сбыта позволяет определить эффективность маркетинговых мер и затрачиваемых средств и не дает расходовать необоснованно большие суммы на достижение маркетинговых целей. Обычно анализ маркетинговых затрат осуществляется в три этапа: 1) изучение обычной бухгалтерской отчетности, сравнение поступлений от продаж и валовой прибыли с текущими статьями расходов — заработной платой, арендной платой, затратами на рекламу, транспорт, страхование и др.; 2) пересчет расходов по функциям маркетинга — расходы на маркетинговые исследования, маркетинговое планирование и контроль, рекламу и персональные продажи, хранение и транспортировку. Составляется сложная таблица расчетов, подлежащее которой — текущие статьи расходов, сказуемое — их разбивка по целям затрат на маркетинг. Такой анализ позволяет связать текущие затраты с конкретной маркетинговой деятельностью; 3) разбивка функциональных расходов маркетинга по отдельным товарам, методам и формам реализации, сбытовым территориям и рыночным сегментам, каналам сбыта, потребителям и т.д. Составляется таблица, подлежащее которой — функциональные статьи расходов на цели маркетинга, сказуемое — отдельные товары, рынки и пр. 3. Стратегический контроль и ревизия маркетинга предполагает оценку основных задач, стратегий, маркетинговых оперативных мероприятий, маркетинговой организации в целях выявления трудностей и положительных перспектив для производственно-сбытовой и научно-технической деятельности предприятия и разработку рекомендаций по их совершенствованию. Ревизия маркетинговой деятельности может быть горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная ревизия, или ревизия структуры маркетинга, позволяет контролировать общее функционирование маркетинга, т.е. все функции маркетинга во взаимосвязи, например, работу по изучению рынков сбыта, рекламную и сбытовую работу одновременно. Вертикальная ревизия предусматривает тщательный контроль всей деятельности предприятия по одной отдельной маркетинговой функции, например, по рекламной работе или по планированию товарного ассортимента. Для проведения ревизии разрабатываются вопросник и бланк ревизии. Структура ревизии может быть различной. Например, Ф. Котлер предлагает следующий ее типовой план. 1. Ревизия маркетинговой среды: а) ревизия макросреды (демографических, экономических, природных, научно-технических, политических, правовых факторов и факторов культурного развития); б) ревизия микросреды (покупателей, конкурентов, сбытовых посредников, поставщиков, рекламных и маркетинговых организации, контактных аудиторий). 2. Ревизия стратегии маркетинга (программы деятельности предприятия, задач и целей маркетинга, его стратегических направлений). 3. Ревизия организации службы маркетинга (формальной структуры, функциональной эффективности, эффективности взаимодействия). 4. Ревизия систем маркетинга (системы маркетинговой информации, планирования маркетинга, маркетингового контроля, разработки новых товаров). 5. Ревизия результативности маркетинга (прибыльности и эффективности затрат). 6. Ревизия функциональных составляющих маркетинга — комплекса маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой политики, рекламы и стимулирования сбыта, кадровой политики).
Методические рекомендации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|