Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обоснование ценообразования на продукты и услуги




 

При установлении цены на продукцию необходимо учитывать внутренние и внешние факторы, влияющие на ценообразование. К внутренним факторам относятся: себестоимость продукции, в которой отражается качество материалов и труда, трудоемкость продукции, уровень механизации и автоматизации и т. п. В условиях рынка необходимо своевременно модернизировать, совершенствовать производственный потенциал, закупать новые технологии, оборудование. Это приводит к необходимости учета покрытия капитальных вложений.
Внешние факторы определяются рынком, на котором организация реализует свою продукцию. Основными из них являются: общий покупательский спрос на продукцию, сезонность спроса, предъявляемые требования к качеству продукции определенными группами потребителей, текущие цены на аналогичную продукцию у конкурентов и т. д.
Только на основе учета этих факторов можно принимать решения об установлении цены на конкретные виды продукции. Установление цены осуществляется с помощью специальных методов ценообразования, основные из них приведены ниже.
Для установления цены продукции используются методы:

  1. на основе переменных затрат;
  2. на основе валовой прибыли;
  3. на основе рентабельности продаж;
  4. на основе рентабельности активов.

 

Суть метода переменных затрат:
Для каждого вида продукции рассчитываются:

  • переменные производственные затраты на единицу продукции - р1, на объем производства - ПРЗ;.
  • постоянные общепроизводственные затраты - ОБЩЗ;
  • коммерческие, общие, административные расходы — КМР;
  • желаемая величина прибыли - ПРж.
  1. Рассчитывается процентная наценка к переменным производственным затратам по формуле:


Спр = (ПРж + ОБЩЗ + КМР) / ПРЗ.

  1. Рассчитывается цена по формуле:


Ц = р1 х (1 + Спр).
Пример 1. Организация выпускает продукцию вида А. Прямые материальные и трудовые затраты на единицу продукции, соответственно, составляют 50 и 20 руб., переменные общепроизводственные затраты *“10 руб. Постоянные общепроизводственные расходы - 250 тыс. руб., коммерческие общие и административные расходы предприятия составляют 200 тыс. руб. Размер желаемой прибыли - 360 тыс. руб.
Определить цену, если планируемый объем производства должен составить 120 тыс. ед. продукции.
Решение:

  1. Определим переменные затраты на единицу продукции:


р1 = 50 + 20 + 10 = 80 (руб.).

  1. Определим переменные затраты на объем продукции:


ПРЗ = 80 х 120 = 9600 (тыс. руб.).

  1. Определим процентную наценку:


Спр = (360 + 450) / 9600 = 810/ 9600 = 0,084.

  1. Определим цену Ц = 80 х (1 + 0,084) = 86,72 (руб.).


Таким образом, чтобы покрыть все затраты и получить прибыль в размере 360 тыс. руб., предприятию необходимо установить цену на продукцию «А» в размере 86,72 руб.
Метод переменных затрат целесообразно использовать, если соблюдены условия:
А) стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции на предприятии, одинакова;
Б) отношение переменных затрат к остальным производственным расходам одинаково для каждого вида продукции.

Метод валовой прибыли
Валовая прибыль - разность между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции. При расчете

величина валовой прибыли определяется как сумма желаемой прибыли, коммерческих, общих административных расходов.
Суть метода:

  1. определяются для каждого вида продукции:
  • количество продукции К;
  • коммерческие, общие, административные расходы КМР;
  • суммарные производственные затраты СПРЗ (если известны переменные производственные затраты ПРЗ и постоянные общепроизводственные затраты ОБЩЗ, то СПРЗ = ПРЗ + + ОБЩЗ);
  1. определяются суммарные производственные затраты на единицу продукции ср1 = ПРЗ / К;
  2. задается желаемая величина прибыли для продукции - ПРж;
  3. рассчитывается ставка процентной наценки - отношение суммы желаемой величины прибыли (ПРж) коммерческих, общих административных расходов (КМР) к суммарным производственным затратам:


Спр = (ПРж + КМР): СПРЗ;

  1. рассчитывается цена как сумма суммарных производственных затрат на единицу продукции (ср1) и произведение процентной ставки (Спр) на суммарные производственные затраты (СПРЗ):


Ц = ср1 х (1 + Спр).


Используя тоже условие задачи, определим цену продукции А:

  1. определим общие суммарные производственные затраты:


. СПРЗ = ПРЗ + ОБЩЗ = 9600 + 250 = 9850 (тыс. руб.);

  1. определим валовую прибыль, суммируя коммерческие, общие, административные расходы и желаемую величину прибыли:


ВПР = 360 + 200 = 560 (тыс. руб.);

  1. определим ставку процента наценки:


Прн = (ПРпр + КМР)/ СПРЗ = 560 / 9850 = 0,0569;

  1. определим производственные затраты на единицу продукции:


ПР31 = ПРЗ / К = 9850 / 120 = 82,08 (руб.);

  1. определим цену:


Ц = ПР31 х (1 + Прн) = 82,08 х (1 + 0,0569) = 86,75 (руб.).
Таким образом, чтобы покрыть все затраты и получить желаемую прибыль в размере 360 тыс. руб., необходимо установить цену на уровне 86,75 руб.
Метод «Валовой прибыли» достаточно прост, не требует разделения затрат на переменные и постоянные.

Метод рентабельности продаж
Суть метода:

  1. указать суммарные затраты на производство продукции ЗАТ;
  2. рассчитываются суммарные затраты на единицу продукции:


31 = ЗАТ / К;

  1. указать желаемую прибыль ПРж;
  2. рассчитывается ставка процентной наценки как отношение желаемой прибыли к суммарной величине затрат по формуле:


Прн = ПРж / ЗАТ;

  1. рассчитывается цена по формуле:

Ц = 31 х (1 + Прн).
Данный метод используют для определения исходной цены в процессе ценообразования, если все затраты можно распределить по единицам продукции.
Для рассматриваемого примера формирование цены продукции А будет осуществляться следующим образом:

  1. общие затраты предприятия: ЗАТ = 250 + 200 + 9600 = = 10 050 (тыс. руб.);
  2. затраты на единицу продукции: ЗАТ1 = 10050 /120 = 83,75 (тыс. руб.);
  3. рассчитываем ставку процентной наценки по формуле:


Прн = ПРпр / ЗАТ = 360 /(250 + 200 + 9600) = 360 / 10050 =
= 0,0358;

  1. определяем цену:
    Ц = ЗАТ1 х (1 + Прн) = 83,75 х (1 + 0,0358) = 86,75 (тыс. руб.).

Метод рентабельности активов
Для обеспечения организации определенного уровня рентабельности активов, которые участвуют непосредственно в производстве данного вида продукции, используется этот метод. Установление цены на продукцию данным методом основано на знании минимальной желаемой ставки рентабельности активов.
Суть метода:

  1. задать объем производства К;
  2. указать величину суммарных затрат ЗАТ;
  3. указать минимальную желаемую ставку рентабельности активов Стаж;
  4. указать общую стоимость активов САК;
  5. рассчитать затраты на единицу продукции:


31 = ЗАТ / К;

  1. рассчитать цену продукции:


Ц = 31 + Стаж х САК/К
Пример 17. Стоимость имущества данного предприятия равна 200 тыс. руб., а желаемая ставка рентабельности активов - 0,25. Тогда цена продукции определяется следующим образом:

  1. объем производства К = 120 тыс. ед.;
  2. общие затраты ЗАТ = 10050 тыс. руб.;
  3. затраты на единицу продукфш:


ЗАТ1 = 10050 / 120 = 83,75 (руб.);

  1. цена единицы продукции равна:


Ц = ЗАТ1 + Стакх САК/К = 83,75 + 0,25 х 200/120 = 84,17 (руб.)-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...